16 Февраль 2023

Актуальные вопросы и типичные ошибки при расчете начальной (максимальной) цены контракта

oboznik.ru - Актуальные вопросы и типичные ошибки при расчете начальной (максимальной) цены контракта

#контракт#закупки#финансы#наука#управление#экономика

Actual issues and typical mistakes in calculating the initial (maximum) contract price

Хайновский Сергей Евгеньевич,

преподаватель кафедры финансового обеспечения Вооруженных сил. Военный университет Министерства обороны Российской Федерации. РФ, г. Москва
e-mail: hajnovskij@gmail.com

Кастыро Максим Анатольевич,

курсант 4 курса финансово-экономического факультета. Военный университет Министерства обороны Российской Федерации. РФ, г. Москва.
e-mail: mailto:maxim.kastyro@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы и ошибки, возникающие в процессе функционирования системы государственных закупок при расчёте начальной (максимальной) цены контракта.

Ключевые слова: государственный контракт, начальная (максимальная) цена контракта, контрактная система.

Khainovsky Sergey E.,

lecturer of the Department of Financial Support of the Armed Forces. Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation. Russian Federation, Moscow
e-mail: mailto:hajnovskij@gmail.com

Castro Maksim A.,

4th year cadet of the Faculty of Finance and Economics. Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation. Russian Federation, Moscow.
e-mail: mailto:maxim.kastyro@yandex.ru

Abstract. The article discusses the issues and mistakes that arise in the process of functioning of the system of government contracts when calculating the initial (maximum) contract price.

Keywords: statecontract, initial (maximum) contract price, contract system

В современной Российской Федерации функционирует контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд государственных и муниципальных органов.

На текущем этапе её развития помимо решения задач и функций, связанных с сектором государственного и муниципального управления, контрактная система выступает важнейшим элементом функционирования внутренней экономики. Это объясняется тем, что средства, выделяемые государством на закупки, так или иначе доходят до организаций и граждан, которые заняты продажей товаров, осуществлении работ и оказанием услуг, необходимых для государственных и муниципальных органов.

Нормативно-правовыми актами, регулирующими контрактную систему, выступают:

1. Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05.04.2013 N 44-ФЗ
2. Приказ Министерства экономического развития РФ “Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)” от 2 октября 2013 г. N 567
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации «от 18 сентября 2017 г. № 1995-р «Об источниках информации для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на поставку технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных федеральным перечнем, утв. распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р» от 18 сентября 2017 г. № 1995-р.
4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования» от 5 июня 2015 г. № 555 и многие другие документы.

Важно отметить, что первоочередной задачей контрактной системы является конкретно обеспечение нужд государственных и муниципальных органов. В связи с этим возникает вопрос об её эффективности. Со стороны непосредственно органа власти или муниципального органа, эффективность системы оценивается выполнением конкретных мероприятий по поставке товаров, выполнении работ или оказании услуг. С другой стороны, оценить эффективность государственных закупок можно как конкретный результат, но достижение которого осуществилось при минимальных затратах. Чем ниже будут затраты при конкретном результате, тем выше эффективность произведённых закупок. В данном случае свой вклад вносят такие элементы, как расчёт начальной (максимальной) цены контракта и её обоснование.

Закупку каждого вида товаров, работ или услуг, необходимых для функционирования аппарата государственной власти, необходимо обосновывать.

Иначе говоря, подтверждать её необходимость. Данная процедура имеет конкретные этапы и определённый руководящими документами порядок. Условно их можно разделить на две группы - требования к поставщикам и к заказчикам. Заказчик выступает как субъект, чью потребность необходимо удовлетворить.[3]

Множество различных факторов оказывают влияние на функционирование системы государственных закупок. Одним из таких факторов является формирование начальной максимальной цены контракта. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ установлена обязанность рассчитывать и обосновывать начальные (максимальные) цены контрактов, а также осуществлять данные действия при заключении контрактов с единственным поставщиком.

Приказом Министерства экономического развития РФ № 567 определяются рекомендательные действия перед определением начальной (максимальной) цены контракта, которые можно отнести к действиям, обосновывающим необходимость осуществления той или иной закупки:

1. Определение потребности в конкретном товаре, услуге или выполнении работ;
2. Установление к ним требований, определение условия поставки;
3. Проведение исследования рынка с помощью изучения источников информации, находящихся в открытом доступе;
4. Описание объекта предстоящей закупки в соответствии с установленными требованиями;
5. Проверка наличия нормативных правовых актов органов исполнительной власти, локальных нормативных актов и актов правительства, прямым или косвенным образом регулирующих и предъявляющих требования к принимаемым к закупке товарам, работам или услугам;
6. Определение применимого метода определения начальной (максимальной) цены контракта, либо нескольких методов;
7. Проведение процедуры определения начальной цены контракта с учетом Рекомендаций;
8. Формирование обоснования начальной (максимальной) цены контракта.[2]

Ключевые правила, регулирующие данный вопрос, закреплены в ст. 22 Закона No 44-ФЗ, которая, в частности, предусматривает, что определение и обоснование цены осуществляется с помощью применения следующих методов:

1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2. Нормативныйее метод;
3. Тарифный метод;
4. Проектно-сметный метод;
5. Затратный метод.

В каждом из применяемых методов необходимо обосновывать расчёты. Основная цель обоснования – подтверждение правильности проведения процедуры расчета начальной (максимальной) цены контракта. Её достижение осуществляется посредством предоставления сведений, источников информации и методики расчёта соответствующей цены.

Иногда возникают случаи, когда вышеперечисленными методами осуществить расчёт и обоснование начальной (максимальной) цены контракта нет возможности. Так, ч. 12 ст. 22 Закона 44-ФЗ определяет, что возможно применение других методов с подробным обоснованием почему по-другому расчёт осуществить невозможно.

Также необходимо помнить, что в рамках реализации ч. 22 ст. 22 Закона No 44-ФЗ в отдельных сферах деятельности могут действовать специальные отраслевые порядки определения цен.

В связи с тем, что в соответствии с ч. 6 ст. 22 Закона 44-ФЗ приоритетным методом расчёта начальной (максимальной) цены контракта назван метод сопоставимых ( рыночных) цен, он чаще всего используется заказчиками.

В целях применения данного метода заказчику необходимо проанализировать информацию о ценах на такие же товары, работы или услуги. Информацию необходимо собирать из несколько источников, в зависимости от их доступности и ряда других факторов.

Так, Приказом Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. № 567 утверждены Методические рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта. В них сказано , что в целях получения достоверной ценовой информации рекомендуется:

- направить запросы о предоставлении информации поставщикам, имеющим опыт поставок таких товаров, работ, услуг, в количестве не менее пяти, информация о которых содержится в открытом доступе;
- разместить запросы о предоставлении ценовой информации в в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на официальном сайте в сети «Интернет»;
- проанализировать ценовую информацию в реестре заключённых контрактов, учитывая весь период их осуществления. Так, целесообразно рассматривать контракты, не подвергшиеся взысканиям, ненадлежащим исполнением.

Рассматривая метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), необходимо отметить важность рассмотрения коммерческих и финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Такими условиями могут выступать моменты перехода рисков, осуществление оплаты и поставки и ряд других факторов.

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В процессе обоснования цены методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчики зачастую совершают типичные ошибки, например:

1. Предложения, полученные заказчиком, поступают от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не осуществляющих поставки запрашиваемых товаров, работ, услуг. То есть информация поступила от предпринимателя или организации, не работающей в данной сфере. Например, для обоснования цены работ по текущему ремонту помещения использовалась информация от предпринимателя, оказывающего услуги по приготовлению пищи.
2. Использовалась информация о ценах из контрактов, которые не были исполнены либо были исполнены с нарушениями, либо использовалась информация о ценах, полученная из одного источника.
3. Определение цены было произведено с применением необоснованных в расчете начальной (максимальной) цены контракта коэффициентов.
4. Ценовая информация была собрана по усеченному описанию характеристик объекта закупки, что не позволяет установить рыночную стоимость планируемых к приобретению товаров, работ, услуг.
5. Использовалась информация о ценах товаров, работ, услуг без учета сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих или финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.[4]

Для повышения продуктивности контрактной системы госзакупок товаров, работ, услуг для государственных нужд проводятся конкретные мероприятия, такие как: установление методов определения начальной (максимальной) цены контракта, появление новых способов определения поставщиков, усовершенствована система планирования государственных заказов.

Система государственных закупок вступает отдельным элементом национальной экономики. Нормативно-правовое регулирование, работа над ошибками, профилактика нарушений и контрольные мероприятия выступают важнейшими ещё составными частями. В современных условиях, когда важность обеспечения нужд государства повышается, названные элементы являются одним из важнейших факторов функционирования всей системы государственных закупок.

Литература:

1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
2. Приказ Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. N 567 “Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)”
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации 18 сентября 2017 г. № 1995-р «Об источниках информации для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на поставку технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных федеральным перечнем, утв. распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р» от 18 сентября 2017 г. № 1995-р.
4. Пустовалова С. Распространённые нарушения правил обоснования НМЦК, выявляемые при проверках / Пустовалова С. // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. – 2022. – С. 51-52.

Другие новости и статьи

« Реализация программы капитального ремонта очистных сооружений в Московской обл.

Начало военного книгоиздания »

Запись создана: Четверг, 16 Февраль 2023 в 17:18 и находится в рубриках Новости, Управление тылом, Финансовое.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика