Нарушения, выявляемые при проведении государственных закупок медицинского оборудования для учреждений Министерства обороны Российской Федерации
(Теоретические аспекты организации государственных закупок в интересах военных учреждений)
Violations detected during public procurement of medical equipment for institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation
(Theoretical aspects of the organization of public procurement in the interests of military institutions)
Антипов Иван Сергеевич,
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, РФ, г. Москва
e-mail: vano01094@yandex.ru
Головинский Владимир Васильевич,
доцент кафедры Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, РФ, г. Москва.
e-mail: golw54@mail.ru
Реферат. Закупка медицинского оборудования для учреждений Министерства обороны Российской Федерации, в связи с многочисленными особенностями ее курирования требует не только специальной области знаний у уполномоченных должностных лиц, но и специализированных приемов контроля потенциальных поставщиков, подрядчиков и исполнителей. Процесс планирования, осуществления и контроля государственных закупок является достаточно трудоёмкой областью профессиональной деятельности. Одним из факторов повышенного внимания к данной сфере является то, она напрямую затрагивает материально-техническое обеспечение как военной организации государства, так и органов государственной власти, что напрямую влияет на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: медицина, имущество, закупки, конкурсы, поставщики, интернет, контракт, заказчики.
Antipov Ivan S.
Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Russian Federation, Moscow
e-mail: vano01094@yandex.ru
Golovinskii Vladimir V.,
Associate Professor of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia.
e-mail: golw54@mail.ru
Report. The purchase of medical equipment for the institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation, due to the numerous features of its supervision, requires not only a special field of knowledge from authorized officials, but also specialized methods of monitoring potential suppliers, contractors and performers. The process of planning, implementing and controlling public procurement is a rather labor-intensive area of professional activity. One of the factors of increased attention to this area is that it directly affects the logistical support of both the military organization of the state and state authorities, which directly affects the national security of the Russian Federation.
Keywords: medicine, property, procurement, tenders, suppliers, Internet, contract, customers.
В целом, рассматривая контрактную систему государственных закупок, нарушения со стороны поставщиков, подрядчиков и исполнителей по признаку времени совершения делятся на три категории: нарушения до проведения конкурсной процедуры, нарушения на этапе проведения конкурсной процедуры и нарушения при исполнении контракта.
В первую очередь, уже на этапе регистрации участника закупки на электронных торговых площадках им могут подаваться недостоверные сведения, ровно, как и умалчиваться отдельные факты, которые способны существенно повлиять на результат аккредитации.
Предоставляя недостоверные сведения, участником закупки может стать организация, в отношении которой проводится процедура банкротства, ликвидации и (или) приостановления деятельности. Регистрируемая на электронной площадке организация может быть фирмой-однодневкой, создаваемой лишь для создания видимости конкуренции. Руководители и учредители могут числится в Реестре массовых директоров и учредителей и Реестре дисквалифицируемых лиц, курируемыми Федеральной налоговой службой Российской Федерации. Недобросовестный участник может успешно сокрыть информацию о наличии оффшорных счетов или, числясь в Реестре недобросовестных поставщиков, провести реорганизацию и также сокрыть свой факт принадлежности к нему.
При подаче заявки на участие в конкурсной процедуре поставщик, подрядчик и (или) исполнитель способен умолчать о факте аффилированности в случае заключения контракта с конкретным государственным заказчиком или предоставить недостоверные сведения о своём соответствии выдвигающимся заказчиком требованиям.
Эти сведения могут отражаться в недостоверной бухгалтерской отчётности, создавая «видимость» предпринимательской активности организации, указании «мёртвых душ» как штатного персонала и незаконном получении лицензии на осуществление профессиональной деятельности.
На этапе проведения конкурсной процедуры участниками могут предприниматься стратегии недобросовестной конкуренции, осуществляемыми как путем договоренности с заказчиком, так и сговорами между самими участниками (рис. 1).
Рис. 1 – Виды недобросовестной конкуренции на торгах
Сущность основной части сговоров ясна из их названия. Для полного понимания изучаемой темы предлагается более детально рассмотреть стратегии «Таран» и «Аукционные роботы».
Стратегия «Таран». «Недобросовестный» участник государственной закупки собирает под свое руководство несколько «номинальных» участников. При рассмотрении первой части заявок «номинальные» участники снижают, насколько это возможно, стоимость заключаемого контракта. Добросовестные участники, не в силах выдержать такой демпинг цен, покидают аукцион. При рассмотрении второй части заявок выясняется, что «номинальные» участники не соответствуют критериям исполнителя государственного заказа. Они покидают аукцион, и выигравшим остается тот «недобросовестный» участник, который ими руководил.
«Аукционные роботы». Данная стратегия похожа на стратегию «Таран». Отличительной ее чертой является применение программного обеспечения, имитирующего участие нескольких компаний на торгах. Программа по заданному алгоритму отслеживает выдвигаемые другими участниками предложения и выставляет соответствующую цену. Как и с «Тараном», добросовестные участники, не в силах выдержать подобный уровень цен, покидают аукцион, а победу одерживает «руководитель» «аукционного робота».
Впервые стратегия «Аукционных роботов» была выявлена Федеральной антимонопольной службой в 2017 г., в ходе проведения конкурсов на поставку медицинских изделий. По данному факту было возбуждено уголовное дело [1].
При заключении контракта, участник закупки может отказаться от его подписания, что также является серьезным нарушением конкурсной процедуры. В этом случае поставщик попадет в Реестр недобросовестных поставщиков, в котором контрагенты делятся на три категории (рис. 2).
Рис. 2 – Состав Реестра недобросовестных поставщиков
Нарушения при исполнении контракта в свою очередь подразделяются на 2 подвида: неисполнение условий контракта и ненадлежащее исполнение условий контракта [2].
Контракт считается неисполненным, если было выявлено отклонение от технического задания. К примеру, был размещен государственный заказ на поставку стационарного аппарата ультразвукового исследования (далее – УЗИ) в комплекте с УЗИ-датчиками. Нарушением в данном случае будет считаться поставка портативного аппарата УЗИ или поставка стационарного аппарата УЗИ без УЗИ-датчиков. Также нарушением будет считаться поставка вместо датчика микроконвексного ультразвукового датчика линейного ультразвукового.
Стоит отметить, что обращение медицинского оборудования, как и всех медицинских изделий, на территории Российской Федерации подлежит регистрации и мониторингу. Порядок их регистрации установлен Правительством Российской Федерации и в целях их мониторинга функционирует электронный сервис «Реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий» (http://www.roszdrav№adzor.ru/services/misearch).
В связи с этим нарушением будет считаться поставка незарегистрированного установленным порядком и (или) несертифицированного оборудования.
Контракт считается ненадлежаще исполненным, если поставленный товар был некачественным, повреждённым и (или) бракованным, а произведенная работа и (или) оказанная услуга была некачественной, то есть, предмет контракт был выполнен, но его полезный потенциал был уменьшен. К примеру, поставленное УЗИ-оборудование в ходе монтажа было повреждено или при его вводе в эксплуатацию было выявлено нарушение функционирования программного обеспечения.
К этой же категории нарушений относится и несоблюдение сроков выполнения условий контракта, устранение недостатков или нарушений и несвоевременно уплаченные пени, и штрафы. Происходит это в случае, если товар был поставлен, работа произведена, а услуга оказана не в соответствии с утвержденным графиком исполнения контракта (рис. 3).
Рис. 3 – Образец формы графика исполнения контракта
Подводя итоги, стоит отметить, что сам процесс планирования, осуществления и контроля государственных закупок является достаточно трудоёмкой областью профессиональной деятельности. Одним из факторов повышенного внимания к данной сфере является то, она напрямую затрагивает материально-техническое обеспечение как военной организации государства, так и органов государственной власти, что напрямую влияет на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Такая узконаправленная категория как закупка медицинского оборудования для учреждений Министерства обороны Российской Федерации, в связи с многочисленными особенностями ее курирования требует не только специальной области знаний у уполномоченных должностных лиц, но и специализированных приемов контроля потенциальных поставщиков, подрядчиков и исполнителей. Важность данного направления обострена проводимой сейчас специальной военной операцией, медицинское обеспечение которой является одним из ключевых факторов положительного ее исхода.
Литература и источники:
[1] ФАС нашла признаки картеля на торгах с использованием аукционных роботов. – [Текст: электронный] / Webсайт «РБК». – URL: https://www.rbc.ru/economics/19/04/2018/5ad8a2d19a7947dacb9dc3ed (дата обращения: 04.03.2023).
[2] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ст. 34.
См. также:
1. Порядок проведения государственной закупки в интересах оборонного учреждения
2. Процедура принятия участия организаций-поставщиков медицинского оборудования в государственных закупках
Литература и источники:
[1] ФАС нашла признаки картеля на торгах с использованием аукционных роботов. – [Текст: электронный] / Webсайт «РБК». – URL: https://www.rbc.ru/economics/19/04/2018/5ad8a2d19a7947dacb9dc3ed (дата обращения: 04.03.2023).
[2] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ст. 34.
Другие новости и статьи
Объекты Минобороны России подготовлены к отопительному периоду 2023-2024 гг. »
Запись создана: Понедельник, 25 Сентябрь 2023 в 19:04 и находится в рубриках Медицинское обеспечение, Новости, Тыл: образование и наука, Финансовое.
метки: интернет, В.В. Головинский, И.С. Антипов, медицина, заказчики, конкурсы, закупки, контракт, наука, поставщики, финансы
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика