Модернизация – деиндустриализация
Оценивая итоги «модернизации» страны за четверть века (включая «перестройку»), ее даже неудобно сравнивать с советским модернизационным проектом – настолько это разнородные величины. Вспоминаются слова не замеченного в любви к России У. Черчилля: «Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой». В чем состоят современные итоги модернизации? Приняли вторую в мире сверхдержаву, а имеем в итоге «Россию с твиттером и двумястами тысяч веб-камер возле урн для голосования».
Даже Н. С. Хрущев, тоже неслабый реформатор (впоследствии названный волюнтаристом), имел немало оснований для мирового превосходства Советского Союза, причем по многим позициям. Во время официального визита в США он подарил тамошнему президенту Джону Кеннеди щенка от собаки Белки, слетавшей в космос, сопроводив подарок словами: «Зато вы лучше делаете сосиски!» Приведем все-таки ряд цифр, которые без лишних слов характеризуют масштаб дел и их результаты. Советский модернизационный проект:* 1928 – 1932 гг. (первая пятилетка, совпавшая по времени с периодом Великой депрессии на Западе): построено 1500 крупных предприятий, таких как: 1930 – Турксиб, Ростсельмаш, Сталинградский тракторный; 1931 – Харьковский тракторный; 1932 – Днепрогэс, Кузнецкий металлургический комбинат, первые в мире Ярославский и Воронежский заводы синтетического каучука, город Комсомольск-на-Амуре; 1933 – Челябинский тракторный завод, Уралтяжмаш, БеломороБалтийский канал.
Многие прогрессивные отрасли были созданы с нуля (авиационная, автомобильная, химическая промышленность и др.), а другие – воссозданы на принципиально новой основе (черная металлургия, сельскохозяйственное машиностроение…). В 1932 г. СССР вышел на второе место в мире и первое в Европе по объему промышленной продукции. В 1933 – 1937 гг. ежедневно в строй вводилось по три новых крупных предприятия. Всего за этот период было введено 4,5 тысячи новых заводов, фабрик, шахт, электростанций. В том числе автогиганты в Москве и Нижнем Новгороде, крупнейший в мире Магнитогорский металлургический комбинат, первая очередь Московского метрополитена. Всего за 12 лет (1928 – 1940 гг.) введено в строй 9 тысяч крупных предприятий, передовых по мировым меркам тех лет. Завершился процесс превращения страны из аграрной в индустриальную. СССР достиг экономической и технологической независимости от стран Запада. Хотя еще в 1930 г. совокупный общественный продукт на две трети состоял из продукции сельского хозяйства.
Параллельно проводились социальные реформы, действительно приводившие к коренному улучшению жизни людей. Были ликвидированы эпидемии, безработица, созданы передовые в мире системы образования и здравоохранения. Продолжительность жизни росла, смертность падала. Западные специалисты предполагали, что на восстановление разрушенной войной экономики Советскому Союзу понадобится не менее 40 лет. Но уже в 1950 г. были значительно превышены довоенные показатели. Восстановлено и вновь сооружено 6200 предприятий. Возьмем для сравнения позднесоветский период. В 1973 г. мировая цена на нефть составляла 2 – 3 доллара за баррель. СССР при такой скудной внешней конъюнктуре обеспечивал достойную жизнь и развитие своему 280-миллионному населению, обеспечивал геополитический паритет и, тем самым, мир и стабильность во всем мире.
При этом в явном и неявном виде дополнительно «подкармливал» народы десятков стран («СЭВ», Вьетнам, Куба…). По объему ВВП, пересчитанному по паритету покупательной способности, РСФСР занимала второе место в мире после США, опережая Японию, и даже Украинская ССР находилась бы на 10-й строчке мирового рейтинга. Если взять 2008 или 2010 год, то цена на нефть в номинальном выражении находилась в диапазоне 100 – 150 долларов, то есть выросла по сравнению с 1973 годом в 30 – 40 раз.
Даже с учетом обесценения доллара за этот период разница колоссальная – больше десяти раз. При этом население России вдвое меньше, чем в СССР, никакого мирового паритета она не обеспечивает, многие позиции на мировом и даже внутреннем рынке утрачены. Таким образом, если посмотреть на эти два варианта с кибернетических позиций, не обращая внимания на внутреннее содержание «черного ящика» (социально-экономической и государственной системы), а только анализируя «вход» и «выход», то можно сделать очевидный вывод: интегральная эффективность России, как социально-экономического и геополитического субъекта многократно снизилась.
Созданная после распада СССР модель управления страной как бы высасывает ресурсы, образно говоря – гасит энергию, подтачивает силы. При наличии многих внешних атрибутов информационного общества (интернет, банкоматы, электронное правительство и прочее), произошедший трансформационный переход вовсе не означает вхождение России в круг передовых постиндустриальных стран. Не приходит же такая мысль в голову, глядя на ярмарку электронных импортных товаров, размещенную в цехах разорившегося машиностроительного завода. Никто не станет сравнивать Тыву или республики Закавказья со Швейцарией на том лишь основании, что там и здесь есть горы, мобильники и банкоматы.
Нет, к сожалению, речь может идти о регрессе, архаизации многих отношений в государстве и деиндустриализации. Деиндустриализации настолько массовой и фронтальной, что невольно возникают ассоциации с крахом Римской империи: захватившие ее варвары не сумели сохранить существовавшие технологии и навыки выплавки железа из руды, и для того, чтобы удовлетворять самые насущные потребности в железе (изготовлять оружие, доспехи…), через 50 – 70 лет стали срывать петли с дверей, выкапывать трубы из фонтанов. На фоне поражающих воображение цифр индустриализации советских пятилеток (9 тысяч новых крупных предприятий за 12 лет, ввод в действие трех заводов и фабрик ежедневно!) поразительно одиноко выглядит ввод в действие единственного за постсоветский период крупного нефтеперерабатывающего завода в Татарии. Журнал «Эксперт» отметил это событие статьей с характерным названием: «Подвиг Татнефти» (Эксперт – 2010/43). Это крупнейший в РФ за 20 лет производственный инвестиционный проект (объем инвестиций 5,6 млрд. долларов) и единственный новый крупный НПЗ в РФ за последние 30 лет. Предыдущий был построен в Ачинске в 1981 г.
И это в отрасли, где деньги льются рекой и где 20 лет говорится о нашей дикой отсталости и по глубине переработки нефти, и по качеству топлива. Зато в части разрушения результаты крупномасштабные. Возьмем для примера гордость отечественной промышленности – гражданское авиастроение. Еще в 1994 г. в авиапарке российских авиаперевозчиков было 2% иностранных судов, в 2005 г. – 16%, в 2011 – 74% и, судя по объявленным планам, скоро будет 90%. Каков главный итог проведенной за прошедшие 20 лет реформы в авиационной отрасли? Главный итог состоит, по сути, в уничтожении отечественной авиационной промышленности, которая не так давно производила каждый третий самолет в мире. Произвела первый в мире реактивный пассажирский самолет (ТУ-104), первый сверхзвуковой (ТУ-144), самый надежный аэробус (ИЛ-86), самые крупные транспортные самолеты («Руслан» и «Мрия»)…
С учетом отрицательного мультипликативного эффекта по всей цепочке, от производства до подготовки кадров, ликвидированы сотни тысяч рабочих мест (рабочих, ИТР, ученых, конструкторов) и резко понижен общий уровень инженерно-технической культуры… Другим результатом является почти полная ликвидация местной авиации и резкое сокращение периферийной маршрутной сети (3/4 аэропортов заброшено). Это ведет к обезлюдению и запустению России, поскольку альтернативы авиационному транспорту во многих районах нет. Возьмем другую отрасль – тракторостроение.
Это, конечно, менее сложное производство, но оно необходимо. Россия занимает первое место в мире по площади сельхозугодий и пашни. Только площадь сельхозугодий в 4 раза больше, чем вся территория Франции. Эти гигантские площади необходимо обрабатывать. Не случайно еще в 1937 г. СССР вышел на первое место в мире по производству тракторов. Казалось бы, есть гарантированный внутренний спрос (огромный внутренний рынок). До вступления в ВТО были все инструменты для защиты этого рынка. Была масса заводов, улучшай качество и работай.
Вместо этого – остановка или развал производств. В настоящее время один Минский завод (МТЗ) производит тракторов в 7 раз больше, чем все оставшиеся заводы России, вместе взятые. Хотя вполне очевидно – не сможет существовать сельское хозяйство России исключительно на импорте сельскохозяйственных машин. Одной из системных причин и, одновременно, одним из инструментов деиндустриализации и снижения уровня конкурентоспособности России является отделение большей части населения страны от созидательного труда и высоких целей (достижений), получаемых в процессе труда. Взглянем на календарь, там только официальных выходных (субботы, воскресенья) и общегосударственных праздников треть года (113 дней). Добавим сюда отпуска, они у бюджетников и государственных и муниципальных служащих (это половина занятых в стране) очень большие, от 35 дней до двух месяцев. Плюс больничные, плюс «адаптационные» часы потерянного времени, каждая пятница – укороченный рабочий день, да и любой предпраздничный тоже. Плюс неофициальная релаксация – кто же у нас в подобных учреждениях работает 30 декабря или 7 марта?
Получается, половину дней в году граждане России не ходят на работу. Если исходить из предположения, что эти десятки миллионов человек выполняют полезную для страны работу, то такой массированный загул трудно назвать положительным явлением. Ведь у нас столько нерешенных задач и проблем, которые кроме как созидательным трудом, ничем не исправишь. Почему так происходит? На первый взгляд, это можно объяснить гуманностью по отношению к российскому народу, социальным все-таки называется государство. Но не гуманнее ли было бы увеличить размер МРОТ (минимальный размер оплаты труда), величину прожиточного минимума и предоставить людям возможность самостоятельно больше зарабатывать за счет сокращения этих обязательных «каникул»* . Раз это не делается, можно предположить, что таким образом рабочая сила просто убирается с рынка труда, поскольку ее нечем занять. Ведь если огромная армия бюджетников, государственных и муниципальных служащих (только по официальным данным вдвое превосходит по численности весь госаппарат СССР) только и делает (согласно сыплющимся со всех сторон обвинениям), что вставляет «палки в колеса» бизнесу и населению – занимается коррупцией, «кошмарит» бизнес, то пусть отдыхают, меньше вреда нанесут.
Также и по молодежи. В СССР студентом становился только один из четырех выпускников средней школы, а трое шли работать или служить в армию. Такова была структура рабочих мест. Сейчас она еще менее квалифицированная, чем в СССР, армия резко сокращена, а студентами ВУЗов становятся почти 100% выпускников школ. Это тоже давно известный в мировой капиталистической практике прием по стерилизации излишнего предложения рабочей силы на рынке труда. Широко применяется в Европе – там значительную часть молодых людей постоянно учат и переобучают, а там недалеко и до пенсии. Это главная причина акций протеста, например, в Испании, где безработица среди молодежи уже превысила 50%. Еще один феномен современной России – огромная армия всевозможных охранников, по разным оценкам – около миллиона человек (в подавляющей части – мужчин), что соответствует численности Вооруженных сил. Какую пользу Родине и счастье себе лично может принести мужчина, сидящий на табурете у двери в аптеку, магазин, киоск, подвал, в баню…
Разве о таком будущем для своего, как правило, единственного сына мечтала родившая и воспитавшая его мать? Огромной проблемой современной действительности стала официальная массовая безработица. В СССР она была полностью ликвидирована в 1931 г., когда была закрыта последняя биржа труда и объявлено о недопустимости безработицы впредь. Это стало конституционной нормой, которая реально выполнялась повсеместно вплоть до распада СССР в 1991 г. В период кризиса происходит всплеск безработицы, вызывая высокую напряженность в обществе. Например, в 2009 году в среднем за год по РФ уровень безработицы, посчитанный по методологии МОТ (Международной организации труда) составил 8,2%, или около 6373 тысяч человек. Это не только изъятый из процесса общественного воспроизводства труд огромного количества людей, но и тяжелейший стресс для многих миллионов человек (с учетом коэффициента семейности). В этот период происходит всплеск сердечно-сосудистых (инсульты, инфаркты), психических заболеваний, растет смертность, падает рождаемость. Причем эти последствия имеют длительный период последействия.
Например, после кризиса 1998 года в течение пяти лет ухудшались показатели смертности и рождаемости. Упомянутая напряженность в России усугубляется плохо контролируемой трудовой иммиграцией (говорилось уже об армии гастарбайтеров численностью с Португалию, половина из которых нелегальная) и системой пространственной дифференциации. В отдельных регионах (Тыва, Северо-Кавказские республики) безработица превышает 25%, и они превращаются в зоны нестабильности… Появился многочисленный слой рантье, измеряемый миллионами человек, которые ничего не производят, а имеют доходы от сдачи в аренду жилья, коммерческой недвижимости (тем же гастарбайтерам, студентам…), банковских вкладов.
Наконец, основной массив занятых в негосударственном секторе. На 3/4 это торговля, сервис, прочие рыночные услуги (финансы, страхование и т.д.). В советской методологии расчета национального дохода (вновь созданной стоимости) считалось, что этот посреднический сектор не создает национальный доход, а только его потребляет и перераспределяет. Именно в этом секторе надуваются «виртуальные финансовые пузыри», которые во время кризиса могут «сдуться» и даже бесследно исчезнуть в течение нескольких дней.
А. А. Кисельников Новейшая история России (1985 – 2011 гг.): записки современника. Монография. – Новосибирск: Издательский Дом «Историческое наследие Сибири», 2012. – 272 с.
Другие новости и статьи
« Угрозы природно-климатического и космофизического характера
Телевидение как силовое ведомство »
Запись создана: Воскресенье, 7 Ноябрь 2021 в 17:52 и находится в рубриках Новости.
метки: деиндустриализация, модернизация
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика