Николай II не терпел вокруг себя сильных личностей

Николай II не терпел вокруг себя сильных личностей, и преобладающая часть его помощников были недалекими, бесцветными людьми, слепо и без всяких возражений выполнявшими волю монарха. Серый монарх окружает себя всегда серыми, безмолвно подчиняющимися его воле посредственностями. По этой причине должен был уйти в отставку Витте, а позднее — и Столыпин — правда, он не успел уйти в отставку, а ушел в могилу.
В силу этого качества его главные помощники — министры внутренних дел были людьми весьма заурядными и ограниченными, как Горемыкин, либо просто весьма недалекими, как Сипягин. «Когда государь окружен глупцами и прохвостами вроде графа Муравьева (министра иностранных дел. — П . 3.), которого Витте называл сыном Ивана Александровича Хлестакова, то не это ещез будет», — замечает А. С. Суворин.
К этой категории, однако, не принадлежал неглупый, но глубоко беспринципный бюрократ, обладавший лошадиной работоспособностью, Плеве. Все они в меру своих сил и способностей выполняли волю императора, либо не; понимая того, что происходит в России, либо, как Плеве, не желая этого понимать. Министры внутренних дел — каждый по-своему — вели решительную борьбу с «крамолой», понимая ее весьма расширительно. Интересен в этом отношении рассказ вел. кн. Константина Константиновича, касающийся воззрений Сипягина.
«Министр просвещения,— заносит он в свой дневник 19 декабря 1901 г., — прислал мне для обсуждения в отделение русского языка и словесности (как президенту Академии наук, каковым являлся вел. кн. Константин Константинович.— Я. 3.) письмо министра внутренних] дел, в котором Сипягин, ссылаясь на бессилие цензуры в борьбе против пишущих без букв «ъ» и в конце слов и «ять», предполагает войти через Комитет министров со всеподданнейшим докладом о вы сочайш ем повелении , чтобы во сп рещ ен о б ы л о допускать подобные уклонения от правописания. Сипягин видит в этих уклонениях колебание устоев государственного строя. Можно ли идти дальше по пути государственного безумия, часто заменяющего государственную совесть», — резюмирует великий князь.
Одним из наихудших качеств Николая II, крайне отрицательно влиявшим на всю систему государственного управления, была любовь его ко всякого рода авантюристам и проходимцам, нередко выступавшим в обличий тех или иных ясновидцев. Как известно, придворная камарилья играет при самодержавном правительстве всегда^-большую роль, однако при Николае II значение ее было исключительно велико.
«У государя, — говорит вел. кн. Константин . Константинович, — несомненно есть склонность к тайным неизвестным путям, он нередко принимает у себя как бы тайно [...] разных лиц, чуждых чиновным людям’и администрации; через этих людей он иногда даже делает распоряжения. Бывает, что министры получают высочайшее повеление через каких-то неведомых личностей, нашедших доступ к государю».
В 1901 г. вел. кн. Николаем Николаевичем, страстным спиритом, был введен во дворец некий француз Филипп (по «образованию» — мясник, а по опыту работы — просто жулик, находившийся в неприязненных отношениях с парижской уголовной полицией)64. Филипп именовал себя оккультистом. Он «начал вызывать духов, и прежде всего тень его отца, Александра] III, который диктует своему сыну приказания относительно того, как следует управлять нашим бедным отечеством»65, — рассказывает в дневнике А. А. Половцов.
Обстановка, сложившаяся при дворе, методы управления страной свидетельствовали о глубоком кризисе самодержавия, о его нравственном разложении. В этом отношении большой интерес представляет рассказ вел. кн. Константина Константиновича о своей беседе с вел. кн. Николаем Михайловичем, происходившей в 1903 г.: «Он всегда довольно мрачно смотрел на жизнь; настоящее положение России представляется ему роковым; он ожидает от ближайшего будущего чрезвычайных событий. Я, — продолжает вел. кн. Константин Константинович, — не могу не согласиться с ним, что причина нашего нестроения — слабоволие государя и его бессознательное подчинение влияниям то одного, то другого, последний из докладывающих всегда прав», — с грустью заключает он.
П. А. Зайончковский
Другие новости и статьи
« Брусилов Алексей Алексеевич. 1853-1926 гг.
Запись создана: Понедельник, 3 Февраль 2025 в 17:59 и находится в рубриках После Крымской войны, После Русско-японской войны, Управление тылом.
метки: история, Николай II
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика