12 Ноябрь 2021

Становление и развитие военно-юридического образования в России

oboznik.ru - Дополнительный отпуск военнослужащему
#образование#право#военноеправо

Аннотация. Статья посвящена становлению и развитию военно-юридического образования в России в разные временные этапы. В ней рассматривается исторический очерк начала специального юридического образования в России. История становления и развития военно-юридического образования в России насчитывает почти 150 лет. Раскрываются определенные этапы его зарождения. Ключевые слова: юридическое образование, армия, учебное заведение, офицер, военные прокуроры, военный юрист, военная юстиция, судебное право, расследовать, военно-юридическое образование. Начало процесса становления и развития военно-юридического образования в России было обусловлено появлением в XVIII веке регулярной армии и флота, и учреждением в связи с этим специальных военных судов. Для надлежащего исполнения должностей аудиторов, войсковых фискалов и прокуроров требовалось юридическое образование и умение расследовать воинские преступления.

Начало военно-юридическому образованию в России было положено созданием самостоятельного учебного заведения для подготовки военных юристов – Аудиторской школы, которая была преобразована в Аудиторское училище1 . Подготовка юридически образованных офицеров начала осуществляться в офицерских классах при Аудиторском училище, которое было переименовано в Военно-юридическое училище.

А офицерские классы были переименованы в академию, однако академия еще не получила организационной самостоятельности и продолжала находиться при Военно-юридическом училище [5, с. 25]. На основании Положения, утвержденного Александром II, была создана Военно-юридическая академия для военных и гражданских слушателей с 3хлетним сроком обучения. Одновременно было упразднено Военно-юридическое училище. С приходом в марте 1911 года к руководству Главного военно-судного управления генерал-лейтенанта Макаренко Александра Сергеевича центральный аппарат, военные прокуроры и следователи на местах стали больше уделять внимание методике и тактике расследования и предупреждения преступлений, использованию научных познаний, специальных приемов и средств для сбора, фиксации и исследования доказательств. С этой же целью впервые в России в Александровской Военно-юридической академии создается самостоятельная кафедра уголовной техники и с 1911 года начинает преподаваться курс «Уголовной техники, научно-технических приемов расследования преступлений». Непростой была судьба военно-юридического образования после 1917 г. После декрета о создании Красной Армии, при Народном Комиссариате по военным делам в 1918 г. было образовано Главное управление военно-учебных заведений.

В отношении Александровской военно-юридической академии немедленно последовали самые решительные меры. Народный комиссар по военным делам уведомил начальника Главного военно-судного управления – Главного военного прокурора Апушкина В.А. об упразднении Александровской военноюридической академии. В годы гражданской войны отсутствовали какие-либо специальные школы или курсы для подготовки советских военных юристов. В то время как для подготовки других кадров Красной Армии даже в самые напряженные дни гражданской войны создавались различные школы и курсы, а для подготовки военных юристов ничего не было организовано, хотя почти весь состав реввоентрибуналов и военных следователей не имел специальной юридической подготовки. Этот пробел в организации советской военной юстиции, хотя бы частично восполняла такая форма обмена опытом и подготовки кадров, как введение специального института практикантов военных следователей.

Например, в 1919 г. на Восточном фронте впервые была организована подготовка работников органов военной юстиции в виде создания института практикантов военных следователей. Приказом Реввоенсовета Восточного фронта № 851-1919 г. при следственной части реввоентрибунала фронта была учреждена подготовительная практическая школа военных следователей и было утверждено специальное положение об этой школе. Школа состояла из практикантов при военных следователях реввоентрибунала, которые назывались помощниками военных следователей. Срок подготовки был установлен 3-х месячный, при этом первые два месяца помощник военного следователя работал под непосредственным наблюдением военного следователя, к которому он был прикомандирован.

По истечении двух месяцев помощник военного следователя работал уже самостоятельно, под непосредственным руководством заведующего следственной частью реввоентрибунала фронта. Кроме практической работы по расследованию отдельных уголовных дел под руководством военных следователей, для помощников военных следователей было организовано чтение лекций по судопроизводству, по вопросам следственного производства и судебного разбирательства [3. с. 129, 132]. С 1920-1944 гг. началась подготовка юридических кадров для органов военной юстиции на кафедре судебного права Военно-юридической академии РККА (далее – ВЮА), а также появились первые научные работы по военным аспектам. Например, при всех военно-хозяйственных курсах распоряжением Главного управления военно-учебных заведений были открыты особые отделения по 100 человек для подготовки делопроизводителей военных судов и лиц, производящих дознание. Однако, до 1936 г. органы советской военной юстиции продолжали в основном комплектоваться лицами, окончившими гражданские юридические учебные заведения. И лишь начавшийся в 1935 г. переход к устройству РККА полностью на кадровой основе и существенное увеличение численности армии обусловили потребность в значительном контингенте подготовленных военных юристов. Для решения этой задачи в 1936 году Постановлением ЦИК СССР было принято решение о создании при Всесоюзной правовой академии Военно-юридического факультета РККА.

В Военно-юридической академии РККА была создана кафедра судебного права, в рамках которой преподавались в числе других юридических дисциплин криминалистика, судебная медицина и судебная психология. Первым начальником кафедры судебного права был назначен полковник юстиции, доктор юридических наук, профессор Сергей Александрович Голунский. Он известен как разносторонний ученый, внесший весомый вклад в уголовный процесс, теорию государства и права и криминалистику. В связи с началом Великой Отечественной войны и эвакуацией Военноюридической академии в октябре 1941 г. в Ашхабад проведение нормальных занятий было нарушено. Ограниченное количество учебных пособий, сокращение сроков обучения потребовало от командования, преподавателей и слушателей крайнего напряжения. Преподаватели кафедры судебного права оказывали помощь фронту. Многим гражданским юристам, призванным в РККА, «Библиотечка военного юриста» оказала существенную помощь в их работе в условиях Великой Отечественной войны [2; 4; 7].

Большое значение имело в 1942-1943 гг. направление преподавателей кафедры судебного права в действующую армию, где они оказывали помощь практическим работникам органов военной юстиции и собирали материал для дальнейших научных исследований. Возвращение Военно-юридической академии из Ашхабада в Москву в конце 1943 г., приток в образовательное учреждение значительных научных сил, увеличение контингента слушателей создали благоприятные условия для развития военно-юридических наук. В 1943 г. С.А. Голунский был переведен на дипломатическую работу, а начальником кафедры судебного права был назначен профессор М.С. Строгович. Характерной особенностью обучения в Военно-юридической академии являлось разнообразие форм обучения. В Академии применялись классные занятия, работы научных кружков, различные конференции, викторины, было организовано участие обучающихся в экспертных работах, посещение специальных музеев и др.

Очень полезными для слушателей и преподавателей были ежемесячные конференции, на которых обсуждались уголовные дела, интересные по фабуле. Организатором конференций чаще всего выступали профессора кафедр. Они же и проводили конференции с участием практических работников органов военной юстиции. Участие в конференциях принимали и следователи по важнейшим делам Главной военной прокуратуры [6]. Конец 40-х и начало 50-х годов 20 века для Военно-юридической академии были периодом расцвета, когда учебная, научная и организационная работа всего коллектива академии отличалась высокими показателями. В 1956 г. произошло реформирование Военно-юридической академии и образование Военно-юридического факультета Военно-политической академии им. В.И. Ленина. Неоднократные реорганизации военно-юридического образования тяжело отразились на преподавании многих дисциплин [1]. В связи с реорганизацией в 1974 г. военно-юридического образования и включением Военно-юридического факультета в состав Военного Краснознаменного института изменился контингент обучаемых. У большинства из них отсутствовал не только войсковой, но и жизненный опыт, что не могло не отразиться на обучении и, самое главное, на практической деятельности выпускников.

Вместе с тем совершенствовалась методика обучения. В ходе занятий учебная информация максимально сочеталась с творческой активностью обучаемых. С этой целью практиковался деятельностный подход к обучению, который заключался, прежде всего, в создании на учебных занятиях обстановки, приближенной к тем условиям, в которых придется действовать будущему выпускнику. Качество и эффективность такой методики во многом зависели от материальнотехнического и дидактического обеспечения учебных занятий. Распад Советского Союза, ухудшение экономического положения России, недостаточное финансирование и сокращение армии, постоянное реформирование системы военно-юридического образования имели негативные последствия и для всего военно-юридического образования. В этот сложный период шел массовый отток опытных преподавательских кадров, падал престиж военной службы. И только к 2000 г. негативные тенденции были преодолены.

В настоящее время военно-юридическое образование в России со светлыми преданиями о прошлом и с надеждой на преуспевание в будущем, готово к новым свершениям в деле подготовки военных юристов.

Литература 1. Винокуров А.Ю., Колесова А.С. К 100-летию военного вуза: кафедра криминалистики военного университета (от Александровской военноюридической академии до наших дней) // Вестник военного права. 2019. № 3. С. 7 – 20. 2. Голунский С.А. Допрос на предварительном следствии. – Ашхабад: ВЮА, 1942. – 120 с. 3. Гусев Л.Н. Советская военная юстиция в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918-1920) / под ред. Д.С. Карева. – М.: ВЮА, 1951. – 195 с. 4. Кубицкий Ю.М. Осмотр места происшествия по уголовным делам. – Ашхабад, 1942. 5. Кузьмин-Караваев В.Д. Военно-юридическая академия (1866-91 гг.). Краткий исторический очерк. – СПб., 1891. – 193 с. 6. Маликов С.В., Винокуров А.Ю., Кузнецов М.С., Шапков С.А. Развитие криминалистической науки в процессе подготовки военных юристов (1859- 2006 гг.). М.: Военный университет, 2006. 166 с. 7. Никифоров В.М. Обыск. – Ашхабад, 1943. – 76 c.

А.С. Колесова

Другие новости и статьи

« Что нужно знать солдату-новобранцу, переступившему порог воинской части?

Генерал-полковник В.В. Воробьев о результатах применения аутсорсинга в войсках »

Запись создана: Пятница, 12 Ноябрь 2021 в 17:50 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика