Расходы на служебные командировки в воинских частях
Expenses for business trips in military units
Гамиловская Анна Александровна,
доцент кафедры №47 «Финансово-экономического обеспечения ВС», Военный университет Министерства обороны РФ, к.э.н., РФ, г. Москва
e-mail: nostra04@list.ru
Мурадян Георгий Артемович,
курсант Финансово-экономического факультета, Военный университет Министерства обороны РФ, РФ, г. Москва
e-mail: georgyikkk@mail.ru
Реферат. Служебные командировки организовываются в целях выполнения определенного вида проверок, обмена опытом по военно-учетной специальности между военнослужащими, проходящими военную службу в других военных округах, воинских частях (соединениях), органах военного управления. Особенности реализации служебных командировок в совокупности с требованиями технического прогресса требуют своевременной доработки локальных и нормативных актов, для решения возникающих на практике несоответствий
Ключевые слова: командировки, финансы, расходы, оплата, наука.
Gamilovskaya Anna A.,
Associate Professor of the Department No. 47 “Financial and Economic support of the Armed Forces” Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Candidate of Economics, Russian Federation, Moscow
e-mail: nostra04@list.ru
Muradyan Georgy Artemovich,
Cadet of the Faculty of Finance and Economics, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia
e-mail: georgyikkk@mail.ru
Report. Official business trips are organized in order to perform a certain type of checks, exchange experience in military accounting specialty between military personnel serving in other military districts, military units (formations), military administration bodies. The specifics of the implementation of business trips in conjunction with the requirements of technical progress require timely revision of local and regulatory acts to address the inconsistencies that arise in practice
Keywords: business trips, finance, expenses, payment, science.
Служебные командировки являются одним из необходимых видов служебной деятельности. Они организовываются в целях выполнения определенного вида проверок, обмена опытом по военно-учетной специальности между военнослужащими, проходящими военную службу в других военных округах, воинских частях (соединениях), органах военного управления.
Актуальность рассматриваемой тематики обусловлена тем, что обеспечение организации качественной системы направления военнослужащих и лиц гражданского персонала в служебные командировки гарантирует соблюдение законности, предупреждение и пресечение неэффективного использования бюджетных средств, а также своевременное и полное выполнение поставленных боевых и специальных задач.
В современных условиях перед государством стоит острая необходимость оптимизации расходов на обеспечение обороны страны, которые также включает в себя и служебные командировки, являющиеся весьма весомым аспектом, влияющим на безопасность государства.
Особенность служебных командировок или служебных поездок работников состоит в том, что она совершается исключительно в рабочих целях. Работник в рамках служебной командировки выполняет конкретное задание, порученное ему руководителем. Необходимость изучения данной темы вытекает из наличия особой специфики командирования военнослужащих и гражданского персонала, так как данная категория лиц может направятся для выполнения задач, связанных с обеспечением обороноспособности страны, поддержанием боевой и мобилизационной готовности воинских частей. Важно отметить, что наибольшую долю командируемого личного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации составляют военнослужащие.
Служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.[1] Другими словами под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Исходя из определения, можно выделить ряд условий, при которых поездка работника будет считаться служебной командировкой:
- физическое лицо состоит в трудовых отношениях и работает по трудовому договору;
- работник направляется для выполнения задач в другой населенный пункт, а не по месту постоянной работы;
- поездка осуществляется по распоряжению руководителя предприятия;
- работник не выполняет свою работу в пути, и его работа не носит разъездной характер.
Кроме этого, служебными командировками считаются также поездки работников по распоряжению руководителя головного предприятия в филиал или наоборот.
В нормативных документах разливают лишь два вида командировок:[2]
- на территории Российской Федерации;
- за пределами Российской Федерации.
Все виды командирования объединяет один общий принцип – выполнение служебного задания.
Как уже было сказано выше, в трудовом законодательстве дается четкое определение, что следует считать командировками. При этом общие правила оформления и компенсации командировочных расходов обозначены в положении об особенностях направления работников в служебные командировки.[3]
Основные аспекты, определяемые положением:
- размер максимальной, не облагаемой налогом суммы командировочным установлен законодательно. Все что выше – облагается налогами по общим правилам;
- работодатель обязан определить внутренним локальным документом порядок направления сотрудников в командировки, а также подтверждение понесенных расходов;
- дни отъезда, приезда, нахождения в пути, вид транспорта, сопутствующие расходы и их максимальные размеры определяются локальным документом компании;
- понесенные расходы необходимо документально подтвердить;
- продолжительность командировки устанавливается работодателем по согласованию с тружеником; законодательно установлен перечень лиц, которых запрещено направлять в командировки, даже при наличии их согласия.
Представим порядок отработки оформления служебной командировки пошагово. Во-первых, оформляется приказ о направлении в командировку. Можно использовать форму Т-9 [4], однако начиная с 2013 года данная форма обязательной не считается, у компании есть право разработки своей. Во-вторых, заполняется табель учета рабочего времени. Также возможно использование унифицированных форм табеля Т-12 и Т-13 [5]. В-третьих, оформляется авансовый отчет. При возврате из командировки, работнику в течение 3 рабочих дней необходимо заполнить авансовый отчет, сдав его в бухгалтерию. Работник в авансовом отчете по форме АО-1 указывает суммы, которые были потрачены в рамках поездки и прикладывает к авансовому отчету документы, подтверждающие свои затраты. Такими доказательствами могут быть приходные ордера, чеки, квитанции, договоры.
С 8 января 2015 года не требуется оформление командировочных удостоверений. Они использовались для подтверждения факта и времени нахождения сотрудника в месте командировки. Теперь свидетельством действительного нахождения сотрудника в командировке становятся проездные документы – железнодорожный билет, авиабилет. Если сотрудник направлялся в командировку на личном транспорте, то должна быть составлена служебная записка в произвольной форме, с отражением физического срока командировки, приложив документы для подтверждения использования автомобиля – квитанции, счета, путевой лист, кассовые чеки.
Суточные полагаются сотруднику за каждый день пребывания в командировке, в том числе праздничные, выходные дни, дни нахождения в пути. Каждый работодатель может устанавливать размер суточных, который считает подходящим. Суточные в налоговом учете списываются на расходы без ограничения. Суточные освобождаются от НФДЛ в пределах лимита – при командировке в пределах Российской Федерации 700 рублей за день, при заграничных командировках – 2500 рублей за каждый день.
Исходя из вышесказанного, следует вывод, что базовые положения, которыми должен руководствоваться работодатель в процессе оформления командировок своим сотрудникам определены на законодательном уровне, однако на практике присутствует множество особенностей, в том числе существует специфика командирования военнослужащих.
В законодательстве закреплено, что Командировки назначаются на срок, не превышающий 30 суток, не считая времени нахождения в пути. Командировки в вышестоящие органы военного управления допускается организовывать по вызову старших командиров и начальников на срок не свыше 5 суток, не считая времени нахождения в пути. Допускается продление срока командировки не более чем на 5 суток с письменного разрешения этих старших начальников. В отдельных случаях допускается направление в командировку на срок свыше 30 суток, но не более чем на один год, например:
- обеспечение охраны, обороны и сопровождения воинских грузов;
- борьба с особо опасными инфекциями;
- изучение новых образцов вооружения и военной техники в воинских частях, в том числе направление в качестве руководителей занятий по их изучению и другие.
Не считаются командировками поездки военнослужащих:
- направленных в составе воинской части;
- при выездах по личным вопросам без вызова вышестоящего командования;
- осужденным к наказанию в виде ареста и содержащихся на гауптвахте и другие.
Персональная ответственность за организацию, контроль и эффективность служебных командировок возлагается на первых заместителей Министра обороны Российской Федерации, начальников структурных подразделений центрального аппарата Министерства обороны, командующих военными округами войск, командиров соединений, воинских частей, подразделений и иных организаций Министерства обороны Российской Федерации, утверждающих служебные задания для командируемых военнослужащих.
Необходимо отметить, что понятие «исполнение обязанностей военной службы» устанавливает, что нахождение в служебной командировке понимается под исполнением обязанностей военной службы.[6]
Военнослужащим, направленным в командировки, в случае гибели военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы, членам семьи погибшего военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей.[7]
На современном этапе строительства Вооруженных сил порядок направления в служебные командировки военнослужащих и последующее возмещение расходов по ним остается одним из нерешенных проблемных вопросов. По причине недостаточного уровня проработки действующего законодательства в сфере командирования военнослужащих, возникают сложности в установлении законности возмещения суточных расходов, расходов на проживание и проезд военнослужащих к месту проведения командировки и обратно. Также имеют место проблемы с выдачей подотчетных сумм, если командировка является экстренной, а именно:
- перевод денежных средств со счета одного банка, на счет клиенту другого банка, может занимать срок до 3-х рабочих дней;
- при переводе денежных средств между счетами, открытыми в разных банках, взымается комиссия за перевод;
- плата за выпуск и обслуживание банковской (дебетовой) карты;
- законность возложения на ответственное должностное лицо, полной материальной ответственности;
- отсутствие оперативного контроля за операциями, производимыми с использованием банковской (дебетовой) карты;
- значительное увеличение объема дебиторской задолженности;
- передача подотчетных сумм от одного подотчетного лица (которым выступает держатель банковской (дебетовой) карты) другому подотчетному лицу (командируемый) запрещена;
- невозможность осуществления контроля за целевым использованием доведенных лимитов.
Таким образом, по результатам проведенного исследования, можно заключить, что особенности реализации служебных командировок в совокупности с требованиями технического прогресса требуют своевременной доработки локальных и нормативных актов, для решения возникающих на практике несоответствий.
Примечания:
[1] Федеральный закон от 30.12.2001 №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»;
[2] Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 №749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки»;
[3] Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 №749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки»;
[4] Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»;
[5] Там же;
[6] Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г.
№ 53-ФЗ ст.1;
[7] Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 07.11.2011 № 306-ФЗ ст. 3 п. 8.
Другие новости и статьи
« Новые квартиры получили военнослужащие на Курилах
Пункты обогрева личного состава »
Запись создана: Четверг, 24 Февраль 2022 в 17:31 и находится в рубриках Новости, Тыл: образование и наука, Финансовое.
метки: командировки, наука, образование, финансы, расходы
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика