Ударение в слове мышление
Различные словари русского литературного языка отмечают около полутора тысяч слов на -ение — существительных среднего рода с отвлеченным значением. Все они делятся на две группы: 1) с ударением на словообразующем суффиксе п 2) с ударением на корне. Ударение на суффиксе имеет преобладающая часть рассматриваемых существительных, независимо от места ударения в соотносительном глаголе, как без приставки: вождёние — водитъ, биение — битъ, правление — правитъ, несение — нести, так и с приставкой: сопровождёнъ — сопроводитъ, избиёние — избйть, исправлёние — исправитъ, вынесёние — вынести и другие. Академик В. В. Виноградов отметил, что словообразовательные суффиксы этого типа «поражают своим фонетическим однообразием» (Русский язык. Изд. 2-е. М., 1972). В «Грамматике русского языка» АН СССР (М., 1952) ударение в словах на -ение характеризуется как неподвижное, чаще всего на суффиксе.
Это достаточно ясное правило не распространяется, однако, па небольшое количество слов, произношение которых часто вызывает затруднения, связанные главным образом с постановкой ударения. Во всех словах второй группы ударение всегда находится на корне и у глаголов, и у соотносительных с ними существительных. Приведем примеры: вьючение — вьючитъ, глажение — гладить, квашение — квйситъ, конопачение — конопатитъ, крашение — краситъ, коробление — коробитъ, мотыжение—мотыжитъ, порочение — порочитъ, рушение — рушитъ, славление— славить и другие; приурочение — приурочить, очеловечение — очеловёчитъ, обрушение — обрушитъ, обезземёление — обезземёлитъ, обезличение — обезлйчитъ, увековечение — у веко в ёчитъ идр. Взаимодействие указанных групп слов приводит к тому, что в устной речи происходит подчас неправильный перенос ударения с корня на суффикс, а с суффикса на корень.
Наиболее распространенными ошибками являются следующие: вместо упрочение (правильно) говорят упрочение (неправильно), обеспёчение (прав.)— обеспечёние (неправ.), сосредоточение (прав.)—сосредоточёние (неправ.), обесцёнение (прав.)— обесценёние (неправ.), знамение (прав.)— знамёние (неправ.), намёрение (прав.)— намерёние (неправ.) или же вместо изобретёние (прав.) говорят изобрётение (неправ.) (см. словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова. М., 1959). Правильное употребление в речи слов на -ение затрудняют также исключения (частично они приведены в «Грамматике современного русского литературного языка». М., 1970, с. 67—68). Это прежде всего слова, у которых ударение является единственным смыслоразличителем: парение — паритъ (от пар) и парёние — паритъ (летать); цёление — цёлитъ (наводить оружие) и целение — целйтъ (лечить); вёдение (в чьем-нибудь вёдении, управление или вторая часть сложных слов со значением ‘знание, учение3: обществовёдение, литературовёдение) — вёдатъ (управлять и знать) и ведёние — вести; свёдение (известие, знание) — свёдатъ (узнать) и сведёние — свести, (соединить, собрать и спустить).
История русского языка позволяет установить, что у таких существительных, как значёііие1 медлёние, мучёниег правлёние, строение н тралёние, ударение с древнейших времен было закреплено за словообразующим суффиксом, несмотря па то, кто в производящей основе глагола оно находилось на корне: значитъ, медлитъ, мучитъ, правитъ, строитъ и тралитъ. Такое же ударение отмечает «Словарь-Академии Российской» и у существительных княжение (1792), ряжёние (1794) в зпачсшш ‘надевание маскарадного костюма* и ряжение (1822), ср. современное ряженье (Аванесов и Ожегов. Словарь-справочник, 1959).
Данные слова соотнесены с глаголами, имевшими подвижное ударение. У некоторых; существительных, образованных посредством суффикса -епи-е от глаголов на -итъ, ударение с корпя передвинулось впоследствии на суффикс, о чем свидетельствуют показания словарей; ранение (Словарь, 1847)—ранёние (Аванесов и Ожегов, 1959); плавление (Нордстет. Словарь, 1782)— плавлёние (Аванесов и Ожегов, 1959); увеличение (Словарь Академии Российской, 1789)— увеличёние (Ушаков. Толковый словарь, 1940) — увеличёние, не увелйчение (Аванесов и Ожегов, 1959); обнаружение (Словарь Академии Российской, 1794)— обнаружение и обпаружёние (Ушаков, 1938) — обнаружение (17-томный Словарь, 1959) — обнаружение, допустимо обнаружёние (Аванесов и Ожегов, 1959); мышление (Словарь Академии Российской, 1793)—мышление и мышлёние (Ушаков, 1938)—мышлёние (17-томный Словарь, 1957)—мышлёние, допустимо мышление (Аванесов и Ожегов, 1959).
Таким образом, слово мышлёние по аналогии с преобладающим количеством отвлеченных существительных на -ёние приобрело в современном русском языке новое ударение на суффиксе. В этом нашла отражение тенденция к выравниванию основ’по месту ударения у существительных одного словообразовательного типа. Подобному выравниванию подвергаются обычно слова, широко и часто употребляющиеся в речи. Именно такое расширение речевого использования слова мышление происходит сейчас, в период научно-технического прогресса.
Колебания в произношении этого слова могут быть обусловлены и тем, что корень мышл- и суффикс -ени-е имеют отвлеченное значение, и, следовательно, перенос ударения не влияет на усиление или ослабление данного оттенка в слове. В современном русском языке оба ударения — мышлёние и мышление — могут считаться приемлемыми в пределах нормы литературного языка.
Доктор филологических наук С. П. ЛОНУШАНСКАЯ
Другие новости и статьи
« Александр Николаевич Островский (1823—1886)
Обучение родному языку в древней Руси »
Запись создана: Воскресенье, 26 Декабрь 2021 в 14:09 и находится в рубриках Новости.
метки: мышление, русский язык
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика