Как сделать интересным урок: подбираем воспитывающее содержание урока
Интересный учитель и интересный урок далеко не всегда могут превратить обычный урок в урок воспитывающий. Интерес – это, безусловно, важное условие, но оно не единственное. Воспитывающий урок – это еще и урок с воспитывающим содержанием, таким, которое побуждало бы школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах. Добиться этого можно, например, предъявляя детям на уроке ту или иную воспитывающую информацию.
Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, о перипетиях судьбы литературных и исторических персонажей. Это может быть информация, затрагивающая социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межгрупповых, межнациональных или межконфессиональных отношений; проблемы политической, экономической, культурной жизни людей.
То есть все то, что нужно растущему человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешного вхождения в общество. Можно акцентировать внимание учащихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке. На уроке физике, например, можно поговорить о двойственном значении для человечества открытия способа расщепления атомного ядра.
На уроке биологии можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования. На уроке химии можно акцентировать внимание школьников на экологических последствиях открытия дешевых способов изготовления синтетических материалов и опасности превращения Земли в свалку использованных одноразовых товаров и упаковки. На уроке географии можно проанализировать последствия постоянного стимулирования экономического роста. Что дало миру изобретение лука, пороха, самолета, реактивного двигателя – улучшение условий жизни человека или новые жертвы?
Эти проблемы могут быть обсуждены на уроках истории. Такого рода воспитывающая информация должна стать поводом привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на учебный материал сквозь призму человеческой ценности. Это даст возможность педагогу влиять на формирование отношений школьников к человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще. Поиск подобной воспитывающей информации не должен затруднить педагога, ведь ее можно найти в самых разных предметных областях знания.
Приведем несколько примеров.
- Может ли наука быть безнравственной? (физика) - Что было бы, если А. Эйнштейн не эмигрировал из нацистской Германии? (физика) - Человек – царь природы? (окружающий мир) - Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей? (биология)
- Как улучшить качество питьевой воды в школе? (химия) - Химический состав популярных детских напитков и проблемы здоровья (химия)
- Является ли экономический рост в мире безусловным благом для людей? (обществознание)
- Что значит «свобода» и легко ли быть свободным человеком? (обществознание) - Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру? (география)
- Последствия процессов глобализации в современной экономике (география) - Согласны ли вы со словами И. Карамазова «Если Бога нет, значит все позволено»? (литература) - Булгаковский Иешуа никогда не будет героем нашего времени? (литература)
- Реформы Петра I – шаг к цивилизованному обществу или насилие над страной? (история) - Западники и славянофилы: чьи взгляды вам ближе? (история)
- Опасна ли для общества агрессия в кино и на телевидении? (искусство) и т.п. Обратим особое внимание: важно не просто предъявлять учащимся воспитывающую информацию.
Важно организовывать их работу с этой информацией, предлагая обсуждать ее, высказывать по ее поводу свое мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию.
Эти активные формы работы позволят школьникам соотнести собственное отношение к рассматриваемому на уроке вопросу с отношениями других детей, будут способствовать коррекции этих отношений – ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взглядов на мир. Поговорим о таких активных формах работы на уроке чуть подробнее.
Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).
Другие новости и статьи
« И.В. Сталин о вождях и дисциплине (цитаты)
Нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы »
Запись создана: Понедельник, 23 Август 2021 в 12:29 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика