11 Декабрь 2021

Литература просветительного направления. Сатирические журналы. Новиков. Державин

oboznik.ru - Из бумаги больше вычитаешь, или о превосходстве традиционных книг над электронными
#чтение#литература#книга

Наиболее ярким выражением просветительных стремлений екатерининской эпохи явились сатирические журналы. Первый из них («Всякая всячина») затеяла сама Екатерина. Она помещала здесь статьи, в которых в общем добродушно («в улыбательном роде») посмеивалась над недостатками тогдашнего общества. Вслед за «Всякой всячиной» появились журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек» и др.

Создателем их и главным автором был Николай Иванович Новиков (1744—1818), один из самых замечательных людей этого времени. В образной форме он выводил живые фигуры, в которых обличал грубость и невежество, фатовство, пристрастие к французском}’, распущенность высших классов, взяточничество в судах и в канцеляриях, злоупотребления помещиков на почве крепостного права. Его обличительная проповедь привела в конце концов его в Шлиссельбургскую крепость в конце царствования Екатерины.

Напуганная французской революцией, она отказалась даже от показного благожелательного отношения к просветительным идеям, проявлявшегося в начале ее царствования. В журналах Новикова встречается немало жестоких нападков на крепостное право. Он выводит помещиков в роде Безрассуда, который заявляет, что крестьяне, его рабы, для того и сотворены, чтобы, претерпевая всякие нужды, день и ночь работать и исполнять его волкг исправным платежом оброков. Они должны трепетать его взора. Особенно сильное впечатление производит отрывок из «Путешествия в И. Т.» Это потрясающая картина рабства и бедности непаханных полей, маленьких хижин, покрытых соломой, «глупых помещиков, из’являющих более добродетели к лошадям и собакам, нежели к человекам». Несмотря на радикальный тон обличительных статей в сатирических журналах, Новиков все-таки оставался в пределах борьбы с отдельными злоупотреблениями и не возвысился до принципиального осуждения крепостного права. И он видел причину зла в отдельных дурных помещиках, а не в самой государственной системе.

Художественная литература екатерининской эпохи в общем продолжает традиции западнической интеллигенции времен Петра и Елизаветы: проповедь просвещения и благоговение перед самодержавием, благожелательной волей которого осуществляется благоденствие народа. Бардом Екатерины, певцом ее необыкновенных добродетелей явился Гавриил Романович Державин (1743—1816), прославивший Фелицу (под именем которой он выводил Екатерину) и ее вельмож в торжественных одах. Правда, Державину была не чужда сатира, он посмеивался над приближенными Екатерины. Он имеет в виду Потемкина, его сибаритство и тщеславие, когда в одной из своих од изображал мурзу:

А я, проспавши до полудня, Курю табак и кофе пью; Преображая в праздник будни, Кружу в химерах мысль мою: То плен от персов похищаю, То стрелы к туркам обращаю, То, возмечтав, что я султан, Вселенну устрашаю взглядом…

Правда, Державин признавал, что поэзия должна быть обращена «не к лести и тленной похвале людей», но «к чести и к поучению путей». И он обличал пороки сильных мира сего, прославлял тех, «кого ни знатный род, ни сан, ни щастье не украшали, но кои доблестью снискали себе почтение от граждан». Ему принадлежат великолепные афоризмы:

Калигула: твой конь в сенате Не мог сиять, сияя в злате: Сияют добрые дела. Осел останется ослом, Хотя осыпь его звездами; Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами.

Эти просветительные и обличительные строки написаны даже в слишком «улыбательном роде» для того, чтобы видеть в них серьезное понимание тяжелого положения, в котором жила крепостная Россия. Мы знаем теперь, насколько соответствуют в действительности добродетели, приписанные поэтом Фелице: «…пища самая простая бывает за твоим столом… всем из твоего пера блаженство смертным проливаешь… тебе единой лишь пристойно, царевна, свет из тьмы творить…едина ты лишь не обидишь, не оскорбляешь никого… как волк овец людей не давишь,—ты знаешь прямо цену их… ты народу смело о всем и вьявь и под рукой и знать и мыслить позволяешь и о себе не запрещаешь и быль и небыль говорить».

Все это звучит очень эффектно на фоне жизни, когда Новиковых запирали в крепость, Радищевых ссылали в Сибирь, обменивали крепостных девок на щенят и до смерти запаривали крестьян. Державину принадлежит крупная роль в истории русской поэзии. Он был настоящим поэтом и, несмотря на то, что сохранил некоторые традиции ложноклассицизма и высокопарный стиль ломоносовской торжественной оды, он имел большое значение в смысле приближения русской поэзии к реализму, внес много простоты, живости и естественности в свои оды, проложил дорогу Пушкину.

П. С. КОГАН

Другие новости и статьи

« Каждый период истории оригинален

Денис Иванович Фонвизин (1745—1792) »

Запись создана: Суббота, 11 Декабрь 2021 в 12:57 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика