28 Октябрь 2021

Особенности финансовой грамотности военнослужащих

oboznik.ru - Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1074 г.
#деньги#архив#финансы

В настоящей статье представлено видение военнослужащих по поводу финансовой грамотности в целом и необходимости проведения мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности среди военнослужащих на современном этапе развития современного российского общества.

Ключевые слова: финансовая грамотность, военнослужащие, планирование доходов и расходов. В период с декабря 2020 года по февраль 2021 года было проведено социологическое исследование среди военнослужащих Краснодарского гарнизона. В исследовании приняли участие 450 военнослужащих (из них офицеров – 117, курсантов – 189, солдат по призыву –144).

Были применены метод анкетирования и экспертного опроса. Срок службы респондентов в Вооруженных Силах Российской Федерации распределились следующим образом, до 1 года службы составили 41 %, срок службы от 1 года до 5 лет составили 34 % , от 5 лет до 10 лет – мене 1 %, военнослужащие от 10 лет до 15 лет составили почти 2 %, служившие от 15 до 20 лет почти 12 %, свыше 20 лет составили военнослужащие в количестве 11 % от общего числа опрашиваемых.

Распределение среди респондентов нашего исследования по признаку наличия определенного уровня образования выглядит так: среднее полное образование имеют 38 % военнослужащих, среднее специальное образование у 2,5 % опрошенных, неоконченное высшее имеют почти 2 %, и высшее образование имеет 57,5 % от общего числа опрошенных военнослужащих. При распределении респондентов по статусной принадлежности, было установлено, что 32 % составили военнослужащие проходящие службу по призыву, курсанты составили 42 %, и офицеров было 26 % от общего числа опрашиваемых.

Отвечая на вопрос о понимании содержания компонентов «Финансовой грамотности» респонденты распределились следующим образом: как умение ее определяют 21 % офицеров, 39 % курсантов и 52 % военнослужащих по призыву; как знания ее определяют 31 % офицеров, 9 % курсантов и 15 % военнослужащих по призыву; как понимание ее определяют 14 % офицеров, 6,5 % курсантов и 16 % военнослужащих по призыву; 24 % курсантов затруднились с ответом. Исследователям было интересно услышать комментарии экспертов по данным процентным раскладкам.

Комментируя ответ на вопрос о том, почему одни военнослужащие видят финансовую грамотность как умение, другие как планирование, третьи как способность или знание, эксперты разделились во мнениях. Одни считают, что понятие финансовая грамотность охватывает эти три феномена: знания, навыки умения и их применение на практике или на сегодняшний день нет единого понятия, которое можно было бы назвать общепринятым, но все три термина являются составляющими других терминов, которые составляют цепь финансовой грамотности (знаний и навыков, процесса финансового образования, поведенческих моделей).

Вторые говорят о том, что военнослужащий является сформировавшимся субъектом экономических процессов, к которым можно отнести: ежемесячный доход в виде заработной платы, который является базовой составляющей семейного бюджета и почти ежедневный процесс его расхода в виде приобретения необходимый благ. При этом расходная часть семейного бюджета, как правило, распадается на две части – это потребительские расходы и сбережения на будущие покупки. Третьи утверждают, что фактически в реалиях современного общества в нашей стране вопросы финансовой грамотности освещаются в СМИ очень слабо, поэтому большинство людей понимают данное понятие каждый по-своему. Предполагая причины такого высокого процента (24 %) затруднившихся с ответом на вопрос о том «Что такое финансовая грамотность?», эксперты давали ответы в двух направлениях.

Одни связали это с отсутствием в школьных программах специализированных дисциплин в данной направленности (не все общеобразовательные школы в своих программах имеют предмет по экономики и т.п., поэтому конкретные выраженные термины вчерашним выпускникам школ пока не известны; финансовая грамотность, как область знаний и навыков, которые позволяют принимать осознанные и эффективные решения в области управления личными денежными средствами – распределение, сбережение и пр. характерны тем, кто имеет практические навыки в данном вопросе, сюда можно отнести и солдат, и офицеров. А курсанты такими навыками не обладают из-за того, что в школьной программе нет предмета «Основы экономики», а дисциплина «Обществознание» не раскрывает не только финансовые основы, но и базовые экономические).

Другие эксперты связали это с отсутствием практического опыта в данной сфере (не каждый молодой человек, не так давно закончивший школу, сталкивается с вопросами самостоятельного зарабатывания денег, планирования бюджета, они не сталкивались с самостоятельной жизнью, так как всё время находились под опекой родителей и финансово-бытовые вопросы их не касались). Далее попытаемся кратно осветить выявленное противоречие между желанием с необходимостью военнослужащих быть грамотными людьми и механизмами повышения уровня финансовой грамотности последних. Отвечая на вопрос о мнении военнослужащих насчет необходимости быть грамотным человеком, был дан однозначный утвердительный ответ – «да» в количестве 98 %, варианты «нет» и «затрудняюсь с ответом» составили – 2 % ответов от общего числа опрошенных респондентов.

Отвечая на вопрос «Как Вы считаете, нужны ли в ВС РФ мероприятия по повышению финансовой грамотности военнослужащих?» респонденты распределились следующим образом. Почти 90% согласны с необходимостью таких мероприятий для военнослужащих, 5,7 % утвердительно ответили – «нет», и затруднились с ответом 4,3 % военнослужащих. Ответ на вопрос «Кто учил Вас планировать свои личные доходы и расходы?» распределил респондентов следующим образом. Первое место занимают родители с почти 40 % голосов, второе место за блогерами и сетью Интернет с 21 %, почетное третье место за преподавателями с 14,5 %, самообразование спасло – 11,5 %, командиры (начальники) отмечены почти 9 % респондентов, сотрудники банков и друзья получили по 4 % и последнее место.

Эффективные мероприятия, которые реально помогли офицерам стать более «подкованным» по вопросам финансовой грамотности имеют очень ограниченный круг, так например, к ним относят: «самообразование (в том числе изучение нормативно-правовых актов)», «общение с финансово грамотными людьми и друзьями», «проведение занятий с военнослужащими в часы, посвященные информационно-воспитательной работе в рамках командирской подготовки», «в отдельных случаях разъяснения должностных лиц», «лекции по финансовой грамотности», «курсы повышения финансовой грамотности», «телепередачи».

Курсанты, проходящие службу в краснодарских военных вузах, на вопрос об эффективных мероприятиях по повышению финансовой грамотности ответили следующее, мероприятия, которые проводятся в рамках учебнослужебной деятельности («информирование с командирами по данной тематике» почти 9 %, «занятия по экономике и праву в училище» – 15 %, «встречи с привлечением сотрудников банков» – 4 %) составили в совокупности 28 %; варианты «самостоятельная жизнь, жизненный опыт» выбрали для себя 12 % опрошенных данной категории военнослужащих; «отслеживание всех своих расходов и доходов (составление таблиц с доходами и расходами на месяц, снятие наличных денег с карты для наглядности)» видят эффективными мероприятиями 11 %; традиционно «самообразование, в том числе чтение специализированной литературы» выбрали 8,5 % будущих офицеров; «сеть Интернет (блогеры, подкасты, видео-лекции по теме)» помогают стать финансово грамотными 6,5 %; менее 5 % набрали варианты ответов «помощь от специалистов из войск», «разговоры с родителями», «передачи по ТВ»; и наконец, 38 % опрошенных курсантов дали ответ либо «затруднились с ответом» либо «не было таких мероприятий».

Солдаты по призыву определили основные мероприятиями, и туда вошли занятия, проведенные с ними вне армейской подготовки, так 28 % опрошенных указали «школьные и вузовские занятия по данному направлению»; следующее место заняли варианты ответов «нет таких мероприятий» и «затрудняюсь с ответом» в совокупности они составили – 23 % от общего числа опрошенных военнослужащих по призыву; «самообразование» в совокупности позицией связанной с «чтением книг по данному направлению» помогли 18 % респондентов; «сеть Интернет» с ее возможностями, как и «жизненный опыт», помогли 9 % военнослужащим по призыву; 4 % опрошенных указали «информирование и семинары с привлечением банковских работников».

Подводя итог нашей статьи, где была представлена попытка кратко остановиться на двух аспектах видения военнослужащими финансовой грамотности в целом и необходимости проведения мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности среди военнослужащих можно констатировать, что содержание компонент финансовой грамотности имеет в своем арсенале три элемента взаимодополняющих друг друга, а их ранжирование зависит от возраста, уровня образования, количества проблемных ситуаций финансового характера решенных респондентами в исторической ретроспективе и т.д.

Решение противоречия между возможностью повышения уровня финансовой грамотности военнослужащих в рамках мероприятий проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации необходимо решать, опираясь на акторов, сформировавших первоначальное представление об изучаемом явлении.

ЛИТЕРАТУРА 1. Тужба, Э. Н. Война и вооруженный конфликт: подходы к пониманию // Эволюция современной науки : сборник статей Международной научнопрактической конференции: в 4-х частях, Киров, 05 апреля 2016 года. Киров: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. С. 190-195. 2. Даниелян, А.Г., Харькова В.А. Воздействие контекста на результаты социологических опросов // Филологические и социокультурные вопросы науки и образования : Сборник материалов V международной научнопрактической очно-заочной конференции. Краснодар: Кубанский государственный технологический университет, 2020. С. 867-875.

Е.О. Кубякин, Е.А. Климашин

Другие новости и статьи

« Иван Болотников

Военно-историческая реконструкция в современной России »

Запись создана: Четверг, 28 Октябрь 2021 в 10:36 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика