Особенности военного делопроизводства
Проведенная в середине 1920-х гг. реформа коренным образом изменила систему делопроизводства и отчетности в армии, упорядочив и значительно сократив ее. О значении данного направления среди общих задач, подлежащих реформированию в Красной армии, говорит даже название комиссии, созданной пленумом РВС СССР. Постановлением Реввоенсовета от 4 февраля 1924 г. была образована комиссия по реорганизации военного аппарата, системы отчетности и делопроизводства в составе М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилова, С. С. Каменева, П. П. Лебедева, И. С. Уншлихта, А. И. Егорова, А. С. Бубнова. 5 февраля в комиссии были сформированы четыре подкомиссии, одна из которых занималась вопросами отчетности.
Руководил деятельностью этой подкомиссии М. Н. Тухачевский. Задача подкомиссии заключалась в реорганизации сложившейся в армии отчетности, отличавшейся чрезмерной сложностью, перед нею была поставлена цель — «уничтожить разбухание отчетности и делопроизводства». Во исполнение полученных директивных указаний от комиссии пленума РВС СССР внутри подкомиссии был образован целый ряд секций: по письмоводству и делопроизводству, по пересмотру ротной и полковой отчетности, по пересмотру складской отчетности, по учету командного состава, по секретной переписке и др.
Подкомиссия выдвинула следующие основные принципы по отчетности в частях Красной армии: «1) Материальная и финансовая отчетность замыкается внутри полка. 2) Основная снабженческая отчетность замыкается внутри склада. 3) За снабженческими органами (довольствующие управления) остаются лишь виды наблюдательной отчетности. 4) Учет личного состава централизуется в Штабе РККА вместо существовавшего до сих пор учета по главным управлениям. При этом цифровой учет сосредоточивается в Организупре и сводится в одну строевую ведомость. Персональный учет ком. и адм. состава ведется командным отделом (исключение — Главвоздухфлот и ПУР). 5) В отношении делопроизводства комиссия признала необходимым введение упрощенной системы: делопроизводство от полка до корпуса включительно проходит по тетрадям служебных записок, в окружных и центральных управлениях — по более сложной карточной системе»’12 .
В итоге подкомиссией были выработаны новые принципы ведения делопроизводства и формы отчетности, которые позволили сократить ротную отчетность на 79 % (из 29 рассмотренных форм оставлено лишь 6); полковую отчетность — на 62 % (из 56 форм оставлено 22); в отношении остальных управлений — в среднем на 50 %. За счет предложений подкомиссии отчетность в армии в целом подлежала сокращению более чем на 50 %. Подкомиссия рекомендовала «в отношении методов работы» в учреждениях, канцеляриях и управлениях — «свести их к наибольшей планомерности с отказом от принципов ударности, комиссионного метода работы и к большему уклону в сторону личного доверия и соответствующего подбора работников в штабах и центральных управлениях и к замене бумажного контроля живым»113 .
К началу 1925 г. в Красной армии были выработаны правила ведения совершенно секретной и секретной переписки и техника секретного делопроизводства с резким разграничением понятия «сов. секретности»; выработано положение о порядке хранения законченных производством дел, книг и прочего архивного материала, впервые определяющее порядок хранения и отбор архивного материала; установлен порядок письменных сношений со схемой центральных управлений по предметам их ведения, регулирующий направление переписки с мест в центр. Проведенное реформирование системы делопроизводства и отчетности было закреплено в приказах РВС СССР 1924 г.: № 1064 — о принятии мер к сокращению переписки, искоренению недочетов в области делопроизводства и отчетности; № 817 — о переходе на новый порядок ведения учета и отчетности; № 1523 — инструкция по изданию и хранению приказов РВС СССР и циркуляров НКВМ; № 1396, 1540 — о соблюдении правил хранения секретных материалов и переписки; № 1042/166 — инструкция по технике секретного делопроизводства; № 1071 — о порядке подготовки и передачи дел на хранение в архив и пользования архивными документами; 1925 г.: № 1213 — о возложении на Управление делами НКВМ и РВС СССР обязанностей по наблюдению за прохождением дел по поручениям СНК СССР в пределах Наркомвоенмора.
Эффективность поиска архивной информации во многом зависит от знания особенностей документопотока конкретного ведомства, т. е. от построения его системы управления. В отношении армии важно учитывать, что система управления строилась по регионально-окружному принципу и имела следующую структуру: центральный аппарат — окружной аппарат — низовой аппарат. Пути прохождения делопроизводственных бумаг в структуре военного ведомства соответствовали структуре построения армейского аппарата: центр — округ — корпус, дивизия, полк. Распорядительная документация шла от верхнего звена по этапам подчинения сверху вниз. Отчетная документация шла наоборот снизу — вверх. Округ являлся ступенью, где информация преобразовывалась в зависимости от назначения. Информация, посылаемая с нижних ступеней, систематизировалась в зависимости от задач и посылалась в центральный аппарат. В свою очередь, округ, получая информацию из центра, посылал ее в низовые структуры с учетом полученных указаний. Известно, что жизнедеятельность армии во всех ее направлениях основывается на четком регламенте всех действий, прописанных в различных уставах и наставлениях. Военное делопроизводство не являлось исключением. Для него таким регламентирующим документом было «Наставление по делопроизводству в РККА».
Среди общих положений, предусматривающихся Наставлением, были следующие: Основной метод управления в РККА признавался за личным общением старшего начальника с младшим, а равно и младшего со старшим, особенно по важным вопросам. К переписке, как к одному из способов руководства, надлежало прибегать лишь в мере действительной необходимости (п. 1.). Переписка по служебным вопросам в РККА велась на русском языке (п. 3). Право переписки по служебным вопросам принадлежало: а) в войсковой части, соединении, учреждении и заведении РККА — командиру (начальнику), военному комиссару, помощникам командира (начальника) и начальнику штаба; б) в окружном и центральном аппарате — начальнику отдела и выше (п. 4).
Воспрещалась переписка по вопросам, которые могут быть разрешены командиром (начальником), военным комиссаром самостоятельно. Воспрещалось ведение переписки между подразделениями войсковой части и между отделами и отделениями внутри штабов, управлений, учреждений и заведений РККА (п. 5). Воспрещалось командирам, начальникам и военным комиссарам всех степеней требовать от подчиненных письменных докладов, справок и всевозможных расчетов, если данный вопрос может быть разрешен устным докладом (п. 6). Правила ведения секретной переписки определялись особым Наставлением (п. 7). Содержание служебных документов не подлежало разглашению. Опубликование в печати служебных документов допускалось только с разрешения народного комиссара по военным и морским делам, его заместителей и революционных военных советов округов (п. 8). Наставление предусматривало разделение документации на документы, связанные с управлением войск в полевых условиях, и соответственно — не в полевых условиях.
Виды документов, связанных с управлением войсками в полевых условиях, предусматривались Полевым уставом РККА и Наставлением по полевой службе войсковых штабов (п. 9 и 10). Наставление устанавливало следующие виды служебных бумаг для мирного времени: а) приказ; б) циркуляр НКВМ СССР; в) директива; г) приказание; д) предписание; е) доклад; ж) рапорт; з) донесение; и) справка; к) отношение. Каждые из выделенных видов имели определенную форму изложения и оформления. В отношении приказов предусматривалось: Письменные приказы имели право отдавать: а) народный комиссар по военным и морским делам; б) РВС военных округов (армий); в) командиры войсковых соединений и отдельных воинских частей; г) начальники управлений, учреждений и заведений (только по своему управлению, учреждению, заведению) (п. 12). Приказы народного комиссара по военным и морским делам СССР подписывались сами наркомом и его заместителями по вопросам, входящим в круг их ведения. Порядок издания этих приказов определялся особыми правилами (п. 13). Приказы в округах (армиях), соединениях, частях, управлениях, учреждениях и заведениях имели право отдавать от имени командира (начальника) и подписывались они: в округе (армии) — командующим войсками, одним из членов РВС округа (армии) и начальником штаба; в войсковых соединениях и отдельных войсковых частях — командиром, военным комиссаром и начальником штаба; в управлениях, учреждениях и заведениях — начальником и военным комиссаром (п. 14). Приказ по отдельной войсковой части должен был состоять из двух частей: по строевой части и хозяйственной части (п. 15). В приказах командиров войсковых частей и начальников управлений, учреждений и заведений полагалось объявлять: распоряжения, отданные высшими начальниками, если они касаются данной войсковой части, управления, учреждения и заведения; суточный наряд части; мероприятия по боевой и политической подготовке; награды, поощрения и взыскания; изменения, касающиеся личного состава о зачислении и снятии с довольствия людей и лошадей; приход и расход материальных ценностей; о назначении комиссий по переучету, проверке наличия и качества вооружения и имущества и пр. (п. 16). Приказы полагалось нумеровать в последовательном порядке номеров (п. 17).
Отмена, дополнение и изменение приказов должны были производится новым приказом (п. 18). В отношении циркуляров и директив: Циркуляры Народного комиссариата по военным и морским делам СССР издавались в разъяснение и развитие приказов народного комиссара по военным и морским делам. Циркуляры разрабатывались соответствующими центральными управлениями НКВМ (п. 18). Циркуляры, как и приказы, надлежало нумеровать в последовательном порядке номеров (п. 20). Директивы имели право издавать народный комиссар по военным и морским делам, его заместители, начальник Штаба РККА, начальник Политического управления РККА, командующие войсками округов (армий) и начальники центральных управлений НКВМ (по кругу их ведения). В отличие от приказов и циркуляров директивы отдавались по отдельным мероприятиям и адресовались к тому кругу должностных лиц, которые призваны были осуществлять эти мероприятия (п. 21). В отношении письменных приказаний’. Письменные приказания имели право отдавать командиры (начальники) от командира батальона и выше и их начальники штабов. Письменные приказания отдавались по отдельным частным вопросам и только в тех случаях, когда они не могли быть отданы словесно. Начальники штабов имели право отдавать письменные приказания частям и подразделениям только от имени их командиров. Письменные приказания надлежало нумеровать в последовательном порядке номеров (п. 22). Все экземпляры приказов, циркуляров, письменных приказаний с приложениями к ним по окончании года полагалось переплетать в отдельные книги. Отметим, что директивы не входили в этот перечень.
В отношении предписаний: Предписание отдавалось начальниками своим подчиненным с указанием, что подчиненный обязан выполнять и к какому сроку. Предписание являлось документом, удостоверяющим, что данное лицо уполномочено и обязано выполнить действие, указанное в нем. Если задание являлось секретным, то в предписании оно не указывалось, а в этом случае выдавалось специальное удостоверение. В предписании же проставлялось: «По особому заданию» (п. 23). В отношении других служебных документов: Письменный доклад составлялся сжато, в произвольной форме и представлялся в тех случаях, когда необходимо было сделать выводы и предложения по определенному служебному вопросу (п. 24). Рапорт составлялся по установленной форме, в нем сжато излагались личные вопросы, связанные с выполнением служебных обязанностей (различные ходатайства, сообщения о прибытии, убытии, болезни и т. п.) (п. 25). Донесение составлялось в произвольной форме. В нем излагалось выполнение подчиненным приказа или приказания старшего начальника (п. 26). Справка составлялась по приказанию начальников в произвольной форме. В справках давались сведения (описательные или цифровые) (п. 27).
Отношение, являясь письменным документом, применялось в служебной переписке между лицами, не подчиненными друг другу. Наставление регламентировало порядок использования служебной переписки между начальниками и подчиненными. Переписка начальников с подчиненными производилась путем приказов, циркуляров, директив, приказаний и предписаний, а подчиненных с начальниками — путем докладов, рапортов, донесений и справок (п. 29). Наставление предусматривало неформальный вид служебной переписки — служебно-товарищеские письма, которые составлялись в произвольной форме. Такая переписка по служебным вопросам могла вестись в случаях, которым нежелательно было придавать официальное значение, или когда по характеру вопроса желательно подчиненному дать совет, либо когда подчиненный хочет запросить совета или сделать предложение (п. 31).
Наставление регламентировало также форму изложения служебных бумаг: В отношении бланков: Документы по служебным вопросам подлежало писать на бланках, имеющих в верхнем левом углу штамп, определяющий наименование части, соединения, учреждения и заведения, от которых исходит данный документ (п. 32). В отношении подписей: Все документы, исходящие от РВС военного округа, а также от командиров (начальников) войсковых соединений, войсковых частей, штабов, управлений, учреждений и заведений, где имеются военные комиссары, должны были иметь три подписи: подпись командующего войсками военного округа (армии) или командира (начальника), подпись члена РВС или военного комиссара и подпись начальника штаба, а где его нет — лица, докладывающего бумагу (п. 33). Документы, исходящие из отделов штаба военного округа, подписывались начальником штаба округа, военным комиссаром штаба округа и соответствующим начальником отдела (п. 33). В войсковых частях и учреждениях, где нет военного комиссара, на бумагах полагалось ставить две подписи: начальника и лица, докладывающего документ. Первым полагалось подписывать бумагу тому лицу, которое ее докладывает, затем начальнику и, наконец, военному комиссару. Дату, отметку «лично» и отметку о срочности проставлял старший начальник, подписывающий бумагу (п. 36). Все лица, подписавшие документ, несли за него ответственность (п. 37). В отношении других элементов оформления: Во всех служебных документах при определении времени суток положено было исходить из 24-часового начисления, не употребляя выражений «утра»; «дня»; «вечера»; «ночи».
Документы полагалось адресовать должностным лицам с указанием занимаемой ими должности. На документах, адресованных лично, указывалась фамилия адресата. На полях документов с большим или сложным текстом полагалось указывать краткое содержание бумаги. При ответах указывался номер документа, на который давался ответ. Каждый исходящий документ должен был иметь копию, которой полагалось храниться в том органе, от которого этот документ исходил. Документы, которые были основаны на постановлениях, приказах, распоряжениях, должны были содержать ссылки на них с указанием номера и даты. Ссылки положено было делать в тексте или в конце бумаги в виде «Основания». Если к документу прикладывались другие материалы, то о них указывалось в конце бумаги в виде «Приложения» с перечислением номеров, дат и количества листов этих документов.
Знание так подробно перечисленных нами условий появления и оформления военной документации крайне важно, так как помогает исследователям определить значимость тех или иных документов как исторических источников, провести анализ их подлинности. Все это в целом составляет элементы научной критики источников. Военная реформа 1924-1925 гг. была нацелена на реорганизацию органов управления Красной армии и создание функциональной структуры. Положенный в основу организации центрального аппарата военного ведомства, которое с 1923 г. стало именоваться Народным комиссариатом по военным и морским делам СССР (НКВМ), принцип предусматривал проведение четкого разграничения деятельности между следующими основными функциями — командование, подготовка армии к войне, управление армией, снабжение и политработа. Дальнейшая работа по реформированию центрального аппарата проходила в соответствии с выработанными принципами, что позволило создать сеть функциональных органов, отвечающих за каждое из выделенных направлений.
Внутри этих центральных органов могли образовываться управления (отделы), ведающие более частными вопросами управления. В итоге были созданы подобные органы, ведающие: подготовкой к войне; всей текущей повседневной работой; вопросами подготовки войск; снабжением; политработой. В вопросах взаимоотношений между центральными и местными органами управления был положен принцип: 1) центральный аппарат законодательно, планово руководит, вырабатывая устойчивые штаты, положения, инструкции, постановления и уставы; 2) местный аппарат исполняет, применяясь к местным условиям. С учетом этого регулировались делопроизводственные и информационные потоки внутри военного ведомства. На уровне центрального аппарата сосредотачивалась вся аналитическая, отчетная и статистическая информация о жизни армии, поступая из центральных и окружных управлений. Туда же поступала информация из высших органов власти и других ведомств государственного аппарата. На уровне окружного звена сосредотачивалась отчетная документация из низовых структур Красной армии — соединений, частей и учреждений армии. Там же откладывались материалы местных органов власти, с которыми военное командование работало в тесном взаимодействии. Для технической обработки служебных документов в штабах, управлениях и заведениях действовали делопроизводства, которые отвечали за правильное ведение и хранение документов. Ответственность за правильную постановку делопроизводства несли начальники штабов, управлений и заведений Красной армии. С учетом того, что в РГВА каждый фонд соответствует органу, имеющему самостоятельное делопроизводство, можно говорить о следующих направлениях поиска военно-исторических источников, отложившихся в фондах: 1) центрального аппарата, 2) окружного аппарата, 3) низовых структур.
Вся хранящаяся в архиве документация является делопроизводственной. В зависимости от преследуемых при ее составлении целей она приобретает свои особенности как по форме изложения, так и по оформлению. При проведении исследования нами активно использовались следующие типовые группы документов — распорядительная, отчетная, информационная, статистическая. Исследуемая нами проблема предполагает, что круг интересующих нас учреждений, входивших в центральный аппарат НКВМ, определяется наличием у них функций, связанных с организацией работы с рядовым составом, в том числе его обследование, воспитание, изучение настроений и пр. Такими органами после проведения реформирования стали Главное управление РККА и Политическое управление РККА. Главное управление РККА (ГУ РККА) ведало организацией текущей жизнедеятельности армии, устройством быта военнослужащих, кроме того, оно занималось организацией допризывной подготовки, проведением призыва и вневойсковой подготовкой населения, а также разработкой аналитических и статистических данных по армии в целом, в том числе и по рядовому составу. Политическое управление РККА (ПУ РККА) ведало организацией партийно-политической работы в армии, а также вопросами политического и культурного воспитания личного состава армии; с этой целью в армии была создана разветвленная система политорганов, которые пронизывали армию сверху донизу и являлись «глазами», «ушами» и «руками» партии в армии.
Они были главными поставщиками информации о настроениях солдат. Однако изучение рядового состава, сбор информации о нем, учет его настроений осуществлялись также Военной прокуратурой и действовавшими внутри армии особыми отделами. Последние подчинялись ОГПУ. Следует помнить, что в центральном аппарате НКВМ были структуры, в которых могли сосредотачиваться материалы по самым различным вопросам, приходящие из разных органов, штабов, учреждений и заведений. Такими органами были Секретариат наркома и председателя РВС СССР К. Е. Ворошилова, Управление делами НКВМ, Штаб РККА. Кроме того, в армии была распространена система взаимного информирования и обмена информационными материалами. Поэтому информационные материалы интересующих нас учреждений могли отложиться в фондах других центральных органов военного ведомства, что также важно учитывать при поиске материалов.
Тархова Н. С. Т19 Красная армия и сталинская коллективизация. 1928-1933 гг. / Н. С. Тархова. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) ; Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина», 2010. — 375 с.: ил. — (История сталинизма)
Другие новости и статьи
Образы телевизионной продукции »
Запись создана: Суббота, 20 Ноябрь 2021 в 14:19 и находится в рубриках Новости.
метки: военное делопроизводство, делопроизводство
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика