Торжество ложноклассическому литературному направлению доставил у нас Ломоносов
Это был один из самых замечательных людей XVIII века. Он был сыном крестьянина родился на далеком севере, в Архангельской губернии, где не было крепостного права, с детства обнаружил редкую страсть к знанию, бежал от родителей, приехал в Москву и здесь, благодаря своей железной энергии, гениальным способностями и упорному труду, достиг высших ступеней в области науки и литературы.
Он поражал разносторонностью своего гения. Специалисты высоко ценят его великие открытия в области физики и химии. По своим воззрениям Ломоносов был продолжателем традиций западнической интеллигенции петровской эпохи. Его идеалом был просвещенный абсолютизм, т. е. просвещенный абсолютный монарх, без ограничений руководящий полицейским государством. Он не уставал говорить о важном значении наук и искусств, разработал устав первого русского университета, основанного в Москве в середине XVIII столетия. В истории литературы с именем Ломоносова связана целая эпоха.
Он создал ряд теоретических работ по русскому языку, стихотворству и т. п. В этих работах он положил начало созданию русского литературного языка. Мы уже видели, что первые представители русской письменности были церковники, литература служила задачам церкви; Стефан Яворский и Феофан Прокопович были епископами. Благодаря этому между разговорной русской речью и церковно-славянским языком все более и более углублялось различие. Заслуга Ломоносова заключается в том, что он сделал попытку создать русскую литературную речь из сочетания слов церковнославянского языка, доступных широким массам, с одной стороны, а с другой—слов обычной разговорной речи.
Ломоносов различает три «штиля»: высокий, где преобладают слова церковно-славянского языка. Это—стиль, предназначенный для торжественных од, трагедий, поэм. Далее—средний стиль, в котором преобладают слова церковного языка, уже вошедшие в общее употребление, и наконец низкий стиль—со словами исключительно повседневного русского языка. Этим было положено.начало образованию русского литературного языка и постепенному его освобождению от славянизмов/ Сам Ломоносов был не только теоретиком, но в противоположность Тредьяковскому обладал крупным литературным талантом, и благодаря этому ему удалось утвердить ложноклассическое направление в нашей литературе.
Приемы этого направления он применил в лирике, прославившись, как поэт, своими одами. Эти оды удовлетворяли всем требованиям ложноклассической поэзии. Они были написаны торжественным языком, с применением высокого «штиля», в них поэт прославлял главным образом императоров, в особенности Петра и Елизавету, и их царедворцев.
В них постоянно упоминаются античные боги и герои, в изображении подвигов и заслуг воспеваемых исторических лиц допущены необыкновенные преувеличения, наконец все эти оды построены по определенным правилам, отдельные части расположены в установленном порядке, даже восторгам отведено назначенное место. По содержанию оды эти проникнуты идеей просвещенного абсолютизма. Ломоносов—просветитель. Он—пламенный защитник наук, искусств и техники.
Дух петровских реформ царит над теми стихами, в которых он зовет к развитию производительности и требует применения науки для разработки естественных богатств: Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет: Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно. В оде «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» Ломоносов перечисляет сокровища страны, скрытые повсюду: и на берегах Лены, и в глубоких северных лесах, и на дне Уральских гор. Как и в своих статьях, так и в одах Ломоносов, конечно, не сознает, что общий экономический под’ем страны требует наличности определенных политических предпосылок, освобождения бесправного народа.
О крепостном праве он не говорит. Все блага проистекают от мановения руки просвещенного монарха. Достаточно только явиться на престоле деспоту с хорошими намерениями—и счастье и радость водворятся среди благоденствующ ей народа.
Все дело в прихоти господа бога. «Ужасный чудными делами зиждитель мира» в один прекрасный день почему-то решил «себя прославить в наши дни» и для этой цели послал в Россию Петра, «человека, каков неслыхан был от века».
Благодаря этому взрыву честолюбия «зиждителя» лолились неисчислимые блага на русскую землю: испѵгался бог войны Марс, увидав свой меч в Петровых руках, смутился бог моря Нептун при виде российского флага. …Божественны науки Через горы, реки и моря В Россию простирали руки К сему монарху, говоря: Мы с крайним тщанием готовы Подать в российском роде новы Чистейшего ума плоды.
П. С. КОГАН
Другие новости и статьи
« Ложноклассическое литературное направление
Просветительное литературное направление »
Запись создана: Воскресенье, 5 Декабрь 2021 в 18:56 и находится в рубриках Новости.
метки: Ломоносов
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика