27 Февраль 2022

Обоснование расходов на техническое обеспечение воинской части

oboznik.ru - Обоснование расходов на техническое обеспечение воинской части

#заказ#финансы#расходы#обслуживание#наука#ремонт#техника#хозяйство

Justification of the costs of technical support of the military unit

Николаев Олег Олегович,

курсант Финансово-экономического факультета, Военный университет Министерства обороны РФ, РФ, г. Москва
e-mail: oleg.nikolaev.1999@gmail.com

Реферат. Для решения задач технического обслуживания и содержания вооружения, военной и специальной техники в воинских частях содержатся специальные подразделения и созданы соответствующие службы. Отдельные задачи решаются обычными подразделениями в повседневной деятельности и при проведении плановой боевой подготовки по-боевому и техническому обеспечению. Воинские части должны содержать достаточное количество материальных ценностей, чтобы было возможно осуществлять деятельность боевого и технического обеспечения в обычных условиях, в мирное и военное время. Все это играет большую роль в поддержании боевой готовности войск.
Ключевые слова: заказ, обслуживание, финансы, ремонт, хозяйство, техника, расходы.

Nikolaev Oleg O.,

Cadet of the Faculty of Finance and Economics, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia
e-mail: oleg.nikolaev.1999@gmail.com

Report. To solve the problems of maintenance and maintenance of weapons, military and special equipment, special units are maintained in military units and appropriate services have been created. Individual tasks are solved by ordinary units in their daily activities and during routine combat training in combat and technical support. Military units must contain a sufficient amount of material assets so that it is possible to carry out combat and technical support activities under normal conditions, in peacetime and wartime. All this plays an important role in maintaining the combat readiness of the troops.
Keywords: order, service, finance, repair, household, equipment, expenses.

Техническое состояние и содержание вооружения, военной и специальной техники играет большую роль в поддержании боевой готовности войск. Для решения этих задач в воинских частях содержатся специальные подразделения и созданы соответствующие службы. Решение отдельных задач осуществляется обычными подразделениями в повседневной деятельности и при проведении плановой боевой подготовки по-боевому и техническому обеспечению. Воинские части должны содержать достаточное количество материальных ценностей, чтобы было возможно осуществлять деятельность боевого и технического обеспечения в обычных условиях, в мирное и военное время.

Рассматривается сущность, задачи и организацию технического обеспечения воинской части, потребляемые для этого материальные средства, а также расходы денежных средств на техническое обслуживание и ремонт вооружения, военной и специальной техники войск.

Техническое обеспечение войск ставится во главу угла при решении вопросов функционирования подразделений и воинских частей Вооруженных Сил России. Это связано в первую очередь с тем, что без необходимой материально-технической базы успешное и своевременное решение стоящих задач в мирное и военное время является недостижимым.

В основе нормативного регулирования данного вопроса лежат такие законодательные акты, приведенные в конце статьи.

Войсковое хозяйство образуется посредством объединения в единую систему материально-технической базы, вооружения, военной и специальной техники, а также иных материальных средств, земельных участков, и возникающих в процессе повседневной деятельности отношений с иными субъектами.

Ключевой целью повседневной деятельности подразделений, как уже отмечалось, является поддержание боевой и мобилизационной готовности. Она осуществляется с использованием материально-технической базы, материальных средств и ценностей при взаимодействии не только с личным составом и органами военного управления, но и с участием сторонних специализированных организаций, осуществляющих содействие по ряду вопросов. К примеру, для ряда военных организаций, таких как военные госпиталя, кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища, предусмотрена организация охраны территории и контрольно-пропускного режима через частные охранные предприятия, с которыми заключается соответствующий контракт. Так, хозяйственная деятельность включает в себя элементы, приведенные на схеме (рис. 1).

oboznik.ru - Обоснование расходов на техническое обеспечение воинской части

Рис. 1 – Элементы хозяйственной деятельности воинских частей

По своему назначению объекты материально-технической базы делятся на объекты хозяйственного, технического, медицинского назначения, а также учебную базу, базу воспитательной работы и службы войск. Постоянное развитие и совершенствование материально-технической базы войск является одним из мероприятий государственной программы по обеспечению обороноспособности страны. Реализация данных мероприятий осуществляется по направлениям, показанным на схеме (рис.2).

oboznik.ru - Обоснование расходов на техническое обеспечение воинской части

Рис. 2 – Основные направления совершенствования материально-технической базы Вооруженных Сил Российской Федерации

Боевая и мобилизационная готовность являются по своей сути не только моментальными показателями – то есть измеримыми в конкретный момент времени, но и процессами, направленными на поддержание искомых показателей на необходимом уровне. Изменения, которые происходят в мировой конъюнктуре, смена политической обстановки, изменение форм и способов вооруженной борьбы модифицируют и задачи, стоящие перед Вооруженными Силами. В связи с этим, с точки зрения их материальной обеспеченности, возникает необходимость в своевременном и полном удовлетворении потребностей воинских частей в морально не устаревших образцах техники, а именно:

- в производстве и постоянном обновлении военной техники;
- в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- в строительстве и модернизации объектов военного назначения (предназначенных для производства, хранения, ремонта, эксплуатации, а также боевого применения и уничтожения (утилизации) военной техники);
- в организации серийного производства вооружения, военной и специальной техники;
- в осуществлении поставок вооружения, военной и специальной техники и др.

Необходимость материально-технического обеспечения обуславливает развитие собственного оборонно-промышленного комплекса страны и налаженных механизмов военно-технического сотрудничества.

Так, военно-техническое сотрудничество представляет собой это систему договорных отношений между российскими и зарубежными юридическими лицами, возникающих в ходе экспорта или импорта продукции военного назначения. Сотрудничество включает в себя не только деятельность в области международных отношений, связанную с поставкой иностранному заказчику или закупкой для нужд вооруженных сил продукции военного назначения, но и разработку, производство этой продукции. В результате, иностранные взаимодействие призвано поддерживать на необходимом уровне экспортный потенциал оборонно-промышленного комплекса России. Для многих иностранных государств зарубежные источники поступления вооружения, военной и специальной техники являются ключевыми, к примеру – Сирийская Арабская Республика, Индия, другие страны Ближнего Востока. Так, основные партнеры России в сфере закупок авиатехники – Китай и Индия. Значительные поставки осуществляются во Вьетнам, Индонезию, Малайзию, Бангладеш и Мьянму.

По итогам 2019 года лидерами среди импортеров российского оружия стали Турция, Индия, Китай и Египет. Для России в рамках военно-технического сотрудничества поставляются высокоточное оборудование и аппаратура, которые не производятся на территории страны – так, основу российского импорта составляют реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, а также электрические машины и оборудование, звукоаппаратура, телеаппаратура из Китая (40 %) и Германии (10 %).

Таким образом, для проведения мероприятий по материально-техническому обеспечению боевой и мобилизационной подготовки в рамках национального хозяйства должна быть развита оборонная промышленность. Развитие системы обеспечения вооружением, военной и специальной техникой России происходит в рамках государственной программы вооружения – то есть увязанным по целям, задачам, направлениям развития, заказчикам, ресурсам и срокам комплексом мероприятий, обеспечивающим поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации. Задачи оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, решаемыми в рамках Государственной программы вооружения, включают:

- комплектная поставка современных образцов ВВСТ, поддержание их в состоянии, обеспечивающем боевое применение;
- создание новых образцов высокоточного оружия и развитие их информационного обеспечения;
- обеспечение функционального и организационно-технического единства систем вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации;
- создание многофункциональных и интеллектуальных средств вооружения, военной и специальной техники;
- создание базовых информационно-управляющих систем, их интеграция с системами управления оружием и средствами автоматизации органов управления;
- совершенствование системы воздушно-космической обороны;
- развитие систем и комплексов нетрадиционного вооружения;
- совершенствование средств информационного обмена, создание единого информационного поля Вооруженный Сил Российской Федерации.

Взаимодействие между производством военной техники и ей непосредственным боевым применением осуществляется посредством проведения закупок. Осуществление данных видов деятельности проводится в рамках государственного оборонного заказа, отношения по формированию, размещению, финансированию, банковскому сопровождению и исполнению которого регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Воинские части в специальном порядке определяют потребности в материальных ценностях военного назначения, а также осуществляет планирование потребностей в средствах на ремонт, модернизацию ВВСТ, их сервисное обслуживание, утилизацию выводимых из эксплуатации ВВСТ. В состав оборонного заказа могут включаться следующие виды товаров, работ и услуг (рис. 3):

oboznik.ru - Обоснование расходов на техническое обеспечение воинской части

Рис. 3 – Товары, работы, услуги, включаемые в Государственный оборонный заказ

Заказчиком в данном случае выступает Министерство обороны Российской Федерации, а исполнителем – предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые имеют необходимые технические, технологические и материальные ресурсы для исполнения Государственного оборонного заказа.

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России представляет собой совокупность научных, исследовательских испытательных организаций и предприятий промышленности, выполняющих государственный оборонный заказ, т. е. производящих военную продукцию и услуги в интересах обороны для российских силовых структур, а также обеспечения поставок вооружения и военной техники иностранным государствам в рамках военно-технического сотрудничества.

ОПК насчитывает более полутора тысяч производственных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, расположенных на территории 72 субъектов РФ, из них около 40 % – в Центральном федеральном округе. Производственные и научные мощности Комплекса позволяют производить весь спектр вооружений. От уровня его развития зависит техническое перевооружение практически всех основных секторов экономики – транспорта, телекоммуникаций, здравоохранения и др.

ОПК является многоотраслевой структурой, в которую входят предприятия с различным уровнем развития технологий, наукоемкостью производимой продукции и её ассортиментом, что обеспечивает производство всей необходимой для Вооруженных Сил Российской Федерации номенклатуры продукции. Отраслевая структура его предприятий представлена на схеме (рис. 4).

oboznik.ru - Обоснование расходов на техническое обеспечение воинской части

Рис. 4 – Отраслевая структура предприятий ОПК

Сущность материально-технического обеспечения заключается в доведении до воинских частей материальных ресурсов, необходимых для обеспечения их постоянной боевой готовности, а также решения задач в мирное и военное время. Источниками данных ресурсов являются развитый российский комплекс оборонной промышленности и импорт военной продукции в рамках военно-технического сотрудничества.

Исходными данными для определения потребности воинской части в материальных ценностях являются:

- штатная и списочная численность личного состава воинской части;
- количество вооружения, военной и специальной техники по группам эксплуатации, по штату и табелям к штату;
- имеющиеся объекты материально-технической базы;
- фактическое наличие запасов материальных ценностей;
- нормы обеспечения (расхода) различными видами материальных ценностей;
- документы планирования.

В основе технического обеспечения воинских частей лежит соответствие между нормированной потребностью в материальных ресурсах в соответствии с утвержденными на текущий период планами деятельности воинской части и доведением материальных ценностей централизованным и децентрализованным способом. Поскольку планирование данных мероприятий, в частности денежных средств на их обеспечение, происходит в рамках бюджетного процесса, данный процесс также происходит в соответствии с ключевыми принципами бюджетирования, которые принимают соответствующую форму:

- единство бюджетной системы (каждая воинская часть, которая выступает участником бюджетного процесса, является получателем бюджетных средств, а система финансового обеспечения объединяет все учреждения под единым началом Министерства обороны России, как главного распорядителя бюджетных средств);
- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
- сбалансированности бюджета;
- эффективности использования бюджетных средств;
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных средств;
- подведомственности расходов бюджетов;
- единства кассы.

В то же время, не все принципы бюджетной системы соблюдаются в рамках финансовой деятельности Министерства обороны Российской Федерации. В частности, это относится к принципу прозрачности (открытости), поскольку расходы Министерства относятся к закрытой части бюджета, следовательно, бюджетная отчетность учреждений не публикуется, а многие финансовые документы имеют соответствующий гриф секретности, либо относятся к документам с пометкой «Для служебного пользования».

Требования, которые предъявляются к техническому обеспечению воинских частей, в частности их обеспеченности материальными средствами, соответствуют содержанию контроля хозяйственной деятельности воинской части, поскольку контроль производится именно в части соблюдения указанных требований (рис. 5).

oboznik.ru - Обоснование расходов на техническое обеспечение воинской части

Рис. 5 – Основные требования, предъявляемые к техническому обеспечению воинской части

Техническое обеспечение воинской части организуется в соответствии с принципами бюджетной системы и соблюдением требований, которые предъявляются к данному виду обеспечения в рамках проведения контрольных мероприятий. Главным требованием является соответствие процесса планирования расходов и выделяемого финансирования с учетом соблюдения экономности, эффективности и целевого характера расходования средств.

Таким образом, сущность материально-технического обеспечения заключается в доведении до воинских частей материальных ресурсов, необходимых для обеспечения их постоянной боевой готовности, а также решения задач в мирное и военное время. Источниками данных ресурсов являются развитый российский комплекс оборонной промышленности и импорт военной продукции в рамках военно-технического сотрудничества. Главным требованием к техническому обеспечению является соответствие процесса планирования расходов и выделяемого финансирования с учетом соблюдения экономности, эффективности и целевого характера расходования средств.

Литература:

1. Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»;
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;
3. Указ Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации»;
4. Приказ Министра обороны РФ от 03.06.2014 г. № 333 «Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации»;
5. «Об утверждении Руководства по учету вооружения, военной техники и специальной техники, и иных материальных ценностей в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Другие новости и статьи

« По следам этрусской родословной

Улучшение быта и медицинского обеспечения военнослужащих »

Запись создана: Воскресенье, 27 Февраль 2022 в 16:07 и находится в рубриках Новости, Тыл: образование и наука, Финансовое.

метки: , , , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика