6 Декабрь 2021

Просветительное литературное направление

oboznik.ru - Чему учит литература?
#литература#история#чтение#письменность#книга#писатель

Ложноклассическое направление было не единственным, шедшим к нам в XVIII веке из-за границы. Обыкновенно XVIII век во Франции, откуда русская литература по преимуществу заимствовала и идеи и формы, называют просветительным веком или веком энциклопедистов. Под этим названием разумеют ряд писателей и мыслителей, об’единившихся вокруг грандиозного издания—«Энциклопедии», которая и была проводником просветительных идей. Энциклопедисты или просветители были идеологами так называемого третьего сословия. Этим именем обыкновенно обозначали горожан и крестьян, т. е. те группы населения, которые не принадлежали к двум высшим сословиям: дворянству и духовенству.

Третье сословие не имело ряда привилегий, которыми пользовались упомянутые высшие сословия. Из дворянства обыкновенно вербовались высшие чиновники в армии и в государственном управлении, дворяне и епископы сохраняли часто право суда в своих поместьях, право беспошлинной торговли ит. п. По мере того как из среды третьего сословия выходили крупные представители торговли, эти привилегии духовенства и дворянства становились помехой к дальнейшему развитию производительных сил страны, и самое название третьего сословия все более стало применяться к его богатой части, т. е. к буржуазии, от которой стал отделяться пролетариат, или класс наемных рабочих, образовавший четвертое сословие.

Но в XVIII веке это различие между капиталистами и бедными слоями населения не чувствовалось так резко, потому что перед теми и другими стояли в виде общего врага привилегированные классы. Просветительная философия XVIII века явилась в сущности идеологическим обоснованием домогательств третьего сословия, осуществившего в конце века великую революцию и уничтожившего привилегии дворянства и духовенства. Главными представителями просветительной литературы во Франции были Вольтер, Дидро, Даламбер, Монтескье, Руссо, Бомарше и ряд других. Их усилия были направлены против католической церкви, против лицемерия и злоупотреблений духовенства; они обличали высшее чиновничество и распущенность дворянства, отстаивали идеи равенства, права свободной мысли. Все это было необходимо для того, чтобы открыть простор предпринимательской инициативе буржуазии, обосновать права свободной конкуренции.

Просветители стояли на разных ступенях в своей вражде к старому порядку. Так, например, Вольтер был выразителем идеи просвещенного абсолютизма, т. е., сохраняя абсолютную власть монарха, требовал, чтобы он стоял на высоте современного просвещения, был в общении с философами и проводил в жизнь мероприятия на благо и просвещение народа. Монтескье создал знаменитую теорию разделения власти, или конституционной монархии, которая передавала законодательную власть в руки народных представителей, а за монархом, в лице его министров, сохраняла только власть исполнительную.

Руссо был творцом системы так называемой патриархальной демократии, согласно которой вся власть—и законодательная, и исполнительная—принадлежала всему народу, не могла отчуждаться в пользу его представителей и должна была осуществляться общим собранием народа,—системы, пригодной для небольших государств, в роде Швейцарии, откуда Руссо был родом, или древне-греческих городов. Также и в области религии взгляды философов были различны. Среди них были деисты, как Вольтер, которые признавали существование бога, но считали разум средством к пониманию его намерений, а не откровение, т. е. требовали, чтобы духовная власть над людьми из рук духовенства была передана в руки представителей разума—философов. Были материалисты, как Дидро и Даламбер, которые вообще не признавали ни существования бога, ни души и выводили все явления мира из свойств материи.

Эта борьба против власти духовенства и дворянства отражается не только в просветительной философии, но и в литературе. Вместо напыщенных ложноклассических трагедий,, изображающих царей и героев, появляется буржуазная драма,, выводящая на сцену представителей буржуазии, рисующая обыденные семейные отношения, проповедующая равенство^ и внимание к обыкновенным людям. Таковы пьесы Дидро: «Побочный сын» и «Отец семейства», таковы знаменитые комедии Бомарше: «Севильский Цырюльник» и «Женитьба Фигаро», в которых лакей Фигаро веселый, умный и изобретательный, торжествует над своим господином, распущенным графом Альмавива, покусившимся на честь его невесты, несмотря на все могущество и привилегии графа. Не следует однако думать, что французские просветители сознательно подготовляли революцию. В большинстве случаев они верили, что их проповедь приведет мирным путем к искоренению злоупотреблений и к освобождению бесправных классов.

В России идеи просветителей имели огромное значение, в особенности в эпоху Екатерины Второй, которая заигрывала с философами, даже выписала к себе из Франций Дидро,, издала «Наказ», в котором проводила многие идеи Монтескье, Дидро и других, писала комедии, часто отражавшие мысли французских просветителей. Но следует понять истинный смысл этого влияния.

Прежде всего у нас не было третьего сословия в французском смысле этого слова. В это время роль дворянства далеко еще не завершилась, и класс этот у нас не клонился к упадку, как во Франции. У нас не могло быть борьбы против дворянства в европейских формах, никому в голову не приходила мысль, что власть могла перейти в руки только-что зародившегося торгово-промышленного класса или, как тогда говорилось, «среднего рода людей». Поэтому у нас носителями просветительных идей были передовые представители дворянства и сама Екатерина, для которых это было скорее модным увлечением отвлеченной справедливостью, чем практической программой. Кроме того, не следует забывать, что этих носителей было немного, это были отдельные личности, что слой интеллигенции в те времена составлялся из дворянства, что торговые круги, а тем более крепостное многомиллионное крестьянство не оказывали влияния на развитие литературы. Когда Дидро говорил Екатерине о расширении власти народа и об отрицательных сторонах неограниченной монархической власти, Екатерина вежливо улыбалась, но ничего не предпринимала для ослабления власти помещиков над крестьянами и даже расширила пределы крепостного права.

П. С. КОГАН

Другие новости и статьи

« Торжество ложноклассическому литературному направлению доставил у нас Ломоносов

В Амурской области проводится ревакцинация строителей БАМа »

Запись создана: Понедельник, 6 Декабрь 2021 в 17:31 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика