Как цивилизация Инда исчезла со страниц истории
Где-то в XV в. до н.э. из оврагов и горных котловин высыпала несметная рать воинов-ариев и, как ураган, обрушилась на мирных жителей долины Инда. Страшную панику и опустошение сеяли боевые колесницы, проносясь, как вихрь, на легких ивовых колесах со спицами. Впряженные в них рысаки, подгоняемые кнутами, которые держали в руках бородатые воины в бронзовых шлемах, хрипя и брызгая пеной, стремительно мчались вперед. Правда, в долине Инда были собственные средства передвижения, но то были непригодные для военных действий транспортные повозки, медленно передвигавшиеся на дисковых, страшно скрипевших колесах из дерева. За короткое время земли в долине Инда превратились в одно дымящееся пепелище.
Под крики и стенания убиваемых людей захватчики неудержимо рвались вперед, с невиданной жестокостью грабя и по/!жигая поселения и города, пока в конце концов не взяли штурмом и не превратили в груду развалин прекрасные крепости Мохенджо-Ларо и Хараппу. Тысячелетнее государство в долине Инда перестало существовать. Сегодня, по истечении почти 3500 лет, археологи находят в развалинах городов волнующие следы тех драматических событий. Повсюду закопченные дымом кирпичи, сознательно разрушенные стены и скульптуры, разбитые горшки, несметное количество бронзовых наконечников от стрел.
Что самое странное — найдены даже непосредственные свидетели борьбы и поражения. В Мохенджо-Даро откопали несколько человеческих скелетов. Их положение говорит о том, что это были жители города, которых поразила внезапная смерть от рук ариев. В Хараппе в руинах нашли человеческие скелеты, которые валялись на улицах, лестницах, порогах домов. То положение, в каком они были найдены, не оставляет сомнений, что это останки несчастных жертв неожиданного нападения, которые в панике искали спасения в бегстве и погибли, пронзенные стрелой и заколотые мечом неумолимого захватчика.
То здесь, то там встречаются могилы воинов с бронзовым топориком в руке и копьем под боком. Удлиненная форма черепа, присущая каспийскому типу, равно как характерный топорик с отверстием в рукояти, неизвестный в долине Инда, указывают на то, что это захоронения погибших арийских воинов. Доказательством вооруженного нападения ариев служит также оружие месопотамского и персидского происхождения, в частности бронзовые мечи с украшенной рукоятью, которые находили, как правило, только в гробах персидских воинов.
Один из таких мечей, отличающийся особо изысканным украшением, принадлежал, без сомнения, крупному арийскому вождю. Не менее ценное доказательство — найденные в большом количестве украшения, выполненные в западноазиатском стиле, например булавки для одежды, никогда не использовавшиеся на землях Инда. Авторы «Ригведы», как мы уже отмечали по другому поводу, питали к своим противникам глубокую неприязнь. Но сегодня мы достоверно знаем, что именно арии были варварами, что они напали на государство с высокоразвитой материальной культурой. Археологические открытия не оставляют никаких сомнений в том, что новые хозяева не хотели или не умели восстанавливать разрушенные города. На руинах они ставили пастушьи шалаши, в лучшем случае строили убогие домишки, вели традиционную жизнь скотоводов и охотников, предавались, как и раньше, удовольствиям и пирам. Землю, которая за время захвата не успела превратиться в залежь, обрабатывали покоренные автохтоны.
О системе ирригационных каналов никто не заботился, поэтому урожаи стали год от года сокращаться, и долина Инда вскоре превратилась в опустошенную, убогую страну. Как же могло случиться, что примитивные племена пастухов подчинили себе многолю/шое, прекрасно организованное царство, достигшее высокой ступени цивилизации? Тому было много причин, среди них и тот странный факт, что цивилизация Инда, су/ш по потрясающе малому количеству найденного оружия, не располагала сильной армией для защиты страны, а ее население не отличалось воинственностью. Ошако главная причина поражения заключалась в психике, присущей жителям долины Инда, и в общественном устройстве этой цивилизации. Раскапывая руины городов, археологи обнаружили обстоятельство, странное со всех точек зрения. Они насчитали в Хараппе девять очередных уровней заселения, прерываемых паводковыми катаклизмами.
Эта стратификация соответствует, где-то тысяче лет. И оказалось, что предметы, обнаруживаемые в каждом очередном культурном слое, от древнейшего до последнего, ничем друг от друга не отличаются. Нет никаких изменений, вызванных прогрессом и развитием или хотя бы мо/юй. Например, мы знаем, что предметы из керамики, поскольку они легко бьются, всегда и всюду носили на себе отпечатки новых модных течений и пристрастий. Поэтому их называют «часами эпох», ведь по их форме и росписи можно определить возраст культурных напластований, в которых они были найдены. А в Хараппе керамика за тысячу лет ни в чем не изменилась. То же самое ученые обнаружили в Мохен/1жо־Даро. Когда мы опускаемся в раскоп, нас окружает девятиметровая стена культурных слоев. Но найденные в них предметы, хотя порой их отделяет друг от друга не одно столетие, поразительно похожи, просто близнецы.
То есть культура Инда была потрясающе консервативной, застывшей в традиционных формах, неспособной к прогрессу, а значит, беспримерно стерильной. Консерватизм доходил до того, что в земледелии и ремеслах царила страшная даже для тех времен техническая отсталость. Вплоть до самой последней минуты существования этой цивилизации здесь пользовались орудиями каменной эпохи. В довершение всего общество Инда пронизывал какой-то дух ограниченного утилитаризма. Все, что делалось, было направлено на сиюминутное потребление, во всем были строго обязательны стандартизация, посредственность и стремление к сугубо экономической полезности. Особенно это заметно по глиняной утвари, которую хотя и производили на гончарном круге, но с декоративной точки зрения она была более чем убогой.
Видимо, ее в массовом количестве изготовляли для практических целей, вовсе не стремясь придать ей хоть какую-то художественность. Такой же поразительный утилитаризм проявляется и в почти казарменной симметрии городских улиц, равно как и в отсутствии красивых архитектурных построек и скульптурного искусства. Найденные немногочисленные скульптурные вещицы скорее подтверждают правило. Кто приковал население Инда к этой бездушной монотонной лямке традиционализма, убивающего индивидуальную инициативу, полет мысли и фантазии, изобретательность? Нам вспоминается уклад инков, которые повседневную жизнь порабощенных перуанских племен регулировали мелочными предписаниями, чтобы обеспечить как можно более высокую продуктивность земледелия и ремесел. Инки действовали от имени бога Инти. Не могли ли аналогичным образом, от имени своих богов, поступать цари и жрецы индской цивилизации?
Ничто другое, кроме ритуальных требований, имевших религиозный характер, не могло бы так долго удержать в полном и безоговорочном повиновении десятки тысяч людей, лишив их, как муравьев, индивидуальности. Однако достигнутая таким способом стабилизация носила в себе зародыш упадка и гибели. Когда наступили неизбежный застой, духовная апатия и усталость, настал также и закат государства. Огромное общественное образование, имевшее за собой почти 1000 лет, стало легкой добычей молодых, динамичных и воинственных горных племен, которых манила богатая, плодоносная речная равнина. Над Индом на долгие века опустилась ночь варварства и забвения.
В VI веке до н.э. персы присоединили долину к своей необозримой империи. А в 323 г. до н.э. там появился Александр Македонский. Греки, сопутствовавшие ему в этом походе, потом с удивлением рассказывали о многоводных реках и «шерсти, которая растет на деревьях» (хлопок). Только в 111 в. до н.э. для Индии началась новая историческая эпоха. Ее достойно открыл Ашока из династии Маурья (273 — 232 гг. до н.э.) — один из немногочисленных правителей‘, который не только провозгласил идеологию мира, но и последовательно проводил ее в жизнь. Одновременно он был первым царем, который стал горячим сторонником буддизма.
З. Косидовский
Другие новости и статьи
« Цивилизация Инда в эпоху высшего расцвета
Плавильщиков: русских можно побить, но победить - никогда »
Запись создана: Воскресенье, 19 Декабрь 2021 в 13:54 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика