10 Май 2022

Роль и значение малых и средних банков для банковской системы РФ

#банк#кризис#экономика

Банковская система — это совокупность всех учреждений финансово-кредитного характера, которые взаимодействуют между собой. Цель главы — рассмотреть процесс функционирования средних и малых банков в банковской системе РФ и выделить основные направления их развития, разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности малых и средних банков в РФ. Для проведения исследования использовались статистические данные Банка России, а также периодическая литература по изучаемой тематике.

Рассмотрим основные типы кредитных организаций (КО). Деление банковских организаций можно провести по масштабу бизнеса на три основных эшелона. Первая группа кредитных организаций состоит из крупнейших финансовых учреждений. К ним можно отнести банки с государственным участием. Вторая группа включает в себя крупнейшие частные кредитные организации — основные конкуренты государственных банков, например, сюда можно отнести ПАО «АльфаБанк». Третья группа банков — это мелкие, в том числе региональные кредитные организации, которые занимают свою нишу на российском банковском рынке.

Полагаем, что под понятие «малые и средние банки» можно отнести банки со следующими размерами капитала (табл. 10.1).

Работе малых и средних банков присущи следующие характеристики:

  • данные кредитные организации не имеют государственной поддержки и являются независимыми в своей деятельности;
  • данные организации характеризуются малой численностью персонала и большим количеством аутсорсинговых услуг;
    • данные банки характеризуются универсальной направленностью и узкой специализацией;
    • в данных банках хорошо развито дистанционное банковское обслуживание;
    • в данных банках применяется универсальный подход к каждому клиенту.

Таблица 10.1

Предлагаемая группировка кредитных организаций по размеру их активов

Категория КО

Размер активов, млрд руб.

Крупнейшие банки

От 1 трлн руб. и выше

Крупные банки

Свыше 150 млрд руб.

Средние банки

От 10 до 150 млрд руб.

Малые банки

Менее 10 млрд руб.

Источник: составлено автором.

Рассмотрим подробно основные характеристики малых и средних банков.

Во-первых, это отсутствие государственных ресурсов и поддержки. Банки, которые относятся к данной категории, не имеют государственной поддержки, и им приходится опираться только на собственные силы. Также здесь остро стоит проблема поиска фондирования, поскольку степень доверия к малым и средним банкам гораздо ниже, чем к крупным, поэтому получить доступ достаточно трудно.

Таблица 10.2

Доля вкладов физических лиц в пассивах малых и средних коммерческих банков (КБ) в РФ

Группа кредитных организаций

Доля вкладов в совокупных пассивах КБ в %

 

 

 

 

 

2016

2017

2018

2019

2020

Банки, контролируемые государством

32,4

30,9

24,7

30,1

32,1

Банки с участием иностранного капитала

21,8

18,9

16

19,2

19,1

Крупные частные банки

25,9

29,8

23,8

25,5

25,7

Средние и малые банки

42,8

42,2

47,4

52,1

54

Всего

100

100

100

100

100

Источник: расчеты автора на основе данных сайта www.cbr.ru.

Для средних и малых банков основным источником формирования их пассивной базы выступают вклады населения (табл. 10.2). У крупных же банков в РФ доля розничных и корпоративных депозитов приблизительно равна. Это свидетельствует о большей уязвимости средних и малых банков в периоды финансовой нестабильности.

Во-вторых, это аутсорсинг и малая численность персонала. Как правило, малые и средние банки характеризуются меньшим количеством персонала, это связано с размером банковского бизнеса. Основная стратегия руководства — экономия затрат, именно поэтому многие функции работников выведены на аутсорсинг.

В-третьих, это универсализация, специализация. Данные банки, как правило, стараются специализироваться на каком-либо узком сегменте рынка, в то же время стараются сохранять универсальную модель обслуживания.

В-четвертых, это дистанционные схемы обслуживания. Поскольку данные банки стараются экономить на затратах, они намерены реализовать стратегию по формированию цифрового банка, то есть максимально перевести часть банковских операций в дистанционный формат. В основном это удается сделать за счет интернет-банкинга для физических лиц. В частности, сюда мы можем отнести следующее:

  • использование ДБО (дистанционного банковского обслуживания) для принятия кредитных заявок от физических лиц;
  • использование ДБО для кредитования физических лиц, прошедших процедуру одобрения заявки;
  • создание и запуск сервисов и мобильных приложений;
  • создание онлайн кредитного калькулятора для малого и среднего бизнеса.

В-пятых, это применение персонального подхода к клиенту. Поскольку малые и средние банки в отличие от крупных государственных банков имеют дефицит фондирования и им трудно привлечь клиентов на обслуживание, то здесь борьба ведется за каждого клиента.

Следовательно, банки данной категории применяют персональный подход к клиентской базе. В частности, активно используется VIP banking для физических лиц, формируются пакетные предложения для клиентов.

На 10 ноября 2020 г. в России было 406 кредитных организаций с действующими лицензиями. Отчетность по ним опубликована согласно форме № 101 на сайте Центробанка РФ.

В соответствии с классификацией Банка России, упомянутой в официальной отчетности, существуют следующие типы банков:

  • банки, находящиеся под контролем государства;
  • иностранные банки, где значительную долю в капитале занимают иностранные инвесторы;
  • банки с частным капиталом;
  • региональные средние и малые банки.

По данным портала «Банки.ру», доля малых и средних банков по количеству в общем объеме банковской системы РФ составляет 88%. Из них на долю малых банков приходится 48,4%, средние банки и банки с государственным участием составляют в совокупности 39,6%. Однако в общих активах банковской системы доля малых и средних банков незначительна и не превышает 10% от общего объема (табл. 10.3).

Таблица 10.3

Институциональные характеристики отдельных групп кредитных организаций и их рыночные позиции в российском банковском секторе

Группа кредитных организаций

Доля в совокупных активах банковского сектора, в %

 

 

 

 

 

2016

2017

2018

2019

2020

Банки,контролируемые государством

50,7

58,1

58,6

58,8

62,5

Банки с участием иностранного капитала

8,8

6,2

6,1

5,8

4,2

Крупные частные банки

26,7

27,2

27,8

28,1

28,3

Средние и малые банки

13,8

8,5

7,5

7,3

5

Всего

100

100

100

100

100

Источник: расчеты автора на основе данных сайта www.cbr.ru.

В настоящее время мы можем констатировать, что доля государственных банков в общей структуре банковской системы неуклонно растет. Эти тенденции можно объяснить, во-первых, оттоком иностранного капитала с российского финансового рынка. Негативное влияние также оказали санкции и, конечно, политика ЦБ по активному отзыву лицензий, в особенности у малых и средних банков.

Исходя из выше представленной информации, государственные банки занимают доминирующие положения в кредитной системе РФ. На долю малых и средних банков в основном приходятся клиенты сегмента малого и среднего бизнеса. Однако крупные банки имеют конкурентное преимущество, поскольку они могут предложить заемные средства по более низким ставкам из-за низкой стоимости фондирования. Все эти обстоятельства делают неравной конкуренцию между

крупными и средними и малыми банками в РФ. К основным недостаткам в работе малых банков можно отнести, в частности, низкую рентабельность собственного капитала. Это является следствием более низкой прибыльности финансовых операций, проводимых малыми и средними банками.

Кроме того, важным фактором в деятельности финансовой системы в 2020 г. стала пандемия COVID-19. Это событие сильно повлияло на экономику и банки, в частности, сократились вклады населения. Это свидетельствует о том, что люди в нестабильное время массово изымают денежные средства из малых и средних банков и отдают предпочтение крупным банкам с государственным участием, что, безусловно, повлияло на эффективность деятельности малых и средних банков на территории РФ в 2020 г.

В настоящее время в банковской системе РФ идут процессы консолидации банковского сектора (табл. 10.4). На протяжении уже более 10 лет можно наблюдать процессы сокращения количества банков. Можно констатировать факт увеличения степени монополизации государственных банков и снижение доли средних и малых банков в РФ. Говоря о процессах сокращения доли малых и средних банков, нельзя не затронуть региональный аспект. Как следствие процесса консолидации банковского сектора, доля региональных средних и малых банков в общем объеме средств банковской системы за семь лет сократилась вдвое — с 8,8% на 1 мая 2013 г. до 4,4% в 2021 г. При этом их корпоративный кредитный портфель уменьшился на 37%, розничный — на 17%. Самыми устойчивыми в 2021 г. выступали региональные банки Татарстана, а также банки из Оренбургской и Челябинской областей. Самые слабые банки в соответствии с показателями по запасам капитала и уровню ликвидности — банки Ставро-

польского края, Свердловской области.

Таблица 10.4

Структура активов 100 крупнейших российских банков в 2020 г., %

 

Тип кредитной организации

Доля в общей структуре банковских активов

 

 

 

 

 

2016

2017

2018

2019

2020

Государственные банки

60

60

62

67

68

Малые и средние банки

30

30

28

24

25

Иностранные дочки

10

10

8

8

7

Источник: составлено автором по данным «Эксперт РА».

В период с января по июль 2020 г., например, были закрыты или лишились лицензий более 189 местных банков. По состоянию на июнь 2021 г. на российском рынке присутствуют 162 региональных банка. Можно сделать вывод, что ситуация могла быть гораздо лучше, если бы по отношению к малым и средним банкам со стороны Банка России были установлены более мягкие требования по рейтингам с целью их доступа к участию в государственных программах. Ведь сегодня по многим госпрограммам установлены запретительные уровни рейтингов, которые закрывают возможность участия в них даже для крепких региональных игроков. Основная проблема заключается в том, что в большинстве развитых стран небольшие малые и средние региональные банки продолжают играть важную роль в обслуживании местных групп клиентов, прежде всего частных предпринимателей, малого и среднего бизнеса, физических лиц. Но в России роль этой категории банков снижается, что связано с последствиями экономического кризиса 2014–2015 гг., усилением надзора со стороны ЦБ, выводом с рынка слабых игроков и

рядом других факторов.

С нашей точки зрения, уход небольших региональных банков с рынка продолжится, в том числе в связи с цифровой трансформацией, которая требует значительных инвестиций и привлечения дорогостоящих высококвалифицированных специалистов [2].

Для повышения эффективности деятельности малых и средних банков необходимо разработать целый комплекс мероприятий. Полагаем, что необходимо принятие следующих мер (табл. 10.5).

Ключевой мерой, которая будет способствовать укреплению малых и средних банков на российском рынке, на наш взгляд, является проработка механизма допуска данных банков к участию в специализированных кредитных программах государственной поддержки. Это позволит привлечь дополнительную клиентскую базу в данный сегмент и не позволит допустить оттока клиентов в крупные банки.

Увеличение количества региональных банков, которые принимают участие в программах государственной поддержки, дает им возможность реализовать свои конкуретные преимущества перед крупными государственными банками.

Основное преимущество региональных банков и банков с базовой лицензией — это индивидуально клиентоориентированный подход, а также повышенная степень цифровизации оказываемых услуг. Все это позволит региональным малым и средним банкам занять достойную нишу на российском финансовом рынке.

Таблица 10.5

Предлагаемые мероприятия по повышению эффективности деятельности малых и средних банков в РФ

Проблема

Мероприятие

Экономический эффект

Ухудшение качества кредитного портфеля

Продление моратория ЦБ РФ по созданию резервов на возможные потери по ссудам

Недопущение ухудшения активов малых и средних банков

Снижение доли кредитования в активах, дефицит фондирования

Допуск со стороны ЦБ малых и средних банков к участию в программах государственной поддержки различных сегментов бизнеса

Увеличение доли процентного дохода, повышение рентабельности деятельности малых и средних банков

Низкая клиентоориентированность

Использование информационных технологий для цифровизации банковской деятельности

Повышение уровня клиентоориентированности

Недостаток фондирования

Доступ малых и средних банков на рынок МБК

Повышение ликвидности малых и средних банков, получение доступа к источнику фондирования

Низкая доля ценных бумаг в активах банков

Возможность совершать сделки с ценными бумагами не первого эшелона

Повышение доходности активных операций, повышение ликвидности малых и средних банков

Снижение регулятивных требований

Рассмотреть возможность снизить обязательные нормативы не только для банков с базовой лицензией, но и для части средних банков с универсальной лицензией, размером активов до 150 млрд руб.

Повышение ликвидности и рентабельности операций малых и средних банков. Более устойчивое положение

Источник: составлено автором.

Большинство реализуемых или планируемых сейчас правительством и Банком России программ поддержки экономики и граждан не предусматривают участие малых региональных банков. При этом не учитывается тот факт, что самые большие сложности у клиентов сейчас как раз в регионах, во многих населенных пунктах, где попросту отсутствуют представительства федеральных банков и доступ к финансовым услугам обеспечивают только региональные кредитные организации, а механизм льготного фондирования таких банков не выработан до сих пор. При этом в программах субсидирования кредитный риск на банк отсутствует в принципе. Яркий пример — программы субсидирования, администрируемые Минсельхозом России.

Улучшение конкурентных условий для региональных банков требует от Правительства Российской Федерации внесения изменений в нормативно-правовую базу. Банк России поддерживает расширение доступа банков к таким программам.

В настоящее время сделаны значительные послабления и пересмотрены критерии в сторону понижения по предоставлению финансирования со стороны Банка России средним региональным банкам кредитов с целью дальнейшего кредитования субъектов малого и среднего бизнеса. Доступ к данному фондированию получают банки, которые имеют кредитный рейтинг не ниже «А−» в соответствии с рейтингом национальных рейтинговых агентств, которые получили аккредитацию в Банке России.

Программа по рефинансированию кредитов МСП предусматривает участие банка, имеющего кредитный рейтинг не ниже «А−». Однако все же достижение данных критериев остается недоступным для малых банков. Поэтому необходимо рассмотреть и выработать механизм по допуску данной категории банков к участию в вышеуказанной программе.

Необходимо расширить возможности кредитования субъектов МСП, в том числе посредством увеличения лимитов поручительств АО «Корпорация МСП» (в настоящее время максимальный размер лимита, который может быть установлен Корпорацией для банка с рейтингом ниже «А−», составляет 10% от капитала), реализации возможности рефинансирования Банком России выдаваемых льготных субсидируемых кредитов под 50%-ное обеспечение поручительствами Корпорации или без поручительства Корпорации, но с предоставлением иного частичного обеспечения (например, облигаций федерального займа).

В рамках новых мер по поддержке экономики Правительством Российской Федерации (кредиты под 2%) осуществляется выдача кредитов на выплату заработной платы при условии сохранения до 90% действующего персонала, с возможностью их дальнейшего полного списания. Вместе с тем предусмотренные подходы к допуску банков предполагают сохранение ранее сложившегося подхода для отбора банков — кредитный рейтинг не ниже «А−».

Теоретически у банков с рейтингом ниже «А−» есть возможность работать в рамках Постановления Правительства Российской Федерации № 696, если они являются участниками программ АО «Корпорация МСП». При этом практическая возможность нивелируется тем, что «ВЭБ.РФ» выдает поручительства исключительно банкам с рейтингом не ниже «А−». Кроме того, клиенты среди пострадавших отраслей или отраслей, требующих поддержки для возобновления деятельности, есть не только среди субъектов МСП, соответственно, необходимость специализации кредитных организаций на работе с МСП для возможности оказания поддержки их клиентам вызывает вопросы.

Предприятия, которые обсуживаются в кредитных организациях, не имеющих указанного рейтинга, не смогут воспользоваться мерами поддержки в банке, где открыты счета, и вынуждены уходить на расчетно-кассовое обслуживание в другие банки, имеющие указанные рейтинги. Это приводит к оттоку клиентов и перераспределению клиентской базы, но даже в этом случае вероятность получения ими кредита сохраняется на невысоком уровне, поскольку новому банку необходимо время на изучение финансового положения нового клиента. Правильным представляется подход, согласно которому возможность получения заемщиком, соответствующим правительственным критериям, льготного кредита не должна ставиться в зависимость от того, в какой кредитной организации он обслуживается.

Указанный подход по ограничению доступа кредитных организаций создает на финансовом рынке неравную конкуренцию, тем более что в программах субсидирования риск государства на банк отсутствует. Сохранение действующих подходов «ВЭБ.РФ» к отбору банков (рейтинг

«А−») представляется излишне консервативным — необходимо обеспечить свободный допуск банков в новую программу. Несмотря на развитие собственной рейтинговой индустрии в нашей стране, действующие требования к размещению средств продолжают оставаться дискриминационными для большинства банков.

206

С целью поддержки малых банков и недопущения снижения собственных средств ввиду возможного роста просроченной задолженности предлагаем рассмотреть введение льготного порядка резервирования на возможные потери по ссудам для данных категорий банков. Полагаем необходимым использовать пониженные нормы отчислений на резервы на возможные потери по ссудам (РВПС) (табл. 10.6).

Таблица 10.6

Предлагаемые нормативы отчислений в РВПС для малых банков

 

 

Категория качества

 

Наименование

Размер расчетного резерва в процентах от суммы основного долга по ссуде

I категория качества (высшая)

Стандартные

0%

II категория качества

Нестандартные

От 1 до 10%

III категория качества

Сомнительные

От 10 до 40%

IV категория качества

Проблемные

От 40 до 80%

V категория качества (низшая)

Безнадежные

От 80 до 100%

Источник: составлено автором.

Помимо вышеперечисленных рекомендаций, на наш взгляд, следует рассмотреть возможность снизить обязательные нормативы не только для банков с базовой лицензией, но и для части средних банков с универсальной лицензией. В настоящее время банки, которые имеют базовую лицензию, должны соблюдать основные нормативы, заданные Банком России. Например, норматив Н 1.0 должен составлять не менее 8% от общей суммы активов, взвешенных по уровню рисков, норматив Н 1.2 должен составлять 6%, а коэффициент текущей ликвидности Н 3 должен быть не менее 50%.

Считаем, что данные нормативы должны распространяться не только на банки с базовой лицензией, но и на остальные малые и средние российские кредитные организации с размером активов до 150 млрд руб.

Полагаем, что наличие значительного сегмента малых и средних банков в банковской системе РФ является необходимостью, поскольку это позволит повысить уровень конкуренции и качество оказываемых банковских услуг. Считаем, что данная категория банков должна быть ориентирована на кредитование малого и среднего бизнеса, а также служить некой альтернативой государственным банкам, поэтому

для поддержки данного сегмента рынка необходимо осуществить комплексные мероприятия со стороны ЦБ РФ.

В табл. 10.7 на основе экспертных оценок автором сделан прогноз относительно количества малых и средних банков в РФ в случае апробации указанных мероприятий. Полагаем, что тенденция по снижению количества малых и средних банков в случае оказания им мер поддержки со стороны Банка России изменится.

Таблица 10.7

Количество малых и средних банков в РФ

Период

2021

2022

2023

2024

2025

Количество малых и средних банков в РФ (прогноз)

206

215

217

217

220

Источник: составлено автором на базе экспертных оценок.

Поскольку малые и средние банки должны быть ориентированы на оказание услуг малому и среднему бизнесу, то надо понять структуру потребностей сегмента МСБ. На сегодня значительный удельный вес в структуре потребления занимает не кредитование, а продукты транзакционного бизнеса [1].

Для случая принятия выдвинутых нами мероприятий был составлен прогноз количества малых и средних банков на 2021–2025 гг., исходя из того, что многие банки будут перетянуты в данный сегмент из-за сниженных регуляторных требований, о которых мы говорили выше.

Можно сделать вывод, что малые и средние банки, ориентированные на оказание услуг МСБ, должны стать «транзакционными банками» с высоким удельным весом, прежде всего, комиссионного дохода. Как известно, комиссионный доход банка является менее рискованным, чем процентный. Реализация данной стратегии и опора на клиентоориентированность позволит банкам данного сегмента занять достойное место в банковской системе РФ.

Библиографический список

  1. Ендронова В. Н. Модели анализа кредитоспособности заемщиков // Финансы и кредит. — 2002. — № 6(96). — С. 9–15.
  2. Роботы обрабатывают половину обращений в мобильном банке ВТБ // ПЛАС журнал [Электронный ресурс]. — URL: https://plusworld.ru/daily/ banki-i-mfo/roboty-obrabatyvayut-polovinu-obrashhenij-v-mobilnom-banke-vtb/ (дата обращения: 09.01.2021).

Тренды глобализации : монография / А. В. Голубев, В. И. Белов, О. Н. Мисько [и др.]. — СПб. : ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2022. — 248 с.

Другие новости и статьи

« Заявление Межведомственного координационного штаба Российской Федерации по гуманитарному реагированию 10.05.2022 г.

Более 10 тонн гуманитарной помощи в очередной раз передали жителям Херсона российские военнослужащие »

Запись создана: Вторник, 10 Май 2022 в 18:46 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика