Дорогу на Кавказ выбрал сам
После окончания девяти классов поступил учиться в Каргапольское профессиональное училище общестроительных работ. По окончании училища мне был присвоен высший, четвертый разряд, как одному из лучших каменщиков и печников, а заодно и получил удостоверение автоводителя категории “С”. При училище действовал клуб “Патриот”.
Члены клуба оказывали посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и готовили себя к службе в рядах Вооруженных Сил. Я стал активным членом этого клуба, был избран представителем на съезд патриотических клубов, который состоялся в 1999 году в городе Кургане. По окончании училища в июне 2001 года был призван в армию.
Службу начал в городе Новочеркасске. Три с половиной месяца проходил обучение на водителя БТР-80. Затем выдали водительское удостоверение и направили в город Краснодар. Прошло полгода со дня начала службы, нам предложили продолжить службу в Чечне. И я написал рапорт, где выразил такое желание. Прибыли в Чеченскую республику накануне нового 2002 года. Базой для батальона стало Веденское ущелье.
В задачу экипажей БТР входило сопровождение саперов и колонн с грузами, оказание помощи военным комендатурам при зачистках, при паспортном контроле, при адресных проверках. Иногда на несколько суток выходили на спецоперации. Жили в землянках. К этому быстро привыкли. Больше удивляло уральцев и сибиряков отсутствие зимой снега.
Вернее, он выпадал, но быстро таял. Выпавший снег у зауральцев всегда вызывал радость: мы выбегали на улицу раздетые и, как дети, играли в снежки до тех пор, пока снег не исчезал. Зимой в горах обстановка относительно спокойная. В населенных пунктах многолюдно, на улицах много мужчин.
Но как только становилось тепло, местность зеленела кустарником, улицы пустели, многие мужчины уходили в горы и брались за оружие, начинались интенсивные боевые действия. Мы даже научились по количеству жителей в деревнях прогнозировать активность действий боевиков. Также военные заметили еще одну закономерность, если на улицах деревень играют дети, значит, все будет спокойно, если же детей нет – жди беды. Прослужил в Чечне 9 месяцев. 3 сентября 2002 года батальон был выведен с Северного Кавказа. Вывод всем очень запомнился.
Уходившая колонна была украшена флагами. Местные жители к уходу относились по-разному. Многие плакали, пытались преградить дорогу, не дать уйти русским парням. Другие же, наоборот, вслед колонне бросали веники, намекая на то, что сюда русским возвращаться не следует. Наш батальон 5 сентября был уже в Краснодаре. Командир батальона поблагодарил всех за отличную службу. Началась неделя реабилитации: ходили в кино, на концерты, гуляли по городу, в общем, отдыхали. Затем было объявлено, что батальон будет направлен в Чечню.
Снова начались учения, полевые выходы. В феврале 2003 года мы были снова в Грозном. В этот раз проходить службу пришлось при военной комендатуре Старопромысловского района. Теперь уже сами проводили зачистки. Так как теперь передвигаться нужно было по городу, пришлось вспоминать правила дорожного движения, которые совсем не нужны были раньше в горах.
23 марта 2003 года в Чечне должен был состояться референдум, принимали Конституцию. Накануне же все ожидали провокации, было неспокойно. Нашему взводу было поручено осмотреть городской рынок. Когда подъехали к рынку, он оказался почти пуст. Это было подозрительно. По рынку прошли саперы с миноискателями, ничего не обнаружили, решено было ехать обратно, ждали только команду о маршруте передвижения. Лейтенант, командир взвода, находился возле нашей машины. К нему подошли несколько человек. Едва я успел спуститься в БТР – раздался взрыв, меня ударило, глаза затекли кровью. Начал называть по именам товарищей по экипажу. Все отозвались, значит, были живы. Выбрался из БТР, кругом стоял дым. Сначала ничего не было видно, но затем увидел лежащих в крови людей. К ним уже бежали на помощь, раненых перевязали и увезли в центральную больницу, расположенную в аэропорту “Северный”.
Там работали хорошие врачи, но до больницы нужно было добираться минут 30-40. А в это время к рынку уже приехали из прокуратуры, провели расследование. Оказалось, что фугас был заложен в одном из холодильников на рынке. Саперы проходили перед взрывом мимо этого холодильника, но подумали, что миноискатель среагировал на его металл. На следующий день, 23 марта, в день моего двадцатилетия, сообщили о том, что ночью умер от потери крови наш командир взвода, а за несколько дней до этого, лейтенант пригласил меня к себе на свадьбу, дома лейтенанта ждала невеста.
Алексей Колчеданцев
Другие новости и статьи
Исполнение приказа или распоряжения »
Запись создана: Суббота, 10 Июль 2021 в 12:59 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика