Квартирно-эксплуатационная служба в начале Великой отечественной войны
Наряду с внезапностью нападения, для всех вооруженных сил на работников тыла обрушилась специфическая неожиданность.
Даже несколько ранее непредвиденных вопросов и проблем. Например, по квартирно-эксплуатационной службе.
С началом войны строительство не приостанавливалось, но существенно видоизменилось. Было законсервировано много казарменно-жилищных строек, не имевших прямого отношения к войне; на первый план выдвинулись объекты производственного назначения: рембазы, арсеналы, мастерские, склады.
В системе необоронительного строительства всегда действовали два способа выполнения работ: подрядный для нового строительства, для которого существовала специальная строительная организация, и хозспособ, т. е. своими сапогами и средствами, для мелких объектов и ремонтно-восстановительных работ, руководимый органами квартирно-эксплуатационной службы.
С началом войны подрядные организации начали загружаться работами для других министерств по строительству промышленных предприятий. Соответственно, стал увеличиваться объем работ хозспособом.
Начали усиливать всеми способами свои ремонтно-строительные конторы при КЭЧ гарнизонов. Если в конце 1941 года в них было всего лишь 4900 человек рабочих, то в конце 1943 года — 7671 человек, а в конце 1944 года — 11 370 человек. Это увеличение численности рабочих достигалось с большим трудом и всецело за счет лиц, непригодных к военной службе.
Не меньше трудностей встречали вопросы обеспечения рабочих питанием, одеждой. И это решалось положительно только потому, что квартирно-эксплуатационная служба находилась в подчинении начальника Тыла Вооруженных Сил генерала Хрулева.
Вспомните глубину территории, оккупированной фашистскими захватчиками на первом этапе войны.
Размещавшиеся на этой территории воинские учреждения, училища, академии, базы, склады, госпитали не прекратили своего существования, а переводились глубоко в тыл и устраивались на новых местах, так как работа их имела большое значение для ведения войны.
Кроме того, требовалось разместить крупные новые формирования резервов Главного Командования, с обеспечением их всем необходимым.
Всего за этот период было размещено и устроено на новых местах: 14 военных академий, до 120 военных училищ, более 80 рем-баз и складов, 16 штабов резервных армий, 108 дивизий, 39 отдельных бригад и много других.
Обеспечить всю эту массу людей готовым кровом, при одновременном перемещении на восток многих предприятий промышленности, государство не могло.
Ввиду этого в первую очередь было применено максимальное уплотнение наличного казарменного фонда путем оборудования госпиталей и военных училищ двухъярусными кроватями, а казарм — сплошными двухъярусными нарами.
Летние лагерные постройки утеплены и приспособлены для жизни зимой.
Но всего этого оказалось недостаточно. Было развернуто крупнейшее строительство целых земляночных военных городков с казармами, кухнями-столовыми и прочим всем необходимым. Стены землянок обшивались, а полы настилались досками. К 1 января 1942 года было построено землянок на 1 612 000 человек, а к концу войны — на 2 000000 человек.
Вся эта экстренная огромная работа была выполнена рабочей силой воинских частей под техническим и производственным руководством инженеров и техников местных органов квартирно-эксплуатационной службы.
В мирное время снабжали воинские части пищеварочными котлами для казарменного обихода. На войну пошли с походными кухнями, и пищеварочный котел требовался только тыловым частям, которым походные кухни не были положены по штатам.
Но летом 1941 года в период напряженных боев на обширных территориях было утеряно много походных кухонь, возместить которые для промышленности в тот период было трудно. Появился огромный спрос на котлы — давай немедленно, солдату кушать надо!
Вот тогда простой чугунный пищеварочный котел стал в один ряд с потребностью оружия.
Раньше поставлял эти котлы небольшой чугунолитейный завод в Касимове на Оке, далеко от железной дороги.
Новая потребность оказалось для завода непосильной: нет рабочей силы, запасов чугуна, топлива, оборудования, форм.
На КЭУ возложено: в ближайшие дни дать заводу все, что ему нужно для увеличения выпуска котлов. Все это было найдено: чугун из своих фондов, топливо, цепи, блоки, даже отлиты алюминиевые формы для котлов.
Такая же помощь была оказана Петровско-Забайкальскому за воду. Котлы пошли на фронт и во внутренние округа.
Встал вопрос с освещением в полевых условиях, да и в тыловых подразделениях. Самая сложная часть керосиновой лампы — горелка. Производили ее немногие предприятия местной промышленности на западе и юге страны, главным образом в Одессе. С эвакуацией из этих районов производство прекратилось.
Приспособили небольшие механические мастерские на станции Правда под Москвой, из которых уже было эвакуировано основное оборудование, но осталось небольшое число рабочих, главным образом женщин.
Были разысканы и оснащены мастерские станками; изготовлены ремесленным училищем штампы; отпущен металл, спецодежда, продовольствие и даже несколько лошадей.
Горелка пошла. Всего за годы войны было выдано фронтам и военным округам до полутора миллиона керосиновых ламп, да народному хозяйству было отпущено свыше 100 000 ламп. Так послужила войне и керосиновая лампа.
Специальным постановлением правительства на квартирно-эксплуатационное управление было возложено выполнение изыскательских работ и проектирование 875 аэродромов, в том числе 344 полосных и 531 оперативных.
Эта работа, по своему характеру узко специализированная, не относилась к квартирно-эксплуатационной службе. Но государственное значение для успешного ведения войны тыловиками сознавалось остро и отчетливо. Поэтому техническое руководство КЭУ и проектная организация стали активно действовать.
Главный инженер КЭУ инженер-полковник Н.П. Васильев и начальник технического отдела инженер-майор Н.М. Лебедев взяли на себя всю организационную работу. Начались мобилизация и отбор инженерно-технического персонала, изыскателей и специалистов проектных организаций военных округов, гражданских министерств и отдельных лиц, всего до 3000 человек, формирование из них экспедиций, отрядов, групп и отправка их на места всеми видами транспорта.
Потребовалось большое количество геодезического имущества, приборов, спецодежды, вплоть до спальных мешков, палаток и многого другого. Всего этого в распоряжении КЭУ было либо слишком недостаточно, либо не было вовсе. Но все это нашлось.
Проектная организация КЭУ была загружена сверх головы и работала днем и ночью. Ведущие инженеры: Д.М. Коган, С.Д. Левитан, AM. Мочин, ГГ. Кореновский, М.М. Дзисько, Б.Г. Бархин — хорошо справились со своим делом. К концу 1941 года были выданы ВВС проекты на 875 аэродромов.
В последующие, 1942-й и 1943-й годы, эта работа была увеличена еще на 200 аэродромов и столь же успешно выполнена.
Работники КЭУ не ограничились простым выполнением возложенной на них технической задачи, они обобщили опыт всего рабочего коллектива в составленном ими труде «Военные аэродромы», который был напечатан в 1944 году и содержал обширные новые материалы по проектированию и изысканию аэродромов.
С первых дней войны ожидались вражеские налеты на Москву. Остро встал вопрос о бомбоубежищах. Хотя мероприятия ПВО к квартирно-эксплуатационной службе не относились, на нее было возложено проектирование и строительство бомбоубежищ.
Здесь проектная организация КЭУ, несмотря на новизну дела, быстро подготовила все необходимые и расчетные исходные данные и запроектировала укрепление подвалов в зданиях НКО, а также проекты специальных капитальных сооружений. В течение лета 1941 года было укреплено и приспособлено подвалов в зданиях НКО и госпиталях на 11 000 человек, построено бетонных сооружений в Москве на 720 человек, в Куйбышеве на 300 человек всего — на 1020 человек.
Бомбоубежища оказались счастливыми, а зенитная артиллерия ПВО — отличной, единственная бомба упала в 200 метрах от убежища в Зарядье.
См. также:
Службы тыла в начале Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Год подготовительной работы тыла и девять часов победного штурма!
Генерал Армии Хрулев. «Все для победы. Великий интендант»
Несправедливое мнение об интендантстве
Корпусной комиссар Хрулев А.В - начальник снабжения Красной Армии
Мехлис: Хрулев замешан в военном заговоре
К.Е. Горецкий - А.В. Хрулеву - “Не справитесь вы, Андрей Васильевич!”
Главное интендантское управление создано в августе 1940 - го
Карпов В.В. “Генерал армии Хрулев. Все для Победы. Великий интендант.”
Другие новости и статьи
« Количество офицерских собраний к началу первой мировой войны
Полковые капиталы: сo временем все больше расширялся перечень затрат в интересах боевой подготовки »
Запись создана: Воскресенье, 31 Март 2019 в 1:30 и находится в рубриках Вторая мировая война, Расквартирование войск.
метки: питание, война, котел, кэс, кэч, кухня, солдат, ремонт, тыл
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика