27 Февраль 2024

Возрастание значения социальной защиты военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации

oboznik.ru - Возрастание значения социальной защиты военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации

#финансы#росгвардия#обеспечение#расквартирование#выплаты#жилье#гарантии

(Теоретические и правовые аспекты социальных гарантий, предоставляемых военнослужащим Росгвардии и членам их семей)

The increasing importance of social protection of military personnel of the National Guard of the Russian Federation
(Theoretical and legal aspects of social guarantees provided to servicemen of the Russian Guard and their family members)

Ситников Эдуард Дмитриевич,

преподаватель, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, РФ, г. Москва
e-mail: edsitnikov@yandex.ru

Реферат. В статье отражены процессы, связанные с возрастанием роли социальной защиты военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации и членов их семей. Особое внимание уделено системе социальной защиты и ее содержанию.

Ключевые слова: социальная защита, Росгвардия, выплаты, обеспечение, финансы, жилье, расквартирование, проезд.

Sitnikov Eduard D.,

Lecturer, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Russian Federation, Moscow
e-mail: edsitnikov@yandex.ru

Report. The article reflects the processes associated with the increasing role of social protection of military personnel of the National Guard of the Russian Federation and their family members. Special attention is paid to the social protection system and its content.

Keywords: social protection, Rosgvardiya, payments, provision, finance, housing, quartering, travel.

С каждым годом значение социальной защиты военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации неуклонно возрастает: усиливается связь уровня социально-экономической эффективности социальной защиты и обеспечения расширенного развития базовых характеристик человеческого потенциала военнослужащих; осуществляется социальная реформа в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – Росгвардия), которая направлена на повышение престижа военной службы.

Социальные гарантии, предоставляемые военнослужащим Росгвардии, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей играет важную роль в системе социальной защиты, так как являются обязательным гарантом обеспечения стабильности социального положения военнослужащих в обществе. Система социальной защиты должна стать действенным социально-экономическим механизмом, подвергающимся регулированию со стороны государственной власти и воздействующим на социальную среду.

Надежная социальная гарантия военнослужащих – это один из самых весомых факторов укрепления Росгвардии и других «силовых» федеральных органов государственной власти в целом, так как она оказывает непосредственное влияние на престиж воинской службы, и как следствие повышает уровень обороноспособности Российской Федерации.

В настоящее время действующим российским законодательством устанавливается обширный перечень направлений социальной защиты населения. Совокупность всех направлений образует целостную систему, исходя из которой, государство берет на себя обязательство обеспечения социальных потребностей граждан Российской Федерации.

Система социальной защиты представляет собой важнейший аспект осуществления государственного управления, так как именно государство выступает гарантом обеспечения жизнедеятельности своих граждан.

Система социальной защиты военнослужащих существенно отличается от социальной защиты остального населения страны.

Во-первых, отличие состоит в том, что военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями. Эти ограничения определены в статье 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а именно: «на военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные статьями 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации» [1]. Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» раскрывает ограничения в некотором роде аналогичные военной службе. Этими ограничениями выступают:

- ведение предпринимательской деятельности;
- приобретение ценных бумаг, по которым может быть получен доход;
- выезд за пределы некоторых территорий Российской Федерации, за исключением служебных командировок;
- разглашение или использование сведений конфиденциального характера, служебной информации, ставшей известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Статья 18 настоящего закона раскрывает требования к служебному поведению гражданского служащего, аналогично – военнослужащего, а статья 20 устанавливает обязательство представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Обязательства предоставления данных требований отражаются также в статье 8 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: «Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателя)»[2].

Также правовое регулирование ограничений и запретов военнослужащих, проходящих военную службу, отражает пункт 7 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие не вправе[3] :

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Исключение – педагогическая, научная и творческая деятельность, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы;
2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
3) использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество;
4) получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;
5) получать от физических и юридических лиц вознаграждения. Исключение поощрений в соответствии с общевоинскими уставами;
6) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок;
7) использовать служебное положение в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений;
8) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации.

Таким образом, ограничения и запреты являются неотъемлемой частью при исполнении военной службы, а регулирование нормативной правовой базой является необходимым критерием формирования обороноспособности страны в целом.

Во-вторых, специфика системы социальной защиты военнослужащих как особого социального института определяется, в первую очередь, их профессиональной составляющей, существенно отличающейся от других сфер трудовой деятельности. Федеральной закон «О статусе военнослужащих» также определят и специфику военной службы: «на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни» [4]. Исходя из этого, военную службу следует рассматривать как особое направление профессиональной деятельности, характеризуемого признаками целесообразности и общественной потребности.

В-третьих, система социальной защиты военнослужащих отличается от системы социальной защиты других категорий граждан принципами необходимости предоставления и распространения социальных гарантий в системе социальной защиты. Этими критериями являются:

1) система социальной защиты распространяется как на самого военнослужащего, так и на членов его семьи и продолжает действовать после завершения им воинской службы (выходом в отставку, увольнением), а также в связи с гибелью (смертью) военнослужащего;
2) предоставление социальной защиты военнослужащим обусловлено необходимостью возмещения положенных им общегражданских прав и свобод, в то время как социальная защита гражданского населения призвана только покрывать убытки по причинам безработицы, наступлением пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильцев;
3) финансирование системы социальной защиты военнослужащих ведется только за счет средств федерального бюджета, в отличие от финансирования системы социальной защиты гражданского населения средствами внебюджетных фондов, таких как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования;
4) система социальной защиты военнослужащих состоит из ряда особенностей, так как именно данной категории граждан присущ особый вид социальных гарантий, пособий и компенсационных выплат;
5) совокупность социальных гарантий, предоставляемых военнослужащим, определяется выслугой лет, индивидуальных особенностей прохождения службы, присущими льготами, видами надбавок, приобретением квалификации.

Таким образом, система социальной защиты приобретает важное значение, как для военнослужащих Российской Федерации, так и для других категорий граждан в целом, так как представляет собой функционирующую систему нормативных правовых актов и органов государственной власти, предоставляющих материальное, правовое и морально-психологическое обеспечение военнослужащих и членов их семей в обществе.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих», о котором говорилось ранее, не только провозглашает право граждан на социальную защиту и дает обширное разъяснение ключевых моментов, но и определяет пути его реализации структурными элементами. Так, в системе социальной защиты населения можно выделить взаимосвязанные между собой подсистемы.

1. Социальное обеспечение. Право граждан на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации и является одним из основных неотчуждаемых прав человека, приобретаемых с рождения. Так п.1 настоящей статьи определяет: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» [5]. Полный перечень определён Конвенцией Международной организации труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». Сущность социального обеспечения сводится к замене заработка, дохода или содержания, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, а также частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определённых жизненных обстоятельств и оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

В отношении военнослужащих и членов их семей социальное обеспечение также играет немаловажную роль и определяется наличием инвалидности и необходимостью в медицинской помощи. Для военнослужащих женского пола, помимо этого, социальное обеспечение определяется беременностью и родами, а также уходом за ребенком.

Исходя из этого, социального обеспечения следует рассматривать как особый социальный институт системы социальной защиты, являющийся показателем социальной защищенности гражданского населения, а военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей как отдельных субъектов социального обеспечения.

Социальная поддержка военнослужащих Росгвардии осуществляется путем реализации их прав и предоставляемых льгот. Большая часть прав и льгот военнослужащих определена в главе 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», среди которых, можно выделить:

- право на получение денежного довольствия, дополнительных денежных выплат;
- продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое обслуживание;
- жилищные условия;
- охрану здоровья и медицинскую помощь;
- страховые гарантии военнослужащим;
- проезд на транспорте;
- обжалование неправомерных действий;
- льготное исчисление.

Социальной поддержкой военнослужащих, проходящих военную службу на контрактной основе, могут являться:

- различного рода надбавки к получаемому ежемесячному окладу и ежемесячному окладу по занимаемой должности (денежному довольствию), а также иные дополнительные выплаты;
- предоставление жилого помещения вне очереди, если семья военнослужащего признана многодетной, а также субсидирование на покупку квартиры, дома или постройки тем семьям, которые признаны нуждающимися. При этом если срок службы составляет более 20 лет, то военнослужащий может рассчитывать на субсидирование при приобретении или строительстве жилого помещения, а также на бесплатную жилплощадь из федерального фонда, то есть вне очереди;
- получение медицинской помощи по месту своего пребывания бесплатно;
- получение выходного пособия, по окончании контрактной службы;
- получение льгот на бесплатный проезд к месту службы при переезде, в служебные командировки, для лечения, а также получение компенсации затрат на пользование личного транспорта в служебных целях (например, в виде выплат за приобретение бензина).

Военнослужащие по призыву также имеют право на предоставление им льгот. Прежде всего, это право на получение бесплатных медикаментов и медицинского обслуживания на период службы, а также лечение в стационаре или госпитале, осуществляемое за счет средств государства. Также льготы распространяются на отправление почты и личных вещей за счет федерального бюджета. Главное отличие в социальном обеспечении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в том, что основным источником их обеспечения является натуральное обеспечение.

Помимо вышеизложенного, семьи военнослужащих считаются льготными категориями граждан при оплате съемного жилья. Исходя из этого, за квартиру или дом частично платит государство. А размер компенсации устанавливается на региональном уровне, в зависимости от того, где именно проживает семья.

Министерство обороны Российской Федерации оказывает социальную поддержку военнослужащим и членам их семей, в том числе, взаимодействуя с благотворительными фондами. Одним из них является Национальный благотворительный фонд [6], созданный по инициативе действующего в настоящее время Президента Российской Федерации В.В. Путина в 1999г. и осуществляющим благотворительную деятельность за счет добровольных пожертвований юридических и физических лиц. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 г. № 926, фонд отнесен к благотворительным организациям, осуществляющим единовременную материальную помощь физическим лицам в виде гуманитарной помощи, а также в виде благотворительной помощи, суммы которой не подлежат налогообложению [7]. Взаимодействие с фондом осуществляется Администрацией Президента Российской Федерации, его полномочными представителями в федеральных округах, руководителями субъектов Российской Федерации, силовыми министерствами и ведомствами.

Росгвардия осуществляет взаимодействие с фондом в соответствии с Уставом Общероссийского общественного фонда «Национальный благотворительный фонд» [8].

Аналогично и Минобороны России также осуществляет взаимодействие с фондом в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 08.07.2016 г. № 423
«О взаимодействии с Общероссийским общественным фондом «Национальный благотворительный фонд».

Национальный благотворительный фонд включает в себя комплекс мероприятий по реализации ряда целевых программ: «Здоровье», «Материальная помощь», «Благотворительная поддержка детей-сирот», «Военно-патриотическое воспитание».

Таким образом, социальная поддержка, оказываемая военнослужащим, играет важную роль, как для военнослужащего, так и для его семьи. Исходя из того, что военнослужащие – это особая социальная категория граждан, она должна быть, обеспечена всем необходимым за счет финансирования государства, так как обеспечивается безопасность населения страны в целом.

2. Социальное страхование. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование – это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам [9]. Иными словами обязательное социальное страхование представляет собой комплекс правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих получение компенсаций и (или) минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а также категорий граждан достигших наступления пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, для женщин: наступления беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет, а других событий, установленных законодательством Российской Федерации «Об обязательном социальном страховании». Также, законодательством Российской Федерации, согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации, установлено: «все трудоустроенные категории граждан имеют право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами» [10]. Обеспечивается обязательное социальное страхование исходя из средств, полученных с помощью взносов работодателей во внебюджетные фонды (Фонд социального страхования; Пенсионный фонд и Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования).

Отдельной категорией граждан обязательного государственного страхования являются военнослужащие. Для военнослужащих установлена единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых ими воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых функций, условий и порядка прохождения ими военной службы. Основные права военнослужащих, в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Обеспечение социальным страхованием военнослужащих, проходящих военную службу по призыву регулируется Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» к объектам обязательного государственного страхования относит жизнь и здоровье военнослужащих, определяет застрахованных лиц, страховые случаи, а также выплачиваемые по их наступлению страховые суммы.

Исходя из этого, социальное страхование представляет собой существенно-важный элемент системы социальной защиты, который предполагает защищенность граждан в наступлении страховых случаев, осуществляемое как за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, так и самих страхователей.

3. Социальные гарантии. Российская Федерация, являясь социальным государством, предоставляет гарантии, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Основные положения социальных гарантий закреплены в ст. 7 Конституции Российской Федерации, а именно: «в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» [11]. Таким образом, социальными гарантиями являются материальные, политические, организационные и юридические условия, обеспечивающие гражданам возможность пользоваться предоставленными им законами государства, гражданскими правами и свободами.

Ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определяет государство гарантом исполнения обязательств, прописанных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Исходя из этого, являясь одной из основных функций государства, данная система согласно п.п. 2 – 3 настоящей статьи включают реализацию прав: на обеспечение бесплатной медицинской помощи, общедоступность и бесплатность образования; на охрану жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности; на предоставление социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, военного управления и местного самоуправления; на предоставление служебных жилых помещений или общежитий, а также выделение денежных средства приобретение или строительство жилых помещений. Одновременно с тем, что правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации – п.2 ст.3 настоящего закона.

Таким образом, предоставляемые социальные гарантии подразумевают собой реализацию прав и свобод и являются необходимым структурным элементом обеспечения социальной защиты военнослужащих и других категорий граждан в целом.

См. далее:
2. Система социальных гарантий, предоставляемых военнослужащим Росгвардии и членам их семей

Литература и источники (примечания):
[1]. Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Ст. 27.1 // Консультант Плюс.
[2]. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». П. 1 ст. 8 // Консультант Плюс.
[3]. Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». П. 7 ст. 10 // Консультант Плюс.
[4]. Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Ч.2 ст.1 // Консультант Плюс.
[5]. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. Ч. 1 Ст. 39 // Консультант Плюс.
[6]. Министерство обороны Российской Федерации. Официальный сайт. Социальная помощь / https://sc.mil.ru/social/social_defense/social_assistance.htm.
[7]. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 г. № 926 «Об Общероссийском общественном благотворительном фонде поддержки военнослужащих (сотрудников) и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, специальных служб и правоохранительных органов Российской Федерации «Национальный Военный Фонд».
[8]. Устав Общероссийского общественного фонда «Национальный благотворительный Фонд» утвержден Решением Учредительного собрания 17 сентября 1999 года. Изменения и дополнения утверждены на Общих собраниях участников Фонда 10 февраля 2001 года,
10 октября 2002 года, 19 апреля 2007 года и 12 ноября 2009 года // Консультант Плюс.
[9]. Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Ст. 1 // Консультант Плюс.
[10]. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ. Ст. 21 // Консультант Плюс.
[11]. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. Ст. 7 // Консультант Плюс.

Другие новости и статьи

« Военнослужащие группировки войск «Восток» в полевых условиях восстанавливают подбитые танки, которые раньше можно было ремонтировать только на заводе

Специалисты фельдъегерско-почтовой связи ВС РФ непрерывно доставляют почту военнослужащим в зону проведения СВО »

Запись создана: Вторник, 27 Февраль 2024 в 15:32 и находится в рубриках Новости, Расквартирование войск, Тыл: образование и наука, Финансовое.

метки: , , , , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика