Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности
В ст. 343 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Данный вид ответственности распространяется на военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, проходящих военную службу как по призыву, так и по контракту. До введения в действие с 1 января 1997 г. УК РФ, как отмечалось, нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности не было предусмотрено в уголовном законодательстве в качестве преступления против военной службы.
К основным нормативным правовым актам, регламентирующим порядок несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, относятся: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ “Об обороне”, Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации”, общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495), приказы, инструкции, наставления, иные нормативные акты должностных лиц Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также приказы, инструкции командиров войсковых частей, отданные в пределах их компетенции. Выполнение задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности возложено непосредственно на соединения и воинские части оперативного назначения, а также на специальные моторизованные соединения и воинские части.
Они выполняют задачи по участию совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, в принятии неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению охраны общественного порядка при чрезвычайных ситуациях и других чрезвычайных обстоятельствах, а также в обеспечении режима чрезвычайного положения, в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительных учреждениях. Задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности непосредственно решают войсковые наряды, назначаемые соответствующими командирами (начальниками).
Исполнение обязанностей военной службы военнослужащими внутренних войск в составе войскового наряда является несением боевой службы. Время несения службы лицами, входящими в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, начинает исчисляться с начала инструктажа, проводимого дежурным по органу внутренних дел, и заканчивается его командой об окончании несения службы, которую в целях своевременного оповещения вправе продублировать дежурный по войсковым нарядам по имеющимся средствам связи или лично при смене наряда. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является установленный порядок несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
К общественному порядку следует относить совокупность общественных отношений, которые складываются в области обеспечения установленных в общественных местах правил поведения, соблюдения общественного спокойствия и нравственности, телесной и психической неприкосновенности граждан, отношений собственности. Под общественной безопасностью понимается совокупность общественных отношений, обеспечивающих охрану и защиту основных, наиболее важных общественных интересов - неприкосновенности личности, общественного спокойствия, нормального режима функционирования государственных органов. Общественная безопасность неразрывно связана с понятием безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, закрепленным в ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности". В объективной стороне нарушения правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности выделяются следующие признаки: а) деяние, выраженное в нарушении правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; б) общественно опасные последствия; в) причинная связь между нарушением правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и наступившими общественно опасными последствиями. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности может проявляться в непринятии необходимых мер по пресечению преступления, применении специальных средств в отношении беременных женщин и малолетних, применении оружия без достаточных на то оснований и с превышением полномочий и т.п.
Необходимым условием привлечения виновных лиц к уголовной ответственности будет являться наличие общественно опасных последствий, выраженных в причинении вреда правам и законным интересам граждан (ч. 1 ст. 343 УК РФ), а также тяжких последствий (ч. 2 ст. 343 УК РФ). Причинение вреда правам и законным интересам граждан может выразиться в необоснованном задержании граждан, совершении в отношении их действий, унижающих честь и достоинство, неправомерном применении физического или психического насилия, ином ограничении прав и свобод, установленных законодательством Российской Федерации. К тяжким последствиям следует относить причинение опасного для жизни и здоровья вреда гражданам в результате незаконного и необоснованного применения физической силы, специальных средств и оружия, существенного материального ущерба, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего. Убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью должны квалифицироваться всегда по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 343 УК РФ и соответствующими статьями гл. 16 УК РФ.
О наличии причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) военнослужащего внутренних войск из состава войскового наряда и наступившими последствиями можно говорить только в том случае, когда на военнослужащем лежала обязанность совершения определенных действий и вследствие невыполнения данной обязанности наступило причинение вреда правам и законным интересам граждан. Субъектом нарушения правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности являются военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, входящие в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
В соответствии со ст. 12 Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации и ст. 116 Временного устава внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации для выполнения задач патрульно-постовой службы назначаются следующие войсковые наряды: - пост охраны порядка (пост) - предназначен для выполнения возложенных на него обязанностей путем непрерывного наблюдения за определенным участком территории в радиусе не более 300 метров. Он состоит из двух и более военнослужащих; - патруль - предназначен для выполнения возложенных на него обязанностей на маршруте патрулирования. Он состоит из двух и более военнослужащих (начальник патруля и патрульные). Маршрутом патруля называется установленный путь следования с прилегающей территорией в пределах видимости и слышимости. Протяженность маршрута патруля, как правило, составляет: для пеших патрулей - 1 - 1,5 километра, для патруля на автомобиле - 6 - 8 километров. В зависимости от условий несения службы протяженность может быть увеличена или уменьшена.
В практике встречаются случаи, когда нарушения правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности сопряжены со злоупотреблением должностными полномочиями либо их превышением, например указанные нарушения совершаются начальником патруля (войскового наряда). В таких случаях действует правило, в соответствии с которым, если действия начальника патруля выразились в нарушении правил несения указанного вида специальной службы, хотя бы это и было связано со злоупотреблением им своим положением или с превышением полномочий, содеянное должно квалифицироваться по ст. 343 УК РФ.
Если же должностные лица войсковых нарядов нарушают положения закона, уставов и иных нормативных актов, в которых закреплены права и обязанности должностного лица, напрямую не связанные с исполнением ими специальных обязанностей (например, начальник патруля избивает подчиненных ему патрульных), в подобных случаях необходима квалификация их деяний по ст. 285 или ст. 286 УК РФ. Противоправные действия работников милиции, не являющихся военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, не могут квалифицироваться по ст. 343 УК РФ, поскольку указанные лица не являются субъектами данного преступления. С субъективной стороны нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности может быть выражено в форме как умысла, так и неосторожности.
ВОЕННО-УГОЛОВНОЕ ПРАВО УЧЕБНИК Под редакцией заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста РСФСР, доктора юридических наук, профессора Х.М. АХМЕТШИНА; кандидата юридических наук, доцента О.К. ЗАТЕЛЕПИНА
Другие новости и статьи
« И.В. Сталин об образовании (цитаты)
Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне »
Запись создана: Воскресенье, 29 Август 2021 в 19:02 и находится в рубриках Новости.
метки: закон, военноеправо, право
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика