Особые личные заслуги военных ученых и усмотрение при присвоении им воинских званий на ступень выше занимаемой должности
Глухов Евгений Александрович, преподаватель Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат юридических наук
Аннотация: в статье анализируются противоречия в нормативных актах относительно определения категории лиц, которым в качестве поощрения может быть присвоено воинское звание на ступень выше занимаемой воинской должности до полковника (капитана 1 ранга) включительно. Кроме того, выясняются основания и критерии особой личной заслуги, необходимой и достаточной для присвоения звания на ступень выше занимаемой должности.
Ключевые слова: военнослужащий, ученый, преподаватель, научный работник, воинские звания, поощрения, особая личная заслуга, усмотрение, произвольные решения, коррупциогенные нормы права.
Те, кто жадны на похвалу, бедны заслугами.
Плутарх
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, неотъемлемым атрибутом прохождения военной службы является присвоение воинских званий, которые отражают уровень военной подготовки, служебный стаж и заслуги каждого военнослужащего .
Действующим законодательством установлена достаточно простая система присвоения воинских званий – командир (начальник) обязан присвоить воинское звание военнослужащему по истечение срока его военной службы в предыдущем воинском звании при соблюдении условия о занятии им соответствующей должности, вне зависимости от его воинской дисциплины, качества исполнения им своих обязанностей, уровня его профессиональной подготовки
Однако из этого правила есть исключения – воинское звание может быть присвоено военнослужащему досрочно или на ступень выше занимаемой воинской должности. Ниже проанализируем положения законодательства, позволяющие присваивать офицеру из числа педагогического либо научного состава военных организаций воинского звания на ступень выше занимаемой им воинской должности.
Так, в соответствии с п. 5 ст. 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности, но не выше воинского звания майора или капитана 3 ранга, а военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность педагогического работника в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования либо научного работника в военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования или научной организации, - не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга .
В Положении о порядке прохождения военной службы категория лиц, которым может быть присвоено звание полковника на ступень выше занимаемой должности несколько сужена по сравнению с вышеприведённой нормой федерального закона. Так, в пункте 11 статьи 22 Положения сказано, что указанное звание может быть присвоено лишь военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность педагогического работника в военно-учебном заведении. Про военнослужащих - научных работников в п. 11 ст. 22 Положения не упоминается.
В третьем документе по данному вопросу – в Дисциплинарном Уставе ВС РФ, в статье 30 (пункт «е») указано, что присвоение очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, но не выше воинского звания полковника может быть применено к офицеру, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность профессорско-преподавательского состава в военной образовательной организации. То есть в Дисциплинарном уставе ВС РФ в качестве субъектов рассматриваемого поощрения нет не только научных работников, но даже и иных педагогических работников, кроме лиц профессорско-преподавательского состава.
Здесь следует напомнить, что к лицам педагогического состава кроме собственно преподавателей, профессоров, доцентов, начальников кафедр и их заместителей (профессорско-преподавательский состав) относятся еще и начальники военных вузов, их заместители по учебной, научной работе, по работе с личным составом, начальник учебного отдела . Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года № 678 определено, что например, должности воспитателя, тренера-преподавателя, инструктора по физической культуре, концертмейстера, методиста также отнесены к должностям педагогического состава, хотя они и не являются лицами профессорско-преподавательского состава.
Как должна разрешаться коллизия вышеприведенных нормативных правовых актов? И означает ли это, что военнослужащим, имеющим ученые степени кандидата или доктора наук, занимающим воинские должности научных работников , начальников учебных отделов, заместителей начальников вузов за особые личные заслуги запрещается присваивать воинские звания полковника, если указанные должностные лица занимают должности штатно-должностной категории «подполковник»?
Для ответа на данный вопрос необходимо проанализировать указанные нормативные правовые акты в их взаимосвязи.
С одной стороны, в п. 1 ст. 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» сказано, что сроки военной службы в воинских званиях и порядок их присвоения определяются Положением о порядке прохождения военной службы. Следовательно, в законе содержится отсылочная норма, а п. 11 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы конкретизирует положение закона, и при выборе категорий офицеров, которым можно присвоить воинское звание на ступень выше занимаемой должности, нужно руководствоваться данным Положением.
С другой стороны, Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации, не может противоречить федеральному закону (ч. 5 ст. 76 и ч. 3 ст. 90 Конституции Российской Федерации). Следовательно, статья 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе, предоставляющая право присваивать воинское звание полковника приоритетна по сравнению с п. 11 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы и с п. «е» ст. 30 Дисциплинарного устава ВС РФ. Иначе формулировка закона в части слов «либо научного работника в военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования или научной организации» теряет смысл. Отменять положения Федерального закона можно только путем внесения изменений в этот закон другим федеральным законом, а не Указом Президента России.
Здесь мы видим юридическую недоработку создателей проектов нормативных правовых актов. Изначально ни в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», ни в Положении о порядке прохождения военной службы не было нормы, позволяющей военным ученым присваивать воинские звания на ступень выше занимаемой должности до полковников включительно. 2 декабря 2005 года пункт 5 статьи 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» был дополнен положением о возможности присвоения воинского звания до полковника военнослужащим, имеющим ученое звание, занимающим воинские должности профессорско-преподавательского состава в военных образовательных учреждениях профессионального образования . 2 июля 2013 года Федеральным законом № 185-ФЗ комментируемый пункт закона был снова изменен: вместо категории «профессорско-преподавательский состав» закон стал оперировать категорией «педагогические работники» . Затем 22 декабря 2014 г. Президентом России был подписан закон , дополняющий категорию военных ученых, кому может быть присвоено воинское звание до полковника включительно словами "либо научного работника в военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования или научной организации".
В пункт 11 Положения о порядке прохождения военной службы норма о возможности присвоения военным ученым воинского звания до полковника включительно была введена лишь в 2015 году , да и то только в отношении военных ученых из числа педагогического состава. Статья 30 Дисциплинарного устава ВС РФ оставалась неизменной с момента вступления в силу данного Устава в январе 2008 года.
Какие выводы можно сделать из анализа изменений в вышеприведенных нормативных правовых актах?
Во-первых, законодательная деятельность депутатов Государственной Думы значительно опережает нормативную деятельность аппарата Президента Российской Федерации в части регламентации института присвоения воинских званий. Так, норма закона о присвоении воинских званий военнослужащим-ученым в законе была введена еще в 2005 году, тогда как в Положении о порядке прохождения военной службы она появилась спустя почти 10 лет… Если в законе эта норма конкретизировалась и видоизменилась уже трижды, определяя конкретные категории лиц, на кого она распространяется, то в Положении о порядке прохождения военной службы такая конкретизация произошла впервые, да и то за основу была взята уже устаревшая норма закона. Текст Федерального закона о возможности присвоения воинских званий ученым из числа научных работников был подписан Президентом Российской Федерации 22 декабря 2014 года, опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 23 декабря 2014 г., т.е. за десять дней до подписания изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, и всё равно новые формулировки закона не были учтены в данном Положении.
Во-вторых, в рассматриваемых правоотношениях по определению категорий лиц, которым возможно присвоить воинское звание на ступень выше занимаемой должности до полковника включительно необходимо применять Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающий такую возможность. По-видимому, указанная категория ученых будет учтена при внесении очередных изменений в Положение о порядке прохождения военной службы.
В подтверждение такого мнения автора можно привести еще и тот довод, что на практике воинские звания военным ученым на ступень выше занимаемой должности присваивались и до введения в Положение о порядке прохождения военной службы такой нормы в 2015 г. Кадровые органы и иные лица руководствовались Федеральным законом, не дожидаясь внесения изменений в Положение о порядке прохождения военной службы и в Дисциплинарный устав ВС РФ.
Теперь перейдем к рассмотрению еще одного проблемного вопроса при присвоении воинских званий на ступень выше занимаемой должности военным ученым. И закон, и Положение о порядке прохождения военной службы определяют, что очередное воинское звание здесь может быть присвоено за особые личные заслуги. Однако что понимается под этой формулировкой «особые личные заслуги»?
Начнем с того, что нормативные правовые акты не разъясняют данное словосочетание. Более того, указанная дефиниция настолько размыта, обобщённа и так часто встречается в армейской среде, что под этой формулировку можно попытаться подвести и совершение подвига, и выступление с песней на смотре художественной самодеятельности. Согласно ст. 41 Дисциплинарного устава ВС РФ воинское звание ефрейтора также присваивается за особые личные заслуги. Но учитывая огромное количество военнослужащих (и бывших военнослужащих), которым воинское звание ефрейтора было присвоено за особые заслуги, получается, что и в среде офицерского состава, в том числе и в среде военных ученых, таких офицеров найдется немало. Однако на практике применяются разные подходы к определению особых личных заслуг при присвоении воинских званий на ступень выше занимаемой должности разным категориям военнослужащих (офицерам и рядовым), т.е. здесь наблюдается политика «двойных стандартов».
Следовательно, не имея четкого представления о том, что, когда и как должно быть поощрено, невозможно научно обоснованно разработать и закрепить в законе соответствующие поощрительные нормы и процедуры .
Попробуем разобраться с точки зрения русского языка, что же является особой личной заслугой.
Заслуга – это поступок, действие, дело человека, достойные уважения и признательности со стороны других, со стороны общества . В большом юридическом словаре заслуга определяется как вид правомерного поведения, связанный со сверхисполнением (перевыполнением) субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступающий основанием для применения мер юридического поощрения . Заслуга военнослужащего — это добровольный, сознательно-волевой, добросовестный, правомерный поступок, связанный с перевыполнением им своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата, превосходящего по всем масштабам результаты обычных действий, и выступающий основанием для применения поощрения .
Таким образом, заслуга – это весьма широкая категория оценочного характера. Весьма трудно составить полный и точный перечень возможных моделей поведения субъектов, которые только и будут считаться заслугами в определенной области правоотношений. В самом общем виде все, за что человека можно поощрить, все, чем он в выделяется в лучшую сторону, является его заслугой.
Из анализа ст. 30 Дисциплинарного устава ВС РФ следует, что воинское звание на ступень выше занимаемой должности присваивается в виде поощрения. Значит, к военнослужащему, имеющему дисциплинарное взыскание, не может быть применено такое поощрение как присвоение ему воинского звания на ступень выше занимаемой должности, поскольку он может быть поощрен только путем снятия ранее примененного взыскания (ст. 35 Дисциплинарного устава ВС РФ).
Любой командир (начальник) в пределах своих прав обязан поощрять подчиненных военнослужащих за особые личные заслуги, разумную инициативу, усердие и отличие по службе. Вместе с тем, для присвоения воинского звания на ступень выше занимаемой должности военнослужащий должен не просто вести себя правомерно и заслужить уважение других. Эта деятельность должна, во-первых, быть его личной, а не его учеников, всего руководимого коллектива, последователей; а во-вторых, быть особой, т.е. заслуживать очень высокой оценки. Здесь заслуга служит некой оценочной шкалой, с помощью которой определяется конкретные виды и меры применяемых поощрений.
По аналогии с дисциплинарным взысканием, для дисциплинарных поощрений должны быть сроки давности их применения с момента правонарушения или совершения правомерного поступка соответственно. Поэтому выявление и описание заслуг офицера для присвоения ему воинского звания на ступень выше занимаемой должности необходимо производить за определенный промежуток времени, предшествующий моменту составления документов для присвоения ему такого звания, например, за три года.
Какие особые личные заслуги можно выявить в педагогической и научной деятельности? Сразу необходимо оговориться, что в должностные обязанности военных педагогов и научных работников не входит ведение боевых действий. Они занимаются, в первую очередь, исследовательской и образовательной деятельностью, а не планированием и ведением тактических операций, не захватывают они «языков», не участвуют в спецоперациях против террористов. А ведь норма п. 5 ст. 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» о присвоении воинских званий до полковников включительно была введена именно для военнослужащих-педагогов и научных работников. За исполнение общих и специальных обязанностей, за усердие и разумную инициативу военный ученый должен поощряться наравне с иными категориями военнослужащих, в том числе и правами его старших начальников, включая руководителя военного ведомства. Но раз присвоение воинского звания «подполковник» и «полковник» на ступень выше занимаемой должности является поощрением лишь для военных ученых, то и за заслуги, не связанные с их педагогической и научной деятельностью, военные ученые присвоением указанных званий поощряться, по мнению автора, не должны. Поэтому особые личные заслуги необходимо выявлять именно в сфере их специфической служебной деятельности, а не при исполнении ими общих и специальных обязанностей военной службы.
Рассмотрим вопрос особых заслуг при исполнении должностных обязанностей более подробно на примере военных вузов внутренних войск МВД, в одном из которых автор проходит военную службу.
Из анализа п. 140 Положения об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации следует, что у военного преподавателя основными видами деятельности являются методическая, учебная и научная работа. Согласно пункта 22 указанного Положения преподаватели привлекаются к выполнению задач, не связанных с реализацией профессиональных образовательных программ, только по решению Министра внутренних дел Российской Федерации.
Учебная работа включает в себя планирование, организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, а также итоговой государственной аттестации.
Методическая работа имеет целью совершенствование методики, повышение эффективности, качества проведения всех видов учебных занятий, повышение профессионального уровня руководящего, научно-педагогического состава и командиров подразделений курсантов. Она включает: разработку учебно-методических материалов, повышение педагогического мастерства, проведение контроля учебных занятий, проведение педагогических (методических) экспериментов и внедрение их результатов в образовательный процесс, рассмотрение вопросов методики обучения и воспитания на заседаниях ученых советов, кафедр и предметно-методических комиссий.
Научная деятельность направлена на получение и применение новых знаний. Основными формами научной деятельности в военно-учебных заведениях являются:
научно-исследовательские работы (фундаментальные и прикладные);
разработка учебников, учебных пособий, монографий, диссертаций, статей, подготовка докладов, научных отчетов, сообщений, аналитических обзоров, отзывов, рецензий, заключений и других научно-методических материалов;
разработка проектов уставов, наставлений, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов;
исследования на учениях и других мероприятиях оперативной, боевой и мобилизационной подготовки войск и органов управления;
экспериментальная проверка теоретических положений и выводов, обобщение результатов исследований и выработка необходимых рекомендаций;
проведение экспериментальных разработок в области создания новых образцов вооружения и военной техники, участие в государственных испытаниях ее опытных образцов;
выявление, изучение, обобщение и распространение передового опыта служебно-боевой деятельности войск;
внедрение результатов научных исследований в образовательный процесс военно-учебных заведений и практическую деятельность соединений и частей внутренних войск;
авторское сопровождение научных разработок;
подготовка, проведение и обобщение результатов научных конференций, семинаров, совещаний, творческих дискуссий и конкурсов научных работ;
рационализаторская, изобретательская и патентно-лицензионная работа.
По мнению автора настоящей статьи, именно в научной деятельности преподавателя, получение им научного результата наиболее наглядно освещает его особые личные заслуги и позволяет их посчитать, учесть, отразить в служебных документах. Если в учебной и методической работе деятельность преподавателя, как правило, осуществляется по плану, не связана и перевыполнением и сверхисполнением своих обязанностей, а главное - затруднительна для точного учета по шкале «заслуга – обычное правомерное поведение», то в научной сфере деятельность преподавателя оценить гораздо проще и нагляднее .
Действительно, ведь само по себе наличие у преподавателя длительного педагогического стажа не является особой его личной заслугой.
Присвоение ему ученой степени или ученого звания уже само по себе является признанием его научных и педагогических заслуг со стороны государства, и поощрять его за те же самые научные достижения, за которые офицер уже был оценен государством, за которые ему уже были присвоены ученое звание и (или) ученая степень, еще и присвоением ему воинского звания на ступень выше занимаемой должности, вряд ли можно отнести к справедливой и целесообразной деятельности командования. Кроме того, в ряде случаев ученая степень и (или) ученое звание были присвоены военнослужащему уже давно, и с тех пор указанный офицер ничего общественно-полезного не сделал. Поэтому наличие у офицера ученой степени и (или) ученого звания тоже само по себе не является достаточным для присвоения ему воинского звания на ступень выше занимаемой должности, т.к. в законодательстве это всего лишь предпосылка для возможности присвоения такого звания.
Руководство научными кружками, предметно-методическими комиссиями также относится к плановой деятельности преподавателя, и хотя и является его сверхисполнением обязанностей (т.к., как правило, осуществляется внештатно), но вряд ли свидетельствует о каких-либо великих достижениях в педагогическом процессе.
Научное руководство выпускных квалификационных работ курсантов также является, во-первых, плановым мероприятием преподавателя. А во-вторых, получение курсантами-дипломниками отличных оценок свидетельствует о достижении этих курсантов, а потом уже их научного руководителя. То же самое можно сказать и о достижение высоких спортивных результатов военнослужащими, подготавливаемыми офицерами-преподавателями кафедр физической подготовки и спорта.
Полагаю, что безусловно свидетельствуют о наличии особых личных заслуг преподавателя его достижения в рационализаторской, изобретательской работе, количество изданных публикаций и их тираже, монографий, учебников, рекомендованных для применения в вузах, статей в изданиях, рекомендованных Минобрнауки России для подготовки диссертаций, широкая известность публикаций автора в научных кругах, внедрение его предложений в практику .
Вместе с тем, оценка личных заслуг преподавателя должна производиться в совокупности по всем сферам его служебной деятельности, с учетом предыдущего награждения его ведомственными наградами, званиями, грамотами.
Но даже при наличии особых личных заслуг сам такой военнослужащий не вправе требовать применения к нему поощрения в виде присвоения воинского звания на ступень выше занимаемой должности. Право и инициатива применения дисциплинарной власти принадлежит командованию, а просить применения дисциплинарного поощрения считается нескромным. Поэтому именно начальнику структурного подразделения такого военного ученого необходимо представлять по команде рапорт с просьбой поощрения своего подчиненного присвоением ему очередного воинского звания на ступень выше занимаемой должности с перечислением в данном рапорте его особых личных заслуг. При согласии с рапортом руководителя военного вуза (научной или учебной организации) такой рапорт должен быть вместе с характеризующими претендента документами передан на рассмотрение аттестационной комиссии. Согласно п. 6 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы представление на присвоение воинского звания на одну ступень выше занимаемой воинской должности рассматривается аттестационной комиссией, при этом аттестационный лист не составляется. Вывод аттестационной комиссии заносится в представление.
Но наличие огромных личных заслуг, совершение великих открытий, изобретений и даже прорывов в науке не влечет присвоение такому военному ученому очередного воинского звания в виде поощрения. Во-первых, на любой из рассматривающих кандидатуру офицера инстанции в присвоении ему воинского звания может быть отказано безо всякой мотивировки. К примеру, при желании командира (начальника) всегда можно подловить подчиненного и объявить ему выговор за недостаточно отутюженные брюки или за слабую строевую выучку. А во-вторых, даже если командование и коллектив своей военной (учебной или научной) организации и считает офицера достойным для присвоения ему воинского звания на ступень выше занимаемой должности, то у вышестоящих кадровых органов, лиц юридической службы, командиров может быть иное мнение. Характер и вид поощрения определяет командир (начальник). А формулировка «может быть присвоено воинское звание…» совсем не обязывает командование присваивать его военнослужащему.
Налицо коррупциогенный фактор законодательства, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения . Диспозитивное установление возможности применять указанное поощрение либо отказывать в его применении (даже при наличии ходатайства об этом прямых командиров (начальников)) свидетельствует о возможности принятия любым из командиров начальников такого военного ученого произвольных решений, решений по своему усмотрению. Принимая решение о необходимости присвоения военнослужащему воинского звания или отказывая в таком присвоении, должностное лицо не нарушает закон, не подлежит за это ответственности, даже если его противоположные решения вынесены по абсолютно тождественным документам на присвоение воинского звания. Нет никаких гарантий в том, что у кого-то не возникнет соблазн оказать влияние на принятие такого решения с помощью взятки, подношения, подарка – неизбежных спутников дефицита каких-либо ценностей и услуг.
Вместе с тем, как следует из пояснительной записки к законопроекту № 212983-4 (впоследствии ставшим Федеральным законом от 2 декабря 2005 г. № 149-ФЗ), присвоение военным ученым воинских званий на ступень выше занимаемых ими должностей позволит стимулировать указанную категорию военнослужащих к дальнейшему прохождению военной службы именно в военных образовательных учреждениях профессионального образования, будет способствовать сохранению в указанных образовательных учреждениях наиболее квалифицированных офицерских кадров и позволит повысить научный потенциал таких учреждений в целом. То есть законодатель признает заинтересованность государства в сохранении военных ученых на военной службе и необходимость их стимулирования.
Следует обратить внимание и еще на один важный аспект в данном вопросе. Достижение военным ученым в звании подполковника возраста пятидесяти лет влечет его увольнение в связи с наступлением предельного возраста пребывания на военной службе. В случае получения более высокого звания возраст их выхода в отставку повышается, и они могут служить «в погонах» еще несколько лет. В противном случае придется затратить несравнимо большие средства на подготовку их замены.
Но в сложившихся в настоящее время условиях, когда не существует установленных нормативно критериев оценки особых личных заслуг военнослужащих-ученых, воинские звания на ступень выше занимаемых ими должностей могут присваиваться произвольно; за одни и те же заслуги звание можно присвоить и не присвоить, в одном вузе такие поощрения будут практиковаться, в другом – нет. Поэтому необходимо на уровне руководителей военных ведомств установить такие критерии и довести их до подчиненных кадровых органов и учебных и научных организаций. При достижении установленных нормативно критериев и заслуг необходимо предоставить и закрепить в правовых актах субъективное право военного ученого на присвоение ему очередного воинского звания на ступень выше занимаемой должности. В этих целях необходимо внести изменения в п. 11 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы, изложив его в следующей редакции:
«Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности), но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга. Военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность педагогического работника в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования либо научного работника в военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования или научной организации, за особые личные заслуги по решению ученого совета присваивается воинское звание на ступень выше занимаемой должности, но не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга».
Титов А.В. Присвоение воинского звания: обязанность или право командира (начальника) // Право в Вооруженных Силах. 2007 № 7.
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" // Рос. газ. 1998. 2 апреля.
Далее в настоящей статье говоря о воинском звании полковника, будем понимать и равное ему воинское звание капитана первого ранга.
Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» // СЗ РФ. 1999. № 38, ст. 4534.
См., например, приказ МВД России от 28 июня 2001 г. № 616 «Об утверждении перечня должностей педагогических работников военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск МВД России, деятельность которых связана с образовательным процессом» // БНА ФОИВ 2001. № 34. 20 августа.
Постановление Правительства Российской Федерации от 08 августа 2013 года № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» // СЗ РФ. 2013. 19 августа. Ст. 4381.
Согласно п. 55 приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670 к научным работникам военно-учебного заведения относятся офицеры и лица гражданского персонала Вооруженных Сил, занимающие должности начальников и заместителей начальников научно-исследовательских институтов, научно-исследовательских, научно-практических и научно-вычислительных центров, управлений, отделов, лабораторий, военно-научных групп, а также должности главных научных сотрудников, ведущих научных сотрудников, старших научных сотрудников, научных сотрудников и младших научных сотрудников.
Федеральный закон от 2 декабря 2005 года № 149-ФЗ «О внесении изменений в статью 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»» // Рос. газ. 2005. 5 декабря.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»» // Рос. газ. 2013. 10 июля.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 433-ФЗ "О внесении изменения в статью 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" // Рос. газ. 2014. 24 декабря.
Указ Президента Российской Федерации от 2 января 2015 г. № 3 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237" // СЗ РФ. 05.01.2015, № 1 (часть I), ст. 199.
Голик Ю.В. Уголовно-правовое стимулирование позитивного поведения: вопросы теории. Новосибирск. 1992. С. 46-47.
Толковый словарь под ред. Д.Н. Ушакова // М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т).
Большой юридический словарь/ Под ред. А. Я. Сухарева. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2007.
Зорин О.Л. К вопросу об обязанностях воинских должностных лиц и ответственности за ненадлежащую дисциплинарную практику// Российский военно-правовой сборник № 12: Проблемы юридической ответственности военнослужащих и военных организаций. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". – М/, 2009, Вып. 97. - С. 55-58.
Хотя, конечно, можно смоделировать ситуацию создания преподавателем видеофильма к занятиям, компьютерных программ для обучения курсантов, что можно расценить как особые его личные особые заслуги в его методической работе. Однако такие достижения весьма редки. Кроме того, создание новых технологий, программ, методик, фильмов тоже является научным результатом в науке педагогике.
По мнению автора для офицеров юридического профиля наличие их публикаций в юридических справочных правовых системах (таких как Гарант, Консультант-Плюс) также свидетельствует об их вкладе в науку и является своеобразным мерилом заслуг.
Другие новости и статьи
« За веру, царя и… копейку: сколько платили солдатам за службу
Запись создана: Четверг, 29 Август 2024 в 17:50 и находится в рубриках Новости.
метки: закон, должность, право
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика