14 Май 2022

Что пишут о японцах?

oboznik.ru - Дзю-дзюцу и дзюдо в полиции Японии XIX-XX веков
#император#япония#история

Вопросы национального характера японцев уже не одно десятилетие занимают историков, философов, психологов различных стран. Сейчас можно говорить о массовом увлечении на Западе различными аспектами духовной жизни японского народа. Исследователи западных стран пытаются проникнуть в сущность общественного сознания японцев, стараются понять мотивацию поведения японской нации.

Большинству западных авторов свойственна субъективность в оценке национальной психологии японцев. При рассмотрении различных ее сторон западные исследователи не всегда учитывают социально-экономические факторы, их влияние на духовную жизнь японцев. Одной из наиболее характерных работ в этом плане является вышедшая в 1947 г. книга американского этнографа Р. Бенедикт «Хризантема и меч» [163]. «Хризантема и меч» была первой послевоенной книгой о японском национальном характере и пользовалась исключительной популярностью. В том же году в Токио был опубликован ее перевод на японский язык. Американские оккупационные власти, очень хотевшие, чтобы общественность потерпевшей поражение Японии познакомилась с этой книгой, содействовали ее публикации большими тиражами. Выход книги в значительной степени стимулировал последующие исследования о японском национальном характере. Р. Бенедикт никогда не жила в Японии.

Работу над книгой она начала в июне 1944 г., когда американские войска высадились на о-в Сайпан. Американские власти поручили Р. Бенедикт проделать исследование о японском национальном характере в узко практических целях: политическим и военным деятелям нужен был материал для определения военной стратегии и послевоенной политики в отношении Японии. Р. Бенедикт, в частности, исследовала следующие вопросы, которые дебатировались американскими политиками и военными, планировавшими и принимавшими решения в отношении Японии: «Возможна ли капитуляция без вторжения? Следует ли бомбить императорский дворец? Что можно ожидать от японских военнопленных? Потребуется ли после установления мира введение в Японии постоянно действующего военного закона, чтобы поддерживать порядок? Следует ли американской армии быть готовой к ожесточенному сопротивлению японцев в каждом укрепленном горном ущелье? Не произойдет ли в Японии революция подобно французской или русской до заключения мира? Не является ли альтернативой революции искоренение японцев как нации?» и т. д. Характерна реакция японских ученых на книгу.

В 50-х годах ряд японских ученых выступили с опровержениями. Так, прогрессивный японский психолог Хироси Минами показал, что книга Р. Бенедикт хотя и всеобъемлющее исследование, но представление автора о «рядовом японце» оказалось во многом устаревшим. В своем исследовании Р. Бенедикт ограничивалась в основном сведениями о японцах, проживавших в США, а также данными, почерпнутыми из японских фильмов и довоенных литературных источников, вследствие чего подход автора к психологии японцев оказался предвзятым. Указывалось, что в книге немало надуманных утверждений [199]. Хотя формулировки Хироси Минами, пожалуй, слишком категоричны, в целом его критика не лишена оснований. Со своей стороны, мы бы добавили, что в концепциях Р. Бенедикт проступает фрейдистский подход к толкованию социальных процессов, автор при характеристике психического склада японцев оперирует такими психоаналитическими моделями, как «культура вины» и «культура стыда».

В целом правильно характеризуя японца как воплощение межличностных обязательств (семейных, групповых, общинных) и подмечая его оглядку на тех, с кем он находится в постоянном общении, Р. Бенедикт относит японскую культуру к «культуре стыда» (западную она называет «культурой вины»). Утверждать, как это делает автор, что «стыд» является движущей силой японской нации, — это закрывать глаза на социальную основу развития человеческого общества — способ производства. Известно, что стыд и вина относятся к моральным категориям и с точки зрения советской психологии — это переживания индивидуального плана. Без сомнения, «стыд» и «вина» проявляются в виде эмоциональных оценок. Но это всегда эмоции конкретного человека, имеющие место в конкретной ситуации, их проявление у целой этнической общности не доказано на фактах и не обосновано логически. Несмотря на существенные недостатки, книга Р. Бенедикт оказала значительное воздействие на характер дальнейшего развития японской этнопсихологии. Много шума наделала книга Исайя Бен-Дасан «Японцы и евреи» [161]. Момент появления книги был необычным.

Он связан с бурными событиями, происходившими в то время в Японии. В ноябре 1970 г. покончил жизнь самоубийством Юкио Мисима, буржуазный писатель, который призывал к возрождению японского самосознания, к военно-фашистскому перевороту и подчеркивал исключительность японской нации. Газетная шумиха вокруг этого самоубийства продолжалась до весны 1971 г. На международной арене и в самой Японии в этот период отмечались серьезные изменения: японо-американская «текстильная война», «долларовый шок», значительные сдвиги в сфере отношений Японии с США и Китаем и т. д. Во всем мире заговорили о японском «экономическом чуде». Одновременно стали много говорить о моральной деградации японской нации. Все это побудило японцев сделать «переоценку ценностей», заставило задуматься над тем, куда идет Япония.

В результате — поток исследований японского национального характера. Проводя идею о некоторой схожести в формировании национальных особенностей японцев и евреев, Бен-Дасан утверждал, что вся целиком японская нация представляет собой единую массу верных последователей так называемого японизма, что японцы фактически не имели своей подлинно японской базы развития, что они никогда определенно не высказывали своего мнения, что они не выступали творцами своей жизни, а лишь приспосабливались к обстоятельствам. Бен-Дасан указывал на примитивность социальных процессов в японской истории и подчеркивал, что каждый якобы может понять психологию японца, не прибегая к научному анализу. Такой произвольный подход к исследованию особенностей психического склада нации, по справедливому замечанию японского психолога Хироси Минами, свидетельствует о научной некомпетентности автора. Несомненный вклад в исследование отдельных сторон японского национального характера внес американский ученый японского происхождения Хадзимэ Накамура своей работой «Образ мышления восточных народов» [205]. В книге исследуется культура Индии, Китая, половина книги отводится Японии. X. Накамура указывает на особое умение японцев отобрать в других культурах то, что представляет для них интерес на конкретном этапе их исторического развития. Например, буддизм после его появления в стране в VI в. был воспринят именно как буддизм, который требовался Японии в тот период, т. е. в весьма простых своих формах.

Автор книги прослеживает, каким образом, опираясь на свою культуру и традиции, Япония заимствует иностранный опыт и создает новое. Как взаимодействуют эти элементы, определяя своеобразное сочетание консерватизма и динамизма. Этот механизм регулирования заимствований при сохранении традиции, как мы видим, исторически изменялся, но никогда не исчезал. Французский исследователь Р. Гийен в своей книге «Япония: третья великая» делает серьезный анализ промышленной и финансовой структур страны [177]. При этом он показывает те стороны национального характера, которые позволили японцам превратить свое государство в «великую мировую державу».

Он высоко оценивает японское усердие и рвение и с похвалой отзывается о трудолюбии народа, чьи усилия и поддерживают экономический прогресс, создают динамичность экономики. Р. Гийен видит Японию как страну с «двухъярусной культурой», где сосуществуют новая и старая культуры. Он показывает, что приверженность японцев к древним традициям — это способ ухода от мирской суеты, и сожалеет о том, что «самый артистичный в мире народ» делают соучастником в «преступлениях торгашества», которое разрушает природную красоту Японии. Р. Гийен считает, что только старая культура может противостоять «губительной модернизации». Он полагает, что «двухъярусная культура» будет существовать еще долго. Американский ученый Р. Халлоран, много лет проживший в японской семье и глубоко вникший в специфику японского быта, провел социологическое исследование, которое легло в основу его книги «Япония воображаемая и действительная» [179]. Как и Р. Гийен, он отмечает, что японской культуре и национальному характеру свойственно ярко выраженное своеобразие. Важная черта этой культуры — ее приверженность традиции и активность в восприятии нового. Р. Халлоран при этом отмечает, что Япония не просто заимствует элементы зарубежной культуры, она их определенным образом трансформирует и перерабатывает. В книге обстоятельно аргументируется мысль о том, что в японской культуре имеется специальный механизм, позволяющий ассимилировать элементы чужих культур с последующим их преобразованием. Известный вклад в изучение национальной психологии внесла работа С. Галика «Восток и Запад» [178].

В книге исследуется широкий круг вопросов, связанных с анализом психического склада различных этнических обществ Востока. При этом Японии уделяется особое внимание. Автор подробно рассматривает формирование японского национального характера, описывает семейную систему Японии, религиозные верования, этические и социальные ценности японской нации. Он выделяет как устойчивые черты японского характера вежливость, любовь к природе, самообладание, быструю реакцию на новое.

Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы. Этнографические очерки. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983.

Другие новости и статьи

« Поход шведов на Украину

Российские военнослужащие оказали медицинскую помощь и доставили более 50 тонн гуманитарного груза мирным жителям Харьковской области »

Запись создана: Суббота, 14 Май 2022 в 10:35 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика