Преимущества использования денежных средств при наличии полкового капитала

Каждая воинская часть, хозяйство в которой велось на основе Положения об управлении хозяйством в отдельных частях войск, должна была иметь экономический капитал. Наличие его в полку давало возможность более успешно решать многие проблемы, рационально расходовать средства.
Во-первых, благодаря полковому капиталу финансировались расходы, вызванные мобилизацией и войной. Как только появился полковой капитал, его общая сумма расписывалась на крупные хозяйственные надобности (снаряжение, обоз, оружие, лазарет и др.). Одновременно за счет этих сумм предусматривались затраты, обусловленные войной.
Последние производились на экстренные хозяйственные надобности в период мобилизации, на эти же цели во время "военного похода" (т.е. в ходе войны) и на финансирование вновь формируемой части данным полком. Перечень военных предметов, приобретение которых за счет полкового капитала признавалось необходимым во время мобилизации и войны, определял командир дивизии.
В правовых документах о полковом капитале указывалось на особую важность наличия средств на формирование новой части. Для этой цели выделялись немалые суммы — пятая часть запасного капитала полка. Деньги эти хранились в учреждении Государственного банка на особом счету. Как уже указывалось, в пехотном полку норма запасного капитала равнялась 8000 руб.
Большая часть средств экономических капиталов всех частей армии числилась в их запасных капиталах и предназначалась для финансирования мобилизации и войны. В 1908 г. она составляла 83,3% всего экономического капитала, в 1909 г. — 91,8%, а в 1912 г. общая сумма капитала была меньше нормы запасного.
На первоочередном внимании к запасным капиталам сказались теоретические установки об исключительно важной роли финансов в подготовке и ведении войн в XX в., особенно в начальный период войны. Поэтому не только Россия, но и другие государства заблаговременно принимали меры к созданию финансовых резервов, недопущению срыва финансирования военных мероприятий и наступления финансовой катастрофы.
Во-вторых, полковой капитал позволял улучшить содержание войск. По утверждению известного ученого-финансиста А.В. Бачурина, он "являлся скорее всего резервом бюджетных или сметных средств военного ведомства. Это был довольно значительный резерв в руках военного ведомства, которому придавалось большое значение".
Запас денежных ресурсов в виде полкового капитала считался необходимым, поскольку некоторые нормы отпуска средств из казны войскам не в полной мере соответствовали фактическим потребностям да и положенные ассигнования не всегда переводились им своевременно.
Нехватка бюджетных ассигнований покрывалась деньгами полкового капитала, причем эта операция считалась как временное заимствование средств капитала, т.е. они подлежали возврату полку. В связи с этим часто образовывался крупный финансовый долг государства воинским частям. Так, после окончания Россией войн 1806—1807 гг. в капиталы воинских частей в виде погашения долга было передано из государственной казны более 500 тыс. руб., в том числе 165,8 тыс. серебром .
Улучшение содержания войск достигалось также путем оказания за счет полкового капитала финансовой помощи ротам, пополнения их артельных сумм. Хотя роты имели немало реальных возможностей для постоянного увеличения этих сумм, но у некоторых из них по ряду причин доходы оказывались недостаточными.
В связи с этим приходилось материально поддерживать ротное хозяйство за счет полкового капитала и тем самым своевременно влиять на благополучие хозяйства всей части.
Хорошо наладить содержание войск позволял и порядок использования сумм полкового капитала. В 1897 г. командирам частей было предоставлено право вносить в годовую смету все без исключения расходы по хозяйству, причем независимо от того, сколько на те или иные потребности выделялось казенных средств или выделялись ли они вообще.
Требовалось лишь, чтобы в общем итоге по всей смете расходы не превышали доходов. Чтобы профинансировать все планируемые затраты, в доходную часть сметы помимо бюджетных ассигнований включалась часть средств полкового капитала. Кроме того, разрешалось использование средств по тому или иному разделу сметы в большей сумме, чем определено доходными статьями. Для этого в смете предусматривалась немалая резервная сумма (в пехотном полку — 500 руб.), за счет которой производились непредвиденные затраты и покрывались перерасходы по некоторым статьям сметы.
Наконец, активизация использования полкового капитала в интересах содержания войск была заложена в обязательной отчетности о нем. Дивизия данные о капиталах своих полков в начале года высылала в военный округ. В приказе по округу объявлялась ведомость о состоянии экономических капиталов в частях войск округа. Эти сведения направлялись в Главный штаб. Последний составлял ведомость экономических капиталов по всем округам с отражением наличия их в пехоте, кавалерии, артиллерии, инженерных и казачьих войсках.
В ведомости указывались данные о способах хранения капиталов: сколько в правительственных ценных бумагах, наличных деньгах, находившихся в денежных ящиках полков, и на текущих счетах отделений Государственного банка. Штаб сообщал сведения о состоянии полковых капиталов военному совету министерства.
Передача общего руководства полковыми капиталами военному совету и представление ему ежегодно данных об их состоянии давали возможность регулировать их использование и при необходимости вносить коррективы в расходование. Общее централизованное руководство этим важным участком экономической деятельности воинских частей позволяло своевременно воздействовать на состояние их хозяйства.
В-третьих, наличие полкового капитала позволяло более рационально расходовать денежные средства. Достигалось это различными путями.
Положительно сказывалось на отношении к расходованию денег сохранение за воинскими частями образуемых к концу года остатков средств по смете. Они не сдавались в государственный бюджет, и у воинских частей не было стремления обязательно полностью использовать все годовые бюджетные ассигнования, лишь бы не расстаться с ними.
Если бы воинские части лишались этих остатков, то неминуемо появилось бы желание обязательно их истратить в текущем году любыми путями, закупая при этом не всегда полезные, а зачастую вообще ненужные военные предметы. Это привело бы к нерациональному использованию средств.
Наличие полкового капитала давало возможность производить закупки материальных средств в наивыгоднейшее время, когда можно было приобрести военные предметы по более низким ценам. При несвоевременном и неполном финансировании из бюджета воинских частей, что иногда случалось, заимствование средств из полкового капитала позволяло не упустить благоприятный момент для заготовок.
Заслуживает внимания существовавший порядок использования средств авансодержателями. В начале года им выдавался аванс до 200 руб. (в войну — до 500 руб.), что являлось довольно крупной суммой. По израсходовании части аванса они отчитывались перед казначеем. После проверки и принятия к оплате счетов и других оправдательных документов авансодержатели вновь получали израсходованную сумму, т.е. аванс всегда находился у них на руках в том размере, в котором был первоначально выдан.
На рациональном использовании денег сказывалось и то обстоятельство, что военнослужащих регулярно ознакомляли с состоянием финансового хозяйства частей. Широкая гласность относительно денежных дел достигалась благодаря тому, что все приходные и расходные операции полка обязательно отражались в приказах, которые доводились до сведения всех офицеров. Ежемесячно и в целом за год состояние полковых й ротных сумм проверялось комиссией, а результаты контроля фиксировались в приказе по полку. Положение дел с полковыми суммами обязательно докладывалось инспектирующим полк лицам. Многие вопросы расходования ротных сумм рассматривались на "сходках нижних чинов для составления приговоров", т.е. принятия решений о денежных затратах.
В правилах составления и исполнения годовой сметы полка были заложены предпосылки экономного расходования средств. Командир полка, например, в ходе исполнения сметы имел право персматривать ранее намеченные цели расходования средств по любой частной смете, т.е. любого раздела общей сметы.
Командир дивизии мог разрешить полкам изменить целевое предназначение средств в рамках всей сметы, т.е. пересмотреть по просьбе полков запланированные показатели каждого раздела сметы. Такие полномочия обусловливались тем, что на целый год не всегда можно было реально предвидеть все нужды полка в денежных средствах, неизбежно возникали другие потребности.
Полкам нередко ставились новые задачи, выполнение которых требовало дополнительных ассигнований. Поэтому оправданным считалось введение необходимых коррективов в целевое предназначение средств, что достигалось путем изменений ранее предусмотренных показателей доходов и расходов сметы.
В-четвертых, накопление полковых капиталов способствовало сокращению потребностей воинских частей в бюджетных ассигнованиях. Такие результаты достигались благодаря тому, что капиталы формировались не только за счет остатков сметы.
В немалой степени они пополнялись за счет внебюджетных средств, в том числе путем начисления на них процентов, получения экономии от умелого ведения хозяйства, помощи от Главного штаба из его общеармейского резерва экономических капиталов, передачи воинским частям капиталов в результате их перераспределения.
Капиталы, полученные помимо остатков бюджетных ассигнований, расходовались в интересах хозяйства. На эти надобности не испрашивались средства из бюджета.
Воинские части, богатые относительно экономических капиталов, имели возможность не только улучшать свое хозяйство, но и расходовать капиталы на удовлетворение таких потребностей, которые прямо не были связаны с хозяйственной деятельностью.
При хорошем, благополучном финансовом состоянии полк мог позволить себе использовать капитал на удовлетворение широкого спектра своих жизненных потребностей. Даже отдельные примеры, взятые из жизни войск, убедительно свидетельствуют об этом. На организацию полкового праздника, например, можно было выделить до 500 руб., на призы за хорошую стрельбу и фехтование — также до 500 руб., на поощрение нижних чинов, несущих особые обязанности, — по 50 коп. на каждого штатного военнослужащего.
В годы крупных войн и после их окончания доходы государственного бюджета даже возрастали за счет полковых капиталов армии. Воинские части, бывшие на театре военных действий, перечисляли в бюджет немалые суммы экономических капиталов, в том числе и полученные благодаря умелому ведению хозяйства.
В расходовании полкового капитала имелись и недостатки. Некоторые вышестоящие начальники, зная, что полки располагают денежными капиталами, нередко предписывали им идти на такие издержки, которые не были установлены законом. Эти начальники полагали, что такие затраты вполне возможны, поскольку в полках имеется "благоразумная экономия", а по оценке офицеров — "безгрешные доходы" .
В одном из приказов военного министра отмечалось, что капиталы расходуются воинскими частями на такие цели, которые, по существу, не имеют никакого отношения к хозяйству частей, да они и не предусмотрены законом. Среди них — затраты на поднесение подарков и адресов офицерам по разным случаям, сверхнормативные канцелярские расходы штабов, возмещение начетов, сделанных на офицеров, затраты на приемы и чествования, оплату командировок, наем частных кучеров и др.
Излишние расходы за счет капиталов допускались и в ходе мобилизации. Некоторые командиры частей просили разрешения командиров дивизий о приобретении таких предметов, которые оказались бы совершенно ненужными на театре войны. Один из командиров полков в русско-японскую войну с горечью констатировал, как нерасчетливо относились к использованию капиталов в дни мобилизации: в одном полку решили купить карманные часы всем унтер-офицерам на сумму 3—4 тыс. руб., в другом — фильтры для очистки воды, в третьем — опанки (туфли) для солдат на 7—8 тыс. рублей. Требование представить сметы на расходы полковых капиталов в штаб дивизии на предмет надзора мало что изменило в подходе к затратам капиталов.
Увеличение сумм полковых капиталов не всегда было выгодно и государству. Так, в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 гг. войскам по полным нормам отпускались деньги на покупку мяса, фуража, дров, в то время как на театре военных действий все это за деньги не приобреталось, а пускались в ход имевшиеся в изобилии трофеи. Отпуск же в полной мере денег войскам привел к накоплению ими огромных экономических сумм — свыше 10 млн руб. Такая же картина повторилась в русско-японскую и первую мировую войны.
Имелись нарушения и другого плана. Полковые деньги иногда "пускались в оборот", т.е. с ними проводились операции на рынке капиталов в целях получения неучитываемого дохода. Поэтому за несколько дней до инспекторских смотров либо ревизий казначеи некоторых полков, а иногда и сами командиры поспешно искали взаймы деньги, чтобы положить их в полковой ящик и пополнить тем самым недостающую сумму.
См. также
Полковые капиталы: сo временем все больше расширялся перечень затрат в интересах боевой подготовки
В.В. Тиванов, «Денежные капиталы в русской армии»
Другие новости и статьи
« Пленных тоже надо кормить. 1941 г.
Предложения по совершенствованию деятельности офицерских собраний »
Запись создана: Понедельник, 1 Апрель 2019 в 1:35 и находится в рубриках Финансовое.
метки: капитал, полк, война, командир, офицер, рота, расход
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика