5 Декабрь 2021

Русское устное творчество

oboznik.ru - Чему учит литература?
#литература#история#чтение#письменность#книга#писатель

Обыкновенно в древне-русском народном творчестве различают следующие виды произведений.

Заговоры — небольшие произведения, в которых говорящий высказывал свои желания и обращался к силам природы, стараясь действовать на них магической силой слова.

Загадки —: короткие произведения, иносказательно сообщающие о каком-нибудь предмете или факте. Отгадка того, что скрыто за иносказанием, требовала находчивости и ума, и р древние времена это искусство ценилось так высоко, что, по преданию, отгадка мудреной загадки иногда освобождала приговоренного от смертной казни.

Пословицы и поговорки — краткие, меткие изречения, суждения, поучительные мысли, результат житейского опыта — указания, которыми можно руководиться в повседневном быту. Сказки — фантастические рассказы о приключениях из жизни животных, о необыкновенных существах, как БабаЯга, Кащей Бессмертный, Морской царь, о чудесных превращениях и т. п.

Сам народ отличал сказки от песен, считал первые продуктом фантазии, а вторые — повествованием о действительных исторических событиях, выразив это свое представление в поговорке: «сказка — складка, песня — быль». Сказки относятся к тем древний временам, когда человек наделял зверей и силы природы человеческими свойствами. Они дают возможность судить о быте и мировоззрении наших отдаленных предков.

Важнейший отдел народной устной поэзии составляют песни. Как отмечено выше, песни возникали в связи с важнейшими моментами общественной жизни, с выдающимися событиями частной жизни, наконец в песнях же народ сохранил воспоминания о своей истории, о борьбе с кочевниками, о князьях и походах. Поэтому мы можем разбить песни на лирические и’эпические.

Среди первых выделяются песни, относящиеся к праздникам, ‘ связанным с временами года, с солнцем и другими явлениями природы, которые играли такую важную роль в жизни землепашца. Таковы, например, ‘колядские песни, приуроченные» в христианские времена к рождеству и связанные с зимнйм солноворотом, т. е. с тем днем (25 декабря), когда начинается увеличение дней. Таковы веснянки, связанные с приближением весны; таковы праздники и песни в честь Ивана Купала и бога Ярилы и т. п. К лирическим же песням относятся и бытовые песни, например, свадебные, в которых отражается тяжелая доля девушки, уходящей в чужую семью, и другие черты семейных отношений, похоронные песни, дающие яркое представление о народных взглядах на смерть, об обрядах, сопровождавших похороны и т. п.

Из произведений эпической поэзии первое место следует отвести былинам, главное содержание которых заключается в изображении исторических событий, в особенности подвигов князей и богатырей и других народных героев. Многие былины связаны с крупнейшим явлением древней русской истории, которая наполнена борьбою с кочевниками, печенегами и половцами, позднее—татарами.

Былины сохранялись путем устной передачи от певцов-дружинников, живших при княжеских дворах. Переходя из уст в уста, они уцелели в некоторых местах почти до наших дней. Былины сохранились главным образом на севере, в Сибири, Олонецкой и Архангельской губерниях, благодаря тому, что этот край, более удаленный от центра, от местностей, быстро воспринимавших новые формы жизни, от железных дорог,—этот край легче сохранял предания старины. Потомки старинных певцов, с благоговением относившиеся к переданным им песням, старались запоминать в точности текст. Эти хранители былин известны под именем сказителей.

Как указано выше, главное содержание былин заключается в борьбе богатырей с разными чудовищами, олицетворяющими кочевников, хазар, печенегов, половцев, позднее— татар,нападавших на русскую землю, производивших грабежи и насилия; далее—подвиги богатырей, борющихся с разбойниками, содействующих устроению земли, очищению дорог и т. п. Любимым героем былин является богатырь Илья Муромец, в котором народ создал идеальный рбраз богатыря; Он—сын крестьянина, обладает сказочной силой, необыкновенной храбростью и благородством, освобождает город Чернигов от «несметной поганой силы», совершает труднейшие крестьянские работы, побеждает Соловья-разбойника, залегшего на прямоезжей дороге, убивает Идолище Поганое, который «обнасильничал» и держал себя нагло во дворце князя, являясь образом враждебного кочевника-великана, какими половцы и печенеги рисовались народному воображению. Другой популярный былинный богатырь — ДобрыняНикитич.

Былины приписывают ему более высокое происхождение, чем Илье. Он — сын богатого рязанского купца, занимает придворные должности, «три года стольничал, три года пословничал» (т. е. исполнял должность посла) и т. п. Он, как и Илья, храбр, освобождает страну от чудовищ, в роде Змея-Горыныча, в борьбе с которым отражаются воспоминания о борьбе христианства с язычеством. Но, кроме того, он, как богатырь знатного происхождения, по некоторые былинам, даже родственник князя, выполняет дипломатические поручения, обладает «вежеством», т. е. образованием, приятной речью. Третий богатырь — Алеша Попович — в противоположность Илье и Добрыне наделен хитростью и изворотливостью. Он убивает своего противника Тугарина, в котором усматривают половецкого Гугхорхана, конца XI века, ссорившегося с киевским князем Святославом, убивает при помощи притворства. Алеша имеет «глаза завидущие, руки загребущие», он —> «бабий пересмешник» и т. п. Былины об этих и других, менее значительных, богатырях относятся к циклу так называемому южно-русскому или киевскому.

Другим крупным циклом является цикл новгородский, к которому относятся песни о Садко-«богатом госте» и Василии Буслаеве. В этих песнях отражается быт «господина великого Новгорода», крупного торгового центра. «Богатый гость» — так назывался в древности купец. Садко, повидимому, историческое лицо, жившее в Новгороде в XII веке. Василий Буслаев—представитель «ушкуйничества»—от слова «ушкуи», т. е. лодки, на которых буйная новгородская молодежь отправлялась в походы с целью грабежа и завоеваний. Василий Буслаев наделен всеми чертами этой задорной, удалой молодежи, он не верует «ни в сон, ни в чох» и вместе с своими товарищами отдается разбоям и приключениям.

П. С. КОГАН

Другие новости и статьи

« История русской истории

Письменная литература до татарского нашествия »

Запись создана: Воскресенье, 5 Декабрь 2021 в 10:18 и находится в рубриках Век дворцовых переворотов, Начало XIX века, Николаевская армия, О патриотизме в России.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика