Застой в военном ведомстве в эпоху Александра III

Профессор военной администрации А. Ф. Редигер, бывший в конце 90-х годов начальником Канцелярии Военного министерства, а впоследствии военным министром, характеризуя положение в военном ведомстве, писал в своих воспоминаниях: «Во все царствование императора Александра III военным министром был Ванновский, и во все это время в военном ведомстве царил страшный застой.
Что это была вийа самого ли государя или Ванновского, я не знаю, но последствия этого застоя были ужасны. Людей, неспособных и дряхлых не увольняли, назначения шли по старшинству, способные люди не выдвигались, а двигаясь по линии, утрачивали интерес к службе, инициативу и энергию, а когда добирались до высших должностей, они уже мало отличались от окружающей массы посредственностей.
Этой ужасной системой объясняется и ужасный состав начальствующих лиц как к концу царствования Александра III, так и впоследствии, во время японской войны». Если в отношении среднего офицерского состава Банковскому удалось добиться производства наиболее достойных офицеров не по старшинству, а «вне правил», то назначение на высшие командные должности было сосредоточено целиком в руках императора.
Политическая реакция, повлекшая за собой застой и рутину, не могла не отразиться и на военном ведомстве причем это имело место не только в области назначения командных кадров, но и в характере обучения войск, технической оснащенности армии и других вопросах. Справедливость требует сказать, что в некоторых частных вопросах, касающихся армии, Александром III были приняты положительные меры. Так, в какой-то степени были уменьшены плац-парадные традиции. В столице были отменены красочные майские парады на Марсовом поле, торжественные разводы караулов, упрощена форма воинской одежды и, наконец, реорганизована армейская, кавалерия, ликвидированы гусарские и уланские полки и переименованы в драгунские.
Однако все это неа могло существенным образом повлиять на характер тактической подготовки войск, продолжавшей сохранять плац-парадные традиции, ни на другие стороны армейской жизни. Можно высказать предположение, что инициатором некоторых разумных мер был начальник Главного штаба (фактически товарищ министра) Н. Н. Обручев, человек большого ума и знаний. Впрочем, возможно, что упрощение формы, ликвидация армейских гусар и улан были предприняты по инициативе Александра III.
Он не любил, как говорят современники, военного дела, был, как уже говорилось выше, равнодушен ко всякого рода смотрам и парадам. Вопреки здравому смыслу он сократил средства, отпускаемые на армию. Программа действий Военного министерства, преподанная Александром III вновь назначенному военному министру, была весьма лаконична. По поводу своего назначения во всеподданнейшем докладе за 1881 г. Банковский писал: наряду с указанием на проведение ряда мер «соизволили поставить мне на первом плане и в непрерывную обязанность принять безотлагательно все меры для уменьшения военных расходов». Ясно и категорично. Все свое основное внимание Александр III сосредоточивал на вопросах гражданского ведомства.
П. А. Зайончковский
Другие новости и статьи
Политические взгляды Николая II были примитивно реакционны »
Запись создана: Четверг, 30 Январь 2025 в 16:57 и находится в рубриках После Крымской войны, Управление тылом.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика