Насильственные действия в отношении начальника

Высокая воинская дисциплина как необходимое условие постоянной боевой готовности воинских частей и подразделений достигается строгим соблюдением всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников), повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения и принуждения. В свою очередь, подчиненные должны беспрекословно повиноваться командирам (начальникам), оказывать им уважение и содействовать в поддержании порядка и дисциплины.
Одним из необходимых условий успешного осуществления командирами и начальниками возложенных на них задач по обеспечению высокой воинской дисциплины, уставного порядка является всемерная охрана от преступных посягательств их жизни и здоровья. Насильственные действия в отношении командира (начальника), будучи направленными против основ воинской дисциплины и порядка подчиненности, представляют большую общественную опасность, они затрудняют, а иногда делают невозможным выполнение командиром (начальником) своих уставных обязанностей. Кроме того, подобные действия непосредственно причиняют ущерб их жизни и здоровью. Насильственные действия в отношении начальника, предусмотренные ч. 1 ст. 334 УК РФ, отнесены к преступлениям средней тяжести, предусмотренные ч. 2 этой же статьи - к тяжким преступлениям (ст. 15 УК РФ). Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются установленный порядок подчиненности и личность начальника, его здоровье. Посягая на личность начальника, подчиненный грубо нарушает отношения подчиненности, закрепленные в воинских уставах. Характер этого преступления как воинского определяется посягательством на отношения подчиненности, которое осуществляется путем причинения вреда здоровью начальника.
Статья 334 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за насильственные действия в отношении начальника по служебному положению или по воинскому званию. Подобные действия в отношении старших, младших и равных по воинскому званию при отсутствии между ними отношений подчиненности могут быть квалифицированы по ст. 335 УК РФ. Нет состава рассматриваемого преступления также в случаях, когда насилие на почве служебной деятельности совершено в отношении лица, бывшего начальником виновного в прошлом, но не являющегося таковым к моменту совершения насилия.
Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в нанесении побоев или применении иного насилия в отношении начальника, совершенных во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей. Под побоями понимаются множественные (более одного) удары, сопряженные с причинением потерпевшему физической боли, но не повлекшие причинение вреда здоровью. Нанесение начальнику одного удара, не повлекшего причинение вреда его здоровью, может быть квалифицировано по ст. 336 УК РФ как оскорбление. Однако, если виновный намеревался нанести начальнику побои, но по независящим от него обстоятельствам свое намерение не сумел довести до конца, его действия должны быть квалифицированы как покушение на совершение преступления, предусмотренного ст. 334 УК РФ. Понятием иного насилия охватываются причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью начальника, а также совершение иных насильственных действий, связанных с причинением физической боли или ограничением его свободы. Необходимым признаком рассматриваемого преступления является совершение насильственных действий в отношении начальника во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей. Развернутое понятие исполнения военнослужащим обязанностей военной службы дано в ст. 37 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” и в ст. 8 УВС ВС РФ.
Под исполнением обязанностей военной службы понимается, в частности, исполнение должностных обязанностей, установленных воинскими уставами, несение боевого дежурства и других специальных служб, выполнение приказа, распоряжения или задачи, отданных или поставленных командиром (начальником), нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени. Насильственные действия в отношении начальника в указанных ситуациях подлежат квалификации по ст. 334 УК РФ. Преступление, квалифицируемое ст. 334 УК РФ, может быть совершено также, когда начальник непосредственно не исполняет обязанности военной службы, но насилие применяется к нему в связи с исполнением этих обязанностей. В подобных случаях во время применения насилия начальник может не находиться при исполнении обязанностей военной службы, пребывать вне пределов воинской части или места службы. Насильственные действия подлежат квалификации по ст. 334 УК РФ, когда они не связаны с сопротивлением начальнику или принуждением его к нарушению обязанностей военной службы. В реальной действительности это может быть насилие над начальником в связи с его действиями по службе, имевшими место в прошлом (например, нанесение подчиненным после освобождения от отбывания наложенного на него взыскания в виде дисциплинарного ареста побоев начальнику из мести за наложенное взыскание), либо непосредственно в ответ на замечание, сделанное подчиненному в данный момент.
По ст. 334 УК РФ подлежат квалификации также случаи насилия над начальником не в связи с его конкретными действиями по службе, а на почве его общей требовательности (например, насильственные действия солдат над сержантами за то, что последние не создают им облегченные условия службы по сравнению с сослуживцами, позже их призванными на военную службу). Если же насильственные действия служат средством воспрепятствовать исполнению начальником возложенных на него обязанностей военной службы или заставить его нарушить эти обязанности, то они должны быть квалифицированы по ст. 333 УК РФ. В ст. 334 УК РФ установлена ответственность подчиненного в отношении начальника в связи с его правомерными действиями, совершенными по службе, и соответствующими требованиям воинских уставов. Если же насильственные действия явились защитой от противоправного насилия со стороны самого начальника, то ответственность подчиненного по данной статье исключается.
Подобные действия в зависимости от конкретных обстоятельств могут быть признаны необходимой обороной либо превышением ее пределов. В отдельных случаях насильственные действия в отношении начальника могут совершаться не в связи с исполнением им обязанностей военной службы и не во время исполнения этих обязанностей, а на почве личных неприязненных отношений (например, из ревности) во внеслужебной обстановке. Такие действия также не содержат признаков преступлений против военной службы, поэтому подлежат квалификации по соответствующим статьям УК РФ о преступлениях против личности. С субъективной стороны насильственные действия в отношении начальника совершаются умышленно, с прямым умыслом. При совершении преступления в связи с исполнением начальником обязанностей военной службы мотивом преступления выступает месть, недовольство служебной деятельностью начальника. Насилие во время исполнения начальником обязанностей военной службы может совершаться и по иным, личным, мотивам. Путем совершения насильственных действий виновный может преследовать цель изменения служебной деятельности начальника, снижения его требовательности по службе. Однако, если при этом виновный не предъявляет конкретных требований по поводу его действий по службе, совершенное насилие не содержит признаков принуждения начальника к нарушению обязанностей военной службы.
В тех случаях, когда насильственные действия повлекли последствия, предусмотренные п. "в" ч. 2 ст. 334 УК РФ, отношение виновного к этим последствиям может быть как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Субъектами рассматриваемого преступления могут быть военнослужащие, постоянно или временно, по службе или по воинскому званию подчиненные данному начальнику. В связи с тем что по УК РФ 1996 г. преступления по службе воинских должностных лиц не признаются преступлениями против военной службы и подлежат квалификации по соответствующим статьям гл. 30 УК РФ, случаи противоправного применения командирами (начальниками) насильственных действий в отношении своих подчиненных с использованием служебного положения должны квалифицироваться по ст. 286 УК РФ как превышение должностных полномочий. По ч. 1 ст. 334 УК РФ подлежат квалификации нанесение побоев начальнику, причинение легкого вреда его здоровью, а также иные насильственные действия, связанные с причинением физической боли либо ограничением его свободы. Наказывается такое насилие ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет. Квалифицирующими обстоятельствами насильственных действий в отношении начальника (ч. 2 ст. 334 УК РФ) признаются деяния, совершенные: а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) с применением оружия; в) с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий. Преступление, квалифицируемое по ч. 2 ст. 334 УК РФ, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
В соответствии со ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц, если в нем участвовали два и более исполнителя без предварительного сговора. Совершение преступления группой лиц без предварительного сговора предполагает согласованность действий участников группы, когда каждый участник группы сознает, что он действует согласованно с другими участниками группы, хотя предварительного сговора между ними не было. Для признания преступления совершенным группой лиц по предварительному сговору необходимо, чтобы участники группы заранее договорились о совместном его совершении. Если, например, двое военнослужащих на почве недовольства служебной требовательностью своего командира договорились о физической расправе над ним и совместными усилиями причинили легкий вред его здоровью, действия виновных подлежат квалификации по п. "а" ч. 2 ст. 334 УК РФ как совершенные группой лиц по предварительному сговору. При совершении преступления группой лиц и группой лиц по предварительному сговору все участники группы выступают соисполнителями, т.е. непосредственно принимают участие в выполнении объективной стороны состава преступления.
Совершение преступления организованной группой означает, что его участники составляют устойчивую группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. При совершении преступления организованной группой отдельные участники группы могут не принимать непосредственного участия в выполнении объективной стороны состава преступления, а выступать, например, в качестве организатора или пособника. Однако все участники организованной группы признаются исполнителями совершенного преступления. Поэтому при совершении насильственных действий в отношении начальника организованной группой действия всех участников подлежат квалификации по ч. 2 ст. 334 УК РФ без ссылки на ст. 33 данного Кодекса. Преступления против военной службы, в том числе насильственные действия в отношении начальника, относятся к преступлениям со специальным субъектом, их исполнителями могут быть лишь военнослужащие. В то же время субъектами преступления, предусмотренного ст. 334 УК РФ, могут быть признаны только военнослужащие, которые являются подчиненными начальника, в отношении которого совершены насильственные действия, только они могут выступать исполнителями (соисполнителями) рассматриваемого преступления. Военнослужащие, не находящиеся в отношениях подчиненности с потерпевшим, но принимавшие участие совместно с его подчиненными в насильственных действиях, подлежат ответственности в качестве соучастников преступления, их действия квалифицируются по ст. 33 и ст. 334 УК РФ.
На практике в насильственных действиях в отношении начальника совместно с его подчиненными и по их просьбе могут участвовать и гражданские лица. Однако эти лица также не могут быть признаны соисполнителями преступления, предусмотренного ст. 334 УК РФ, их действия следует квалифицировать аналогично действиям военнослужащих, не состоящих с потерпевшим в отношениях подчиненности. Такое решение вопроса о квалификации действий военнослужащих, не являющихся подчиненными потерпевшего, а также гражданских лиц, принимавших участие в насильственных действиях в отношении начальника, совершаемых его подчиненными, полностью соответствует требованиям ч. 4 ст. 34 УК РФ. Участие в насильственных действиях в отношении начальника вместе с его подчиненным гражданских лиц и военнослужащих, не являющихся подчиненными потерпевшего, не дает основания для признания преступления совершенным группой лиц или группой лиц по предварительному сговору. В практике военных судов встречаются случаи, когда насильственные действия в отношении начальника в связи с его служебной требовательностью сам военнослужащий, являющийся подчиненным начальника, не совершает, а склоняет к этому своих знакомых гражданских лиц.
В свою очередь, гражданские лица, открыто выражая недовольство требовательностью начальника по службе к их знакомому военнослужащему, по просьбе последнего применяют к начальнику различные виды физического насилия. В подобных ситуациях имеет место одно из проявлений так называемого посредственного исполнения преступления, при котором исполнителем преступления признается специальный субъект, а лицо, не являющееся специальным субъектом, становится пособником совершенного преступления. Поэтому в указанных выше случаях военнослужащий подлежит ответственности по ст. 334 УК РФ как исполнитель преступления, а гражданские лица признаются его пособниками, их действия подлежат квалификации по ст. 33 и ст. 334 УК РФ (подробно об этом см. § 2 гл. 6 настоящего учебника). Под оружием применительно к п. "б" ч. 2 ст. 334 УК РФ следует понимать предметы, специально предназначенные для поражения живой цели. К ним относятся штатное армейское оружие (автомат, пистолет, штык, кортик и т.п.), а также иное огнестрельное или холодное оружие как заводского производства, так и самодельное. К оружию относятся и газовые пистолеты.
Использование в процессе насильственных действий в отношении начальника всякого рода предметов хозяйственного или иного назначения (например, перочинный нож, топор, палка и т.п.) не дает основания для квалификации преступления по п. "б" ч. 2 ст. 334 УК РФ. Применение оружия означает его использование для физического или психического воздействия на начальника. Нельзя считать применением оружия один лишь факт наличия его у виновного в момент совершения насильственных действий в отношении начальника, когда виновный не использует его для достижения своих намерений. Насильственные действия, сопряженные с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью начальника, предусмотрены п. "в" ч. 2 ст. 334 УК РФ.
Однако, учитывая, что умышленное причинение тяжкого вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах, указанных в ч. ч. 2 и 3 ст. 111 УК РФ, само по себе признается более тяжким преступлением по сравнению с преступлением, предусмотренным п. "в" ч. 2 ст. 334 УК РФ, насильственные действия в отношении начальника, сопряженные с умышленным причинением тяжкого вреда его здоровью, следует квалифицировать по совокупности п. "в" ч. 2 ст. 334 и соответствующей части ст. 111 УК РФ. Также по совокупности следует квалифицировать насильственные действия, сопряженные с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью начальника, повлекшим по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ). Умышленное убийство командира (начальника) в связи с исполнением им обязанностей военной службы подлежит квалификации по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК РФ. К иным тяжким последствиям преступления, предусмотренного п. "в" ч. 2 ст. 334 УК РФ, могут быть отнесены срыв выполнения боевой задачи или иных важных мероприятий по обеспечению военной безопасности, создание реальной опасности для жизни и здоровья личного состава подразделения, части, корабля, причинение начальнику смерти по неосторожности и т.п
ВОЕННО-УГОЛОВНОЕ ПРАВО УЧЕБНИК Под редакцией заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста РСФСР, доктора юридических наук, профессора Х.М. АХМЕТШИНА; кандидата юридических наук, доцента О.К. ЗАТЕЛЕПИНА
Другие новости и статьи
« Мария Владимировна – королева Ливонская
Системный подход к преодолению неравенства »
Запись создана: Суббота, 17 Июль 2021 в 8:05 и находится в рубриках Новости.
метки: военное право, право
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика