25 Февраль 2025

Гегельянская атмосфера 1850-х

oboznik.ru - К вопросу об истории создания переводов романа Л.Н. Толстого  «Анна Каренина» в англоязычных странах

#Толстой#отечество#литература

Вначале 1880-х в трактате «Так что же нам делать?» Толстой писал, что во времена его юности влияние Гегеля было всеобъемлющим (25:332). Поскольку о собственном неприятии Гегеля Толстой высказывался открыто, многие исследователи либо игнорировали возможность влияния этой атмосферы на раннее творчество Толстого, либо ограничивали это влияние тем, что понималось ими как гегельянский период в русской литературе, т. е. 1840-ми годами. 

Ряд советских исследователей, начиная с А. П. Скафтымова, признав влияние Гегеля на «Войну и мир» и изучив его, заново поставил вопрос о роли Гегеля в развитии мировоззрения Толстого предшествующего десятилетия. Поэтому гегелевскую реминисценцию в «Так что же нам делать?» Скафтымов относит к 1850-м годам, подчеркивая, что «ближайшими собеседниками молодого Толстого по общим вопросам мировоззрения в ту пору были гегельянцы: Б. Чичерин, В. Боткин, А. Дружинин, Ю. Самарин (тогда гегельянец), К. Аксаков». 

Все мыслящие русские в 1850-е были детьми гегельянских сороковых. Именно тогда Иван Киреевский отметил, что знал несколько сот русских гегельянцев, из которых только трое действительно читали Гегеля. Фактически нигде, кроме России, гегельянская традиция не была столь непрерывной, и многие идеи философа, оторвавшись отличности своего основоположника, стали частью русской философской культуры. Принципиальными среди них были идеи диалектики и единства и связанное с ними понятие о том, что истина есть сплав реального и идеального.

Анализ и синтез стали в России теми взаимозависимыми методами, которые и открывали возможность достижения истины, понимаемой в конкретном, гегелевском, смысле. Анализ подразумевал рассечение при помощи критического разума целостной реальности на простые части, тогда как синтез означал воссоздание подвергшейся разложению реальности в соответствии с идеальными нормами — воссоздание истины. Д. Чижевский подчеркивает, что жажда синтеза или «целостности», по определению В. Зеньковского, была свойственна русским мыслителям и до Гегеля. 

Все они — и Толстой в их числе — искали синтеза как морального ориентира. Если бы даже искомый синтез и не был предложен Гегелем, его философия в целом отвечала потребности в нем. Гегелевская мысль дала если не содержание, то ту структуру, в соответствии с которой в дальнейшем современники Толстого, да и он сам, воспринимали толстовские произведения. В 1850-е годы, когда Толстой начинал свою писательскую деятельность, русская литературная критика уже вполне усвоила категории и метод гегелевской философии, чему немало способствовала деятельность В. Г. Белинского в предшествующее десятилетие. 

Главное русло русской критики (включая и социалистический реализм), берет начало в гегельянстве Белинского, в так называемой органической эстетике. «Органическое» художественное произведение стало каноническим для русской литературы: «Органическая модель произведения искусства, как она отражена критическим методом Белинского, дуальна: произведение искусства воспринимается как реализация идеи или сплав “идеального” и “реального”». Весь художественный материал внутри определенного произведения, будь то форма или содержание, составляет «организм», в котором находит воплощение изначальная идея автора. Детали, возникающие как результат анализа, в конце концов должны объединиться в синтезе, который и дает им жизнь. Даже открытые противники Гегеля в 1850-е скорее реинтерпретировали его терминологию, нежели отвергали ее.

Искусство и мысль Толстого 1847—1880

ДОННА ТАССИНГ ОРВИН

Влияние философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля на Толстого

Лев Николаевич Толстой, один из крупнейших русских писателей, был глубоко заинтересован философскими вопросами, особенно в контексте человеческой жизни, морали и существования. Влияние философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля на Толстого можно рассматривать в нескольких аспектах.

Таким образом, хотя влияние Гегеля на толстовское мировоззрение не является прямым или однозначным, его философия, безусловно, создала определенный контекст, в рамках которого Толстой формулировал свои идеи и взгляды на жизнь, общество и мораль.

Критика и переосмысление: Несмотря на влияние Гегеля, Толстой был критически настроен по отношению к традиционным философским системам и искал более простые и практические ответы на сложные вопросы жизни. Его взгляды на религию, этику и человеческие отношения часто противоречили философским системам, включая гегелевскую.

Социальные и исторические процессы: Гегель рассматривал историю как процесс, в котором каждая эпоха и культура вносят вклад в общее развитие человечества. Это представление могло повлиять на Толстого, который уделял внимание историческому контексту и изучал, как отдельные личности и события вписываются в более широкий исторический процесс.

Этика и мораль: Гегель подчеркивал важность этики и моральных норм в организации общества. Толстой, который в какой-то момент своей жизни стал проповедником нравственных принципов и изучал вопросы о смысле жизни и душевном спокойствии, мог быть вдохновлен гегелевскими концепциями о свободе и самосознании.

Диалектика и синтез: Гегельская диалектика, абстрактная концепция, которая описывает процесс развития путем противоречий и их разрешения, возможно, повлияла на подход Толстого к жизни и литературе. Толстой, хотя и не принимал гегелевскую философию в ее традиционном понимании, мог использовать диалектические идеи для анализа конфликтов в своих произведениях, таких как “Война и мир”.

Гегелевская философия

Гегелевская философия охватывает множество тем и направлений, но можно выделить несколько ключевых аспектов, которые являются основными направлениями его философской системы:

Эти направления взаимосвязаны и образуют целостную систему, отражающую взгляд Гегеля на развитие человеческого разума, истории и культуры.

Эстетика: Гегель также занимался философией искусства, считая его высшей формой самовыражения духа. В своем “Эстетическом очерке” он анализирует различные виды искусства и их роль в формировании чувствительности и разума.

Этика и право: В своих работах о праве и морали Гегель подчеркивает важность общества и государства в формировании свободы индивида. Он развивает права категории, такие как семья, гражданское общество и государство, каждый из которых представляет собой уровни реализации свободы.

Феноменология духа: В своей работе “Феноменология духа” Гегель описывает путь развития сознания от чувственного восприятия к абсолютному знанию, используя различные формы самосознания, такие как «раб и хозяин», а также идеи о свободе и ответственности.

Объективный идеализм: Гегель был представителем объективного идеализма, который утверждает, что реальность истина и является результатом духовного процесса. Он считал, что мир и разум взаимосвязаны, и что разум может познать мир через концепции и идеи.

История: Гегель рассматривал историю как процесс самосознания духа, который движется к своей полной реализации. Для него история имела направление и смысл, а человечество развивалось через различные этапы, достигая все более высоких форм свободы и самосознания.

Диалектика: Одним из центральных понятий гегелевской философии является диалектика. Гегель разработал метод диалектического мышления, который основан на движении от тезиса и антитезиса к синтезу. Он считал, что развитие идей, истории и действительности происходит через противоречия и их разрешение.

Гегельянство в творчестве Виссариона Григорьевича Белинского

Гегельянство в творчестве Виссариона Григорьевича Белинского, русского литературного критика и философа, представляет собой интересный синтез идей немецкой классической философии, в частности философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, и российской культурной ситуации первой половины XIX века.

Белинский, как один из первых русских критиков, осознал значимость гегельянской философии для понимания не только литературы, но и процесса общества в целом. Для него Гегель стал образцом научного подхода к анализу и интерпретации художественного произведения как отражения социальных и исторических условий.

В своих работах Белинский активно применял идеи диалектического метода Гегеля, подчеркивая необходимость учета противоречий в развитии искусства и общества. Он рассматривал художественное произведение как результат взаимодействия различных исторических, социальных и культурных сил, что делало его анализ более глубоким и многомерным.

Основные идеи Белинского, связанные с гегельянством:

Таким образом, гегельянство оказало значительное влияние на формирование критического подхода Белинского, что позволило ему создать основательную теорию о месте искусства и литературы в жизни общества. Его работы стали важным этапом в развитии русской критической мысли и подготовили почву для дальнейших обсуждений о роли литературы в общественной жизни.

Идея абсолютного духа: Влияние гегельянства на Белинского также было выражено в его представлениях о том, что литература и искусство являются проявлением абсолютного духа, который через искусство постигает сам себя.

Социальная функция искусства: Искусство, по мнению Белинского, не может существовать вне общества. Оно должно отражать его проблемы и противоречия, помогая обществу осознать свои недостатки и двигаться к прогрессу.

Эволюция искусства: По Белинскому искусство развивается в соответствии с историческими условиями, и каждый период имеет свои характеристики и специфику. Он подчеркивал, что формы искусства изменяются, а их содержание всегда зависит от общественного контекста.

Другие новости и статьи

« Русские дворяне XVII века — служба длиною в жизнь

Прусская армия: железная дисциплина и цена могущества »

Запись создана: Вторник, 25 Февраль 2025 в 17:03 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика