13 Июль 2021

Комплексные подходы к проблеме бедности в России

#бедность#общество#проблема

1. За прошедшие почти двадцать лет с начала ХХI столетия удалось добиться сокращения абсолютной монетарной бедности в России более чем в два раза. Вместе с тем, несмотря на значительное сокращение масштабов бедности, за последние десять лет, которые явились сложными для России по международным и внутренним причинам, проблема бедности в нашей стране не утратила своей остроты: численность бедного населения, имеющего доходы менее национальной линии бедности – величины прожиточного минимума, - в период 2009 - 2018 гг., несмотря на волнообразную динамику, составляла от 15,4 до 19,6 млн. чел.

По состоянию на 2018 г. уровень абсолютной монетарной бедности в нашей стране составлял около 13,0%. Среди национальных целей, определенных Президентом РФ на период 2018 – 2024 гг., выдвинуты рост реальных доходов населения и снижение бедности в два раза. Парадоксом является то, что для реализации этих национальных целей оказалась не предусмотренной разработка национального проекта (программы) «Повышение реальных доходов и снижение бедности».

Считаем, что разработка такой программы является необходимой и позволит скоординировать работу по решению этих сложных и комплексных взаимосвязанных проблем, определить показатели и индикаторы, необходимые ресурсы, сроки решения различных задач, ответственных за их реализацию, поставить решение этих национальных целей под государственный и общественный контроль.

2. При планировании и реализации комплекса мероприятий по снижению бедности для того, чтобы решить данную проблему не формально, а реально, необходимо учитывать, что бедность имеет не только абсолютное монетарное измерение. Применение альтернативных линий бедности позволяет получить более объемную картину проблемы бедности в нашей стране. Значительно выше уровня бедности, выявляемой на основе величины прожиточного минимума, в России уровень относительной монетарной бедности: доля населения, имеющего доходы менее 60% медианного дохода, (25,2%, 2018 г.) в два раза превышает долю населения с денежными доходами менее величины прожиточного минимума (12,6%, 2018 г.).85 Т.е. доля населения, для которого не доступны наиболее распространенные фактически сложившиеся стандарты жизни в стране, примерно в два раза превышает долю населения, у которого доходы не достигают законодательно вмененной величины доходов, необходимых для минимального потребления товаров и услуг и покрытия обязательных платежей и сборов.

Абсолютный монетарный подход к измерению бедности не позволяет в полном объеме получить представление о сохраняющихся проблемах с доступом к товарам и платным услугам, необходимым для обеспечения базового качества и уровня жизни, с покрытием обязательных расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг и пр. вследствие ограниченности ресурсов. Распространенность данных проблем и их остроту позволяют выявить анализ материальных деприваций, а также оценка финансового положения домохозяйств через субъективное измерение бедности. Большие масштабы бедности в России выявляются при анализе жилищной обеспеченности, которая является одной из базовых компонент качества и уровня жизни.

По экспертным оценкам, уровень жилищной бедности в нашей стране (около 40%, 2018 г.86) в три раза выше, чем уровень бедности по доходам, выявляемый на основе величины прожиточного минимума (12,6%, 2018 г.87). Уровень бедности, выявляемый при оценке денежных доходов (по официальной методологии измерения бедности) и жилищной обеспеченности, достигает около 44%.88 Многокритериальный подход позволяет получить данные о масштабах бедности, идентифицируемой по двум базовым составляющим качества и уровня жизни. Это дает основание более адресно подходить к решению проблемы снижения бедности и разрабатывать меры с учетом проблем конкретных групп населения. При выработке мер государственной политики по снижению бедности, в том числе мер социальной поддержки, необходимо учитывать, что для разных категорий населения отмечаются различные масштабы бедности при переходе от одной линии бедности к другой, разная острота проявлений бедности при ее измерении на основе абсолютного монетарного подхода, относительного монетарного подхода и др. Так, например, для семей с детьми актуальной является сохраняющаяся проблема абсолютной монетарной бедности.

Для пенсионеров, учитывая решение проблемы доведения материальной обеспеченности до уровня прожиточного минимума, актуальной является проблема материальной депривации (доступ к лекарствам и др.), определяющая ограниченный доступ к наиболее необходимым товарам и платным услугам, и более высоких рисков относительной монетарной бедности. Для детей остроту также сохраняет не только проблема абсолютной монетарной бедности, но и риски относительной монетарной бедности и материальной депривации. Однако это обстоятельство не должно стать основанием для избирательности тех или иных мер снижения бедности. Его необходимо учитывать для поэтапного планирования снижения бедности при разных ее проявлениях. Достижение поставленной цели снижения бедности требует тщательной проработки комплекса мер, как для отдельных категорий населения, так и в пространственном аспекте, понимания, что за среднероссийским уровнем бедности «стоит» большая категориальная, поселенческая (город и село) и межрегиональная дифференциация по данному индикатору. 3. Истоки бедности обусловлены низким уровнем доходов от занятости и, прежде всего, низким уровнем оплаты труда.

К работающим бедным в нашей стране, по сути, следует относить, не только работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, но также и работников, заработная плата которых с учетом семейной нагрузки не обеспечивает в их семьях душевого дохода до величины прожиточного минимума. Для более половины работников организаций заработная плата не достигает границы, которая позволяет не попасть в ситуацию бедности полной семье с двумя детьми при одном работающем взрослом. В целом половина работников организаций в 2019 г. имела заработную плату не выше 34 335 руб. При данном уровне заработной платы, например, семья из трех человек, в которой один ребенок и только один работающий взрослый, оказывается на пороге бедности или в ситуации бедности, имея душевой доход не выше 1,1ПМ.

Вследствие прибыльно-рыночных, а не зарплатных преобразований в нашей стране отношение стандартов зарплаты, установленных для вхождения в средние слои, к средней зарплате составляло 1,5 раза для нижней границы и 5,2 для верхней границы у работников в полной семье с двумя детьми. 4. На более высокий уровень бедности заметно влияет неустойчивая занятость. Риск бедности для безработного населения более чем в 4 раза выше по сравнению с риском для населения в целом. Доля работающих бедных среди неустойчиво занятых работников организаций выше, чем среди устойчиво занятых работников: заработную плату, ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения получают в 2,4 раза, а не позволяющую обеспечить душевой доход, выводящий из абсолютной монетарной бедности, - в 1,7 раза больше наемных работников.

Неустойчивая занятость в России может охватывать более 60% работников организаций, которые заняты неофициально (без трудового договора и пр.) и/или имеют неустойчивые условия занятости, проявляющиеся через неофициальную (частично или полностью) выплату заработной платы, отклоняющуюся от нормальной продолжительность рабочего времени, сокращение заработной платы/часов работы по инициативе работодателя и др. 5. Семьи с детьми составляют самую массовую и наиболее уязвимую категорию бедных в России - более 80% бедных домохозяйств. Доля детей в возрасте до 18 лет, которые проживают в малоимущих домохозяйствах, в общей численности детей в возрасте до 18 лет, - 26% (2017 г.), что в два раза превышало уровень бедности по населению в целом. Риск бедности для детей в возрасте до 16 лет более чем в два раза выше, чем риск бедности для населения в целом.

В наиболее уязвимом положении с точки зрения материальной обеспеченности находятся домохозяйства, в составе которых есть молодые семьи, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, неполные и многодетные семьи. Уровень абсолютной монетарной бедности в таких домохозяйствах составляет от 17% до 50%. Для детей в возрасте до 17 лет отмечается очень высокий уровень существенной материальной депривации (невозможность вследствие недостаточности средств позволить себе не менее четырех из восьми фиксированных благ или услуг) (7,4%). Меры, принимаемые по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ (2020 г.) в отношении малоимущих семей с детьми, безусловно, приведут к снижению уровня детской бедности. Считаем, что намеченные меры целесообразно дополнить тиражированием вологодского эксперимента по снижению бедности в малоимущих семьях с детьми (2018 г., Президентский грант), который показал эффективность назначения дополнительного семейного пособия по бедности семьям, не имеющим резервов трудового потенциала, повышающего их душевые доходы до гарантированного минимального дохода и перевода малоимущих семей с трудовым потенциалом на социальный контракт для задействования механизмов выхода их из бедности за счет дополнительных доходов от занятости

6. Хотя семьи, в составе которых есть инвалиды, характеризуются уровнем бедности, сопоставимым с уровнем бедности, который фиксируется в целом среди российских домохозяйств, они несут гораздо большую нагрузку на доходы, связанную с наличием особых потребностей в силу различных нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности. Потребительские расходы в этих семьях на здравоохранение в 3-4 раза больше, чем в целом в домохозяйствах. До 20% домохозяйств, в составе которых есть инвалиды (домохозяйства, состоящие только из инвалидов, домохозяйства, в составе которых есть инвалиды (включая детей-инвалидов)) испытывают лишения: не имеют/или имеют совмещенные с местами общего пользования такие базовые санитарно-гигиенические условия проживания как ванная и/или душ и туалет в жилом помещении. Для большинства из них не решена проблема оборудования многоквартирных домов специальными приспособлениями, часть инвалидов нуждается, но не имеет качественных технических средств реабилитации. Актуальной для инвалидов и семей, в составе которых есть инвалиды, является и проблема транспортной доступности из-за отсутствия оборудования для перевозки маломобильных групп населения. Многочисленные проблемы у инвалидов имеются и в получении приемлемой для них занятости. Все эти проблемы необходимо решать в рамках актуализации принятой государственной Программы «Доступная среда» для инвалидов (2011-2025 гг.).

7. Бедность пожилых россиян является аномальным проявлением особенности российской бедности, наряду с бедностью работающего населения. В результате установления социальных доплат к пенсиям, абсолютная монетарная бедность среди семей, состоящих из пенсионеров, практически преодолена. Тем не менее, для этой категории российских граждан чрезвычайно актуальной является проблема относительной монетарной бедности и материальной депривации, связанной с нехваткой средств для обеспечения базовых потребностей в товарах, услугах. Низкие размеры пенсий у большинства пенсионеров предопределяют значительное ограничение их возможностей удовлетворения наиболее распространенных потребностей. На основании вышеизложенного считаем целесообразным принятие следующих мер, включающих в себя различные механизмы по снижению уровня бедности в Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе: 1) Принятие нового потребительского стандарта для всех групп граждан путем изменения подхода к составу потребительской корзины в Российской Федерации и рассчитываемого на его основании размера прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда, пенсий, пособий, социальных и иных выплат. Указанный стандарт разработан и представлен на рассмотрение Государственной Думы в рамках внесенных проектов федеральных законов «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»».

Данный стандарт предусматривает установление стоимостной оценки потребительского набора в размере 31 087 рублей для населения Российской Федерации в целом и включает в себя совершенно отличный от действующего перечень продовольственных товаров, непродовольственных товаров и услуг; 2) Расчет ежегодного прогнозируемого уровня инфляции на основе принципиально иного, более широкого набора товаров и услуг, являющихся наиболее чувствительными в отношении подавляющего большинства граждан Российской Федерации;

3) Проведение реформ страховой пенсионной системы в Российской Федерации, включая: А. Реформирование системы определения размера назначаемой страховой пенсии: отказ от введенных ранее индивидуальных пенсионных коэффициентов и системы начисления пенсионных баллов, показавшей свою непрозрачность и неэффективность. Предлагается реализовать наиболее понятный, открытый и простой способ определения размера пенсионных накоплений, формула расчета которого главным образом учитывает общий трудовой стаж гражданина (минимальный трудовой стаж, устанавливаемый настоящим законопроектом для назначения пенсии составляет 5 лет), возраст лица (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), а также заработную плату, получаемую гражданином в период осуществления им трудовой деятельности.

Б. Установление широкого круга лиц, имеющих право на назначение пенсии до вышеуказанного возраста, достижение которого является одним из условий назначения страховой пенсии. В. Исключение обязательной части накопительной пенсии в рамках уплачиваемых обязательных страховых пенсионных взносов в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и возможность формирования накопительной пенсии исключительно на добровольных началах сверх уплачиваемых страховых пенсионных взносов в порядке, установленном Федеральным законом № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Г. Обязательную индексацию пенсий как для работающих, так и для неработающих пенсионеров. Д. Запрет при взыскании задолженности более 20 процентов от выплачиваемой пенсии. Е. Дополнение перечня периодов, учитываемых в страховой пенсионный стаж. В частности, в периоды страхового стажа предлагается включить: – период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста трех лет, но не более двенадцати лет в общей сложности; – период получения среднего профессионального образования и высшего образования по очной форме обучения граждан, обучавшихся и окончивших государственные или муниципальные образовательные организации. Ж. Установление возможности наследования страховых пенсий по старости.

З. Установление права выбора возраста, с которого возникает возможность получения страховой пенсии по старости в периоды для женщин с 55 до 60 лет, для мужчин с 60 до 65 лет. Также в целях достижения сбалансированности пенсионного фонда предлагается реализовать следующие меры: 1. Отмена системы регрессивных тарифов страховых пенсионных взносов и установление плоской шкалы страховых взносов на уровне 22 процентов отчислений для всех категорий работников. В настоящий момент при превышении определенного размера заработной платы (около 1 миллиона рублей в год) размер отчислений в Пенсионный фонд России сокращается с 22% до 10%. 2. Отмена налоговых льгот и запрет на участие в государственных закупках в отношении бизнеса, привлекающего неофициальный труд либо прибегающего к серым зарплатным схемам. 3. Снижение максимальной доли расходов семьи на жилищно-коммунальные услуги с 22 до 15 процентов в рамках проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации» (по вопросу установления размера максимальной доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи).

4. Принятие дополнительных мер поддержки в отношении семей, имеющих детей: – отмена транспортного налога на легковой автомобиль, принадлежащий члену многодетной малоимущей семьи; – земельного налога для многодетных семей и снижения для семей, имеющих 1 и 2 детей; – налога на имущество физического лица в отношении одного из объектов налогообложения по выбору члена многодетной малоимущей семьи;

– выплата пособия на покупку жилья при рождении первого ребенка; – поэтапное погашение ипотечного кредита до 100 процентов от его суммы при рождении трех и более детей; – увеличение ежемесячных пособий в зависимости от количества детей; – включение периода ухода за ребенком в пенсионный стаж. При этом в случае, если у женщины более трех детей, она должна иметь право выйти на пенсию и в случае отсутствия трудового стажа. 5. Увеличение периода выплаты пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет в рамках законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет». 6. Комплексная поддержка решения жилищного вопроса для молодых семей (в которых как минимум 1 супруг младше 35 лет) в рамках внесенного проекта федерального закона «О дополнительных мерах поддержки молодых семей (в части улучшения жилищных условий)», предполагающего следующие формы поддержки: – предоставление многодетной молодой семье беспроцентного целевого займа на приобретение (строительство) жилого помещения со сроком погашения до 25 лет; – предоставление льготной процентной ставки по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилого помещения; – предоставление молодой семье социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения; – получение жилищной субсидии на погашение части основного долга и (или) процентов по кредиту (займу) при рождении ребенка.

7. Совершенствование системы выплаты пособий по безработице: – увеличение периодов получения пособия по безработице; – обязательная индексация на уровень инфляции пособий по безработице; – установление дифференцированного и адресного подхода при выплатах пособий по безработице. Введение правила, согласно которому для граждан, имеющих право на получение пособия по безработице, чей размер среднедушевого дохода не достигает величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, размер получаемого пособия по безработице не может быть менее 80 процентов от указанной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.

8. Введение адресных мер поддержки инвалидов в Российской Федерации: – повышение ответственности должностных лиц за отсутствие инфраструктуры для инвалидов; – отмена транспортного налога для инвалидов (проект федерального закона №842167- 7 О внесении изменения в статью 358 Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения от уплаты транспортного налога в отношении легковых автомобилей, принадлежащих инвалидам); – повышение уровня оплаты в отношении всех лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы до 10 тысяч рублей (законопроект №831526-7 О внесении изменений в Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”»; – выплата полной стоимости приобретенного инвалидом за собственный счет технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (законопроект №600407-7 О внесении изменения в статью 11.1 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”).

По материалам obj.spravedlivo.ru

Другие новости и статьи

« Вопросы, возникающие при применении наказания в виде ограничения по военной службе и освобождении от этого наказания

Фальсификация истории »

Запись создана: Вторник, 13 Июль 2021 в 15:13 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика