17 Июль 2021

Системный подход к преодолению неравенства

#экономика#общество#Россия

1. В России сформировался избыточный уровень материального неравенства, недопустимо вызывающая дифференциация доходов и богатства. По размерам коэффициента Джини (Кдж) по доходам Россия находится в группе стран (Турция, Аргентина, Китай, Индонезия) с наиболее высоким уровнем экономического неравенства, в то время как размер их душевого ВВП по ППС значительно ниже по сравнению с группой стран со значительно более низким размером Кдж по доходам.

Среди наиболее динамично развивающихся стран с разными практиками распределения богатства Россия является лидером по уровню экономического неравенства. Индекс Джини, определенный по распределению богатства, является в нашей стране наиболее высоким среди сравниваемых стран в расчете на взрослого гражданина. При этом по размерам богатства, которое распределяется среди граждан, наша страна значительно отстает от большинства сравниваемых стран

Материальное неравенство остро проявляется в текущем потреблении материальных благ, услуг и информации. Потребительские расходы в среднем на члена домохозяйства в десятой, с наиболее высокими, и в первой, с наиболее низкими, располагаемыми ресурсами, группах в 2018 г. различались в 9,8 раза. Наибольшая дифференциация наблюдается по потреблению услуг учреждений культуры (64,4 раза), медицинских (62,3 раза) и прочих услуг (61,0 раза); по расходам на питание вне дома – более чем в 50 раз. На покупку непродовольственных товаров люди в верхней децильной группе тратили в 19 раз, на оплату услуг – почти в 11 раз больше, чем люди в нижней децильной группе. В последние несколько лет проблема избыточного материального неравенства не артикулируется руководством страны, и не является приоритетной в государственной экономической и социальной политике. Решению проблемы избыточного экономического неравенства необходимо придать общенациональный характер. Надо сосредоточиться на снижении материального неравенства населения, координируя усилия российского государства, бизнеса и профсоюзов.

Главная задача - снижение бедности и обеспечение социальной справедливости.

2. Вследствие недопустимо высокого материального неравенства, а также неравномерного распределения инфраструктуры социальной сферы, ее развитости и качества, кадровой обеспеченности ее учреждений сложилось высокое социальное неравенство в потреблении целого ряда материальных благ, услуг и информации. Около 40% населения России не имеет жилищных условий, которые удовлетворяют минимальным нормативным требованиям к жилищной обеспеченности – по площади жилья и/или его благоустроенности; у более 40% домохозяйств жилище не оборудовано центральным горячим водоснабжением, у 30% - центральным отоплением, около 27% домохозяйств не имеют коммунальной канализации. Необходимо найти решение этих проблем в национальном проекте «Жилье и городская среда».

3. Наблюдается высокое неравенство в потреблении медицинских услуг, услуг образования, физкультуры и спорта и др., крайне необходимых для развития человеческого потенциала в современных условиях. Большая доля граждан Российской Федерации сталкивается с недоступностью, низким качеством и высокой стоимостью медицинских услуг. Часто причинами неполучения амбулаторно-поликлинической помощи при обращении в медицинские организации, по отзывам пациентов, являются отсутствие нужного специалиста (41% от общего числа обратившихся и не получивших медпомощи), предложение необходимого лечения на платной основе (19%); часто для получения консультации /прохождения обследования у врача-специалиста необходимость выезжать в другой населенный пункт в регионе проживания или в другой регион (25,7%). Из более 40% детей в возрасте 3-14 лет, которые не посещают организованные занятия в спортивной секции, спортивной школе, не занимаются самостоятельно на спортивных сооружениях, не участвуют в активных играх, около 25% не делают этого по причине отсутствия поблизости мест для таких занятий, а около 10% - из-за высокой платы. Высокое неравенство наблюдается в сфере доступности образования.

Около 8% детей в возрасте 3-8 лет не посещают дошкольной (или общеобразовательной) организации, из них около 4% - по причине высокой оплаты, а еще около 11% из-за отсутствия поблизости таких организаций. Возможности посещать дополнительные занятия для развития своих способностей на платной основе из-за финансовых ограничений не имеют 31,2% домохозяйств с детьми до 15 лет. Примерно для половины учащихся и студентов недоступным является обучение за счет бюджетных ассигнований. При распространенной платности образования нередко российские семьи сталкиваются с финансовыми трудностями по его оплате. Среди многодетных семей более 13% из–за финансовых трудностей не смогли внести установленные платежи за основное или дополнительное образование для детей и/или взрослых.

Около 28% домохозяйств не имеют персонального компьютера, около 31% - доступа к сети Интернет с домашнего компьютера, около 27% - широкополосного доступа к сети Интернет. Высокой является степень дифференциации уровня использования Интернета (88,9%), в том числе, за счет существенного разрыва в цифровых навыках населения. Значительно меньшая их часть использует его в целях занятости и повышения уровня образованности, а некоторые группы находятся в состоянии цифровой эксклюзии. 4. Результаты анализа показателей и индикаторов регионального неравенства показывают высокие разрывы в их уровне: – по индикатору «абсолютная монетарная бедность» - 5,9 раза (Ямало-Ненецкий АО/ Республика Тыва); – по индикатору «покупательная способность региональных среднедушевых денежных доходов» (ПС) – 3,2 раза (Ямало-Ненецкий АО/ Республика Тыва); – по индикатору «децильный коэффициент фондов» – 2,0 раза (Ямало-Ненецкий АО/ Костромская область). Разрывы показателя «региональный душевой ВВП по ППС», который в значительной мере обеспечивает уровень жизни, составляют – 34,8 раза (Ненецкий АО/Чеченская Республика).

Вследствие всего этого региональная дифференциация по таким обобщающим показателям и индикаторам качества жизни населения, как ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляла в 2018 г. 18,8 лет (Республика Ингушетия – Чукотский АО), а по ИЧР (2016 г.) - 0,166 отн. ед. (г. Москва/ Республика Тыва). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р утверждена Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, направленная на сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Федерации, снижении внутрирегиональных социально-экономических различий, расширении географии и ускорении экономического роста, научно-технологического и инновационного развития России за счёт социально-экономического развития перспективных центров экономического роста и другие направления.

5. Острой проблемой нашей страны является социальное неравенство, обусловленное местом проживания – в городских или сельских населенных пунктах. Согласно данным государственной статистики, оно проявляется в более чем в три раза высоком уровне абсолютной и относительной монетарной бедности у сельских жителей по сравнению с городскими жителями, в резко различающейся, не в пользу сельских жителей, доступности для них объектов социальной инфраструктуры и возможностей обеспечить детям условия для развития их человеческого потенциала. При сравнении городской и сельской абсолютной и относительной монетарной бедности необходимо иметь в виду погрешности, обусловленные применением показателей душевых денежных доходов как для города, так и для села, а не душевых располагаемых ресурсов (душевого совокупного дохода).

Часть потребления сельские жители осуществляют за счет натуральных поступлений из своих фермерских и личных подсобных хозяйств. Стоимость натуральных поступлений у домохозяйств, проживающих в сельской местности, выше, чем у городских домохозяйств: в структуре располагаемых ими ресурсов они составляют, соответственно, 6,7% и 2%.175 Применение единой величины прожиточного минимума (ПМ) для них также довольно условно. В сельских домохозяйствах часть денежных средств направляется не на потребление, а на покупку и обслуживание средств производства для фермерского или подсобного хозяйства. Из этого вытекает, что ПМ для сельских домохозяйств отличается от ПМ для городских домохозяйств, и его надо рассчитывать отдельно, что не делает российская государственная статистика. Уровень абсолютной (условно) монетарной бедности будет достоверным при сравнении душевых располагаемых ресурсов (душевых совокупных доходов) сельского населения с прожиточным минимумом, определенным с учетом особенностей обеспечения жизни в сельской местности. Для достоверного определения относительной (условно) монетарной сельской бедности медианное значение душевых доходов необходимо определять не для душевых денежных доходов, а для душевых располагаемых ресурсов (душевых совокупных доходов) сельских домохозяйств. Финансирование госпрограммы комплексного развития сельских территорий (2020- 2025 гг.) в 2020 г. составляет примерно 50% от паспортного уровня.

Основные цели госпрограммы — сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3%, достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств до 80%, повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50% и др. не могут быть решены без полноценного ее финансирования и без концентрации ресурсов и ответственности за реализацию программы в Министерстве сельского хозяйства.176 6. Предпосылкой низкого уровня материальной обеспеченности домохозяйств и чрезмерного материального неравенства денежных доходов населения является чрезмерная дифференциация основного источника доходов - заработной платы. Разрыв в уровне среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по видам экономической деятельности составлял в 2018 г. 3,5 раза. В ряде видов экономической деятельности (отраслей): «Добыча полезных ископаемых» и «Деятельность финансовая и страховая» средняя заработная плата работников организаций в 2018 г. была, примерно, в два раза выше средней по Российской Федерации (43724 руб.) при относительно незначительной их суммарной численности. Наоборот, в большинстве ВЭД (отраслей), таких как «Образование» и «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг» и др., - средняя заработная плата работников организаций была ниже среднероссийского уровня.

При этом численность наемных работников, занятых в этих отраслях с низкой среднемесячной начисленной заработной платой, была на порядок больше. Следствием неравномерного распределения средней заработной платы по отраслям являются большие разрывы в отраслевом уровне абсолютной и относительной монетарной бедности работающего населения. В большинстве ВЭД размер средней заработной платы не позволял достигать средних стандартов благосостояния при полной однодетной семье с двумя работниками, а для полной двухдетной семьи с двумя работниками этот уровень средней заработной платы предопределял низкую обеспеченность домохозяйств в 7 из 18 ВЭД и материальную обеспеченность ниже среднего уровня еще в 7 ВЭД. Поскольку более 90% работников в Российской Федерации имеют основным источником доходов заработную плату, это требует принципиальных изменений в государственной политике повышения реального уровня заработной платы, которая позволит снижать бедность в домохозяйствах и чрезмерное экономическое неравенство. Решать эту проблему, как мы считаем, надо в рамках инструментов и механизмов, которые необходимо предусмотреть при разработке еще одного национального проекта (программы). С учетом тесной взаимосвязи решения проблем бедности и материального неравенства эту программу целесообразно составить из трех частей и назвать «Повышение реальных доходов населения, снижение бедности и избыточного неравенства».

7. Не позволяет в полной мере реализовать и развивать потенциал молодежи и старшего поколения возрастное неравенство, которое имеет самые разнообразные проявления. Оно выражается в гораздо более высоком уровне безработицы среди молодежи (15- 29 лет), который, для отдельных возрастных групп молодежи, более чем в 5 раз (15-19 лет) и 3 раза (20-24 года) выше среднего уровня. С началом пенсионной реформы заметно растет уровень безработицы среди рабочей силы в предпенсионном возрасте (55-60 лет), который, согласно нашим оценкам, в дальнейшем будет возрастать вплоть до 2024 г. Результаты социологических опросов свидетельствуют о многочисленных фактах возрастной дискриминации, выражающейся в отказе в приеме молодежи и лиц предпенсионного возраста на работу, в значительно большей их подверженности неустойчивой занятости, выражающейся в занижении определенным категориям из них уровня оплаты труда, в теневой занятости, которая лишает их трудовых и социальных гарантий. Необходимо создание благоприятных условий для молодежи и лиц старших возрастов с целью полной реализации их трудового потенциала в условиях низкой демографической динамики, и необходимости поддержки развития т. н. «серебряной» экономики. Считаем, что решение выявленных проблем возрастного неравенства необходимо предусмотреть в мероприятиях Национальных проектов «Демография» и «Образование» - в предусмотренных в них федеральных проектах «Старшее поколение», «Молодые профессионалы» и «Социальные лифты для каждого». На основании вышеизложенного считаем целесообразным принятие следующих мер, включающих в себя различные механизмы по снижению социального неравенства в Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе: 1) По законопроекту о защите трудовых прав и повышении трудовых гарантий: а) Законопроект, направленный на установление перечня стратегических профессий Российской Федерации и закрепления за ними особых гарантий. Это дошкольные, школьные учителя, преподаватели ВУЗов, врачи и ученые.

Предлагается закрепить за данными работниками гарантии заработной платы в размере не ниже 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем субъекте РФ на одну ставку. Кроме того, предлагается закрепить равенство оплаты их труда по всем субъектам РФ, чтобы прекратить процессы трудовой миграции: устанавливается, что разница в оплате их труда в зависимости от субъекта РФ, где они работают, не может превышать два раза. В случае, если субъект не справится с увеличением зарплат, законопроектом предполагается софинансирование таких расходных обязательств со стороны федерального бюджета; б) Установление в рамках законопроекта «О внесении изменений в статью 145 Трудового кодекса Российской Федерации в части регулирования отдельных вопросов условий оплаты труда» максимальной разницы между средней заработной платой и заработной платой руководства во всех государственных компаниях и бюджетных учреждениях. Установление такой кратности в размере 1 к 8; в) Усиление роли профессиональных союзов и гарантий граждан на объединение в профессиональные союзы: – право профсоюзов на обращение в суд с исками о защите прав неопределенного круга лиц; – защита членов профсоюзов от увольнения без согласия профсоюзной организации и обязательная оценка законности таких увольнений со стороны комиссии по трудовым спорам; – возможность объединения граждан в профессиональный союз вне зависимости от наличия у них общих производственных или профессиональных интересов по роду их деятельности; 2) В целях повышения доступности здравоохранения и образования представляется целесообразным установление бюджетного правила о защищенности бюджетных статей

«Здравоохранение» и «Образование» путем выделения на эти цели средств федерального бюджета в размере не менее 7 процентов от объема ВВП на каждый из разделов;

3) Полное обеспечение граждан бесплатным здравоохранением за счет бюджетных средств и переход на прямое бюджетное финансирование расходов на здравоохранение (законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, а также осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования государственными организациями»);

4) Установление прогрессивной шкалы на доходы физических лиц (законопроект «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц»);

5) Обнуление налога на доходы физических лиц в отношении граждан, чьи доходы составляют ниже величины прожиточного минимума (законопроект О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения социальной доплаты до прожиточного минимума трудоспособного населения);

6) Установление положения, согласно которому доход гражданина после вычета налога на доходы физических лиц не может составлять меньше уровня прожиточного минимума (законопроект О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (в части установления МРОТ на уровне прожиточного минимума, увеличенного на коэффициент 1.15);

7) Установление отдельного вида налога – налога на роскошное потребление; 8) Установление плоской шкалы взносов во внебюджетные фонды в отношении любых видов доходов;

9) Оказание адресной помощи гражданам и принятие мер по повышению доступности лекарственного обеспечения среди населения: – установления предельного уровня допустимых расходов гражданина на оплату жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств в размере 10 процентов его доходов и обязанность государства субсидировать все расходы на лекарства, превышающие указанное значение; – ограничение маркетингового сбора в отношении лекарств 5 процентами от их стоимости и запрет на такой сбор в отношении жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;

10) Установление положения о бесплатном проезде обучающихся в возрасте от 5 до 16 лет (Законопроект О внесении изменений в Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"); 11) Повышение социальных гарантий обучающихся высших образовательных организаций в части установления уровня стипендии в размере не ниже уровня прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (Законопроект О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления стипендии в размере не ниже уровня прожиточного минимума);

12) Государственное регулирование цен на учебники, школьную форму, питание, проезд к образовательной организации, стоимости образования путем ограничения максимального роста цен на указанные товары и услуги в пределах уровня инфляции на очередной год (законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления дополнительных социальных гарантий обучающихся»); 13) Целевые меры поддержки жителей сельской местности: – Целевой прием для получения высшего образования выпускников образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах (законопроект О внесении изменения в статью 56 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

Принятие федерального закона, предполагающего разработку отдельного уровня прожиточного минимума для сельских территорий; – Компенсация расходов на оплату взносов на капитальный ремонт для педагогов, осуществляющих работу в сельской местности (законопроект №518051-7 О внесении изменения в статью 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части предоставления компенсации расходов на оплату взносов на капитальный ремонт педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)); – Освобождение физических лиц от земельного налога на земельные участки или части земельных участков площадью до 600 кв.метров включительно.

14) Целевые меры поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; – Установление квоты на прием в образовательные организации высшего образования (Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части восстановления традиционной формы государственной итоговой аттестации и установления дополнительных социальных гарантий обучающимся»); – Установление ограничения размера платы за наем для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Законопроект О внесении изменений в статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей");

15) Предоставление соразмерной компенсации родителям, чей ребенок не получил место в образовательной организации дошкольного образования (Законопроект О внесении изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления компенсации родителям либо законным представителям детей в возрасте от полутора до трех лет, которым не было предоставлено место в дошкольной образовательной организации);

16) Установление государственных субсидий в размере 50 процентов на пользование услугами «Интернет» в отношении пожилых граждан и инвалидов;

17) Освобождение от НДС и налога на прибыль организаций, осуществляющих безвозмездную передачу продовольственных и непродовольственных товаров в адрес благотворительных организаций.

По материалам obj.spravedlivo.ru

Другие новости и статьи

« Насильственные действия в отношении начальника

Петр великий VS Иван Грозный »

Запись создана: Суббота, 17 Июль 2021 в 8:18 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика