17 Декабрь 2021

Как жили в древнейшем городе мира

oboznik.ru - Египетско-хеттские войны (конец XIV — начало XIII века до н. э.)
#история#война#археология

Вторая половина XIX века — это эпоха крупных археологических открытий. В относительно короткий период жизни одного поколения были совершены все достопамятные археологические раскопки, обогатившие наши исторические знания о минувших тысячелетиях. Были открыты ранее неизвестная культура шумеров, прадавние метрополии Ниневии, Ура и Вавилонии, мумии фараонов, раскопаны, из руин резиденция Агамемнона в Микенах и крепости других героев «Илиады», солнечная культура Крита и реконструкция дворца царя Миноса; плеяда незаурядных индивидуалистов и археологов, таких, как Шлиман, Шампольон, Эванс, Лэйярд, Вулли, — вот триумфальный марш археологии XIX века.

Это было время ошеломляющих научных открытий, принципиально изменивших воззрения на прошлое и развитие цивилизации. Наши предки первой половины XIX в. в этом смысле еше разделяли взгляды Средневековья, и последние 50 лет прошлого столетия позволили нам сегодня свободно ориентироваться в минувших событиях незапамятных эпох. Благодаря археологии мы проникли в прошлое вплоть до рубежа четвертого и третьего тысячелетий до н.э. — до самых отдаленных начал истории Египта и Шумера, когда над Нилом, Евфратом и Тигром возносили пирамилы и зиккураты с храмами бога Луны на верхушке. Это была как бы последняя граница проникновения, невидимая стена, преодолеть которую, казалось, невозможно. Археологи, потрясенные количеством и важностью сделанных открытий, занятые их изучением, на некоторое время как бы затормозились в своем желании делать новые молниеносные находки.

Зато они усовершенствовали методы поисковых работ и обратились к будничному, кропотливому труду, восполняя пробелы, которые в панораме истории оставили их великие предшественники. Могло даже показаться, что период великих открытий бесповоротно миновал. Но оставались неразгаданными многие исторические тайны, являющиеся для вечно ищущего человеческого духа чрезвычайно притягательными. Правда ли, что история Египта и Шумера берет свое начало в третьем тысячелетии до нашей эры? Ведь находки в самых нижних, следовательно, самых старых стратиграфических слоях неопровержимо доказывали, что в начале третьего тысячелетия культура обоих народов уже достигла такой степени зрелости, что не могла не быть продуктом бесчисленных лет медленного развития. На этом основании делался вывод, что оба народа откуда-то прибыли на берега Нила, Евфрата и Тигра, принеся с собой уже разработанные формы религиозных верований, норм совместного сосуществования, искусства, ремесел, традиций.

Но откуда они в таком случае прибыли? На этот интригующий вопрос, оставляя, естественно, в стороне фантастические гипотезы и спекуляции, не было научно обоснованного ответа. И тут археология переживала период бесплодного застоя, что не могли скрасить ни свершаемые там и здесь открытия, ни усовершенствованные методы научного исследования. Эту недобрую паузу только в 1922 году прервал индийский археолог Р. Л. Банерджи, открывший ранее абсолютно неизвестную культуру и могущественное государство в долине реки Инд. Развалины двух метрополий — Хараппы и Мохенджо-Ларо — стали в свое время подлинной сенсацией, ибо опровергли мнение, будто праколыбелью нашей культуры были только Месопотамия и Египет.

Оказалось, что мы являемся наслелниками еше и третьего центра цивилизации, которая развивалась в долине Инда, что нашу историческую родословную составляют три, а не две протоплазмы. Следующий переломный момент приходится на 1955 год, когда английский археолог Барбара Кеньон об ­ наружила руины Иерихона. Хотя факт обнаружения легендарной библейской крепости сам по себе уже был сенсацией, еще большее впечатление произвели результаты раскопок. Оказалось, в частности, что уже в VII тысячелетии до н.э. Иерихон был городским поселением в полном смысле этого слова.

Почему открытие Барбары Кеньон вызвало такое потрясение? Ученые были твердо уверены, что люди каменной эпохи не строили городов, а жили в маленьких, разрозненных, экономически самообеспечивающихся поселениях. Теперь эта точка зрения оказалась опровергнутой. Возникал вопрос: был ли в VII тысячелетии до н.э. Иерихон единичным, исключительным явлением, или можно предположить, что со временем будут найдены развалины других, пока еще нам неизвестных городов?

Вопрос более чем принципиальный. Ведь если будут обнаружены следы городской жизни в других частях тогдашнего мира, то из этого последует неоспоримый вывод: не шумеры и египтяне были прасозлателями городской культуры — они лишь воспользовались тем, что дал постепенный, длившийся веками процесс урбанизации, издавна известный поколениям людей. Первый сигнал, что именно так все и было, поступил в 1961 году.’Англо-американская экспедиция проводила раскопки в Анатолии и в местечке Чатал-Гуюк натолкнулась на руины очень древнего городского комплекса. В 1961 — 1963 гг. не оставалось сомнений, что этот город существовал уже в 7 тысячелетии до н.э., то есть одновременно с Иерихоном. Более того, под культурным слоем, относящимся к тому же тысячелетию, на глубине 10 метров были обнаружены хронологически более старые наслоения. Археологи встретились с остатками поселений, каких никогда раньше не встречали.

Удалось не только реконструировать архитектурный облик города в Чатал-Гуюке, но и собрать множество занимательнейших сведений о его жителях. Главной экономической основой этого городского праобщества были все еше земледелие и скотоводство. В развалинах нашли зерна пшеницы и ячменя, остатки бобовых, в частности горошка. По кусочкам обгоревших костей удалось прочитать, что живым инвентарем были козы, овцы, свиньи; кроме того, было много собак — судя по всему, пастушьих овчарок. Не последнюю роль в пропитании людей играли охота и рыболовство, о чем свидетельствуют кости оленей, диких ослов, различной дичи, рыб. Любопытно, что уже тогда занимались пчеловодством и мед в этом городе был любимым лакомством.

О явно городском характере поселения в Чатал-Гуюке говорят не только достаточно развитая экономика и общественная организация, но и богатая религиозная жизнь, специализированные ремесла и своеобразно выраженное декоративное искусство. Горожане вели оживленный товарообмен с близживушим населением, чтобы обеспечить себя необходимым сырьем для собственного ремесленного производства. То есть это была общность, дифференцированная по трудовой занятости, состоявшая из крестьян, торговцев, жрецов.

Один из раскопанных культурных слоев дал возможность сделать фундаментальное открытие. Оказалось, что именно здесь был перейден тот порог, который отделял докерамическую эпоху от эпохи, когда в Анатолии возникло гончарное производство в подлинном значении этого слова. Лревняя утварь из дерева или лозы, облепленная глиной, уступила место посуде, вылепленной из глины и обожженной на огне. Эта древнейшая в мире глиняная посуда была покрыта черной или бронзовой краской, но пока еще не украшена орнаментом. В чем важность этого открытия? В самых древних месопотамских или египетских поселениях археологи встречали только зрелую керамику. Несмотря на то что именно она является высшим итогом длительного развития, ранее никогда не удавалось обнаружить следы переходных фаз этого развития.

Древнейшие поселяне долин Нила, Евфрата и Тигра просто принесли с собой искусство обжига посуды из своих более древних, пока что не обнаруженных мест обитания. В Чатал-Гуюке впервые в истории археологии удалось проследить этот процесс в одном месте — на памятниках, хронологически наслоившихся в очередных культурных слоях. Открытие, со всех точек зрения достойное внимания. Но члены археологической экспедиции питали надежды смелее и дерзостнее. Напомним, развалины города датировались 7 тысячелетием до н.э. Но ведь пол ними скрыты другие, еше не исследованные культурные слои, уходящие на десятиметровую глубину. Что за ошеломляющая перспектива!

Возможно, будет открыто место человеческого поселения, которое существовало непрерывно: от раннего палеолита через эпоху мезолита и вплоть до неолита. То есть место, уходящее началом во времена, когда гомо сапиенс начал обрабатывать землю. Не исключено, что удастся, как по чертежу, восстановить участок пути, который прошел человек в своем странствии от собирательско-охотничьего образа жизни до первых форм цивилизации. С точки зрения архитектуры городское поселение скорее походило на оборонительное укрепление раннего Средневековья. Сорок жилых построек, сгруппированных вокруг двух дворов и помещений для культовых обрядов, замыкала в единую дугу обводная стена без окон и ворот. То есть это был строительный комплекс, некоторым образом напоминающий пчелиные соты, с той лишь разницей, что отдельные клетушки имели четырехугольную форму.

В помещения жители попадали своеобразным способом. Судя по следам на стенах, они сначала поднимались вверх по деревянной лестнице на плоскую крышу, а оттуда по другой лестнице спускались на дно дымохода, по которому уходил дым от домашнего очага. Наконец через узкое отверстие они на четвереньках протискивались внутрь своих клетушек. Руины не свидетельствуют о том, что поселение когда-либо было жертвой нападения неприятеля, несмотря на явно сохранившиеся следы от пожара. Возможно, тогдашним примитивным захватчикам оно казалось неприступным.

Следы, оттиснутые в некоторых помещениях на глиняном настиле, говорят, что полы, как того требовали холодные анатолийские ночи, устилали тканями. Выяснили, что это были шерстяные узорчатые ковры, поскольку на одной из стен был обнаружен пестрый геометрический орнамент, напоминающий современные узоры пользующихся славой анатолийских килимов. Можно сделать фантастическое предположение, что тамошнее производство килимов насчитывает без малого десять тысяч лет, что за этот необозримый отрезок времени немногое изменилось в его узорчатых мотивах и цветовой гамме.

Как видим, некоторые народные традиции немыслимо прочны в своем консерватизме и на протяжении десятков веков сумели сохранить себя среди бурных перипетий истории. Более всего поражает то, что по сей день сохранились доказательства высокого мастерства тогдашнего ткачества. Жители поселения остались верны погребальным обычаям эпохи палеолита. Сначала они помещали своих умерших в особые камеры и ждали, когда отпадут кожа, мускулы. Затем покрывали кости охрой, запаковывали в мешки и хранили под каменным полом храма. Вот в такихто гробах и было найдено несколько десятков обугленных кусочков материи, по которым еще сего д н я можно распознать тонкую пряжу из шерсти. Пока раскопаны три культовых храма, стены которых богато украшены рельефами, лепниной и живописью. Все мотивы необыкновенны и, вероятно, служили неким магическим культовым целям.

В одном месте можно рассмотреть стилизованную фигуру богини, отдыхающей после родов, а под ней на стене выпуклая резьба из глины, изображающая голову быка. Всюду на стенах повторяются мотивы женских грудей, рожениц или сидящих на корточках женщин, быков И барана-произволителя, лучников, раскрытых детских и взрослых ладоней, сдвоенных топориков и знаков креста. Каменный ларь с человеческими костями, четыре кинжала из кремния и шесть рогатик из отполированного камня наводят на подозрение, что в храмах совершались человеческие жертвоприношения. В этих культовых помещениях найдено также несколько десятков фигурок из известняка, мрамора и глины. Одна из них напоминает устрашающую фигуру богини подземелья. Однако преобладают бородатые боги и богини-матери с детьми, символы плодородия и урожая. Одна скульптура из известняка изображает двух богинь и мальчика с леопардом. Предположительно это прототип греческих божеств Леметры, Коры и Плутона.

Другая статуэтка — сидящий бог со сложенными на коленях руками — вырезана в стиле, удивительно напоминающем египетские рельефы. Тогдашние колдуны-шаманы уже умели остроумным образом воздействовать на своих суеверных сородичей. На стене одного из храмов в оранжевом и пурпурном тонах изображен крест, а поверх красок нанесен слой растолченного горного хрусталя. Легко представить себе хитрый замысел такой предприимчивости. Вокруг очага, в котором горели и дымились смолистые щепки, плясали шаманы в ритуальных масках, а колдовской крест светился в отблесках огня, как таящий угрозу неземной знак богов, которым приносили* жертвы.

З. Косидовский

Другие новости и статьи

« Люди и животные

Миссионеры солнца в каменной эпохе »

Запись создана: Пятница, 17 Декабрь 2021 в 17:00 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика