13 Июль 2021

Вопросы, возникающие при применении наказания в виде ограничения по военной службе и освобождении от этого наказания

oboznik.ru - Субъекты исполнительного производства с участием военнослужащих и военных организаций
#право#служба#военноеправо

Срок наказания в виде ограничения по военной службе - от трех месяцев до двух лет. При этом законодатель установил во всех статьях Особенной части УК РФ, предусматривающих данный вид наказания, лишь его верхний предел (например, в ч. 1 ст. 334 УК РФ - до двух лет, в ч. 1 ст. 336 УК РФ - до шести месяцев, в ч. 1 ст. 339 УК РФ - до одного года) и не указал нижнего.

Избрав наказание в виде ограничения по военной службе, суд может назначить его в пределах, установленных в санкции соответствующей статьи УК РФ, но не менее трех месяцев. Как видно из содержания ч. 1 ст. 51 УК РФ, ограничение по военной службе может быть назначено лишь военнослужащему, проходящему военную службу по контракту. К таким военнослужащим относятся лица, заключившие в соответствии со ст. ст. 32 - 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, в других войсках (пограничных, внутренних, войсках гражданской обороны), в воинских формированиях, органах, в которых предусмотрена военная служба. Виды контрактов о прохождении военной службы могут различаться по срокам (на 3, 5, 10 лет) и по условиям, однако на назначение наказания в виде ограничения по военной службе это не влияет.

Кроме того, действующее законодательство не содержит никаких ограничений по категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в зависимости от их звания, должностного положения или срока службы. В частности, к ограничению по военной службе может быть осужден военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы и не выслуживший к моменту вынесения приговора установленных законом сроков службы по призыву (ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Началом военной службы по контракту считается день вступления в силу контракта о прохождении военной службы (ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Военная служба, в том числе и по контракту, считается оконченной в день исключения военнослужащего из списков личного состава части с некоторыми ограничениями, предусмотренными в ст. 38 вышеназванного Закона.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, в том числе и офицеры, а также граждане, состоящие в запасе, совершившие преступления против военной службы во время прохождения военных сборов, наказанию в виде ограничения по военной службе подвергнуты быть не могут. Если преступление против военной службы совершено военнослужащим в период прохождения военной службы по призыву, но до признания его виновным в совершении этого преступления он поступил на военную службу по контракту, то, по смыслу ч. 1 ст. 51 УК РФ, каких-либо препятствий для назначения наказания в виде ограничения по военной службе не имеется, поскольку законодатель связывает назначение этого вида наказания не с моментом совершения преступления, а с фактом прохождения военной службы по контракту.

Например, военнослужащий в период прохождения военной службы по призыву совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 334 УК РФ. Командование, не зная об этом факте, заключило с ним контракт о прохождении военной службы. В последующем преступление было раскрыто и данный военнослужащий признан виновным в его совершении. При таких обстоятельствах ему может быть назначено наказание в виде ограничения по военной службе. В том случае, если преступление было совершено военнослужащим в период прохождения военной службы по контракту, а на момент вынесения приговора срок контракта истек и с военнослужащим не заключен новый контракт, ограничение по военной службе назначено быть не может. Расширение оснований применения ограничения по военной службе, предусмотренных ч. 1 ст. 51 УК РФ, недопустимо. В частности, на практике возникает вопрос: можно ли в соответствии со ст. 64 УК РФ назначить осужденному военнослужащему наказание в виде ограничения по военной службе как более мягкий вид наказания, если им совершено преступление, не относящееся к преступлениям против военной службы, и в соответствующей статье УК РФ не предусмотрены исправительные работы?

Поскольку условия для назначения наказания в виде ограничения по военной службе, определенные в ст. 51 УК РФ, являются исчерпывающими, ст. 64 УК РФ к данному виду наказания неприменима и ответ на поставленный вопрос должен быть отрицательным. Своеобразна и замена исправительных работ ограничением по военной службе. Следует исходить из того, что законодатель, по сути, установил равнозначность данных видов наказания. Формулировка ч. 1 ст. 51 УК РФ позволяет сделать вывод, что в случае осуждения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за совершение преступления, за которое прямо предусмотрены исправительные работы, суд обязан вместо них назначить ограничение по военной службе. В приговоре должно быть указано, что военнослужащему в соответствии с ч. 1 ст. 51 УК РФ избирается мера наказания в виде ограничения по военной службе в пределах срока исправительных работ, указанных в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ.

Назначать осужденному военнослужащему исправительные работы, а затем производить замену их на ограничение по военной службе не требуется, поскольку в ч. 1 ст. 51 УК РФ речь идет не о замене одного вида наказания другим, а о назначении ограничения по военной службе вместо исправительных работ. При назначении наказания в виде ограничения по военной службе в качестве составной части наказания в приговоре должен быть определен размер удержаний в доход государства из денежного содержания военнослужащего, но не свыше 20%. Законодатель не устанавливает минимального размера удержаний, оставляя решение этого вопроса на усмотрение суда. В законе четко перечислены права, в осуществлении которых ограничивается военнослужащий в период срока отбывания указанного вида наказания.

Возможности применять эти ограничения частично, а не в полном объеме действующее законодательство не предусматривает. При частичном или полном сложении ограничения по военной службе с лишением свободы в соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 71 УК РФ одному дню лишения свободы соответствуют три дня ограничения по военной службе. В соответствии со ст. 73 УК РФ ограничение по военной службе может быть назначено условно при наличии обстоятельств, позволяющих суду сделать вывод о возможности исправления осужденного без реального отбывания данного наказания. Испытательный срок при условном осуждении к ограничению по военной службе может составлять от шести месяцев до трех лет. При условном осуждении к данному виду наказания суд может возложить на осужденного военнослужащего обязанности, перечисленные в ч. 5 ст. 73 УК РФ, поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо изъятий, касающихся возможности возложения этих обязанностей при условном осуждении к ограничению по военной службе.

Контроль за поведением условно осужденного к ограничению по военной службе возлагается на командование. Отмена условного осуждения к данному виду наказания или продление испытательного срока производятся в соответствии со ст. 74 УК РФ. Действующее законодательство не предусматривает возможности замены ограничения по военной службе более строгим видом наказания в случае уклонения от отбывания этого наказания, как, например, в случае злостного уклонения от отбывания исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК РФ). Если военнослужащий в период отбывания наказания в виде ограничения по военной службе совершает уклонение от военной службы, его действия при наличии признаков составов соответствующих преступлений должны квалифицироваться как преступления против порядка прохождения военной службы, а наказания должны назначаться по совокупности приговоров в соответствии со ст. 70 УК РФ. Освобождение от наказания в виде ограничения по военной службе осуществляется по одному из следующих оснований, предусмотренных действующим законодательством: условно-досрочное освобождение (ст. 79 УК РФ); болезнь осужденного, препятствующая отбыванию наказания (ст. 81 УК РФ, ч. 1 ст. 174 УИК РФ); амнистия (ст. 84 УК РФ); помилование (ст. 85 УК РФ); увольнение с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством о воинской обязанности и военной службе. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания в виде ограничения по военной службе производится по общим основаниям, предусмотренным ст. 79 УК РФ, и по правилам, определенным уголовно-процессуальным законодательством.

Освобождение на основании акта об амнистии или помиловании также производится в общем порядке. Например, в соответствии с п. 6 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 1997 г. "Об объявлении амнистии" подлежат освобождению от наказания лица, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы. К таким наказаниям относится и ограничение по военной службе. Некоторые вопросы возникают в связи с увольнением осужденного с военной службы. Действующее уголовное законодательство специально не указывает на возможность освобождения осужденного военнослужащего от отбывания наказания в виде ограничения по военной службе в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья или иным основаниям, предусмотренным законодательством о военной службе. Вместе с тем в ст. 148 УИК РФ установлено, что в случае увольнения военнослужащего с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, командир воинской части направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания или об освобождении от наказания. Кроме того, в ст. 174 УИК РФ указано, что досрочному освобождению от ограничения по военной службе подлежат лица, признанные негодными к военной службе по состоянию здоровья, или при наличии иных оснований для увольнения с военной службы.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен: по возрасту; при признании негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями; в связи с невыполнением условий контракта; по иным предусмотренным данной статьей основаниям. Осуждение военнослужащего к ограничению по военной службе не может служить препятствием для увольнения по любому из перечисленных оснований, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

При признании военнослужащего негодным к военной службе основанием освобождения от ограничения по военной службе может служить положение, закрепленное в ч. 2 ст. 81 УК РФ, т.е. наличие заболевания, препятствующего дальнейшему отбыванию наказания. Суд при увольнении военнослужащего с военной службы до истечения срока ограничения по военной службе, руководствуясь вышеназванными статьями УИК РФ, может решить вопрос об освобождении от этого наказания или о замене его на более мягкое, например на обязательные работы или штраф. Вопросы об освобождении от наказания в виде ограничения по военной службе или о замене наказания на более мягкое, по смыслу ст. 396 УПК РФ, решаются военными судами в порядке, определенном ст. ст. 397 - 401 УПК РФ.

ВОЕННО-УГОЛОВНОЕ ПРАВО УЧЕБНИК Под редакцией заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста РСФСР, доктора юридических наук, профессора Х.М. АХМЕТШИНА; кандидата юридических наук, доцента О.К. ЗАТЕЛЕПИНА

Другие новости и статьи

« Назначение военнослужащим специальных видов наказаний и освобождение от них

Комплексные подходы к проблеме бедности в России »

Запись создана: Вторник, 13 Июль 2021 в 14:50 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика