25 Февраль 2022

Организация внутреннего финансового контроля в воинской части

oboznik.ru - Организация внутреннего финансового контроля в воинской части

#контроль#финансы#ревизии#проверка#документация

Organization of internal financial control in a military unit

Пономаренко Елена Васильевна,

старший преподаватель кафедры №47 «Финансово-экономического обеспечения ВС», Военный университет Министерства обороны РФ, РФ, г. Москва
e-mail: hell40@rambler.ru

Ромакин Михаил Валерьевич,

независимый эксперт, РФ, г. Москва
e-mail: hell40@rambler.ru

Реферат. Получатели средств бюджета обязаны организовать и проводить проверки внутреннего финансового контроля в соответствии с методическими рекомендациями Минфина России и Порядком установленным ведомством. На сновании действующих нормативных правовых актов руководитель военной организации формирует и утверждает свой Порядок, в котором определяются цели, задачи, формы, методы и виды внутреннего финансового контроля, а также формы документов: карта, журнал и отчет внутреннего финансового контроля. Внутренний финансовый контроль в системе финансового управления выполняет сквозную роль, охватывая все управленческие процессы и реализуемые бюджетные процедуры. Контроль способствует сохранению устойчивости бюджетной организации в быстро меняющихся внешних условиях и гарантирует оптимальное использование ресурсов, выявляя слабые стороны деятельности.
Ключевые слова: контроль, финансы, проверка, бюджет, управление.

Ponomarenko Elena V.,

Senior lecturer of the Department No. 47 “Financial and Economic support of the Armed Forces”, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia
e-mail: hell40@rambler.ru

Romakin Mikhail V.,

independent expert, Russian Federation, Moscow
e-mail: hell40@rambler.ru

Report. Recipients of budget funds are required to organize and conduct internal financial control checks in accordance with the methodological recommendations of the Ministry of Finance of the Russian Federation and the Procedure established by the department. On the basis of the current regulatory legal acts, the head of the military organization forms and approves his own Procedure, which defines the goals, objectives, forms, methods and types of internal financial control, as well as the forms of documents: a map, a journal and a report of internal financial control. Internal financial control in the financial management system performs a cross-cutting role, covering all management processes and implemented budgetary procedures. Control contributes to maintaining the stability of the budget organization in a rapidly changing external environment and guarantees optimal use of resources by identifying weaknesses of the activity.
Keywords: control, finance, audit, budget, management.

Понятие внутреннего финансового контроля было введено в бюджетное законодательство не так давно и является прогрессивным направлением в организации государственного финансового контроля в Российской Федерации.

Внутренний финансовый контроль представляет собой единый механизм, включающий: органы управления, структурные подразделения, работников, в результате слаженной работы которых обеспечивается:

- эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации, учреждения;
- достоверность финансовой отчетности;
- соблюдение законодательства и требований вышестоящих органов.

Внутренний финансовый контроль нацелен на оперативное выявление, недопущение и предотвращение неправомерных действий должностных лиц до совершения факта хозяйственной жизни. Можно сказать, что внутренний финансовый контроль проводится должностными лицами на предварительном этапе, до отражения операций в учете.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ внутренний финансовый контроль осуществляют участники бюджетного процесса в целях соблюдения требований к исполнению своих бюджетных полномочий.

Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (воинской части) закреплены в Статье 162 Бюджетного кодекса РФ, так, получатель бюджетных средств в рамках своих полномочий:

1) составляет и исполняет бюджетную смету;
2) принимает и исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
3) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
4) вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;
5) ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);
6) формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
7) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Применительно к Министерству обороны - внутренний финансовый контроль реализуют: органы военного управления, структурные подразделения и работники, в рамках своих должностных обязанностей.

Бюджетное законодательство предусматривает право главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, самостоятельно определять Единый порядок организации и осуществления внутреннего финансового контроля в ведомстве.

Каждый участник бюджетного процесса издает локальный правовой акт, регулирующий контрольную деятельность. Основанием для разработки локального акта о порядке организации внутреннего финансового контроля являются: статья 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и требования Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» в которых сказано, что одним из документов учетной политики является «Порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля». В помощь участникам бюджетного процесса, в 2016 году Министерством финансов России были разработаны методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля , которые обеспечивали единый подход к организации контроля, оказывали помощь субъекту контроля в описании процессов и операций при выполнении бюджетной процедуры, рекомендовали применение методов и способов контрольных действий, предлагали примерные формы учетных и отчетных документов для отражения результатов внутреннего финансового контроля.

К сожалению, приказ утратил юридическую силу, но фактически участники бюджетного процесса продолжают применять в своей деятельности рекомендации Министерства финансов, изложенные в приказе № 356 от 07.09.2016 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля».

Целесообразно рассмотреть существующую современную практику в организации внутреннего финансового контроля в воинской части и поднять проблемные вопросы в институциональном обеспечении внутреннего финансового контроля в оборонном ведомстве.

Организация внутреннего финансового контроля в воинской части возлагается на командира и руководителей структурных подразделений, в той или иной мере выполняющих внутренние бюджетные процедуры получателя бюджетных средств.

Получатель бюджетных средств – воинская часть, осуществляет внутренний финансовый контроль в соответствии с «Порядком организации внутреннего финансового контроля в воинской части», Порядок является приложением к учетной политике и утверждается приказом командира части об учетной политике. В Порядке перечисляются: внутренние бюджетные процедуры (процессы и операции по выполнению внутренней бюджетной процедуры), каждый выполняемый процесс закрепляется за ответственным структурным подразделением воинской части.

Схематично можно разделить детализацию внутренней бюджетной процедуры на процессы и операции.

Каждый процесс состоит из операций, выполняемых конкретными должностными лицами структурных подразделений воинской части. Все выполняемые операции контролируются самими должностными лицами – исполнителями, с применением метода контроля «самоконтроль» и руководителями структурных подразделений, в подчинении которых находятся исполнители операций, руководители структурных подразделений применяют метод контроля «контроль по подчиненности». Контрольные действия, осуществляемые работниками воинской части, закреплены в документах воинской части по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля.

«Порядок организации внутреннего финансового контроля в воинской части» включает цели, задачи внутреннего финансового контроля, контрольные действия, формы учетных и отчетных документов о результатах контроля и другие положения по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, которые далее мною будут рассмотрены.

Целью внутреннего финансового контроля является организация, выполнение и соблюдение внутренних бюджетных процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

К задачи внутреннего финансового контроля относятся:

- управление рисками полного или частичного не достижения результатов выполнения внутренних бюджетных процедур (бюджетные риски);
- оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (нарушения бюджетного законодательства), а также правомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление управлением бюджетных полномочий и эффективность использования бюджетных средств (недостатки в сфере бюджетных правоотношений);
- повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.

Объектами внутреннего финансового контроля являются: внутренние бюджетные процедуры, выполняемые главным администратором, получателями бюджетных средств. При подготовке к осуществлению внутреннего финансового контроля внутренние бюджетные процедуры детализируются на процессы и операции, определяющие последовательность выполнения внутренней бюджетной процедуры.

К методам внутреннего финансового контроля относятся:

- самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого структурного подразделения воинской части путем проведения каждой выполняемой им операции на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов в/ч, а также путем оценки причин, негативно влияющих на совершение операции;

- контроль по уровню подчиненности осуществляется руководителем, начальником службы, заместителем руководителя, начальника службы, путем авторизации операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами, сплошным способом или путем проведения проверки в отношении отдельных операций (группы операций) выборочным способом.

Виды контрольных действий, осуществляемые в воинской части:

- визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации путем изучения документов и операций в целях подтверждения законности и эффективности исполнения соответствующих бюджетных процедур;
- автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц (автоматическая проверка реквизитов документов, контроль введенных сумм, автоматическая сверка данных);
- смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.

Способы выполнения контрольных действий:

- сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
- выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).

К Перечню мероприятий внутреннего финансового контроля, организуемых в структурных подразделениях воинской части, относятся:

- подготовка к проведению внутреннего финансового контроля;
- осуществление внутреннего финансового контроля;
- оформление результатов внутреннего финансового контроля и организация их хранения;
- рассмотрение результатов внутреннего финансового контроля;
- составление и представление отчетности по результатам внутреннего финансового контроля.

Учитывая что внутренний финансовый контроль является непрерывным процессом реализуемым руководителем (заместителями руководителя) и должностными лицами (работниками) структурных подразделений , первым шагом в организации внутреннего финансового контроля будет являться разработка «Перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры». Перечень является приложением к Порядку организации внутреннего финансового контроля. При организации внутреннего финансового контроля необходимо, охватить все управленческие процессы и реализуемые бюджетные процедуры, закрепить каждый процесс за ответственным структурным подразделением, а при выполнении одного процесса двумя и более структурными подразделениями, процесс закрепляется за всеми исполнителями.

В процессе подготовки к проведению внутреннего финансового контроля в структурных подразделениях воинской части формируются Карты внутреннего финансового контроля руководителем каждого структурного подразделения воинской части, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур (процессов), по форме согласно приложению к приказу.

Под результатом выполнения внутренней бюджетной процедуры понимается сформированный документ, необходимый для реализации бюджетного полномочия воинской части, составленный в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов воинской части:

- обоснование бюджетных ассигнований;
- бюджетная смета;
- бюджетная отчетность;
- другие документы.

Приказом назначаются уполномоченные должностные лица, ответственные за сбор и свод информации (отчетности) о результатах внутреннего финансового контроля, представленной структурными подразделениями воинской части. Также в приказе даются указания руководителям структурных подразделений обеспечить формирование по каждому структурному подразделению перечня операций и утверждение карт внутреннего финансового контроля. Целесообразно предусмотреть в приказе типовые формы документов для представления информации.

Перед формированием (актуализацией) Карты внутреннего финансового контроля проводится:

а) анализ предмета внутреннего финансового контроля с целью определения методов контроля и контрольных действий (процедур внутреннего финансового контроля);
б) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций (далее, Перечень) по форме согласно приложению к Порядку и в соответствии с Примерным перечнем внутренних бюджетных процедур (приложение к Порядку).

Формирование Карт внутреннего финансового контроля на очередной финансовый год осуществляется не позднее 30 декабря текущего года.

Актуализация Карты проводится:

- до начала очередного финансового года;
- при принятии руководителем (заместителем руководителя) субъекта внутреннего финансового контроля решения о внесении изменений в Карту;
- в случае внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющие необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.

Карта утверждается заместителем Министра обороны РФ, руководителем (заместителем руководителя) субъекта внутреннего финансового контроля, являющегося распорядителем средств федерального бюджета, администратором доходов федерального бюджета».

В своем приказе командир части указывает порядок утверждения Карты и должность уполномоченного лица. Внутренний финансовый контроль осуществляется с соблюдением периодичности, методов контроля и способов контроля, указанных в Картах внутреннего финансового контроля.

Выявленные недостатки и нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах рисков возникновения нарушений и недостатков и о предполагаемых мерах по их устранению (результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в Журналах внутреннего финансового контроля.

Сроки хранения Карты и Перечня устанавливаются в соответствии с номенклатурой дел субъекта внутреннего финансового контроля, но не менее трех лет.

Внутренний финансовый контроль осуществляется с соблюдением периодичности, методов контроля и способов контроля, указанных в Картах внутреннего финансового контроля.

Выявленные недостатки и нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах рисков возникновения нарушений и недостатков и о предполагаемых мерах по их устранению (результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в Журналах внутреннего финансового контроля.

Сроки хранения Карты и Перечня устанавливаются в соответствии с номенклатурой дел субъекта внутреннего финансового контроля, но не менее трех лет.

Результаты контроля позволяют командирам, оперативно и на качественно высоком уровне, решать задачи, эффективного расходовать бюджетные средства и достигать высоких показателей по результатам мониторинга качества финансового менеджмента.

Проведя анализ нормативных правовых актов в сфере внутреннего финансового контроля можно сделать вывод, о том, что получатели средств бюджета обязаны организовать и проводить проверки внутреннего финансового контроля в соответствии с методическими рекомендациями Минфина России и Порядком установленным ведомством. На сновании действующих нормативных правовых актов руководитель организации (командир воинской части) формирует и утверждает свой Порядок, в котором определяются цели, задачи, формы, методы и виды внутреннего финансового контроля, а также формы документов: карта, журнал и отчет внутреннего финансового контроля.

Внутренний финансовый контроль в системе финансового управления выполняет сквозную роль, охватывая все управленческие процессы и реализуемые бюджетные процедуры. Контроль способствует сохранению устойчивости бюджетной организации в быстро меняющихся внешних условиях и гарантирует оптимальное использование ресурсов, выявляя слабые стороны деятельности.

Внутренний финансовый контроль представляет собой единый механизм, включающий: органы управления, структурные подразделения, работников организации, в результате слаженной работы которых обеспечивается: эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивается достоверность финансовой отчетности, соблюдение законодательства и требований вышестоящих органов.

Другие новости и статьи

« Пункты обогрева личного состава

О событиях на реке Халхин-гол »

Запись создана: Пятница, 25 Февраль 2022 в 17:33 и находится в рубриках Новости, Тыл: образование и наука, Управление тылом, Финансовое.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика