4 Август 2021

Самовольное оставление части или места службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву

oboznik.ru - Дополнительный отпуск военнослужащему
#призыв#служба#военноеправо

Преступлением признается самовольное оставление части или места службы продолжительностью свыше двух суток. С объективной стороны рассматриваемое преступление состоит в самовольном оставлении части или места службы, а равно неявке без уважительных причин на службу продолжительностью на определенный срок. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, размещаются в казармах, находящихся на территории воинской части, и уход за пределы этой территории допускается для них только в связи с исполнением обязанностей военной службы или по специальному на то разрешению.

Порядок увольнения этих военнослужащих за пределы территории расположения воинской части регламентируется УВС ВС РФ (ст. ст. 239 - 245). Оставлением воинской части признается оставление ее территории. Под территорией воинской части понимается район казарменного, лагерного или походного расположения воинской части в границах, установленных соответствующим командованием.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе свободно передвигаться в расположении воинской части. Не считается также оставлением части, когда военнослужащий уклоняется от выполнения тех или иных обязанностей военной службы, находясь в пределах расположения воинской части (например, уклонение от учебных занятий путем ухода в другое подразделение). При обособленном территориальном расположении подразделений одной и той же части преступление может быть совершено путем самовольного оставления территории, занимаемой подразделением. Преступление, предусмотренное ст. 337 УК РФ, может быть совершено путем самовольного оставления места службы. Как общее правило, местом службы военнослужащего является воинская часть, куда он зачислен для прохождения службы, поэтому в подавляющем большинстве случаев понятия воинской части и места службы совпадают. Но в некоторых случаях место службы может не совпадать с расположением воинской части. Так, во время нахождения военнослужащего в служебной командировке местом его службы будет считаться место, указанное в командировочном предписании; при передвижении в составе команды - эшелон, поезд и т.п.; во время выполнения заданий или хозяйственных работ вне пределов воинской части - место выполнения этих заданий.

Оставление военнослужащим без разрешения места службы в подобных случаях также является самовольной отлучкой. Если, например, солдат из состава команды, следующей в поезде из Москвы в Ростов-на-Дону в служебную командировку, без разрешения начальника умышленно отстает от поезда и на трое суток заезжает к своим родственникам, проживающим в Курской области, то его действия должны рассматриваться как самовольное оставление места службы. Необходимым признаком состава рассматриваемого преступления является самовольный характер оставления воинской части или места службы.

Самовольным считается оставление военнослужащим воинской части или места службы без разрешения начальника. Согласно УВС ВС РФ военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, увольняются из расположения части командиром роты (ст. 240). Следовательно, правом увольнения этих военнослужащих из расположения части пользуются командиры рот и лица, занимающие соответствующие им должности, нижестоящие же начальники этим правом не обладают. На практике возможны случаи, когда военнослужащий уходит из расположения части по разрешению своего прямого или непосредственного начальника, не обладающего правом увольнения (например, по разрешению командира взвода, старшины роты и т.п.).

В этих случаях уход военнослужащего из расположения воинской части хотя и является неправомерным, не может быть признан самовольным, так как военнослужащий оставляет расположение воинской части или место службы не самовольно, а по разрешению. Ответственность за допущенное нарушение установленного порядка увольнения военнослужащих должны нести в подобных случаях, как правило, соответствующие начальники. Наравне с самовольным оставлением части или места службы ст. 337 УК РФ устанавливает ответственность военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, за неявку в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения. Неявка в срок на службу с объективной стороны заключается в том, что, оставив воинскую часть или место службы на законном основании, военнослужащий уклоняется от своевременной явки на службу, пребывает вне части или места службы свыше установленного срока.

Для неявки в срок на службу характерно уклонение от несения обязанностей военной службы путем преступного бездействия. Например, военнослужащий, находящийся в городском увольнении, к указанному в увольнительной записке сроку должен вернуться в часть, но он продолжает оставаться у знакомых в городе. Будучи в служебной командировке, военнослужащий по истечении срока обязан возвратиться к месту службы, но без уважительных причин задерживается в городе, куда он был командирован. Выписавшись из лечебного учреждения, военнослужащий должен явиться в часть для продолжения службы, но вместо этого останавливается у родственников, своевременно в часть не является.

Во всех приведенных случаях уклонение от несения обязанностей военной службы совершается путем преступного бездействия, когда военнослужащий не выполняет лежащей на нем обязанности - явиться в срок на службу. Необходимым условием ответственности при неявке в срок на службу является отсутствие уважительных причин. Закон не определяет, какие причины неявки в срок на службу следует признать уважительными. Решение этого вопроса зависит от конкретных обстоятельств дела. К уважительным причинам должны быть, в частности, отнесены: болезнь военнослужащего или его близких родственников, стихийное бедствие (пожар, наводнение), прекращение движения транспорта, состояние крайней необходимости, задержание органами власти и т.п., которые лишают военнослужащего возможности своевременно явиться в часть.

В отдельных случаях уважительными причинами неявки в срок на службу могут быть признаны и такие обстоятельства, как оказание помощи престарелым родителям в их материальном и бытовом устройстве. Признание причин неявки в срок на службу уважительными исключает ответственность военнослужащего за несвоевременную явку на службу. В ч. 1 ст. 337 УК РФ установлена уголовная ответственность за рассматриваемое преступление, совершенное только военнослужащими, проходящими военную службу по призыву. Такая ответственность наступает за самовольное оставление части или места службы, а равно за неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток. За самовольное оставление части или места службы или неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью менее двух суток военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Однако в тех случаях, когда виновный имел намерение уклониться от несения обязанностей военной службы на срок свыше двух суток, но по независящим от него обстоятельствам был задержан до истечения этого срока, его действия образуют покушение на совершение данного преступления и подлежат квалификации по ч. 3 ст. 30 и ст. 337 УК РФ. Началом самовольного оставления части является момент оставления военнослужащим расположения воинской части или места службы, концом ее - время явки военнослужащего в расположение воинской части или место службы либо время его задержания вне пределов расположения воинской части или места службы.

Задержание виновного может быть произведено как военнослужащими (патрульными, нарядом, высланным из воинской части, и т.д.), так и органами власти (например, задержание военнослужащего работниками милиции в связи с нарушением общественного порядка). Бывают случаи, когда военнослужащий, находясь в самовольной отлучке, по тем или иным причинам на короткое время появляется на территории воинской части и, не замеченный командиром или внутренним нарядом, опять оставляет ее, чтобы продолжать незаконное пребывание вне части.

В подобных случаях самовольная отлучка не прерывается, ее продолжительность должна определяться с учетом всего времени незаконного отсутствия виновного в части. Военнослужащий, совершив самовольное оставление части, может добровольно явиться не в свою часть, а в расположение другой воинской части или в военную комендатуру города (например, в случае отставания от своей части при ее передислокации). Конечным моментом преступления в этих случаях будет считаться время явки военнослужащего в расположение другой части или в военную комендатуру. Применительно к неявке в срок без уважительных причин на службу начальным моментом преступления следует считать истечение срока явки военнослужащего в часть или место службы, указанного в соответствующем документе (командировочном предписании, отпускном билете, увольнительной записке и т.п.). Конечный момент преступления при неявке в срок на службу определяется так же, как при самовольном оставлении части.

Как уже отмечалось, субъектами преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 337 УК РФ, могут быть военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к ним относятся сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта. Контракт с курсантом военно-учебного заведения, ранее не заключившим контракт на прохождение военной службы, заключается после окончания первого курса обучения, если ему исполнилось 18 лет (ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Курсанты, отчисленные из военно-учебного заведения за неуспеваемость или недисциплинированность либо отказавшиеся заключить контракт, также находятся на положении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, если продолжительность их военной службы меньше установленного Законом срока военной службы по призыву (ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, заключенному им в возрасте до 27 лет, не прошедший военной службы по призыву, в случае увольнения с военной службы до истечения срока контракта также направляется для прохождения военной службы по призыву, если он к моменту увольнения с военной службы по контракту не выслужил установленного Законом срока военной службы по призыву (ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). В случае совершения самовольного оставления части или места службы такой военнослужащий подлежит ответственности наряду с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву. В практике военных судов возник вопрос о правомерности признания субъектами самовольного оставления части или места службы курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, не достигших 18-летнего возраста.

Отдельные работники военных судов считают, что курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, не достигшие 18-летнего возраста, не могут быть признаны субъектами преступлений против военной службы, так как они на военную службу не призываются и по своему возрасту не относятся к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. То обстоятельство, что такие курсанты после зачисления в военно-учебное заведение приобретают статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не свидетельствует о том, что на них могла быть возложена уголовная ответственность за допущенные нарушения порядка несения военной службы, предусмотренная ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для лиц, которые проходят военную службу по призыву или заключенному контракту.

Однако с таким мнением трудно согласиться, оно противоречит основным положениям Федеральных законов "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих". В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах действуют только два вида прохождения военной службы - по призыву и по контракту, других видов военной службы не существует. Права военнослужащих, возлагаемые на них обязанности, основания и порядок привлечения их к ответственности за невыполнение возложенных на них обязанностей по военной службе регламентируются в указанных Законах только применительно к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту.

Граждане в возрасте от 16 до 22 лет, добровольно поступившие в военно-учебное заведение, с момента зачисления их в это заведение становятся военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, - до заключения с ними контракта и военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, - с момента заключения этого контракта. Как уже отмечалось, статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеют не только сержанты, старшины, солдаты и матросы, призванные на военную службу, но и граждане, поступившие в военно-учебные заведения, до заключения с ними контракта, курсанты, отчисленные из военно-учебного заведения по неуспеваемости, недисциплинированности, если к моменту отчисления они не выслужили установленного срока военной службы по призыву, а также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в случае расторжения контракта, когда к этому моменту они не выслужили срока прохождения военной службы по призыву. Таким образом, нет правовых оснований для исключения из круга субъектов военно-служебных отношений курсантов военно-учебных заведений, не достигших 18-летнего возраста, на законном основании проходящих военную службу, имеющих статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и непризнания их субъектами преступлений против военной службы.

Это касается и их ответственности за самовольное оставление части или места службы <224>. Иное решение данного вопроса означало бы, что эти курсанты военно-учебных заведений, пользуясь всеми правами военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, не несут никакой юридической ответственности за нарушение законов и воинских уставов, регламентирующих порядок прохождения военной службы, которые закреплены в ст. ст. 26 и 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих". ——————————– <224> Такая позиция, как представляется, отражена и в абз. 2 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы" (Российская газета. 2008. 9 апреля).

В нем, в частности, указывается: "К военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, следует относить сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих")". На курсантов военно-учебных заведений, имеющих статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, распространяются закрепленные в ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" требования о том, что военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с указанным Законом и другими федеральными законами.

Закон не предусматривает каких-либо ограничений в применении указанных требований к лицам, имеющим правовой статус военнослужащих, признанным виновными в совершении тех или иных правонарушений. В ст. 337 УК РФ с учетом особенностей порядка прохождения военной службы военнослужащими по призыву или по контракту установлены различные условия их ответственности за самовольное оставление части или места службы. В данной статье нет прямого указания о ее применении к гражданам, пребывающим в запасе, во время прохождения ими военных сборов, так как вопрос об их отнесении к той или иной категории военнослужащих не решен. В то же время граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов имеют статус военнослужащих (ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), и в соответствии со ст. 331 УК РФ они признаются субъектами преступлений против военной службы без каких-либо ограничений. В частности, вопрос о применении к ним ст. 339 УК РФ, устанавливающей ответственность за аналогичное уклонение от военной службы путем симуляции болезни или иными способами, сомнений не вызывает, поскольку субъектами этого преступления могут быть признаны все лица, имеющие статус военнослужащего. В целях единообразного решения вопроса об уголовной ответственности за уклонение от военной службы независимо от способа его совершения следовало бы ст. 337 УК РФ дополнить частью, предусматривающей ответственность за самовольное оставление части или места службы гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

ВОЕННО-УГОЛОВНОЕ ПРАВО УЧЕБНИК Под редакцией заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста РСФСР, доктора юридических наук, профессора Х.М. АХМЕТШИНА; кандидата юридических наук, доцента О.К. ЗАТЕЛЕПИНА

Другие новости и статьи

« Понятие пандемии: исторический и теоретический аспекты

Кому и когда обязаны открыть дверь квартиры граждане России »

Запись создана: Среда, 4 Август 2021 в 18:00 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика