Структура финансового обеспечения на примерах органов Северного и Черноморского флотов, организации их деятельности
[Финансовое обеспечение войск (сил) через территориальные органы финансового обеспечения и учреждения Министерства обороны Российской Федерации как элемент обеспечения военно-экономической безопасности]
The structure of financial support on the examples of the bodies of the Northern and Black Sea Fleets, the organization of their activities
[Financial provision of troops (forces) through territorial financial support bodies and institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation as an element of ensuring military and economic security]
Кирпичников Матвей Дмитриевич,
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, РФ, г. Москва
e-mail: izdatelstvo-fa@yandex.ru
Хижняк Александр Витальевич,
кандидат экономических наук, доцент кафедры Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, РФ, г. Москва.
e-mail: izdatelstvo-fa@yandex.ru
Реферат. Выходы Российской Федерации к Балтийскому и Черному морям являются важными элементами экономического, политического и военного развития. Морские границы всегда занимали к важному положению в военном потенциале, положения на мировой арене. Военно-морской флот занимает важную роль в обеспечении безопасности границ и суверенитета государства. В статье рассмотрена часть структуры финансового обеспечения на примере структуры органов Северного и Черноморского флотов, организации их деятельности.
Ключевые слова: финансы, принципы, расходы, смета, бюджет.
Kirpichnikov Matvey D.,
Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Russian Federation, Moscow
e-mail: izdatelstvo-fa@yandex.ru
Khizhnyak Alexander V.,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia.
ReportThe Russian Federation’s access to the Baltic and Black Seas are important elements of economic, political and military development. Maritime borders have always occupied an important position in military potential, positions on the world stage. The Navy plays an important role in ensuring the security of borders and the sovereignty of the State. The article considers part of the financial support structure using the example of the structure of the bodies of the Northern and Black Sea Fleets, the organization of their activities.
Keywords: finance, principles, expenses, estimates, budget.
Анализ структуры и механизма финансового обеспечения войск(сил), выявление проблем его функционирования и разработка мер по их устранению подразумевает выполнение следующих задач:
- определение объективной необходимости расходов на финансовое обеспечение войск;
- изучение системы финансово-экономического обеспечения в Министерстве обороны Российской Федерации;
- анализ механизма финансового обеспечения войск(сил) в разрезе территориальных органов финансового обеспечения и учреждений Министерства обороны Российской Федерации;
- определение проблем функционирования механизма финансового обеспечения войск(сил);
- предложение вариантов по решению существующих проблем и применении превентивных мер по возникновению новых.
Теоретической основой для рассмотрения послужили нормативно-правовые акты, актуальная учебная литература.
Процесс обеспечения денежными средствами личного состава через Единый расчетный центр (ЕРЦ) Минобороны России имеет вид пятиуровневой системы.
Рис. 1. Доведение денежных средств до конечного получателя
Российская Федерация к XXI веку являлась внушающим по территориям государством, которые необходимо защищать от угроз и противников. Выходы к Балтийскому и Черному морям стали важными элементами экономического, политического и военного развития. Морские границы всегда занимали к важному положению в военном потенциале, положения на мировой арене. Таким образом Военно-морской флот занимает важную роль в обеспечении безопасности границ и суверенитета государства.
Целесообразно рассмотреть часть структуры финансового обеспечения на примере структуры органов Северного и Черноморского флотов, организации их деятельности.
В 2017 году, на базе управлений финансового обеспечения были сформированы финансовые органы Северного флота, структура которых представлена на рис. 2.
Рис. 2. Структура финансовых органов федерального казенного учреждения «ОСК Северный флот»
Основными задачами финансово-экономической службы Северного флота являются:
1. Организация финансового обеспечения выполняемых военнослужащими задач в повседневной деятельности, в период нарастания угрозы, при введении высших степеней боевой готовности и в военное время;
2. Руководство деятельностью центра финансово-экономического обеспечения и территориальными финансово-экономическими службами Северного флота;
3. Подготовка и предоставление командующему Северного флота докладов и необходимой аналитической информации о составлении финансово-экономической деятельности флота;
4. Координация деятельности воинских частей, зачисленных на обеспечение установленным порядком при осуществлении повседневной деятельности, а также при проведении контрольных мероприятий.
Центр финансово-экономического обеспечения создан с целью обслуживания лицевых счетов ОСК Северного флота, открытых в территориальных органах федерального казначейства. Виды деятельности Центра финансово-экономического обеспечения декларируются согласно деятельности распорядителей бюджетных средств. Деятельность финансово-экономической службы по взаимодействию с воинскими частями и органами военного управления организована в порядке деятельности Управлений финансового обеспечения (УФО). Финансово-экономическая служба, как и УФО осуществляет функции по расчетам с военнослужащими:
- согласовывают проекты приказов (по строевой части) о событиях, влияющих на размер денежного довольствия, пособий и компенсаций;
- осуществляют контроль за введенными в программное изделие ресурсного обеспечения «Алушта» (ПИРО «Алушта») сведений о назначенных выплатах в соответствии с выписками из приказов о назначении выплат;
- осуществляют первичный ввод сведений о назначенных выплатах.
Наряду с этим финансово-экономическая служба осуществляет часть функций федерального казенного учреждения «ЕРЦ» в направлении формировании справок установленных форм по запросу военнослужащего о размере денежного довольствия, выплат различного характера, осуществляет перечисление НДФЛ.
По расчетам с гражданским персоналом финансово-экономическая служба осуществляет:
- расчет и перечисление заработной платы, иных выплат в установленные сроки;
- формируют и доводят до командиров воинских частей расчетные листки по заработной плате;
- перечисляют в налоговые органы и государственные внебюджетные фонды взносы;
- осуществляют расчет по командировочным расходам.
В части, касающейся деятельности финансово-экономических органов Черноморского флота имеют место быть некоторые отличия от деятельности финансовых органов Северного флота.
Необходимо обозначить, что финансовые органы Черноморского флота были созданы несколько раньше — в 2015 году. Головным финансовым учреждением является федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота», выполняющим функции по оперативному и тактическому управлению войсковым звеном. Ее деятельность продекларирована в форме:
- организации боевого дежурства, боевой и мобилизационной подготовки, проведении учений, оперативных тренировок и иных мероприятий в соответствии с утвержденными планами и в установленном Министерства обороны Российской Федерации порядке;
- организация финансового обеспечения, а также его осуществление и контроль за осуществлением;
- проведение научно-исследовательских и испытательных работ;
- учет всех видов вооружения, военной и специальной техники и других материальных средств.
Рис. 3. Структура финансово-экономических органов федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота»
Структура финансово-экономических органов Черноморского флота, также несколько отличается. Она представления на рис. 3.
Центр финансово-экономического обеспечения, являясь получателем бюджетных средств и финансируемый за счет бюджетных средств головного управления финансового обеспечения по Южному военному округу, наделен полномочиями распорядителя бюджетных средств, и может доводить лимиты бюджетных обязательств до нижестоящих получателей бюджетных средств в лице его филиалов- финансово-экономических служб. Его основными функциями являются:
- обслуживание лицевых счетов;
- обеспечение эффективного и целевого использования выделенных бюджетных средств;
- осуществление контроля за исполнением бюджетных ассигнований подведомственными получателями бюджетных средств;
- составление и ведение сводной бюджетной сметы и бюджетной сметы учреждения.
В состав центральные финансово-экономические органы также, как и в состав УФО входят отделы:
- Организационно-плановый;
- Оплаты труда;
- Учета и отчетности;
- Финансового планирования и финансирования;
- Денежного довольствия и подсчета выслуги лет;
- Внутреннего аудита.
Функционал финансово-экономической службы аналогичен УФО.
Из проведенного анализа видно, что сейчас Министерство Обороны имеет качественно функционирующую систему финансового обеспечения. Анализ взаимодействия системы финансовых органов с кадровыми органами в разделе согласования проектов приказов, правильности внесения приказов и данных в ПИРО «Алушта» о разметах денежного довольствия, заработной платы и различных выплат. Данная схема взаимодействия подтверждает собственную применимость нацеленностью на снижение возможных ошибок, достижением возложенных задач. Посредством структуры органов достигается бесперебойное, своевременное и полное финансовое обеспечение.
Отдельное внимание в работе было уделено финансовому обеспечения Черноморского Флота со своей спецификой. В работе осуществлено обобщение информации по финансовому обеспечению войск (сил) в различные периоды существования Российской Федерации. Освещены направления развития и проблематика финансового обеспечения войск (сил) в условиях возможного вооруженного конфликта.
См. также:
1. Обоснование механизма финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации через территориальные финансовые органы
2. Механизм финансового обеспечения Вооруженных Сил через территориальные финансовые органы и Единый расчетный центр Министерства Обороны Российской Федерации
Основная литература:
1. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 63-ФЗ «Об обороне» (с изменениями и дополнениями) (ред. от 11.06.2021 г.)
2. Федеральный закон от 05.12.2022 N 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»
3. Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
4. Федеральный закон от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
5. Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ «Об утверждении бюджетного кодекса Российской Федерации»
6. Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря 2014 года N Пр-2976 «О Военной доктрине Российской Федерации»
7. Указ Президента РФ от 02.07.2021 №400 «О стратегии национальной безопасности РФ»
8. Указ Президента РФ от 25 августа 2022 года №575 «Об установлении штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации»
9. Приказ Минфина России от 30.09.2008г. № 104н «О порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня».
10. Приказ Минфина России от 14.02.2018 г. № 26н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений».
11. Приказ Минфина России от 17.06.2021 г. № 86н «О порядке формирования, внесения изменений и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований».
12. Приказ Минобороны РФ от 23 сентября 2010 года №1266 «О распорядителях бюджетных средств и администраторах доходов бюджета»
13. Приказ Министра Обороны России от 3 октября 2011 года №1771 «Единый расчетный центр Министерства Обороны Российской Федерации»
14. Приказ Министра обороны РФ от 30.12.2018 N 774 «Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения сводной бюджетной сметы Министерства обороны Российской Федерации, сводных бюджетных смет (бюджетных смет) учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации»
15. Приказ МО РФ от 09.03.2017 года №150 «Об утверждении порядка организации деятельности У(О)ФО МО РФ по субъектам РФ и ФКУ «ЕРЦ МО РФ» и их взаимодействия с органами военного управления, воинскими частями и организациями ВС РФ при осуществлении финансового обеспечения ВС РФ»
16. Приказ Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 г. № 727 «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат»
17. Приказ Минобороны России от 28.03.2008 г. № 139 «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации».
18. Приказ Минобороны России от 23.09.2010 г. № 1266 «О распорядителях бюджетных средств и администраторах доходов бюджета».
19. Приказ Минобороны России от 30.12.2018 г. № 774 «Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения сводной бюджетной сметы Министерства Обороны Российской Федерации, сводных бюджетных смет (бюджетных смет) учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации».
20. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2019 г. № 777 «Об утверждении Порядка исполнения в Министерстве обороны Российской Федерации федерального бюджета»
21. Колосов, А.В. Экономическая безопасность хозяйственных систем: учебник/под ред. А.В. Колосова. М.: Изд-во РАГС. - 2018. - 375 с.
22. Терентьев И.В. Финансовое обеспечение группировок российских войск в локальных конфликтах / диссертация кандидата экономических наук / Ярославль – 2006 год. – 197 С.
23. Антонюк А.О., Трунова Е.Ю., Веремейкина В.Д. Финансы / Электронный учебник // ВУ МО РФ. 2022 год.
24. Климович В.П. Бюджет и бюджетная система / Электронный учебник // ВУ МО РФ. 2020 год.
25. Зарубецкий А.М., Терентьев И.В., Хижняк А.В., Ситников Э.А., Вуколов Ю.М. Финансовое обеспечение войск (сил) / Электронный учебник // ВУ МО РФ. 2023 год.
26. Министерство обороны Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mil.ru/.
27. Государственные расходы Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spending.gov.ru
28. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Официальные сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://duma.gov.ru/
Другие новости и статьи
Где готовили офицеров в Российской империи в XIX-XX веках »
Запись создана: Пятница, 29 Декабрь 2023 в 8:40 и находится в рубриках Новости, Тыл: образование и наука, Финансовое.
метки: принципы, бюджет, финансы, флот, смета, расходы
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика