Дом и семья как фактор формирования личности подрастающего поколения в послевоенное время (на примере Сталинской области)
Введение. Дом является исходным социальным пространством, осваиваемым ребенком. В советский период основная задача государства ориентировалась на максимальное удовлетворение материальных благ и создании комфортных условий жизни «будущих строителей коммунизма». Однако первостепенное значение в формировании ребенка как личности играет постоянное его окружение в определенных социальноэкономических, политических, культурных обстоятельствах и условиях, а именно дом, семья и двор [1]. Основная часть. Считалось, что воспитание не могло быть осуществлено в отрыве от семьи и общественности.
Сталинский облОНО на протяжении 1943-1953 гг. уделял особенное внимание вопросу широкой пропаганды среди родителей идей коммунистического воспитания детей [2, Л. 45]. Вследствие этого родители часто посещали школу, поддерживали повседневные связи с учителями. Советская школы показала, что лучшими формами и средствами связи школы с семьёй являются организация проведения общей совместной работы по коммунистическому воспитанию детей – общешкольные и классные родительские собрания, консультации родителей в школе, специально отведенные для этого дни и часы, лекции и беседы для родителей на педагогические темы, посещение родителей на дому учителями, членами родительского комитета, активом родителей. Примером серьёзного отношения родителей к повседневной жизни подрастающего поколения была СШ №140 Будённовского района, г. Сталино.
Родители учеников этой школы проделали большую работу по ремонту школы: помогли администрации школы отремонтировать школьный дом, очистить его подвал от грязи, перестроить спортивный зал, озеленить школьную усадьбу, оборудовать спортивную площадку при школе и завести в школу уголь на год. Кроме помощи ученикам обувью и одеждой родительскими комитетами было организовано для учеников бесплатное питание [3, Л. 76]. Связь семей со школой осуществлялся учителями школ путем посещения учеников на дому, изучения условий их домашней жизни, вызывали родителей в школу, систематически заполняли дневники учеников, где каждая плохая оценка, полученная ребенком, доводилась до ведома их родителей, вследствие чего семья усиливала домашний контроль за детьми и успеваемость их повышалась [3, Л. 79]. Респондент Л.С. Можарова сравнивала свое воспоминание о детстве и семье с «солнечным, ярким днем». Она рассказывала, что ее семья была обычной рядовой рабочей советской семьей. Семья была полной, кроме того, у нее были старшие брат и сестра. Из-за того, что респондент не посещала детсад, ее развитием занимались соседские бабушки: «…они рассказывали сказки, читали, пели нам песенки какие-то детские. Что-то нам давали делать по дому, и таким образом мы им помогали.
То есть мы были все время при деле» [4]. Детский труд, как в селе, так и в городе, включал в себя воспитание младших братьев и сестер. Особенно ценно это было в сельской местности, когда родители постоянно находились вне дома. Дети выполняли функцию нянечек, несмотря на завершение войны. Во многом это было связано с недостатком в послевоенный период детских садов и ясель. Л.С. Можарова вспоминала, что пока ее родители были на работе или занимались какими-то делами, за ней часто смотрели ее старшая сестра Эля (была старше на 12 лет) и ее брат Александр (старше на 6 лет): «…и не дай Бог, если кто-то меня там обидел или что-то не так сказал…».
Кроме того, респондент рассказывала, что нормой для ее семьи было ежедневное чтение книжек по вечерам. Читали русские сказки, русскую классику, произведения французских писателей (например, роман Г. Мало «Без семьи» являлся настольной книгой, и отец, анализируя это произведение с детьми, акцентировал внимание на том, что несмотря на все трудности, главный герой смог вырасти достойным человеком) [4]. Во многих семьях возвращались с фронтов отцы, деды, братья, дяди, мужья. Слушая рассказы о страшных днях Великой Отечественной войны, у детей формировался образ героя – их родителей и родственников, воспитывался патриотизм, любовь к Родине и ненависть к немецкофашистским захватчикам. Лариса Станиславовна вспоминала, что ее отец, который прошел войну, рассказывал ей, ее двоюродным братьям и сестрам о странах, которые они освобождали (Венгрию, Польшу, Румынию, Германию), об их менталитете, о положительных нюансах в строительстве дорог. Респондент спросила, почему нельзя было остаться там, если там было «так хорошо»? На что ее отец ответил следующим образом: «Ребята, запомните раз и навсегда, везде есть что-то хорошее, положительное, и что-то плохое. Надо брать положительное, хорошее для себя, если оно нам подходит, но, где бы не было хорошо, пускай я буду здесь доедать вот эту корочку хлеба, но я никогда не уйду со своей страны.
Моя страна – это моя Родина, и я здесь свой человек. Где бы я не был, но каждый человек должен стремится на Родину». Вот в таких беседах заключалось воспитание подрастающего поколения в семьях [4]. В семье в послевоенное время дети по-прежнему приобщались к труду довольно рано. Как и прежде, в обязанности детей, проживающих в сельской местности, входило ведение домашнего хозяйства: уход за скотиной, приготовление пищи, уборка дома. За каждым ребенком было закреплено какое-то задание. Таким образом, в детях воспитывалась ответственность, уважение к труду. Л.С. Можарова рассказывала, что они с братом и сестрой часто работали в саду и во дворе. Каждое утро ее брат брал бидончик, ведра и ходил набирать воду. Кто-то убирал во дворе, кто-то сорняки выдергивал в огороде, кто-то посуду мыл. То есть, несмотря на возраст, каждый ребенок участвовал в труде и помогал родителям и родным [4].
Опрашивая респондента Л.С. Можарову на тему «Кто или что повлияло на становление Вашей личности?», она назвала отца и привела пару его изречений: «Папа говорил: «Сашенька, меня не будет – ты останешься, ты поймешь, что я был прав». И он любил говорить: «Ребята, Вы сейчас слушаете, но не слышите, но у Вас оно останется, и потом Вы поймете, вот, что я был в чем-то прав, и возможно это Вам пригодится.
Умейте слушать, даже, если Вы считаете, что Вам это не пригодится, сегодня не нужно, а потом Вы достанете с сундучка, и будете рады, что оно Вам это пригодилось, есть оно не просит». Кроме того, на становление ее, как личности повлияла ее родственница тетя Марийка. Несмотря на то, что она закончила лишь ЦПШ (церковно-приходскую школу) и имела всего 4 класса образования, она была идеальнейшей хозяйкой, умела вязать, вышивать, шить, что в свою очередь оказало огромное влияние в воспитании хозяйственного мировоззрения [4]. Заключение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья, главным образцом, влияла на становление личности будущего гражданина. Именно благодаря влиянию родителей на подрастающее поколение в вопросах воспитания хороших манер, привитии любви к чтению, к трудовой дисциплине формировалось сознание советского коммуниста.
Список литературы 1. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых [Текст] / М. В. Осорина. – 2-е изд. – Санкт-Петербург и др. : Питер, 2000. – 277, [1] с.: ил., портр.; 24 см. – (Мастера психологии: Сер.).; ISBN 5-272-00027-7 2. Госархив ДНР. Ф. Р-2852. Оп. 1. Д. 367. 3. Там же. Д. 303. 4. Можарова Лариса Станиславовна, 1949 г. рождения, г. Донецк, запись сделана 08 февраля 2020 года. Личный архив автора.
Метейко М.А., Удалова Т.М., канд. ист. наук, доц. ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, РФ mariya.meteyko@mail.ru
Другие новости и статьи
Запись создана: Воскресенье, 2 Апрель 2023 в 9:16 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика