Порядок проведения государственной закупки в интересах оборонного учреждения
(Теоретические аспекты организации государственных закупок в интересах военных учреждений)
The procedure for conducting public procurement in the interests of a defense institution
(Theoretical aspects of the organization of public procurement in the interests of military institutions)
Антипов Иван Сергеевич,
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, РФ, г. Москва
e-mail: vano01094@yandex.ru
Головинский Владимир Васильевич,
доцент кафедры Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, РФ, г. Москва.
e-mail: golw54@mail.ru
Реферат. В статье рассматриваются теоретические аспекты организации государственных закупок в интересах военных учреждений. Теоретико-методологической базой исследования являются федеральные законы регулирующие процессы удовлетворения потребности в товарах, работах и услугах юридических лиц, непосредственно участвующих в реализации государственных интересов и другие нормативные правовые акты, регулирующие сферу государственных закупок. Дополнительным материалом является информация, полученная в результате мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Ключевые слова: закупки, конкурсы, поставщики, интернет, контракт, заказчики
Antipov Ivan S.
Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Russian Federation, Moscow
e-mail: vano01094@yandex.ru
Golovinskii Vladimir V.,
Associate Professor of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia.
e-mail: golw54@mail.ru
Report. The article discusses the theoretical aspects of the organization of public procurement in the interests of military institutions. The theoretical and methodological basis of the research is federal laws regulating the processes of satisfying the need for goods, works and services of legal entities directly involved in the realization of state interests and other regulatory legal acts regulating the sphere of public procurement. Additional material is the information obtained as a result of monitoring of the information and telecommunication network “Internet”.
Keywords: procurement, tenders, suppliers, Internet, contract, customers
Функционирование государственных институтов невозможно без материального и технического обеспечения их деятельности. Потребность в товарах, работах и услугах блока военной организации государства на сегодняшний день не просто остаётся высокой, но и обостряется проводимой специальной военной операцией.
В целях удовлетворения потребности организаций (учреждений) государственного сектора в товарах, работах и услугах функционирует контрактная система государственных закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, основой методологической базы которой являются три федеральных закона.
Первый из них – Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ), определяющий законодательное регулирование, принципы, планирование, осуществление, мониторинг и контроль, а также другие особенности функционирования сферы государственных закупок.
Второй – Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», устанавливающий порядок обеспечения государственных нужд при осуществлении государственного оборонного заказа и являющийся дополнением к федеральному закону от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.
Третий – Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», регулирующий процесс удовлетворения потребности в товарах, работах и услугах юридических лиц, непосредственно участвующих в реализации государственных интересов.
Под контрактной системой государственных закупок понимают совокупность органов и организаций (учреждений), обеспечивающих её функционирование. Субъекты системы закупок подразделяются на четыре группы [1]:
1. Федеральные органы (органы) исполнительной власти, регулирующие систему закупок;
2. Организации, сопровождаемые функционирование системы закупок {уполномоченные органы (учреждения), специализированные организации, операторы специализированных электронных (электронных) площадок)};
3. Государственные заказчики;
4. Участники закупки (поставщики, подрядчики и исполнители).
Основополагающим документом каждой государственной закупки является контракт. Контракт – это договор гражданско-правового характера, заключаемый между заказчиком и участником закупки, предметом которого является обеспечение поставщиками (подрядчиками, исполнителями) государственных и муниципальных нужд в виде поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг.
Одним из неотъемлемых элементов государственной контрактной системы является единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) . Она представляет собой совокупность информационных ресурсов, а также технических средств, обеспечивающих цикл базовых действий по работе с информацией в целях стабильного функционирования системы государственных закупок (рис. 1).
Рис. 1 – Состав единой информационной системы в сфере государственных закупок
Операции с информацией, в том числе её представление заинтересованным лицам, проводятся на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ИТКС «Интернет») .
Поставщиков, подрядчиков и исполнителей определяют конкурентным способом на специализированных электронных площадках. Они представляют собой официальные сайты в ИТКС «Интернет», а их перечень утверждён Правительством Российской Федерации (рис. 2) [2].
Среди электронных площадок выделяются специализированные электронные площадки. Представителем данной категории является только одна электронная площадка. Доступ к специализированным электронным площадкам осуществляется с использованием специализированных каналов связи для проведения закрытых торгов, а предмет торгов на данной площадке связан с государственной тайной и реализацией государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ) .
Рис. 2 – Перечень официальных торговых площадок государственных закупок
Для организации (учреждения) процесс осуществления государственных закупок можно разделить на четыре этапа:
1. Планирование закупок;
2. Организация и проведение торгов;
3. Заключение и исполнение контракта;
4. Мониторинг исполнения контракта.
При планировании государственных закупок составляются, утверждаются и ведутся планы-графики. Любые проводимые без этих документов закупки незаконны.
В организациях (учреждениях) годовой объем закупок которых менее 100 млн. руб. сопровождение государственных закупок возложено на должностное лицо – контрактного управляющего. В ином случае в организации (учреждении) создается контрактная служба [3].
План-график закупок составляется на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете, с учетом правил государственного нормирования и правил определения начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК), опираясь мероприятий плана финансово-хозяйственной деятельности государственного заказчика и должен быть утверждён в течении 10 рабочих дней с даты доведения лимитов бюджетных обязательств [4].
При формировании плана-графика обоснованию подлежат НМЦК и способ определения поставщика, подрядчика или исполнителя. НМЦК определяется одним из пяти методов: сопоставляя цены на рынке, учитывая государственные нормативы, действующие тарифы, составляя проекты-сметы и учитывая затраты [5].
Способы определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей делятся на конкурентные и неконкурентные (рис. 3). Конкурентные способы имеют свою внутригрупповую классификацию, основанную на открытости участия в аукционах и конкурсах. К категории неконкурентных способов относится закупка у единственного поставщика, подрядчика или исполнителя [6].
И обоснование НМЦК, и выбор способа определения поставщика, подрядчика или исполнителя обосновывается документально.
Рис. 3 – Способы определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей
План-график состоит из двух разделов. Первый – информация о заказчике, в котором содержится полное наименование, организационно-правовая форма (форма собственности), контактные данные, идентификационный номер налогоплательщика и коды государственных классификаторов организации-заказчика. Второй раздел – информация о закупках товаров, работ, услуг на очередной финансовый год и плановый период, отражающий качественную и количественную сторону объектов закупки [7].
В течении трех рабочих дней после утверждения план-график в зависимости от конкретного вида товара, работы или услуги, публикуется на электронной площадке. Любые изменения вносятся в план-график до дня, предшествующего дате его размещения в ЕИС.
В соответствии с планом-графиком, в случае открытых конкретных способов в ЕИС размещается извещение, в котором указываются данные заказчика, способ закупки, электронный адрес электронной площадки и другие данные, касающиеся проведения конкурсной процедуры и объекта закупки [8]. От способа закупки зависит форма извещения.
Если государственный заказ осуществляется открытым способом, а НМЦК равна или превышает 2 млрд. руб., то закупка проходит общественное обсуждение, в ходе которого потенциальными поставщиками, подрядчиками и исполнителями делаются замечания и вносятся предложения по объекту закупки [9].
После проведения общественного обсуждения в извещение могут вноситься изменения, после утверждения и публикации которых начинается процедура определения поставщика, подрядчика или исполнителя и заключение контракта. В случае признания открытого конкурса несостоявшимся, либо происходит повторная процедура его проведения, либо заключается контракт категории единственного поставщика, подрядчика и исполнителя [10].
При закрытых способах проведения закупок заказчик сам направляет приглашения на участие потенциальным поставщикам, подрядчикам или исполнителям. Они, в свою очередь, в уставленные заказчиком сроки направляют ему заявки на принятие участия в конкурсной процедуре. Закрытые способы проводятся, преимущественно, если объект закупки или информация в конкурсной документации по объекту закупки содержит сведения, составляющие государственную тайну. Заказчик в процессе конкурсной процедуры определяет победителя конкурса или аукциона и заключает с ним контракт.
Таким образом, описана конкурсная процедура со стороны государственного заказчика, ее организационная составляющая. Она дает понять всю сложность и многосторонность процесса осуществления деятельности участников государственных закупок.
Литература и источники:
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ст. 3.
2. Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р «Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-ФЗ»
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ст. 38.
4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ст. 16.
5. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ст. 22.
6. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ст. 93.
7. Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279 «О планах-графиках закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об особенностях включения информации в такие планы-графики и планирования закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, а также о требованиях к форме планов-графиков закупок»).
8. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ст. 42.
9. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ст. 20.
10. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ст. 52.
Другие новости и статьи
« Особенности практик «советского чтения» в 1930-е годы
Запись создана: Понедельник, 18 Сентябрь 2023 в 18:25 и находится в рубриках Новости, Тыл: образование и наука, Финансовое.
метки: интернет, В.В. Головинский, И.С. Антипов, заказчики, конкурсы, закупки, контракт, наука, поставщики, финансы
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика