Российские монархи препятствовали нормальному развитию армии

Российские монархи наиболее близкой для себя отраслью управления считали военную, т. е. армию. Именно здесь они полагали себя наиболее компетентными, в силу чего повседневно вмешивались во все стороны ее жизни. Однако, кроме Петра Великого, военный гений которого создал русскую регулярную армию, все самодержцы в большей или меньшей степени всячески препятствовали ее нормальному развитию.
Для них армия прежде всего и больше всего представлялась как некая стройная и красивая масса, лихо марширующая на Царицыном лугу (Марсовом поле) в Петербурге. Данное явление получает свое особенное развитие после Отечественной войны 1812 г., при Николае I да и в последующие царствования. Если русская армия, за исключением отдельных периодов, была сильна и способна одерживать величайшие победы, то это по существу обусловливалось национальными качествами русского солдата и талантом его полководцев. Императоры же основное внимание обращали на красоту формы и внешнюю выправку солдата. Даже в период Крымской войны, обнаружившей полнейшую непригодность армий как боевого организма, ее обновление началось с изменения формы обмундирования.
И обновленная Россия
Одела красные штаны *, —
* Генералам на каску вместо султана из белого волоса полагался султан из петушиных перьев, вместо летних панталон — шаровары, зимой из красного сукна. Из 282 приказов военного министра в 1855 г. 62 были посвящены изменению формы обмундирования. Об этом пишет и современница Е. А. Штакеншнейдер в дневнике за 1855 г.: «Одно только приводит в недоумение — это беспрестанные перемены формы военных. В Петербурге, кажется, нет двух офицеров одного и того ж е полка одинаково одетых: один уже в новой форме, другой не успел ее еще себе сшить, а третий уже в самой новейшей» (Е. Штакеншнейдер. Дневник и записки (1854— 1886). Academia, 1934, стр. 103— 104).
говорили вскоре после заключения Парижского мира Современники. Только общая политическая обстановка, обстановка общественного подъема, заставила Александра II в страхе перед крестьянскими восстаниями пойти на отмену крепостного права, а также осуществить ряд других государственных преобразований. Одним из таких преобразований была и военная реформа, обновившая весь организм русской армии. Огромную роль в осуществлении этой реформы сыграл военный министр Д. А. Милютин — профессор Военной академии, крупный государственный деятель, один из видных представителей либеральной бюрократии. Ему с большим трудом приходилось преодолевать плац-парадные традиции, близкие сердцу самодержца *.
* Александру II были близки эти традиции. Он сам занимался распределением рекрутов по полкам гвардии, почти ежедневно посещал разводы караулов, происходившие в манеже, уделял огромное внимание смотрам и парадам. Вместе с тем проведение в жизнь тех или иных военных преобразований осуществлялось обычно с большим трудом. Так, в 1873 г. под влиянием фельдмаршала кн. А.И. Барятинского и великих князей Михаила и Николая Николаевичей организация армии чуть было не приобрела устройство, которое ей было присуще еще задолго до Крымской войны.
В результате реформы русская армия превращается в массовую армию буржуазного типа, сохранившую, однако, феодально-крепостнические пережитки, находившие свое выражение в наличии привилегированной части войск — гвардии с ее преимущественно аристократическим офицерским составом, а также плац-парадных традиций. Самодержавие всячески поддерживало эти традиции, тормозя тем самым совершенствование армии в области как ее организации, так и боевой подготовки.
В конце XIX и начале XX в. в условиях длительной политической реакции, характеризовавшейся усилением роли дворянства, пережитки эти все более увеличиваются. Растет бюрократизация аппарата вообще и в военном ведомстве в частности, что влечет да собою рост ведомственного сепаратизма, достигавшего порой колоссальных размеров. В качестве примера приведем следующий факт. 11 июля 1903 г. начальником Главного штаба В. В. Сахаровым был представлен всеподданнейший доклад, касающийся развертывания в случае войны VII армии, предназначавшейся для обороны Балтийского побережья.
Согласно указанию Николая II, «все морские средства, назначенные для обороны Балтийского побережья», подчиняются главнокомандующему VII армией. Казалось бы, естественно, что это распоряжение должно было быть тотчас же сообщено морскому министру, однако на первом листе этого доклада неизвестной рукой сделана следующая помета: «Ген[ерал] Сахаров не п р и к а за л сообщать [это] решение морскому министру до минуты объявления войны». Трудно придумать что-либо более абсурдное.
П.А. Зайончковский
Другие новости и статьи
Запись создана: Воскресенье, 12 Январь 2025 в 9:12 и находится в рубриках Начало XIX века, Николаевская армия, После Крымской войны, После Русско-японской войны, Управление тылом.
метки: история, обмундирование, управление
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика