24 Октябрь 2021

Культура родительского труда в современной жизни общества

oboznik.ru - Ценности семейной жизни в современном обществе

#ценности#семья#общество

В данной статье дается определение термину «культура» в контексте семейных ценностей, рассматривается специфическая взаимосвязь между ценностями, передающимися из поколения в поколение и родительским трудом, являющимся базисом родительской деятельности.

Показано, что культура родительского труда включает в себя не только количественные показатели в виде затраченного времени, ресурсов, но и качественные – это восприятие родительства, готовность к трудностям, совершенствование своей жизненной позиции с целью улучшение показателя своей семьи. Немаловажную роль в самореализации и саморегулировании индивидов играет динамичное изменение их интересов и потребностей.

Культура родительского труда включает такие функции, как физиологическая, экзистенциальная, социально-психологическая, материальная и педагогическая. Ключевые слова: Родительский труд, культура, функции семьи, уровень жизни, ценности. В современном мире уже давно существует множество трактовок понятия «культура», и данный термин имеет место быть абсолютно в любой дисциплине, как составляющая понятийно-категориального аппарата.

Но если рассматривать такое направление в социально-экономической науке как социология родительства или родительский труд, то в данном случае термин «культура» не до конца освещен. В связи с динамичным развитием общества меняются и представления, идеология, ценности касательно родительства: утрачивается престиж материнства и отцовства, у молодежи распространяются антисемейные ценностные ориентации и т.д. [1].

Поэтому необходимо объективно и логично дать характеристику культуры родительского труда, рассмотреть ключевые элементы, позволяющие оценить ценность и значимость родительства как трудоемкого, длительного и целенаправленного процесса, связанного с воспроизводством населения, накоплением и передачей опыта из поколения в поколение.

Довольно длительное время тема родительского труда рассматривалась исключительно в экономических науках – социология труда, экономическая социология, что, в свою очередь, объяснялось наличием и особым значением таких немаловажных критериев, как демографический показатель, уровень качества жизни. Затем родительский труд как направление перешел в сферу психологии и педагогики, отождествляясь с воспитанием.

В свою очередь, необходимо отметить, что родительский труд, как и любое другое социологическое направление, имеет свой уникальный теоретический базис, позволяющий не только заимствовать научные знания из других дисциплин, но и разрабатывать концептуальные практические модели взаимодействия детей и родителей. Как отмечалось выше, на данный момент в нашей стране происходит заметное ухудшение статуса родительства: молодые супруги порой исключают возможность появления детей в будущем; супруги, не желая заводить детей или не имея финансовой возможности, становятся родителями лишь по причине того, что это обязательно; присутствует такой вид брака, как гостевой и т.д.

Вышеперечисленные случаи в большей степени объясняются недостатком теоретических основ, раскрывающих сущность, особенности, готовность и другие важные элементы, входящие в направление родительского труда [2]. Также можно отметить, что помимо теоретической стороны данного вопроса есть и практическая причина – недостаток опыта семейных отношений, искаженное восприятие действительности, индивидуальные характеристики человека и т.д. Хотелось бы также выделить другой, не мало важный аспект «сопровождающий» культуру родительского труда и стремительно развивающуюся правовую основу российского права – ювенальную юстицию.

В контексте данной статьи, будем трактовать ювенальную юстицию в широком смысле, как совокупность правовых механизмов призванных обеспечивать защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. К сожалению, данная система не решает все задачи, она борется с последствиями, а не с причинами острых социальных явлений [3]. В следствии этого, можно было бы рекомендовать включать в рассмотрение культуры родительского труда обязательный правовой элемент, и в перспективе формирование в гражданском праве отдельной отрасли – медицинского права, субъектный и объектный состав которого более адекватен законотворческой и правоприменительной практике изучаемой проблемы культуры родительского труда [4], который может проявляться в классической форме семьи, так и в форме патронажа, опеки, вопросах суррогатного материнства и так далее.

Если рассматривать культуру родительского труда как совокупность представлений, определенных моделей поведения, набора норм и функций, осуществляющих создание семьи, рождение, воспитание и развитие ребенка как полноценного и полноправного члена общества, то она включает в себя 2 фактора – количественный и качественный.

Количественный фактор включает в себя такие значительные параметры, как ресурсы (жилье, уровень доходов, возможность легко и эффективно перемещаться по социальной лестнице) и время (непродолжительный или довольно продолжительный период, в ходе которого достигаются цели, связанные с осуществлением родительских функций). В свою очередь, качественный показатель подразумевает под собой понимание и совершенствование восприятия родительства, готовность к трудностям, совершенствование своей жизненной позиции с целью улучшения показателя своей семьи.

Культура родительского труда осуществляет следующие функции: - физиологическая, включает в себя рождение ребенка, длительные целенаправленные действия, обеспечивающие ребенку должный уход, безопасность, заботу родителей; - экзистенциальная, данная функция в большей степени отражает индивидуальное состояние и настроение родителей в процессе осуществления родительского труда; - социально - психологическая, предполагает создание и укрепление как родственных связей, так и адаптацию с социумом; материальная, признание со стороны других людей, ввиду социального статуса собственного потомства; - педагогическая, здесь можно отметить два взаимосвязанных элемента: когда ребенок проходит первичную социализацию, родители являются активными агентами процесса включения ребенка в малую группу – семья; и когда в более сознательном возрасте ребенок накапливает, усваивает, структурирует и использует всю информацию не только посредством внешней окружающей среды, но и, прежде всего, от родителей. Родители выполняют функцию педагога, наставника, учителя.

Также в структуру родительской культуры входят такие элементы [5]: 1) Коммуникация – как родитель, так и ребенок учатся строить гармоничные отношения. В случае достаточно высокого уровня коммуникации появляется взаимопонимание, уважение, открытость общения, ребенок понимает и принимает мнение и позицию членов семьи; 2) Операционная активность – подразумевает все действия, направленные на ребенка: организация досуга, наличие бытовой дисциплины, выбранный родителями метод обучения;

3) Когнитивность – данный компонент имеет довольно комплексный характер, так как включает в себя не только психологический аспект (изучение своего ребенка, принятие его темперамента), но и педагогический аспект (плавная методичная коррекция поведения ребенка с совместным анализом его сильных и слабых сторон, полноценное принятие родителем семейных ценностей, а также передача данных основ ребенку, умение находить выход их сложных жизненных ситуаций); 4) Наличие эмоций – умение родителя более глубинно оценить состояние ребенка, его страхи или проблемные ситуации. Вовремя поддержать или помочь.

Таким образом, культура родительского труда в настоящее время является актуальной задачей для дальнейшего изучения, так как с помощью ее основных компонентов, моделей, различных методов взаимодействия и коммуникации с ребенком происходит осознание роли родительского труда, укрепляются и транслируются правильные семейные традиции и ценности, повышается уровень самореализации родителя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова А.А., «Сущность феномена «культура родительства» и проблемы его анализа» / «Социально-гуманитарные знания», № 5, 2010.

2. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е изд. М. :ЦСПиМ. 2013. 376 с.

3. Цинченко Г.М. Ювенальная юстиция: риски внедрения// Управленческое консультирование, №. 8 (80), 2015, с. 114-127.

4. Хронова, И. А. Феномен суррогатного материнства в российском законодательстве / И. А. Хронова, Д. С. Резнева // Электронный сетевой политематический журнал “Научные труды КубГТУ”. – 2019. – № 3. – С. 225- 237.

5. Антонов А.И. Социология семьи: учебник. М. : ИНФРА-М. 2010. 636 с.

Е.В. Балян

Другие новости и статьи

« Новые жизненные миры россиян после Covid-19

Как оформить сертификат соответствия? »

Запись создана: Воскресенье, 24 Октябрь 2021 в 10:29 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика