Психоманипуляции в кино- и видеопродукции
Относительно кино- и видеопродукции, в принципе, актуально все то, что было сказано о воздействии телевидения, однако не в такой значительной степени, в силу невключенности в энергоинформационное «поле телевещания» и возможности выбора материала для просмотра.
Отметим ряд других значимых для нас моментов. Восприятие кино является активным творческим процессом воссоздания зрителем идей, образов, видения мира, заложенных в кинопродукте. Этот процесс тесно связан с личностью зрителя, с семантикой его картины мира, образов себя, других людей (Петренко, 2010). Личность зрителя определяет выбор фильма (мотивация), его просмотр и оценку (восприятие), последствия просмотра (эффект воздействия) (Кубрак, 2014).
Важными для воздействия фильма (даже до его непосредственного просмотра) являются следующие факты: актуальность тематики, популярность актеров, предыдущие работы создателей фильма, а также ситуация просмотра, характер ожиданий зрителей, связанный с потребностью в отдыхе, в эмоциональной разрядке, в эстетических переживаниях и др. Именно совокупность этих факторов, по мнению Т. А. Кубрак, влияет в том числе и на изменение социальных установок, норм, представлений и поведения у зрителей. Целостность восприятия фильма, понимание его общего замысла в большей степени определяется познавательной направленностью зрителя и может порождать когнитивные последствия.
Привлекательность фильма связана с захватывающим сюжетом, хорошими актерами, интересной идеей, спецэффектами, «общим позитивом». Эти характеристики в значительной степени влияют на зрителя, формируя оценки фильма и способствуя силе его воздействия. Иными словами, на выбор кино- и видеопродукции в значительной степени влияет система мировоззренческих, социально-психологических, политических и иных установок, сформированная в том числе предыдущими информационно-психологическими воздействиями. И здесь важно подчеркнуть, некую предопределенность выбора человеком фильма на основе состояния его духовно-нравственной сферы. Посредством кино- и видеопродукции он соприкасается с образами, влияющими на развитие его личности, – как в плане положительных изменений, так и в направлении личностной деградации. Важный аспект рассмотрения воздействия кино и видео связан с тем, что кино становится языком, посредством которого люди могут общаться независимо от своей национально-культурной принадлежности. Но глобализация породила свои проблемы, которые надо учитывать в плане их отражения в образах кинопродукции. Национально-культурное видение этих проблем через призму кино не менее значимо для исследования, чем «общий киноязык».
Современные отечественные кинокритики метко говорили о «культурологическом глобализме голливудского Вавилона», «переваривающего» национальные кинематографии. Говоря об отрицательном воздействии кино и видео с духовнонравственной точки зрения, особо отметим киноиндустрию боевиков, которые, формируя циничное и жестокое отношение к миру, питая культ «сверхчеловека» и его блуд в широком смысле, наносят огромный вред психике взрослого человека и особенно ребенка. Другими разрушительными темами являются оккультная и парапсихологическая тематика в жанре мистического кино. Набирает обороты и тема гомосексуализма и других сексуальных извращений. Следует также подчеркнуть, что материализация будущих событий «засеивается» в сознание людей образами из блокбастеров.
И это вытекает не только из регулятивного аспекта образной сферы личности. Даже просто названия фильмов на афишах кинотеатров и в кинорекламе оказывают информационно-психологическое воздействие (Кубрак, 2014). Широко распространены фильмы со сценами насилия. Однако идея о том, что просмотр сцен насилия или проявления агрессии снижает уровень агрессивности в обществе, несостоятельна. Результат идентификации с криминальным персонажем в комментариях не нуждается. В процессе эмоционального отреагирования в духовно-отрицательном информационно-энергетическом поле человек входит в контакт с силами/сущностями, присутствующими в этом поле (Гостев, 2007, 2008 и др.)
Вид страданий жертвы лишь провоцирует агрессивность наблюдателя. Не только С. Милгрэм продемонстрировал несостоятельность теории катарсиса экспериментально. Французское телешоу «Игра смерти» также показало, как легко может произойти превращение законопослушного гражданина в садиста и убийцу. Участникам шоу разрешали применять пытки электрошоком за неправильные ответы (актеры весьма правдоподобно изображали боль и даже смерть). И зрители в студии, и игроки спокойно относились к происходящему, как бы не осознавая его бесчеловечности. Приведем ряд иллюстраций воздействия кино с элементами психоманипуляции скрытыми смыслами. В американо-французском боевике «Люси» американская девушка Люси, приехавшая на Тайвань, по воле случая становится контрабандисткой, перевозящей наркотики в своем животе. Случилось так, что ее ударяют в живот, пакет с наркотиками разрывается, и в Люси во всей полноте раскрывается потенциал ее мозга.
Она выходит на связь с профессором, который занимается темой резервных возможностей человека. Фильм заканчивается тем, что некий сверхкомпьютер считывает все знания о мироздании, имевшиеся у Люси, которые затем передаются профессору. С точки зрения тонкой психоманипуляции в зрителя «впечатывается», например, идея о том, что знания о мире можно получить через психоактивные вещества, что, более того, – передозировка наркотиком «полезна (Шишкин, 2014). Мощный информационно-психологический удар российским зрителям был нанесен фильмом «Левиафан»21 (Носиков, 2015). Роман Носиков задается вопросом, почему С. Звягинцев получает мега-премии и чем он отличается от остальных прозападных отечественных «кино-креаклов». Публицист высказывает мысль о том, что киноискусство не осталось в стороне от процесса формирования отношения к русским на Украине. Задача определенных фильмов заключается в показе, что Россия – лишённая надежды, переполненная грехом, захлебывающаяся от отчаяния страна. И поэтому по отношению к представителям «русского мира» позволено всё, тем более, что, убивая людей, их спасают от жизни в «аду – в России».
Как же за такое – не наградить? Восторженные (либеральная общественность, радующаяся любой русофобии) и гневные (патриотическая общественность) рецензии свидетельствуют, что фильм не оставил никого равнодушным. Патриотическая часть «всемирной паутины» считает, что фильм лишает зрителя надежды на счастье в России, упрекает в желании выслужиться перед Западом. Критикуется и то, что фильм получил господдержку. Может быть, режиссер и хотел напугать Россию, чтобы она ужаснулась и стала «красавицей и умницей», но получилось глубинно-психологическое обоснование геноцида. Автор фильма, обосновав преступления против «русского мира», стал соучастником политической кампании против Родины. И Роман Носиков жестко завершает статью: режиссера заслуженно можно назвать политруком батальона «Азов»: не надо лгать, прикрываясь «художественной правдой». Уместно привести мысли Виктора Мараховского (Мараховский, 2015) о важном аспекте воздействия отечественного кино.
Он отмечает, что в мировом кинематографе есть мрачное, но великое кино. Приводятся два списка отечественных и зарубежных художественных фильмов. Первый состоит из фильмов, выдвинутых Россией, второй – различными зарубежными странами на премию «Лучший фильм года». Второй список демонстрирует: награждаются фильмы, которые показывают, что даже в беспросветной ситуации всегда можно совершить поступок и победить, что герои побеждают превратности. Зритель переживает и восхищается, наполняется силами и желанием жить. Первый же список свидетельствует о том, что современная отечественная кинокультура исчерпывается «примитивом», «чернухой» и малоинтересными комедиями, что «мрачная беспросветность» – глубоко укоренившаяся традиция отечественной творческой интеллигенции, ее главная тема. Стоит вспомнить, что в советское время снималось кино про преодоление тягот жизни. Но современный российский кинематограф изображает советский период в темных тонах. И это, несомненно, может быть отнесено, как минимум, к непроизвольной психоманипуляции массовым зрителем. Последнюю иллюстрацию предварю напоминанием того, что мысль, образы, слова, переживания человека материальны в своем воздействии на мир, что содержание образной сферы воплощается в реальность. И потому так опасны воображаемые катаклизмы, кошмары любого содержания. К общей закономерности материализации образного опыта добавляются и влияния отрицательно-метафизические. Относительно мистического кино отметим существующий список «проклятых фильмов» Голливуда (Проклятые фильмы…, 2008). Во всяком случае, феноменология говорит о «метафизике сублиминальных воздействий».
Психоманипулятивное воздействие мультфильмов
Отрицательное влияние зарубежных мультипликационных фильмов на детскую психику и поведение – тема известная. Некоторые авторы (см., например: Абраменкова, 2008, 2012; Маркова, 2005; Медведева, Шишова, 2012) отмечают, что именно под влиянием многих зарубежных «мультиков» у детей возникают сильная скованность, застенчивость, недоразвитость речи наряду с сильной демонстративностью в поведении, кривлянием, неприличными жестами и выражениями.
Современная мультипликация не просто деформирует психику, она изменяет ее в определенном (часто осознанном создателями мультфильмов) направлении. Детские психологи И. Медведева и Т. Шишова приводят следующие примеры подобного влияния на сознание и установки детей. После развала СССР одним из первых мультфильмов, которые стали показывать российским детям, была история о Скрудже Макдаке. Черты его характера противоположны традиционным ценностям русской/советской культуры: он корыстен, расчетлив и эгоистичен. Но именно такой образ преподносится как положительный.
Понятно, что, полюбив этот мультфильм, дети будут, как минимум, терпимее относиться к индивидуалистическим ценностям, а как максимум – сами станут претворять их в жизнь. Герои мультфильмов «Бивис и Баттхед» были первыми персонажами, которые стали приучать западную, а затем и российскую аудиторию к диким моделям поведения. Дети повторяют то, что видят на экране, и подражание «мультяшному герою» ломает что-то в ребенке. «Зверские» образы дают привыкание к зверству в окружающем мире. Многие мультфильмы формируют не свойственные детям агрессивные установки и модели поведения. Показательно, что после просмотра таких мультфильмов многие дети отказываются смотреть отечественные, рассчитанные на «естественно-детское» восприятие. Различные «покемоны»22 (pocket monsters, т. е. «карманные чудовища») и «телепузики» взращивают в детях демонстративность поведения, закладывают наклонности к шокирующим или аморальным действиям, дебилизируют ребенка, затормаживая развитие (Абраменкова, 2008; Маркова, 2002). Повторяющиеся замедленные действия (шествие зверей, движение кораблей и т. п.) формируют тягу к экрану и некритическое восприятие информации. Телепузики поощряют смену пола (переодевание в платьица), внедряют невосприимчивость к опасности, закладывая модели рискованного поведения23. Укажем и на внушаемые с экрана ненависть, отвращение к детям.
Так, в сериале «Ох, уж эти детки», например, младенцы представлены омерзительными существами, вытворяющими «жуткие пакости». И дети переносят возникшие под воздействием экрана чувства на реальных младенцев. Заметим, что манипулятивность задаваемых образов и социальных установок понятна с точки зрения глобальной программы «планирования семьи», нацеленной на уменьшение населения планеты. Отметим также развиваемую во многих мультфильмах тему цинизма, неуважения к родителям и старшим у подростков, глумления над старостью, болезнью (например, сериал «Симпсоны»). Программа девиантного поведения успешно закладывается в фильме «Улица Сезам».
В фильме «Kids Next Door», например, дети объединяются против взрослых всего мира и борются за то, чтобы не чистить зубы, не мыться, чтобы не существовало младших братьев и сестер. Девочки подражают кукле Братц – дерзкой и наглой, «прожигающей жизнь» на тусовках. Следует добавить то, что интерес к подобным персонажам активно поддерживается через торговлю соответствующими игрушками (Абраменкова, 2012).
Есть мультики, в которых содержится пропаганда наркотиков. Так, в «Гриффинах» кокаин оказывается «вкусным, как торт». Упомянутые «Симпсоны», по сути, выступают за легализацию марихуаны (толпа, например, «повелась» дымом от подожженной марихуаны). Отмечены и мультфильмы, в которых психоделическая музыка ведет к измененным состояниям сознания. Через просмотр некоторых мультиков ребенок соприкасается и с сатанинскими обрядами, с кощунством относительно христианских ценностей (Старикова, 2009, с. 98–116). Следует отметить, что известные в России и любимые детьми сериалы могут быть порождением «наркотического бреда». Руководство BBC разрешало своим сотрудникам употреблять наркотики и галлюциногены для стимуляции «нестандартного мышления» (Сотрудники…, 2009). Понятно, почему детские передачи BBC вызывают вопросы своим странным содержанием, почему «телепузики» пропагандируют гомосексуализм (это в 2007 г. решили официальные власти Польши).
Обсуждаемым вопросом являются многочисленные псевдообразовательные «развивающие» DVD, мелькающие картинки которых не содержат подчас никакого обучающего эффекта. Генеральный директор психологического центра «Квартет» детский и подростковый психолог кандидат психологических наук А. Сорин, например, настроен к ним достаточно скептично. В заключении раздела отметим, что сегодня появилась возможность создавать и собственные «мультики» (flash-анимация), и это отдельный предмет для научного осмысления в плане проблемы психоманипулятивных воздействий, в данном случае манипуляций с самим собой в том числе.
Гостев А. А. Глобальная психоманипуляция: психологические и духовнонравственные аспекты. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. – 467 с.
Другие новости и статьи
« Образы телевизионной продукции
Принципы сбора и обработки информации политорганами армии »
Запись создана: Суббота, 20 Ноябрь 2021 в 16:13 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика