2 Январь 2022

Повседневная жизнь скифов

oboznik.ru - Повседневная жизнь скифов
#скиф#скифы#курган

У скифов существовало многоженство. Женщины были общественно ущемлены в правах и полностью подчинялись воле мужчины. В отличие от сарматок (амазонок из греческой мифологии) им не разрешалось ездить верхом. Во время кочевий и битв они оставались в повозках, охраняя скарб и детей. Однако это не означает, что скифянки не заботились о своей красоте. Они одевались в широкие шаровары с буфами, короткие кафтаны с длинными рукавами, которые украшали нашивками в виде петушков или цветов лотоса и обшивали золотыми бляшками. На голове носили высокие цветные колпаки из войлока, обшитые ценным мехом. Сапожки из мягкой кожи, с удлиненными носами, на низком каблучке были расшиты орнаментом из стеклянного бисера или золотистого кристалла пирита. Женщины, впрочем, и мужчины тоже, обвешивали себя множеством золотых украшений: кольцами, ожерельями, браслетами, подвесками, гривнами. Мужчины, кроме того, любили украшать свое тело татуировкой с изображением разных фантастических зверей.

Такого рода татуировки были обнаружены на телах усопших, прекрасно сохранившихся в мерзлотных землях Пазырыка. Скифы, как можно судить по многочисленным найденным музыкальным инструментам, любили музыку и танцы. Среди инструментов преобладают бубны и многострунные арфы. То есть культура скифов, как видим, была достаточно богатой и жизнеспособной. Советские ученые, каталогизировавшие относящиеся к скифам находки и проанализировавшие их своеобразные черты, отметили значительное влияние скифской культуры на искусство викингов, кельтов, франков. Естественно, этого влияния не избежали и славяне. Не исключено, например, что цветные народные бумажные вырезки восходят к скифским аппликациям из кожи. Мы уже знаем, что скифы располагали громадными запасами ценных металлов, причем получали их из собственных рудников, в частности, из Закавказья — медь, из долины Днестра и с Кавказа — железо, с Алтая и Урала — золото.

Пока не выяснено, каким образом царские скифы получали эти богатства: в силу ли наложенной дани или как статью товарообмена. Лревнегреческие историки делили скифов на земледельцев и кочевников. Обработкой земли занимались предположительно люди низшего слоя скифского общества, иноплеменные или покоренные автохтоны. Но и вольные скифы, которые занимались разведением скота, не были кочевниками в полном смысле этого слова. Богатые пастбища исключали необходимость в дальних кочевьях; достаточно было ежесезонно переходить с пастбища на пастбище в замкнутых границах племенной территории. Поэтому скифы вели скорее оседлый образ жизни, с той разницей, что жили они в кибитках или пастушеских шалашах. Что это действительно так и было, доказывают часто находимые в могильниках реалистические фигурки кур и петухов, которых возможно разводить только в условиях постоянного проживания, а также огромных размеров жбаны для запасов продуктов — перевозить их с места на место было практически невозможно. Благодаря вечной мерзлоте в курганах Пазырыка были найдены напитки, сыры, разные виды мяса.

Они сохранились в таком состоянии, что их можно было попробовать на вкус. Так мерзлота помогла нам выяснить, что ели скифы. Основу их питания составляли конина и баранина, к которым добавлялись то козлятина, то говядина, то дичь. Кроме того, ели рыбу, главным образом тунцов и осетров. Много потребляли овошей, в основном фасоль, лук, чеснок. Из ячменя и пшеницы выпекали различные лепешки. Повседневным напитком был кумыс, который изготовляли из перебродившего кобыльего молока. Известный греческий врач Гиппократ, живший в 460-377 гг. до н.э., то есть одновременно со скифами, писал о них; что они любили много поесть, много попить и целые дни проводили в беседах, за пением и танцами. Конечно, замечание Гиппократа распространяется только на зажиточные слои общества.

Обогатившись на торговле с черноморскими греками, они могли позволить себе пить лучшие греческие вина. Во что верили скифы, какими были их религиозные убеждения? Информация по этому вопросу более чем скупа. У рассказа Геродота о том, как скифский царь отказался от военного сражения с Ларием I, есть и продолжение. Якобы царь скифов в заключение добавил: «Но попробуйте разрушить могилы наших отиов, тогда увидите, будем ли мы за них драться…» Значит, религия скифов, подобно религии китайцев, опиралась на культ мертвых и веру в загробную жизнь. Об этом дополнительно свидетельствуют и другие выявленные археологами подробности, как-то: бальзамирование усопших, умерщвление их жен, слуг, коней, которые должны сопутствовать покойным в ином мире, снабжение их всем, что может пригодиться и потребоваться для жизни на• «том свете», то есть питьем, едой, утварью, вешами каждодневного пользования.

Скифы чтили различных божеств, символизировавших силы природы. Пантеон богов возглавляла покровительница скифов, богиня огня и животного мира мать-богиня Апи, изображение которой часто встречается на тканях, коврах и рельефах из Пазырыка. Скифы верили в злых духов, д емонов, магию, амулеты, что подтверждает ритуал очищения после погребального церемониала. Ни кочевники, ни пахари не имели храмов и жрецов. Но они пользовались услугами волхвов и ведунов, предсказывающих будущее. Это были своего рода шаманы, профессия которых передавалась от отца к сыну. Удивительно, что все они говорили дискантом и одевались в женскую одежду. Профессия их не была столь уж безопасной, ибо в случае ложного пророчества по важному поводу их сжигали на костре вместе со всем мужским потомством. Как видим, у скифов, впрочем как и у других близких к природе народов, радость жизни непосредственно соседствовала со смертью.

З. Косидовский

Другие новости и статьи

« Из истории слова капитан

«Осколки московской жизни» в произведениях А.П. Чехова »

Запись создана: Воскресенье, 2 Январь 2022 в 21:28 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика