Как пишут очерки
Очерк не сразу стал самостоятельной литературной формой, долгое время он сливался с повестью или рассказом. Очерком называли часто бытовые повести описательного характера. В отличие от романа, от повести, как законченных художественных построений, очерком называли набросок быта, жизни; сущность такого наброска заключалась в правильном описании.
Самое слово очерк по смыслу означает обрисовку, очертание, точный рисунок линиями. Правдивое описание действительности — вот первый признак очерка. Существовала определенная потребность в таких описаниях наряду с чисто художественными произведениями, — в последних преобладает вымысел. В очерке вымысел сперва играет подчиненную роль, только как технический прием, когда нужно что-нибудь подчеркнуть, затем вымысел совсем исчезает, например, в современных очерках.
Общественная потребность в точном изображении действительности вызвала выделение очерка в самостоятельную литературную форму, имеющую особый отпечаток. Общественйый характер очерка — второй его признак. В очерке автор определенно выявляет свое отношение к жизни, к действительности, как общественный человек. Общественный характер изображения быта и нравов выступает, как важнейшая черта сатирических очерков двух замечательных писателей — Г. Гейне и Салтыкова-Щедрина.
«Путевые картины» Генриха Гейне дают большое описание немецкой и западню-европейской жизни впервой половине прошлого века. В «Губернских Очерках» Салтыкова-Щедрина описывается быт русской провинции, главным образом чиновничества и подневольных обывателей. Оба писателя осмеивают застойный, неподвижный быт обывателей, их очерки сатирически заострены, чиновники и обыватели представлены в смешном виде,, подчеркнута их тупость, пустота жизни, мелочность интересов.
Сатирические очерки — трудная, сложная форма, в которой переплетается много составных частей. У Гейне, например, наряду с бытовыми картинами, много внимания уделяется лирическим описаниям природы, истории германского народа, науке, литературе, поэзии. Сатирическая форма очерка под силу крупным, зрелым писателям, способным охватить жизнь широко, как бы рассматривая ее с высокой горы. Труднейшая форма сатирических очерков еще заключает в себе вымысел, подобно рассказу и повести, но уже здесь ясна подчиненность вымысла общественному заданию автора. В «Губернских Очерках» Салтыкова-Щедрина типы взяточников — это собирательные фигуры носителей общественного зла. В этих фигурах, как и во всех сценах быта -провинциального города Крутогорока, описываемого в «Губернских Очерках», ясно видна резкость линий в обрисовке, (каррикатура, набросок) «и отрицательное отношение автора к изображаемой им действительности. Еще более отодвинута роль вымысла в очерках Гл. Успенского. Описание быта мещан и ремесленников, труда и жизни крестьян, приближается к точному воспроизведению действительности. Гл. Успенокий ставит своей целью осветить глубину быта, показать интересы и потребности, движущие поступками людей. Кроме описаний быта и отдельных фактов Г. Успенский включает в очерки свои беседы с крестьянами, свои размышления, делает выводы из наблюдений.
Большой мастер очерка Вл. Короленко называет свои очерки: наблюдения, размышления, заметки, т. е. прямо указывает, из каких элементов составляется очерк. Книгу о голоде 1892 года («В голодный год») Вл. Короленко начинает с описания своего путешествия по голодным местам. Описав тип кулака, с которым ему пришлось познакомиться, писатель сразу же вводит нас в хозяйственные дела деревни, разоряемой кулаками и чиновниками.
Обрисовка царских чиновников всех мастей, низших и высших, их бестолковщины, самодурства, боязни гласности и общественности, их нежелания помочь голодающим — все это убедительно показывает бесправие крестьянства при старом строе. Изображение нужды крестьян подчеркивается в очерках историческими справками, которые говорят, что деревня часто голодала при царизме, разоряемая помещиками и чиновничеством. Описывая голод не со стороны равнодушного, случайного наблюдателя, а будучи участником организаций, кормивших голодающих, Вл. Короленко дает нам представление об общественной борьбе, о расстановке классов, обнаруженной голодным бедствием. Очерки Вл. Короленко всегда имеют определенную общественную установку, они писались по поводу какого-либо волнующего события. Описание быта — основа очерков Гл. Успенского, Вл. Короленко, Писемского и др. классиков.
Теперь нам понятно, почему литературная форма с сильной общественной окраской приобрела такое исключительное значение в наши дни, в условиях развернутого строительства социализма. Обрисовка изменяющейся жизни, нового строющегося быта, быстрое и точное описание действительности помогают дальнейшим успехам строительства, дают, представление о творческом продвижении вперед. Очерки быстрее могут быть ‘написаны,—это не значит, что их легче писать, нежели рассказы, повести или романы, требующие больше времени для своего построения.
В рассказах и повестях писатель видоизменяет собранный им материал, дополняет вымыслом, обобщает, создает образы, которые являются художественными обобщениями (типы, характеры), выдумывает сюжет и те положения, в которых сталкиваются действующие лица, и т. д. В очерке же его силу, его основу составляют точные записи фактов и наблюдений над жизнью. Отсюда ни в коем случае нельзя делать выводы, что очерк является низшей формой по отношению к другим литературным формам. Очерк представляет особую форму, к которой прибегали не раз крупнейшие писатели, когда ставили перед собой задачу описания действительности на определенном пространственном участке, за определенный отрезок времени.
Как литературно-художественная форма, очерк имеет определенные признаки, и литературно-художественный очерк не следует смешивать с научным очерком: историческим, социологическим, критическим (очерки о творчестве писателей) и др. В науке также прибегают к очерчиванию, к обрисовке, к описанию. Здесь имеются ввиду литературно-художественные очерки. Итак, литературно-художественный очерк имеет еще один очень важный признак по отношению ко времени и пространству.
В рассказе и повести вымысел позволяет писателю двигаться в пространстве и во времени в любом направлении, а в стихах поэт может создавать образы, не прибегая к понятиям времени и пространства. В очерке же писатель берет действительность в определенных границах, он очерчивает отрезок пространства и времени и в этом отрезке в свою очередь обрисовывает людей, природу, труд, быт, вещи. Очертить, обрисовать — значит охватить самое существенное, уловить существенные признаки описываемого явления, здесь нет места для выдумки, но описание может иметь определенную окраску. Уместно здесь отметить разницу между очерком и фельетоном. Фельетон отличается от очерка тем признаком, что в нем освещается один факт. Отдельный случай, показательный для характеристики поведения какой-либо общественной прослойки или представителей класса, выхватывается, и выпячиваются его особенности в живой, острой форме, большей частью юмористически, т. е. высмеивают отрицательные черты (тупость, бюрократизм, ошибки и преступления ответственных работников, хищность и ч грубость наших классовых врагов), см., например, фельетоны М. Кольцова в «Правде»: «Соревнование с закуской», «Из жцзни маршалов» и др. Иногда юмористическое освещение заменяется обличительным, негодующим, бичующим, когда излагаются исключительно возмутительные случаи,— например, в фельетоне М. Кольцова об убийстве больного учителя, который сражался с целым отрядом милиции; фельетон заканчивается обличительным выводом, резким осуждением людей, которые — «живут и действуют на горе и на позор советской стране».
К очерку приближаются фельетоны В. Федоровича, но все же это фельетоны, потому что в них описывается обычно один случай из жизни деревни, станицы, коммуны. Сходство с очерком заключается в том, что В. Федорович пользуется спокойной повествовательной формой изложения, описывает обстоятельно, подробно знакомит с бытовой обстановкой. Большинство современных очерков принадлежит к типу бытовых, описательных, повествовательных, таковы очерки Сибирякова, Кушнера, Вихрева, Павленко, Жиги и др. Сибиряков описывает царскую ссылку, тюрьму, ка торгу, .революционную борьбу. Лучшие его очерки о золотых приисках и тюремном быте («В каменном мешке» и «Кровавое золото») правдиво передают факты мрачного прошлого.
Начинающим очеркистам полезно познакомиться с книжками Сибирякова, написанными простым безхитростным языком. Среди работ других очеркистов выделяются работы И. Жити, посвященные рабочему быту: «Новые рабочие», «Думы рабочих», «Жизнь среди камней». Основная тема очерков И. Жиги — культурное переустройство рабочего быта. В очерках уделяется много внимания отрицательным сторонам рабочей жизни и борьбе передовиков с ними, с пьянством, с грязью, с издевательством над личностью, с темнотой. Каждому рабкору следует знать книгу И. Жиги «Думы рабочих», где главные действующие лица рабкоры. В книге представлено творчество рабкоров, даны образцы их очерков о рабочей жизни. Очерки рабкоров перемежаются с рассказами рабочих, с описаниями быта рабочих, казарм, приводятся заявления рабочих, статьи из стенгазет, оведения о работе завода,— все, что освещает рабочую жизнь. Книга И. Жиги показывает, как много вокруг нас материалов для очерков.
Каждое объявление на стенах завода или общежития, стенная газета, беседы рабочих—все это материал, из которого надо извлекать самое существенное, характерное, показательное. «Думы рабочих» ценны еще тем, что в этой книжке рабкоры ‘обследуют быт в порядке соревнования, затем сравнивают свои впечатления, каждый освещает жизнь пю-своему, с какой-либо определенной стороны. Такой способ изучения быта возможен в любом рабкоровском кружке, это метод коллективного творчества, он может дать разностороннее освещение действительности. Борьбе за культурный быт в рабочем общежитии посвящены очерки И. Жиги «Записки рабкора Колотухина», печатающиеся в «Журнале для всех>. В них подробно описываются трудности, которые приходится преодолевать небольшой группе передовиков в борьбе с хулиганством, пьяницами и темными несознательными элементами рабочей массы.
После ознакомления с работами И. Жиги следует переходить к другим очеркам, печатаемым в наших журналах, описывающим западную жизнь, восточную, быт коммун, работу фабрик и т. п. Большое значение очеркам придает М. Горький, он считает их литературной формой, равноценной другим видам художественного творчества (см. «Журнал для всех», № 11, 1919 г.). Ценно замечание М. Горького, что к очеркам приступали многие зрелые писатели уже после того, как достигли мастерства. Очерк не является ни более легкой, ни более низкой формой литературного творчества по сравнению с другими. Очерк удовлетворяет определенную общественную потребность в правдивом точном описании действительности.
Работа .над очерком может служить школой для писателя, она приучает к внимательному наблюдению над окружающей нас жизнью. Вооружившись записной книжкой, начинающий писатель должен ежедневно заносить в нее свои наблюдения, все значительные факты, удачные выражения. Накопленный материал в одних случаях пригодится для очерка, в других для рассказа. Собирание материала — исходная точка работы. Учиться собирать материал, подмечать все существенное, уметь выделять важнейшие признаки предмета — это первая задача писателя; пока он ее не разрешит, он не сможет двигаться дальше. Следовательно, прежде чем приступать к очеркам, надо учиться записывать.
Г.Якубовский
Другие новости и статьи
Запись создана: Воскресенье, 27 Ноябрь 2022 в 8:08 и находится в рубриках Новости.
метки: литература, очерк
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика