4 Август 2021

Понятие, система и общая характеристика преступлений против порядка пребывания на военной службе

oboznik.ru - Субъекты исполнительного производства с участием военнослужащих и военных организаций
#право#служба#военноеправо

1. Статья 59 Конституции Российской Федерации устанавливает: “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом”. В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” гражданин мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящий или обязанный состоять на воинском учете, не имеющий права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу.

От призыва на военную службу освобождаются лица, признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную или альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве.

Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане, имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, а также граждан, умерших вследствие увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, после увольнения с военной службы либо после окончания военных сборов.

Не может быть призван на военную службу гражданин, отбывающий наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющий неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления или в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие (ст. 23). Вышеназванный Закон предусматривает, кроме того, отсрочку от призыва на военную службу по различным основаниям (ст. 24) . Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации гражданину Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях предоставлено право на замену ее альтернативной гражданской службой. Порядок прохождения военной службы различными категориями военнослужащих регламентируется Федеральными законами “Об обороне”, “О воинской обязанности и военной службе”, “О статусе военнослужащих”, общевоинскими уставами и другими нормативными правовыми актами.

Гражданин, призванный или поступивший на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, должен нести военную службу в течение установленного срока в той или иной воинской части, куда он направлен соответствующим командованием, в любое время быть готовым к выполнению своего воинского долга. Абсолютное большинство военнослужащих строго соблюдают установленный порядок прохождения военной службы, добросовестно выполняют свой воинский долг. Однако отдельные военнослужащие нарушают этот порядок, уклоняются от несения обязанностей военной службы путем самовольного оставления воинской части или места службы, дезертирства, членовредительства, симуляции болезни, подлога документов либо путем иного обмана. Различные виды уклонения от прохождения военной службы представляют серьезную общественную опасность. Совершая рассматриваемые преступления, военнослужащие нарушают либо отдельные требования порядка прохождения военной службы (например, находиться в расположении воинской части, в указанный срок возвращаться в часть из командировки, отпуска, нести службу в том месте и в составе той воинской части, где это определено соответствующим командованием, и др.), либо в целом обязанность проходить военную службу (например, в случае дезертирства). Эти правонарушения ослабляют боеспособность подразделения, части, корабля, весьма отрицательно влияют на состояние боевой готовности войск и сил флота. Они затрудняют комплектование армии и флота личным составом, необходимым для успешного выполнения возложенных на них задач.

Общественная опасность уклонений от военной службы заключается также в их отрицательном влиянии на других морально неустойчивых, недисциплинированных военнослужащих. Кроме того, они нередко создают почву для совершения других воинских и общеуголовных преступлений (хищение, хулиганство, преступления против личности, нарушение уставных правил несения специальных служб и т.п.) или сопровождаются ими. Различные виды уклонений от военной службы занимают значительное место в структуре преступлений, совершаемых в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, являются наиболее распространенными воинскими преступлениями. Поэтому борьба с этими преступлениями была и остается одной из актуальных задач командования, армейской и флотской общественности, а также органов военной юстиции. 2. Развитие уголовного законодательства об ответственности за различные виды уклонения от военной службы тесно связано с развитием и совершенствованием Вооруженных Сил Российской Федерации. С первых дней создания Рабоче-крестьянской Красной армии законодатель уделял внимание борьбе с уклонениями от военной службы, особенно с дезертирством.

В годы иностранной военной интервенции и Гражданской войны был издан ряд декретов о борьбе с дезертирством, в которых дезертирство рассматривалось как одно из самых тяжких и позорных преступлений. Так, в Постановлениях Совета рабочей и крестьянской обороны от 25 декабря 1918 г. "О дезертирстве" <219>, от 3 марта 1919 г. "О мерах борьбы с дезертирством" <220> и от 3 июня 1919 г. "О мерах к искоренению дезертирства" <221> раскрывается общественная опасность дезертирства как преступления, равносильного предательству, и подчеркивается необходимость решительной борьбы с ним. В законодательстве последующих лет дезертирство также признается одним из наиболее опасных воинских преступлений. ——————————– <219> СУ РСФСР. 1918. N 99. Ст. 1015. <220> СУ РСФСР. 1919. N 9. Ст. 94. <221> СУ РСФСР. 1919. N 25. Ст. 287. Следует отметить, что в военно-уголовном законодательстве понятие дезертирства не всегда определялось одинаково. Например, в УК РСФСР 1922 г. в основу понятия дезертирства был положен субъективный критерий. Статья 204 данного Кодекса определяла дезертирство как "самовольное оставление военнослужащим своей части или места службы с целью уклониться от несения военной службы или участия в боевых действиях". Вскоре законодательное определение дезертирства было значительно расширено: под ним стало пониматься также самовольное оставление военнослужащим части или места службы продолжительностью свыше шести суток, хотя бы оно было совершено и без цели вовсе уклониться от военной службы. По Положению о воинских преступлениях 1927 г. дезертирством признавалось самовольное оставление части или места службы продолжительностью свыше шести суток, а во время кампаний во флоте, маневров, учебных, краткосрочных и поверочных сборов - свыше двух суток либо с намерением длительно или вовсе уклониться от военной службы. Под самовольной отлучкой понималось систематическое оставление части или места службы на срок менее шести (двух) суток. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1940 г. была значительно усилена ответственность за самовольную отлучку и дезертирство.

Под уголовно наказуемой самовольной отлучкой для лиц рядового и сержантского состава срочной службы стало пониматься отсутствие в части свыше двух часов, а оставление части на срок свыше суток независимо от цели виновного расценивалось как дезертирство. К моменту издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1957 г. "О внесении изменений и дополнений в Положение о воинских преступлениях" <222> в законе действовали разные определения дезертирства в отношении военнослужащих срочной службы, с одной стороны, и в отношении лиц офицерского состава и военнослужащих сверхсрочной службы - с другой: для военнослужащих срочной службы дезертирством считалась самовольная отлучка продолжительностью свыше суток; под дезертирством же лиц офицерского состава и военнослужащих сверхсрочной службы понималось самовольное оставление части или места службы продолжительностью свыше шести суток, а во время кампаний во флоте, маневров, учебных, краткосрочных, повторительных и поверочных сборов - свыше двух суток, а также побег из части или с места службы с намерением длительно или вовсе уклониться от несения обязанностей по военной службе. ——————————– <222> ВВС СССР. 1957. N 5. Ст. 100. Указ от 15 февраля 1957 г. установил единое понятие дезертирства для всех категорий военнослужащих как оставление воинской части или места службы с целью уклониться от военной службы, а равно неявку с той же целью в часть или к месту службы, существенно изменил условия уголовной ответственности военнослужащих срочной службы за самовольную отлучку, определил понятие и признаки самовольного оставления части как самостоятельного вида преступления, совершаемого военнослужащими срочной службы и лицами офицерского состава и сверхсрочнослужащими. Нормы Указа от 15 февраля 1957 г. о преступлениях против порядка прохождения военной службы впоследствии были воспроизведены в ст. ст. 9 - 11 Закона СССР 1958 г. "Об уголовной ответственности за воинские преступления" (ст. ст. 245 - 247 УК РСФСР).

Законодательство о других видах посягательств на порядок несения военной службы существенно не менялось. Еще УК РСФСР 1922 г., наряду с дезертирством, самовольной отлучкой и неявкой в срок на службу без уважительных причин из отпуска, командировки и т.п., предусматривал уклонение от несения обязанностей военной службы путем причинения себе какого-либо повреждения, симуляции болезни или иного обмана (ст. 206). Положение о воинских преступлениях 1924 г. в ст. ст. 5 - 8 с некоторыми изменениями и уточнениями предусматривало эти же виды преступлений.

В Положение о воинских преступлениях 1927 г. впервые была включена специальная норма (ст. 13) об уклонении от военной службы, в частности под предлогом религиозных убеждений. В Законе СССР 1958 г. "Об уголовной ответственности за воинские преступления" такая норма не содержалась. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 декабря 1983 г. <223> была установлена уголовная ответственность лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, а также военнослужащих сверхсрочной службы за самовольное оставление воинской части или места службы продолжительностью не только свыше десяти суток, как было предусмотрено вышеназванным Законом 1958 г., но и менее десяти, но свыше трех суток, совершенное повторно.

Кроме того, Указ установил дифференцированную ответственность для всех категорий военнослужащих за самовольное оставление части или места службы продолжительностью до одного месяца и свыше одного месяца. ——————————– <223> ВВС СССР. 1983. N 51. Ст. 784. Таким образом, к моменту введения в действие УК РФ 1996 г. уголовная ответственность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов за уклонение от военной службы наступала по ст. ст. 245 - 249 УК РСФСР 1960 г., которые воспроизводили соответствующие нормы Закона СССР 1958 г. "Об уголовной ответственности за воинские преступления", с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом от 15 декабря 1983 г. К рассматриваемой группе воинских преступлений УК РСФСР 1960 г. были отнесены: самовольная отлучка (ст. 245), самовольное оставление части или места службы (ст. 246), дезертирство (ст. 247), самовольное оставление части в боевой обстановке (ст. 248) и уклонение от военной службы путем членовредительства или иным способом (ст. 249).

В УК РФ 1996 г. нормы об уклонениях от военной службы существенно отличаются от соответствующих норм прежнего уголовного законодательства. Глава 33 УК РФ не содержит два самостоятельных состава преступлений - самовольная отлучка и самовольное оставление части, различающихся только продолжительностью незаконного пребывания виновного вне части. Эти два состава преступлений объединены в одном составе под названием: "самовольное оставление части или места службы" (ст. 337 УК РФ). Увеличена продолжительность уголовно наказуемого самовольного оставления части или места службы. Состав дезертирства дополнен новыми квалифицирующими признаками. Предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности за самовольное оставление части и дезертирство. Исключена уголовная ответственность за отказ от несения обязанностей военной службы.

Рассматриваемую группу преступлений в УК РФ составляют: самовольное оставление части или места службы (ст. 337), дезертирство (ст. 338) и уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339). В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах уклонения от военной службы являются наиболее распространенными среди преступлений против военной службы (примерно одна треть от всех преступлений, совершаемых военнослужащими, около половины от воинских преступлений). Поэтому борьба с уклонениями от военной службы является одной из важных задач военного командования и органов военной юстиции по укреплению воинского правопорядка и обеспечению военной безопасности государства.

ВОЕННО-УГОЛОВНОЕ ПРАВО УЧЕБНИК Под редакцией заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста РСФСР, доктора юридических наук, профессора Х.М. АХМЕТШИНА; кандидата юридических наук, доцента О.К. ЗАТЕЛЕПИНА

Другие новости и статьи

« Ранняя Древнерусская держава

Понятие пандемии: исторический и теоретический аспекты »

Запись создана: Среда, 4 Август 2021 в 17:42 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика