Из истории становления отечественного высшего военного образования
Военное образование – это целенаправленный процесс подготовки, повышения квалификации и переподготовки военных специалистов, сопровождающийся констатацией достижения ими установленных государством образовательных уровней; составная часть строительства военного. Различают следующие уровни военного образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное.
Под термином «высшее военное образование» принято понимать совокупность систематизированных знаний по фундаментальным (общественным, физико-математическим, химическим и др.) и специальным военным наукам и навыков, получаемых обучаемыми в академиях и высших военных учебных заведениях (военных факультетах гражданских вузов) и необходимых офицерам для их практической деятельности. До середины 60‑х годов XX века высшее военное образование предназначалось для офицеров среднего и высшего звена. В последующем это требование, в большей степени, было распространено и применительно к младшему офицерскому составу.
Зарождение и развитие высшего военного образования тесно связаны с развитием военной науки и военного искусства. Становление отечественного высшего военного образования как самостоятельной отрасли специального образования, как системы подготовки руководящих (командных и инженерных) военных кадров началось в начале XIX века, когда развитие военного дела потребовало пересмотра подготовки офицерских кадров, обладающих специальными знаниями и профессиональными навыками по выработке стратегических задач, управлению крупными соединениями в артиллерии, инженерных войсках, в службах Генерального штаба, Морского ведомства, а также непосредственному решающему участию в создании вооружения и боевой техники. Решить эти задачи могли только высшие военные учебные заведения (ввузы). В России стали создаваться офицерские отделения (классы) военно-учебных заведений родов войск Армии, а также Военно-морского флота, которые впоследствии стали военными академиями.
Вначале ввузы имели унитарный характер: все учащиеся одного отечественного учебного заведения (общевойскового, артиллерийского, инженерного, кавалерийского и т.п.) получали образование по единому учебному плану. В начале XX века в связи с оснащением армий военной техникой и вооружением, развитием теории и практики военного дела появилась необходимость в подготовке в учебном заведении конкретного рода войск военных специалистов по более узким отраслям военных знаний (механики, электрики и т.д.).
Во второй половине XX века в Советском Союзе сложилась структура с различными ступенями (квалификациями) высшего военного образования (высшее военное оперативно-стратегическое, высшее военное оперативно-тактическое, высшее военно-специальное или высшее военно-инженерное). Своей научной, педагогической и общественной деятельностью высшая военная школа Российской империи способствовала развитию духовной и материальной культуры XIX – начала XX веков. Она находилась в центре военно-политических, военно-стратегических и текущих военно-организационных процессов, оказывая на них ощутимое влияние. Исторические рамки для каждого ввуза различны (см. приложения). Но предназначение их, принадлежность к тому или иному роду войск, как правило, были постоянными.
Ярким исключением из этого правила стала отечественная военная академия, истории которой и посвящён данный труд: артиллерийская – военно-техническая – артиллерийская – артиллерийская инженерная – военная инженерная – военная – военная академия Ракетных войск стратегического назначения. Первые учебные заведения для обучения офицеров (Зарождение высшего военного образования)
Медико-Хирургическая Академия г. Санкт-Петербург, 18.12.1798. С 1881– Военно-Медицинская Академия.
Офицерское отделение Главного Училища Инженерного Корпуса г. Санкт-Петербург, утверждено 24.11.1819, официально открыто 16.03.1820. С 21.02.1855 – Николаевское Главное инженерное училище. Преобразовано 30.08.1855 в Николаевскую Инженерную Академию.
Офицерское отделение Артиллерийского Училища г. Санкт-Петербург, утверждено 9.05.1820, официально открыто 25.11.1820. С 19.09.1849 – Михайловское Артиллерийское Училище. Преобразовано 30.08.1855 вМихайловскую Артиллерийскую Академию.
Офицерские классы Морского кадетского корпуса г. Санкт-Петербург, 29.01.1827. Преобразованы в 1862 в Академический курс морских наук, в 28.01.1877 в Николаевскую Морскую Академию.
Императорская Военная Академия г. Санкт-Петербург, утверждена 4.10.1830, официально открыта 28.11.1832. Переименована 30.08.1855 в Николаевскую Академию Генерального Штаба, 31.09.1909 в Императорскую Николаевскую военную академию.
Офицерские классы при Аудиторском Училище г. Санкт-Петербург, 1866. Преобразованы в 1867 в Военно-Юридическую Академию. С 1908 – Александровская Военно-юридическая академия. В 1917 прекратила свою деятельность.
Интендантский курс г. Санкт-Петербург, 18.03.1900. Преобразован в 1911 в Интендантскую академию. Исходя из предмета рассмотрения данного труда, всё внимание уделим Артиллерийскому Училищу. Знакомясь со становлением в нём научно-педагогических школ на данном этапе истории России, уважаемый читатель получает, по нашему мнению, возможность представить весь процесс утверждения отечественного высшего военного образования.
Вопросы о проектировании и производстве материальной части и боеприпасов огнестрельного оружия, рациональном их употреблении тесно связаны с различными науками. Поэтому для совершенствования артиллерии «необходимо всегда иметь артиллерийскими офицерами людей широко образованных, способных самостоятельно разрабатывать на научных основах все вопросы, возникающие при непрестанном развитии артиллерийского дела». К этому выводу пришел и Великий князь Михаил Павлович (Романов), первым из царской семьи вступивший (25 июля 1819 г.) в управление артиллерией. В мае 1820 г. в своем докладе Императору он обосновал необходимость образования учебной бригады с артиллерийским училищем. «Положение Артиллерийского Училища», его штат, табели на содержание, средства, потребные для сформирования, 9 мая 1820 года были утверждены. (В конце 1826 года училище отчисляется от учебной бригады и начинает самостоятельную жизнь.)
В Положении установлено, что училище учреждено «… для образования искусных Артиллерийских офицеров из поступающих в оное молодых людей, несколько уже приуготовленных к Артиллерийской службе». Вновь учрежденное училище должно было состоять из двух отделений: высшего, или офицерского с двумя классами для 48 офицеров, и нижнего, или юнкерского с тремя классами для 120 юнкеров. Так как желавшие поступить в училище имели очень слабые, недостаточные для успешного усвоения учебных программ знания по математике, в первый же год существования училища в нем были открыты еще два низших подготовительных класса. В училище предписывалось принимать всех портупей-юнкеров, юнкеров и фейерверкеров, обучавшихся в то время артиллерийскому делу при учебных ротах, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Юнкера учебных рот гвардейской артиллерии в количестве 90 человек поступили в училище, но большинство их по приказу генерал-фельдцейхмейстера было уволено в течение первого года обучения «по тупому понятию в науках». Из первого набора только пять человек окончили впоследствии полный курс.
Поэтому училище вскоре стали комплектовать исключительно кандидатами, сдавшими вступительный экзамен. Причем его можно было держать в различные классы, даже прямо в офицерский. От экзаменующихся требовали основательных сведений по алгебре и геометрии, полных, притом «с доказательствами», знаний по арифметике. Это последнее требование, составлявшее затруднение для поступающих, выражало основу системы преподавания в училище, заложенной с первых дней его функционирования: «учение на память» в нем не допускалось, а требовались знания фундаментальные, с доказательствами. Принимая молодых людей с очень слабыми математическими знаниями, приходилось многому учить их в училище, чтобы сформировать из них не только специалистов, но и образованных защитников Отечества. Кроме предметов общего гимназического курса им предписывалось изучать высшую математику, механику, химию, минералогию и военные науки. Все обучаемые должны были ежегодно (15 октября) экзаменоваться при генерал-фельдцейхмейстере, членах Военно-ученого комитета по артиллерийскому отделению. По числу баллов и доброму поведению определялось старшинство. Неуспевающие либо оставались на второй («лишний») год, либо отчислялись в армейские полки. В случае если здоровый и способный, по мнению командования, к наукам юнкер пожелает самостоятельно прервать обучение, за каждый год предшествующего нахождения в училище он обязан был уплатить по восемьсот рублей.
Хорошему научному и методическому обеспечению учебного процесса во вновь открываемом заведении основателем его было уделено особое внимание: «приискать учителей с лучшими познаниями, способных и достойных и о которых, по точном удостоверении в отличных их дарованиях, представить мне с изложением, на каких условиях они желают поступить в училище». В Артиллерийском училище на рассматриваемом временном отрезке офицерское и юнкерское отделения составляли, практически, единое целое. Можно утверждать, что юнкера и офицеры обучались по единому учебному плану (см. табл. 1). На содержание только профессорско-преподавательского состава было выделено на год 24 тыс. рублей. Но с первых же лет функционирования училища сумма жалования им превосходила штатное положение. Для покрытия перерасхода генерал-фельдцейхмейстер разрешал употреблять остатки от других статей расхода, а чаще назначал дополнительно из бюджета Артиллерийского ведомства. На содержание обслуживающего персонала выделялось около 12 тыс. рублей, на учебные пособия – 9600 рублей. Годовое обучение одного артиллерийского офицера обходилось казне примерно в 600 рублей. По штату предусматривалось: командир училища (полковник-подполковник), шесть ротных офицеров (капитан-поручик), 111 человек обслуживающего персонала. Учебный процесс должны были вести 32 преподавателя. Выбор офицеров, как и профессоров, преподавателей, осуществлялся лично Генерал-фельдцейхмейстером.
Было определено и место дислокации: в Санкт-Петербурге в принадлежащем Артиллерийскому Департаменту районе Выборгской стороны
по берегу Большой Невы, где в то время располагалась 1‑я лабораторная рота. В 1821–1825 гг. старые тесные и неудобные здания были перестроены, возведены новые. Размещение училища было настолько продумано и обеспечено строительством, что с 1825 до 1843 года (год значительного увеличения числа воспитанников) никаких перестроек практически не производилось. В конце пятидесятых годов была оборудована уникальная химическая лаборатория с учебной аудиторией, о чем будет сказано подробнее позднее. Как свидетельствует Свод Военных Постановлений, «Училище состоит под главным начальством Генерал-фельдцейхмейстера; оным управляет, под начальством Бригадного Командира Учебной Артиллерийской Бригады, особый начальник». При этой несколько сложной иерархической структуре, однако, полным начальником, распорядителем и блюстителем «благочиния и порядка по всем частям управления» до конца 1848 г. был управляющий, назначаемый генерал-фельдцейхмейстером. Исполнять обязанности первого управляющего (29 июля 1820 г.– 10 апреля 1826 г.) было поручено командиру учебной бригады, одному из наиболее выдающихся артиллеристов того времени, создателю первых боевых отечественных ракет, ученику А. В. Суворова и соратнику М. И. Кутузова генерал-майору Засядко Александру Дмитриевичу (Засядко 2-му). В короткое время (6,5 месяцев) благодаря исключительному старанию и кропотливому труду А. Д. Засядко основные организационные мероприятия и работы были, в основном, завершены. 25 ноября (7 декабря по н.с.) 1820 г. было открыто девятое высшее учебное заведение России (третье высшее военно-учебное заведение и четвертое высшее техническое учебное заведение). Занятия начались только в низших юнкерских классах, старший открыли лишь в 1822 г. Впервые были произведены в офицеры шестнадцать портупей-юнкеров, юнкеров и фейерверкеров 7 февраля 1823 г. Из них четырнадцать были переведены в младший офицерский класс. Старший офицерский класс был открыт лишь в 1824 г. Всё обучение военным предметам, а отчасти и общеобразовательным, проводилось в училище главным образом по французским и немецким учебникам. Русская научно-техническая и военная литература была в то время крайне бедна. В кратчайшие сроки в училище организуется физический кабинет, на который было отпущено 4 000 руб., и на 2000 руб. выписывается до 200 сочинений на иностранных языках, которые легли в основание библиотеки училища. Во всем, что касалось учебной части (руководство разработкой учебных программ, подбор профессорско-преподавательского состава, составление расписания, контроль учебного процесса с выработкой методических рекомендаций, лабораторное обеспечение учебного процесса, организация вступительных, переводных и выпускных экзаменов) управляющий училищем доверял инспектору классов.
Первым классным инспектором по Артиллерийскому училищу был утвержден ординарный профессор Дерптского университета, известный литератор и издатель «Русского инвалида» надворный советник Александр Федорович Воейков. О чем объявил генерал-майор А. Д. Засядко в своем приказе № 5 от 7 января 1821 г. По ходатайству А. Д. Засядко были приглашены известнейшие профессора и преподаватели лучших вузов страны: по высшей математике и механике – профессор Петербургского университета Викентий Александрович Анкудович, которому несколько поколений артиллеристов обязаны своим основательным математическим образованием и который первым сформировал учебную дисциплину по баллистике; по элементарной математике – также талантливый педагог, в последующем 35 лет (до самой своей смерти в 1856 г.) преподававший в училище, А. С. Киндерев; по физике и химии – профессор Петербургского университета Н.П.Щеглов ипрофессор МедикоХирургической академии Д. С. Нечаев (с 1826 г.), по истории – профессора К. И. Арсеньев и Н. В. Воробьев, по русской словесности – А. Ф. Воейков и профессор П. М. Срезневский, по французской словесности – профессора И. А. Тилло, С. К. Динакур, по Закону Божьему – протоиереи К. П. Зотиков и А. И. Малов. Первый выпуск офицеров, освоивших полный курс училища, последовал в январе 1825 г. Для обеспечения фундаментального военного образования чтение тактики, стратегии было поручено одаренному офицеру гвардейской конной артиллерии Николаю Васильевичу Медему, который самостоятельно создал учебные предметы этих наук. Благодаря его трудам теория военного искусства в Артиллерийском училище впервые в России излагалась правильно, системно и полно. Н. В. Медем, превосходно владея языками, был знатоком военной литературы, все теоретические положения и выводы подкреплял примерами из военной истории, вследствие чего его учебная дисциплина с самого начала получила научный, исторически обоснованный, а не догматический характер, возбуждала большой интерес у слушателей. Этому много способствовало и красноречие, и, в целом, методическое мастерство преподавателя. Деятельность его в Артиллерийском училище была настолько блестяща, что, когда в 1833 г. была образована Академия Генерального штаба, он был назначен в нее профессором стратегии и военной истории. Хорошего педагога удалось подыскать и по фортификации – подполковника А. И. Кенига, обладавшего широкими знаниями в этой области военной науки и умевшего пробуждать у слушателей интерес к их освоению. Самым важным предметом из всех, преподававшихся в училище, конечно, должна была стать артиллерия.
Но в то время невозможно было найти таких лиц, которые смогли бы поставить курс этого предмета сразу на должное теоретическое основание и на должную высоту. Поэтому на первое время пришлось ограничиться почти описательным характером этого курса, доверенного штабс-капитанам Вейде и Фарафонтову. Чтобы в дальнейшем воспитанники училища могли самостоятельно разрабатывать научные основы, с первых дней функционирования вуза большое внимание уделялось математике и механике. Это приоритетное отношение к физико-математической подготовке военных инженеров стало в академии традицией, которая сохраняется и до настоящего времени. Преподавателям строго предписывалось при проведении занятий держаться установленных учебных программ. Их обязывали заботиться постоянно о том, чтобы слушатели ясно понимали преподаваемое, и полагаться более на свое терпение и деятельность, чем на понятливость и прилежание учеников. Всем педагогам вменялось в непременную обязанность помогать друг другу словом и делом – так, чтобы все преподаваемые учебные дисциплины представляли единое, стройное и нераздельное целое.
Этим вновь созданное училище выгодно отличалось от подавляющего большинства военно-учебных заведений, в которых содержание давалось «по навыку», по желанию частного начальника или знаний педагога. Знания, полученные учащимися на классных занятиях, закреплялись на пороховых, орудийных, патронных и оружейных заводах. Первый выпуск офицеров, освоивших программы полного военно-специального учебного заведения, последовал 11 января 1825 г. С этого момента ввуз функционировал в тех рамках, которые были определены его уставом. В училище стали (с 1830 г.) принимать не только уже служивших в артиллерии юнкеров и фейерверкеров, но и так называемых пансионеров – детей дворян, генералов, офицеров, купцов первой и второй гильдии, духовенства, одаренных способностями, «благонравных и без всяких телесных недостатков». Комплект юнкеров был увеличен со 120 до 140 человек. Принимаемые дополнительно к штату обязаны были внести единовременный взнос по 800 рублей и 120 рублей на первоначальное обмундирование. Это в сумме давало до 20000 рублей в год и существенно помогало училищу улучшать содержание юнкеров, повышать сверх штатов жалование преподавателям. Желающие поступить пансионерами должны были представить: 1) свидетельство о своем происхождении (для дворян); 2) свидетельство Духовной Консистории о рождении и крещении; 3) свидетельство лекаря о прививании оспы; 4) свидетельство об успехах в науках и поведении, если кто обучался в каком-либо казенном или частном учебном заведении; 5) сведения о «недвижимом имении, если кто имеет за собою, или за родителями крестьян или дома»; 6) обязательство, подписанное самим просителем, о «непринадлежности к тайным обществам».
Правильная постановка дела образования и воспитания учащихся с первых лет существования училища не только имела большое значение для собственно обучаемых, но и оказывала большое влияние на дальнейший ход развития заведения, формировала те принципы организации и обеспечения учебного процесса, которые поддерживались все последующие периоды его деятельности. На рассматриваемой стадии жизни училища главная заслуга в этом управляющих заведением. Первый управляющий – генерал-майор А. Д. Засядко – после выпуска (в 1797 г.) из Артиллерийского и инженерного шляхетного корпуса не оставлял занятий математикой, механикой и естественными науками. В то же время он значительно выделялся и на поприще боевой 18-летней своей службы, и в деле создания нового класса оружия – реактивного. Кроме управления училищем и учебной бригадой он одновременно успешно руководил Петербургским арсеналом, лабораторией и Охтенским пороховым заводом. Удачный выбор первого руководителя ввуза много способствовал будущему успеху училища. С назначением А. Д. Засядко начальником штаба вновь учрежденного управления Генерал-фельдцейхмейстера (в последующем Главного артиллерийского управления) училище в 1827 г. поступило в ведение Инженергенерала графа Оппермана Карла Ивановича, назначенного главноначальствующим двумя военно-специальными училищами: Артиллерийским и Инженерным. Такое объединение в командовании позволяло при сохранении специального характера каждого ввуза добиваться обеспечения единообразия и высокого уровня общеобразовательной, в первую очередь физико-математической, подготовки выпускников. Следует отметить, что, благодаря отличному подбору первых преподавателей, именно на этом этапе деятельности училища преподавание артиллерии достигло образцового для своего времени состояния. После кончины К. И. Оппермана (31 июля 1831 г.) главноначальствующим Артиллерийским и Инженерным училищами был назначен (6 декабря 1831 г.) генерал-адъютант Сухозанет Иван Онуфриевич. Характер управления военно-специальным образованием, осуществлявшегося И. О. Сухозанетом, отличался развитием практической стороны подготовки офицеров.
Это касается не только вопросов обучения собственно артиллерийской службе, но и фундаментального образования, в частности предметов механики, химии, а также производственной подготовки. По высочайшему повелению от 6 июля 1834 г. на должность главноначальствующего специальными училищами был утвержден начальник штаба генерал-фельдцейхмейстера генерал-майор князь И. А. Долгоруков. Новый управляющий главное внимание свое обратил на то, чтобы поставить учебные дисциплины фундаментальной подготовки – высшую математику, теоретическую механику, физику и химию – на один уровень с современным развитием этих наук. После смерти (8 октября 1848 г.) И. А. Долгорукова училище поступило в ведение его преемнику по управлению штабом генерал-фельдцейхмейстера генерал-лейтенанту А. П. Безаку. Последний не смог оставить заметного вклада в развитие училища, так как уже в сентябре 1849 г. оно было выведено из артиллерийского ведомства. Ближайшими помощниками управляющего ввузов были командир (с 1834 г. – начальник) училища и инспектор классов. Командиром (начальником) училища были: лейб-гвардии капитан Н. В. Вохин (1820–1821), подполковник Б. К. Затлер (1822–1827), подполковник И. М. Кованько (1828– 1838). 17 апреля 1838 г. начальником училища назначается лейб-гвардии полковник барон Розен Иван Федорович. Пятнадцать лет, до назначения (19 апреля 1853 г.) его членом Военного Совета – инспектором военно-учебных заведений, он командовал училищем. И. Ф. Розен вошел в историю академии как первый самостоятельный руководитель всей деятельности высшего артиллерийского учебного заведения. Все, что касалось учебной части, входило в обязанности инспектора классов. На эту должность подбирали наиболее опытного преподавателя, пользовавшегося авторитетом у преподавательского состава, как правило, профессора. В 1826 г. А. Д. Засядко предписал, что «наблюдение за преподаванием наук и вообще помощником по занятиям в училище следует исполнять» полковнику Медему Николаю Васильевичу. В связи с назначением генерал-майора Н. В. Медема профессором Академии Генерального штаба, в 1834 г. должность инспектора классов занял лейб-гвардии 1‑й артиллерийской бригады полковник Вессель Егор Христианович. Первым из воспитанников училища инспектором классов стал 16 апреля 1841 г. капитан лейб-гвардии конной артиллерии Резвой Орест Павлович. После окончания в 1831 г. училища он был оставлен на преподавательской работе, за 26 лет прошел последовательно все основные учебно-административные должности и остался в истории ввуза первым его начальником из воспитанников. Кстати, традицию назначения на эту главную должность выпускников академии руководство отечественными Вооруженными Силами нарушало лишь трижды (в 1925–1937 гг.).
Период от создания ввуза до 1827 г. можно определить как начальный. В эти годы р у к о в од и т е л и всех уровней у п р а в л е н и я артиллерийским о б р а з о в а н и е м вели усиленные поиски оптимальной структуры учебных планов, содержания обучения, а также соответствующего профессорско-преподавательского состава. Во всех этих поисках особенно деятельное участие принимал Н. В. Медем. Под его непосредственным руководством было произведено распределение учебных предметов по уровням образования и классам с учетом возможно большего соответствия возрасту и степени умственного развития обучаемых, отработаны первые учебные программы. Как уже отмечалось выше, организация учебного процесса в артиллерийском училище выгодно отличалась от прочих военно-учебных заведений того периода, например, кадетских корпусов. В последних «ни предметы обучения, ни объем каждой из преподаваемых наук, ни распределение курса учения не были определены никакими законами. Все зависело от личного усмотрения директора корпуса и изменялось им же по собственным соображениям». В артиллерийском училище распределение учебных дисциплин по уровням и классам образования было принято следующим (см. табл. 1): в младших юнкерских классах изучали Закон Божий, русский, французский и немецкий языки, древнюю и среднюю историю, географию, арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию, введение в артиллерию, а в старших юнкерских классах, кроме того, аналитическую геометрию, полевую фортификацию, описание материальной части артиллерии, артиллерийское и ситуационное черчение, топографию, входившую как часть в тригонометрию; в офицерских классах преподавали русский, французский и немецкий языки, новую и русскую историю, дифференциальное и интегральное исчисление, механику, физику, химию, теорию выстрела, боевое применение артиллерии, материальную часть иностранной артиллерии, долговременную фортификацию, тактику и стратегию. Самой важной дисциплиной, из всех преподававшихся в училище, по праву считалась артиллерия.
Первая программа по артиллерии была составлена так: «Свойства и сила пороха. Действие пороха в орудиях. Устройство орудий и материалы для их изготовления. Производство и проба пороха. Боевые ракеты». Несмотря на все заботы А. Д. Засядко, из-за отсутствия преподавателя, знания которого соответствовали бы требованиям высшего образования, преподавание велось на уровне запоминания отдельных положений описательного характера, выработанных практикой войск и в процессе производства артиллерийских орудий. По предложению К. И. Оппермана была создана специальная комиссия из известнейших по образованию и боевой опытности артиллерийских генералов. Задача комиссии: установить основы, на которых должен быть построен весь курс артиллерии от младшего юнкерского до старшего офицерского класса. Ведущую роль в работе комиссии играл Н. В. Медем. Программы были составлены, объем требуемых поэтапно и в целом от выпускника училища сведений по главному предмету определен.
Преподавание артиллерии в юнкерских классах было распределено следующим образом: начинать обучение предмету в 3‑м юнкерском классе кратким общим курсом (введение в специальность); во 2‑м и 1‑м юнкерских классах излагать литературу и основы устройства материальной части отечественной артиллерии, внутренней баллистики, употребление выстрелов и снарядов, выбор для батареи позиции с учетом местности и удобств стрельбы, а также изучение лабораторного раздела артиллерии; в офицерских классах: младшем – теорию действия пороха, обоснование конструкции орудий и лафетов, материаловедение (металл и дерево), составление и употребление таблиц стрельбы, подъемные артиллерийские машины, употребление артиллерии в поле, при осаде и обороне крепостей; старшем – историю артиллерии, описание иностранных артиллерийских орудий. Кроме того, в старшем офицерском классе положено было упражнять учащихся в сочинениях на артиллерийские темы, которые читались на выпускных экзаменах («дипломные работы»), а лучшие из них печатались затем в «Артиллерийском журнале». Для реализации наработок требовался достойный преподаватель. Им стал Егор Христианович фон Вессель, по праву считающийся основателем артиллерийской научной школы в России. Столоначальник департамента Главного управления духовных дел иностранных исповеданий титулярный советник Е. Х. Вессель, приглашенный в армию и служивший поручиком в 15‑й артиллерийской бригаде, в декабре 1827 г. производится в штабс-капитаны и переводится в Артиллерийское училище преподавателем артиллерии.
Интересно, как этот шаг прокомментировал будущий начальник училища Розен: «Чтобы одним разительным примером доказать, как мало в то время были разлиты между офицерами основательные теоретические познания, должен вспомнить, что, когда в начале учреждения училища надо было поискать хорошего учителя артиллерии, то после многих попыток и, приискав, так сказать, всю артиллерию, принуждены были избрать для сей кафедры чиновника Министерства Внутренних дел, служившего когда-то в артиллерии. Конечно, сей чиновник вполне оправдал выбор и поныне остался одним из достойнейших представителей ученых-артиллеристов». С первых занятий преподавание осуществлялось на высоком уровне, и с каждым годом оно совершенствовалось. Через два года Е. Х. Вессель представил первый отечественный учебник по артиллерии (для младшего офицерского состава), еще через год – второй (для юнкерских классов). Учебники были изданы, и по ним десятилетиями учились российские артиллеристы.
Блестящие результаты в деле преподавания артиллерии, показанные Е. Х. Весселем в столь короткое время, объясняются тем, что вместе с обширными общими и специальными знаниями, достигнутыми образованием и, главным образом, самостоятельно, он обладал искусством преподавать с замечательной основательностью, ясностью и математической точностью. Он умел отчетливо, но сжато представить явление, процесс, закономерность, сделать необходимые обобщения и выводы. Непосредственными учениками и репетиторами у Весселя были прапорщики гвардейской артиллерии А. А. Баранцов (будущий товарищ генерал-фельдцейхмейстера, т.е. заместитель его) и О. П. Резвой (будущий председатель Главного Военно-ученого комитета и председатель Кодификационного (Законодательного) отдела Военного Министерства). Е. Х. Вессель положил начало и изучению в офицерских классах металловедения. В своем учебнике по артиллерии, выпущенном в 1830 г., он посвятил металлам целую главу. Е. Х. Весселю принадлежит заслуга правильной постановки обучения в училище и артиллерийскому черчению. Этому способствовало, в первую очередь, оставление репетитором выпускника 3-го выпуска В. К. Клодта (Клодта 1-го), имевшего к черчению особенную склонность и большое дарование и отдавшего предмету более сорока лет своей педагогической деятельности. В последующем (с 1834 г.) он же ввел преподавание начертательной геометрии, курс которой кроме общей теории, заключал еще применение ее к линейной и воздушной перспективе, теории теней.
По словам одного из видных организаторов учебного процесса и педагогов академии А. С. Платова: «Вессель был не только первым и лучшим профессором артиллерии своего времени, но остается и до сих пор (1870 г.) первым между всеми, которые занимали впоследствии эту кафедру». Строевая часть артиллерии (огневая служба) осваивалась, главным образом, в лагере (который с 1823 по 1826 гг. был в Волковом поле, с 1826 по 1829 гг. – в Красном Селе, а потом в Петергофе). В 1831 г. было положено начало упражнениям обучающихся офицеров в практической стрельбе из полевых, осадных и крепостных орудий. Большинство стрельб выполнялось силами училищного конного четырехорудийного дивизиона, укомплектованного юнкерами. Через год дивизион был уже восьмиорудийного состава. Большую пользу при изучении строевой службы приносило также участие в маневрах. Обучающиеся офицеры командовали поочередно орудиями, занимались вычислением данных для навесной и рикошетной стрельб, глазомерной съемкой, вели журналы стрельб. Кроме того, они назначались в наблюдательную и охранную цепи, участвовали в саперных работах, перевозках больших орудий, наблюдали за производством артиллерийских лабораторных работ, сами обвешивали заряды, калибровали снаряды. В 1832 г. в старшем офицерском классе было введено преподавание прикладной механики, как предмета, совершенно необходимого для ученого артиллериста.
В программу предмета входили: гидравлика, двигатели, передаточные и исполнительные механизмы, краткие сведения о зарождавшемся железнодорожном транспорте. С первых же лет преподавания этого предмета (профессор Павел Петрович Мельников) теоретические знания логически увязывались с практическими занятиями офицеров, командируемых для самостоятельной работы в технические заведения (артиллерийское производство, горные заводы). Отчеты офицеров по производственной практике были впоследствии напечатаны на казенный счет и составили два тома книги, называвшейся «Записки офицеров, командированных в 1833 и 1834 годах в технические заведения». Они были единственными и весьма основательными описаниями заводского дела в России. В 1835 г. в Артиллерийском училище появляются зародыши будущей кафедральной структуры ввуза. В штат его вводится категория старшего наставника по учебным предметам. На эту должность первыми назначаются: по артиллерии – инспектор классов полковник Е. Х. Вессель, по высшей математике, прикладной механике и начертательной геометрии – профессор В. А. Анкудович, по элементарной математике – А. С. Киндерев, по истории, географии и статистике – профессор И. П. Шульгин, по русскому языку – профессор А. В. Никитенко.
В последующем профессор В. А. Анкудович посвятил всю свою научную и педагогическую деятельность исключительно математической разработке вопросов баллистики, которую он преподавал в училище до 1855 г., составив ее первый систематический и полный курс.
По мере развития училища число молодых людей, желавших поступить в него, все более и более увеличивалось. Поэтому с 1832 г. стали принимать лишь сдавших строгий экзамен. При таком повышенном цензе для приема уже не было необходимости иметь подготовительные классы. Вследствие этого курс предметов каждого высшего класса, как предлагал Н. В. Медем, можно было переместить в предшествующий низший класс, чистую теорию военно-специальных предметов сосредоточить в младшем офицерском (теоретическом) классе, старший офицерский класс посвятить исключительно практическому освоению теоретических знаний, приобретенных в предшествовавшие учебные годы. С этой целью уже с 1833 г. по окончании занятий в училище лучших офицеров старшего офицерского класса стали прикомандировывать для стажировки к частям гвардейской артиллерии. По истечении назначенного времени (3–6 месяцев) их испытывали в усвоении строевой службы, а затем прикомандировывали в технические артиллерийские заведения и на горные заводы на срок от 6 месяцев до года. По окончании этой командировки каждый офицер должен был представить подробный отчет о своих занятиях и описание заводов и технологических процессов, изученных на практике.
«Передвижку классов» осуществили в 1833–1839 гг. По завершении общей реформы организации учебного процесса в училище усилили внимание к усовершенствованию преподавания отдельных дисциплин. Большое внимание уделялось строевой выучке юнкеров. Наряду с обязательными занятиями на плацу этой цели служила и организация повседневной жизнедеятельности училища. Всему офицерскому составу, в том числе и слушателям, было вменено в обязанность требовать постоянно от юнкеров «правильную твердую стойку и вообще выправку, припоминая им, сколь возможно чаще, правила того и другого. К моменту создания Артиллерийского училища в российской армии не было системы физической подготовки. Военнослужащие совершенствовали свои физические качества в процессе строевого обучения, включавшего строевую подготовку, обучение владению холодным оружием, преодоление естественных и искусственных препятствий, маршевую подготовку и верховую езду. Такое положение нашло отражение и в организации занятий по физической подготовке юнкеров во вновь созданном училище. По средам и субботам вместо послеобеденной лекции предусматривались занятия фехтованием и верховой ездой в сочетании с рядом упражнений, способствующих общему физическому развитию обучаемых. С 1839 г. вводятся занятия по гимнастике.
Приказом начальника МАУ от 18 сентября 1850 г. были введены занятия танцами: «… предписываю поручить поручику Визлеру постоянный надзор за классами танцевания, коему иметь списки по классам с отметкой успехов каждого из воспитанников. Занятия танцами рассматривать как одно из средств физического воспитания, способствующее выработке хорошей осанки и координации движения». В училище уделялось большое внимание богословскому исповеданию. Курсы лекций были рассчитаны на «восприятие углубленного богословского видения человека с непременным охватом вопросов области нравственности». С 1821 до 1843 гг., т.е. в течение 22 лет, законоучителем в училище состоял протоиерей А.И.Малов. Он был одним из наиболее замечательных проповедников своего времени по уму, образованию, дару слова и умению учитывать уровень развития своих слушателей. Преподавание его состояло не только в изложении догмата религии, но и в укреплении в слушателях нравственных принципов православия; лекции его имели характер бесед и привлекали даже иноверцев. С целью достижения более эффективных результатов учебного процесса кроме научно-педагогических усовершенствований осуществлялись меры административного характера. Важнейшими из них были следующие. Вместо существовавших почти с основания училища двух «третных» экзаменов был установлен лишь один – полугодовой.
Годовые экзамены были разделены на две категории: «домашние» и публичные. Последние проводились в офицерских классах и в 1‑м юнкерском. Допускались к публичному экзамену не все воспитанники, а только лучшие – по назначению конференции училища после обсуждения результатов «домашних» экзаменов; недопущение к публичному экзамену было наказанием за неуспехи. На каждый экзамен отводилось два дня и на каждый день – несколько предметов. Они проводились в конференц-зале в присутствии приглашенных государственных сановников, генералов, ученых. Публичные экзамены (прототип государственных экзаменов ХХ века) приносили училищу большую пользу, так как помогали выявить слабые стороны учебного процесса, его методического и организационного обеспечения. С 1838 г. годовые экзамены стали проводить перед выступлением в лагерь, а на действительную службу выпускать воспитанников по завершении в лагерях их практического образования.
При основании училища была принята для всех предметов 12-балльная система оценки знаний. В последующем делались попытки вводить дифференцированную в зависимости от важности учебной дисциплины оценку. Генерал-адъютантом И. О. Сухозанетом была установлена 50-балльная оценка, опять единая для всех предметов, но с условием, что одинаковые баллы за один экзамен ставить не более чем двум воспитанникам. (Это формальное требование нередко порой и в ущерб справедливости стесняло свободу преподавателя в постановке баллов). Первоначальным положением об училище не были установлены правила о переводе офицеров, получивших образование в младшем или старшем классах. Они были утверждены лишь в 1834 г. Для поощрения лучших воспитанников в конференц-зале училища в 1827 г. были поставлены почетные светло-серые мраморные доски, на которые заносились имена достойнейших из окончивших старший офицерский класс. Баллы за поведение и прилежание выставлялись офицерами, заведовавшими офицерскими классами. Должность заведующего классами была утверждена в 1834 г. Офицер, назначенный на эту должность, считался прямым начальником обучающихся офицеров. Он обязан был присутствовать по очереди с другими заведующими на всех лекциях в младшем классе, а в случае надобности – и в старшем, наблюдая за занятиями и степенью внимания слушателей, а также и за внешним порядком преподавания. Как известно, качество обучения во многом зависит от наличия и качества учебных пособий. Забота об их усовершенствовании стала одной из традиций ввуза. В рассматриваемый период библиотека и музей училища, открытые еще в апреле 1821 г., обогащались, в основном, за счет пожертвований. Многие старинные артиллерийские сочинения были подарены М. П. Романовым, завещаны полковником Демидовым, переданы библиотекой Варшавского арсенала. Пополнение библиотеки осуществлялось и за счет собственных учебных пособий, которые стали печатать в литографии училища, открытой в 1835 г. Каталог библиотеки в 1845 г. включал уже 1476 наименований по артиллерии (18%), общенаучным дисциплинам (17%), военной и общей истории (15%), словесности (15%), тактике и стратегии (9%), фортификации (4%), богословию, философии и мифологии (4%), правоведению и политическим наукам (3%), другим предметам образования офицеров.
Ежегодно на приобретение учебных пособий продолжали ассигновать 9000 рублей. Из Парижа были выписаны модели французской артиллерии, коллекции моделей прочих иностранных артиллерий, модели доменной и самодувной печей, сверлильного и цапфельного станков, а наши оружейные заводы поставили коллекцию ружей. В заботах о научной постановке учебного процесса не были забыты вопросы воспитания защитников Отечества. Среди воспитанников училища этого периода было немало достойных защитников Отечества. Например, первые командиры-ракетчики: капитан Внуков 17.11.1826 г. принял под командование паромную батарейную 4‑ю роту 2‑й артиллерийской бригады – первое ракетное подразделение; его сменил выпускник 1828 г. поручик лейб-гвардии 1‑й артиллерийской бригады Ковалевский. Через четверть века генерал-лейтенант П. П. Ковалевский при штурме турецкой крепости Карс с блокированным там 33-тысячным гарнизоном, был ранен пулей в руку с потерей трех пальцев, не покинул поле боя, продолжая вести войска вперед, был вторично, уже смертельно ранен. Его имя было высечено не только на светло-серой мраморной доске конференц-зала, но и на черной доске в церкви училища, как геройски погибшего за Веру, Царя и Отечество.
В эти годы получил большую практическую направленность один из предметов, служащих основанием для технического образования – химия. Из-за отсутствия соответствующей лабораторной базы профессор МедикоХирургической академии Д. С. Нечаев вынужден был ограничиваться преподаванием, замечательным по ясности и изяществу изложения, теоретических основ предмета. Для подготовки выпускников к самостоятельному производству химических исследований, вызываемых потребностями артиллерийской службы, по решению Генерал-фельдцейхмейстера была выстроена и в августе 1837 г. введена в действие химическая лаборатория. Для преподавания химии был приглашен (1838 г.) новый профессор, академик Герман Иванович Гесс, один из лучших химиков России, автор учебника «Основания чистой химии». Выдающийся ученый-практик, открывший основной закон термохимии, преподавал артиллеристам десять лет. Лаборантом и помощником преподавателя был назначен выпускник училища штабс-капитан А. А. Фадеев. С назначением Г. И. Гесса и А. А. Фадеева училище, а в последующем и академия уже более не нуждались в преподавателях химии из посторонних ведомств и учебных заведений. Начиная с А. А. Фадеева и до настоящего времени все преподаватели химии, за редким исключением, свои воспитанники. По всем вопросам, требовавшим артиллерийских химических исследований, органы управления артиллерией долгие годы обращались только в училище (академию), химическая лаборатория которого стала центральной лабораторией артиллерийского ведомства. В 1839 г. зародилось новое, важное для артиллеристов, научно-учебное направление. Для выпускного класса был введен новый предмет «Теория повозок и лафетов».
Большой вклад в его становление внес Р. Б. Шиц. В программу артиллерии этого же класса были включены темы по теоретическому и практическому изучению ракет, в частности: «подробный осмотр ракетного заведения и изготовления ракет, ознакомление с действием их на Волковом Поле. После работ офицеры должны представлять подробные журналы и описания». В это же время были сделаны попытки ввода преподавания ряда смежных по отношению к основной направленности подготовки артиллеристов дисциплин. С 1837 г. в младшем офицерском классе временно (до 1850 г.) преподавали архитектуру с целью ознакомления офицеров с правилами ремонта и содержания зданий. В 1839 г. в старшем офицерском классе было введено преподавание гиппиатрики. Слушателям сообщались сведения о лошади, как об одном из объектов артиллерийского хозяйства, некоторые ветеринарные вопросы. В 1845 г. российская армия отмечала 25-летний юбилей со дня основания Артиллерийского училища.
К этой дате училище дало отечественной артиллерии за 23 выпуска 556 офицеров, из которых в строю было 2 полевых генерала, 13 гвардейских и 27 полевых штабс-офицеров, 66 гвардейских и 215 полевых обер-офицеров. За прошедшие четверть века были созданы и день ото дня крепли педагогические школы. Вслед за химией основное внимание было обращено на усовершенствование преподавания других общенаучных предметов. Прежде всего было произведено полное обновление курсов математики итеоретической механики. Заслуга вэтом принадлежит академику Михаилу Васильевичу Остроградскому, приглашенному в преподаватели в 1841 г. Наряду с обширными математическими познаниями М. В. Остроградский обладал способностью излагать материал в строгой последовательности и точности с особым изяществом, простотой и наглядностью. Он обращал главное внимание не на подробности и частные выводы, а на группировку отдельных истин и их правильное освещение и возможно полное обобщение. Ему, к сожалению, всегда не хватало отведенного учебными планами времени.
Исходя из способностей отлично успевающих слушателей, он постоянно расширял программу, не любил, когда отстающие просили дополнительных пояснений, был нередко несправедлив в оценке знаний. Успехи его учеников, имевших, как правило, средние способности и недостаточные исходные (по программам низших юнкерских классов) знания, были невысокие. Но зато М. В. Остроградский подготовил целую плеяду таких артиллеристов, которые впоследствии, опираясь на полученные фундаментальные математические знания, разработали самостоятельные, глубоко научные специальные учебные дисциплины. Уже в ближайшие пять лет ученики М. В. Остроградского под его непосредственным руководством переработали все программы математических предметов, преподаваемых в юнкерских классах.
Еще одна наука постоянно требовала улучшения в её преподавании – физика. Элементарно, без глубокого анализа, ее изучали, в основном, в 1 и 2 юнкерских классах в объеме гимназического курса. Для повторения пройденного и практических упражнений (решение физических задач) в младшем офицерском классе было предусмотрено 30 часов. Всего этого было явно недостаточно для обеспечения высшего образования артиллеристов. Для повышения эффективности преподавания физики в 1848 г. пригласили академика Эмилия Христиановича Ленца. С этого времени преподавание физики в училище было поднято до университетского уровня. Вмладшем офицерском классе, например, читались дополнительные к гимназическому курсу лекции по электростатике, магнетизму и электродинамике, а в старшем – по теплоте и физической географии. Э. Х. Ленц первым из преподавателей физики училища начал применять высшую математику при выводе физических законов, при этом излагал свой предмет доходчиво и основательно. В качестве своего репетитора (помощника преподавателя) и преподавателя в юнкерских классах Э. Х. Ленц избрал выпускника 1849 г. А. В. Гадолина, достигшего впоследствии мировой известности. Таковы были усовершенствования конца сороковых годов ХХ века в преподавании главнейших наук.
Что касается артиллерии, то было завершено четкое разделение программ: полный элементарный курс, отвечавший требованиям строевой службы, изучался в юнкерских классах; технические вопросы, а также история артиллерии и развитие ее в иностранных армиях изучались в офицерских классах. Преподавание артиллерии в офицерских классах после ухода в 1840 г. Е. Х. Весселя было поручено О. П. Резвому, в юнкерских классах с 1837 г. преподавал А. С. Платов. В последующем оба возглавляли высшее артиллерийское учебное заведение. В 1836 г. профессором В. А. Анкудовичем был написан первый на русском языке систематический курс внешней баллистики под названием «Теория баллистики, содержащая приложение математического анализа к определению различных обстоятельств, сопровождающих движение тяжелых тел, брошенных с какой-нибудь силой». Дальнейшему развитию учебной дисциплины способствовало зарождение экспериментальной баллистики. Начало положил К. И. Константинов, изготовивший электро-баллистический прибор для измерения скорости снаряда (1844 г.). Он же в 1847 г. создает первый в мире стенд для испытаний реактивных двигателей также на основе баллистического маятника. Баллистические задачи до введения вращающихся продолговатых снарядов решались без учета сопротивления воздуха. Кроме того, внедрение нарезного огнестрельного оружия поставило ряд дополнительных вопросов, связанных с движением снаряда около центра масс. Требовалось определить рекомендации по выбору относительной длины снаряда и крутизны нарезов орудия, разработать методику составления таблиц стрельбы, обеспечивающих допустимую точность стрельбы при возросших дальностях стрельбы. Ученые артиллерийского ввуза заняли ведущие позиции в решении этих задач. Несмотря на ряд сложностей (частая смена начальников училища, ломка учебного процесса по прихоти главнокомандующих, недостаток учебных пособий и нужных лабораторий), ко дню своего 25-летия училище становится наравне со многими военными школами Европы. До 1845 г. было сделано 23 выпуска (556 человек). Многие из воспитанников училища стали преподавателями в военно-учебных заведениях. Многие издали учебники или перевели с иностранного нужные пособия (полковник Носов перевел «Начальные основания физики» Бе-дана, «О порохе» Тимерганса; поручик Н. А. Безак и капитан Е. П. Коростовцев перевели «Описание французской и английской артиллерии» Якоби и т.д.). В 1845 г. начальником училища Розеном был поднят вопрос о преобразовании училища в академию и о ликвидации старших юнкерских классов, но царским правительством проведение в жизнь этого проекта было задержано (не последнюю роль при этом сыграла революция 1848 г.). В связи с открытием (1848 г.) в кадетских корпусах третьих специальных классов появилась необходимость уточнить законоположения обо всей структуре российского военного образования, согласовать учебные программы трех ведомств: военно-учебных заведений, артиллерийского и инженерного. Для упрощения решения этой задачи было решено (30 сентября 1849 г.) присоединить военно-специальные училища к ведомству военно-учебных заведений, возглавляемому Наследником Цесаревичем Александром Николаевичем.
В то время как для кадетских корпусов (учебных заведений 2-го класса) такое объединение было полезно, для военно-специальных училищ (учебные заведения 1-го класса) – вредно. Во-первых, разрывалась живая, тесная связь со своими ведомствами, во‑вторых, организацию учебного процесса в ведущих ввузах подгоняли под один ранжир с другими, менее значительными учебными заведениями. Начальник штаба ведомства вузов Яков Иванович Ростовцев (кстати, руководивший деятельностью училища более десяти лет) разработал для военно-специальных учебных заведений особое положение. В нем предусматривалось сохранение до некоторой степени непосредственной связи их с соответствующими (артиллерийским и инженерным) ведомствами. Но в целом интересы артиллерии этим объединением приносились в жертву выгодам общего военного образования. Офицерские классы Артиллерийского училища стали рассматривать отчасти как педагогический институт для военных учебных заведений, отчасти как военный университет для офицеров различных родов войск.
Офицерские классы училища все больше и больше комплектовались воспитанниками кадетских корпусов, так что последние вскоре стали преобладать по числу над коренными воспитанниками училища. Кончив полный курс училища, эти офицеры шли на службу в части, выбранные ими еще при выпуске из корпусов, или же поступали репетиторами в военно-учебные заведения. О выпуске на службу в технические артиллерийские заведения вовсе не заботились. Не будучи сам артиллеристом, Я. И. Ростовцев не брал на себя решение вопросов организации и содержания специального образования, а доверял известным в артиллерийских кругах генералам и офицерам училища. В первые годы подчинения училища Я. И. Ростовцеву начальником ввуза оставался И. Ф. Розен, а инспектором классов – генерал-майор О. П. Резвой. К 1853 г. последний был назначен начальником училища, а должность инспектора занял полковник Р. Б. Шиц. Им предоставлялась большая самостоятельность. В рассматриваемый период в административно-учебной части было внесено множество изменений. В 1852–1853 гг. вместо прежней, весьма неудобной 50-балльной системы оценки знаний обучаемых, была введена 12-балльная, переработаны правила приема в училище воспитанников, их перевода в высшие классы и выпуска на действительную службу. В училище предписывалось принимать исключительно детей потомственных дворян в возрасте от 14 до 18 лет, совершенно здоровых и имеющих познания, соответствующие их возрасту. Право на поступление определялось исходя из числа вакансий, на конкурсной, по результатам вступительного экзамена, основе.
При равенстве баллов экзаменационная комиссия производила кандидатам в присутствии их родителей и покровителей баллотирование. Всего полагалось иметь штатных, состоящих на казенном содержании, юнкеров и портупей-юнкеров – 148 и 28 «своекоштных», сверхштатных, вносивших в год на содержание по 300 рублей и единовременный взнос на обзаведение по 50 руб. Юнкера 2–5 классов при переводе в высшие классы делились на основании годового экзамена на два разряда. К первому (высшему) относились получившие по всем предметам преподавания средний балл не менее 7 и не имевшие ни по одному предмету оценки менее 6 баллов. Юнкера второго разряда либо оставлялись на второй год, либо исключались из училища (все, кто уже когда-то был второгодником). Портупей-юнкера, юнкера и фейерверкеры 1-го юнкерского класса на основании годового экзамена делились на четыре разряда. Чтобы быть отнесенным к первому (высшему разряду) необходимо было иметь: а) средний балл не менее 8; б) по поведению, Закону Божьему, русскому языку, артиллерии, высшей и элементарной математике, физике (даже пройденных в предыдущих классах) – не менее 9 баллов; в) не менее 7 баллов по всем остальным предметам. Учащиеся, показавшие успеваемость по первому разряду, производились в прапорщики полевой артиллерии и переводились в младший офицерский класс МАУ. Второразрядники производились в прапорщики полевой артиллерии и отправлялись на действительную службу. По усмотрению командования и собственному желанию воспитанника вместо производства в офицеры второразрядники могли быть оставлены в 1‑м юнкерском классе на второй год. Третьеразрядники оставлялись на второй год. Принадлежащие к четвертому (низшему) разряду переводились в пешие артиллерийские бригады юнкерами и фейерверкерами с назначением служить не менее двух лет до производства (по экзамену и решению командования) в офицеры.
В 1853 г. были введены «Правила для определения преподавателей в Михайловское Артиллерийское училище». В этих правилах особое внимание было уделено специальным наукам, а именно, артиллерии, баллистике, прикладной механике и начертательной геометрии с их приложениями (по другим предметам преподаватели определялись на общих для других учебных заведений основаниях). Преподаватели и репетиторы перечисленных выше специальных наук должны были избираться Конференцией. При этом репетиторы избирались без особого испытания, преимущественно из выпускников МАУ по первому разряду. Преподаватели выбирались из числа репетиторов, прослуживших в этом звании не менее года и выдержавших в Конференции особое испытание на звание учителя третьего рода согласно правилам, установленным для всех военно-учебных заведений. Из числа преподавателей Конференцией избираются профессора и адъюнкт-профессора (первоначально: по артиллерии – профессор и два адъюнкт-профессора; по баллистике и практической механике – по одному профессору и одному адъюнкт-профессору). Преимущество в производстве в адъюнкт-профессора отдавалось лицам, имеющим отличные познания как в главных, так и во вспомогательных (как правило, в математике) предметах, опытным в деле преподавания.
Претендент готовил и делал перед Конференцией два доклада на утвержденные ранее темы. Для назначения профессором претенденту необходимо было защитить в полном собрании Конференции диссертацию на заданную тему. При выборе претендентов предпочтение отдавалось адъюнкт-профессорам, преподающим в МАУ не менее трех лет всю представляемую науку или главные ее части. В том случае, когда избираемый в профессора уже написал оригинальное сочинение по своей специальности, Конференция могла освободить его от защиты диссертации. Первыми профессорами МАУ были избраны полковник А. С. Платов – по артиллерии, статский советник В. А. Анкудович – по баллистике и полковник Р. Б. Шиц – по практической механике; первыми адъюнкт-профессорами: штабс-капитан гв. артиллерии Н. Ф. Эгерштром – по артиллерии и поручик гв. конной артиллерии С. Г. Иоганни – по баллистике. По части чисто учебной в первой половине пятидесятых годов произошли лишь некоторые частные перемены. Из наиболее существенных для подготовки артиллерийских офицерских кадров следует отметить введение в 1850 г. в качестве учебной дисциплины военной истории (преподаватель П. С. Лебедев), а также нового вида практических занятий – самостоятельной разработки офицерами старшего класса отдельных тем и вопросов по специальным (артиллерия, баллистика, фортификация) и вспомогательным наукам (физика, химия, начертательная геометрия) с составлением сочинений, защищаемых в общем собрании Конференции. В младших офицерских классах эти работы представляли собою лишь извлечения из иностранных сочинений. Преподавательский состав пополнялся в основном за счет выпускников академии. В эти годы преподавателями стали: по химии – А. Н. Шишков (оставлен репетитором в 1850 г.), по физике – А. В. Гадолин (1849 г.), по теории лафетов и повозок – С. Г. Иоганни (1849 г.), по артиллерии – Н. Ф. Эгерштром (1850 г.), по математике и механике – А. М. Беляев (1852 г.), по математике и фортификации – Н. Л. Чебышев (1852 г.), по черчению и начертательной геометрии – Н. К. Клодт (1855 г.)
Введенные при И. А. Долгорукове командировки офицеров учебного персонала училища за границу все больше стали преследовать цели не столько учебные, сколько научно-технические. Ряд воспитанников издал свои труды или сделал изобретения, обратившие внимание ученых в Европе, увидевших появление в России нового научного центра артиллерийской мысли. Так, полковник Фадеев подготовил «Описание исследований, произведенных над сообщением пороху свойства медленного горения». Труд был напечатан в «Артиллерийском журнале» и в отчете Парижской академии наук, прочитанном на заседании академии ее секретарем Араго.
Следует отметить, что увеличивается и непосредственное участие преподавательского состава в проектировании и производстве артиллерийских систем. Так, например, С. Г. Иоганни (талантливейший артиллерийский инженер, рано из-за туберкулеза ушедший из жизни) по совместительству был назначен заведующим литейной мастерской Петербургского арсенала, Э. П. Вестермарк (преподаватель по артиллерии) – заведующим образцовыми мастерскими этого же арсенала; А. В. Гадолин возглавил Техническую артиллерийскую школу. Подпоручик Н. Карташевский создал прибор для проверки правильного положения прицельной линии, принятый в полевой артиллерии, штабс-капитан К. И. Константинов в ракетном заведении установил влияние формы и конструкции ракеты на ее баллистические свойства, заложив научные основы расчета и проектирования ракет. Работы преподавателей училища обратили на себя особое внимание европейских ученых, уже признавших появление в России нового научного центра. При введении в российскую артиллерию утяжеленных полупудовых единорогов и облегченных 12-фунтовых пушек преподаватели училища представили свои проекты этих орудий.
При составлении изданного в 1853 г. руководства артиллерийской службы принимали участие А. С. Платов, А. В. Гадолин, С. Г. Иоганни. В училище заботились и о строевом образовании своих воспитанников. В учебные планы были включены воинские уставы: строевой пехотный и гарнизонный. В 1854 г. по случаю военного времени преподаватели училища, а в 1855 г. и все обучавшиеся в нем офицеры, вместо технических заведений были командированы на летнее время на Невские батареи, в Кронштадт, Свеаборг, Выборг и Нарву. Они направлялись для несения службы по вооружению укреплений и командованию ими, причем везде своей деятельностью заслужили весьма лестные отзывы. Крымская война 1853–1856 гг. выявила слабости крепостной России. Необходимы были социальные реформы. Представители армии во всем этом играли ведущие роли. Я. И. Ростовцев был призван к участию в работах комиссии по освобождению крестьян, в которой стал одним из главных деятелей. Большие недостатки состояния военного дела требовали пересмотра многих положений военного искусства, проведения революционных преобразований в теории и практике артиллерии. Преподаватели и воспитанники высшего артиллерийского учебного заведения внесли решающий вклад в ускоренное развитие артиллерийского, стрелкового и минного оружия, кардинального повышения эффективности огневого обеспечения боевых действий. Этому способствовало введение в образование артиллеристов академической структуры.
Два столетия в строю. Военно-исторический труд к 200-летию в прошлом артиллерийской, ныне ракетной орденов Ленина, Октябрьской Революции и Суворова академии имени Петра Великого: в 2 т. Том 1. Академия в составе вооружённых сил Российской империи и Советского Союза (1820–1990) / авт.-сост. В. И. Углов. – Москва, «Перо», 2018. – 790 с.
Другие новости и статьи
« Ракетные войска стратегического назначения России - оплот мира
Министр обороны России проинспектировал войска в зоне спецоперации »
Запись создана: Суббота, 17 Декабрь 2022 в 10:06 и находится в рубриках Начало XIX века, Николаевская армия, После Крымской войны, Тыл: образование и наука.
метки: история, военное образование, образование
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика