Провал расширенной программы строительства ВВС
Вопреки всем планам летом и осенью 1941 года ВВС не удалось получить запланированного количества самолетов. Среднемесячное производство истребителей, самолетовразведчиков, бомбардировщиков, учебных и транспортных самолетов составило только 1150 машин. Расширенная программа строительства самолетов, известная под названием «Эльхпрограмма», предусматривала производство около 2400 машин ежемесячно, но, как показали данные на середину августа, была невыполнима.
Для производства самолетов не хватало 120 тыс. специалистов, а также такого сырья, как магний, алюминий, железо и сталь. 20 августа были установлены плановые квоты поставок истребителей, бомбардировщиков и самолетовразведчиков на период с августа 1941 года по апрель 1942 года. Намечался рост среднемесячного производства, а общее количество самолетов должно было составить 5569. Вследствие нехватки сырья уже в конце октября плановая цифра на первые месяцы 1942 года была снижена. И все же командование ВВС добивалось увеличения производства самолетов, для чего в 1942 году в авиационную промышленность предлагалось передать дополнительно от 600 тыс. до 1 млн рабочих.
Гитлер утвердил эту программу, не зная при этом, откуда можно было взять этих рабочих, необходимое сырье и производственные мощности, если победа над Россией еще не была достигнута. Он попрежнему был убежден, что для осуществления второго этапа его программы необходимы мощные военновоздушные силы и для этого нужно установить абсолютный приоритет для авиационной промышленности. В ходе беседы генерала Томаса с генералфельдмаршалом Эрхардом Мильхом 22 октября по вопросам осуществления «программы Геринга», которая определяла задачи авиационной промышленности до 1944 года, были обсуждены прогнозы на производство самолетов на последующие месяцы.
Мильх не видел особых трудностей в осуществлении этой программы, если не считать некоторой нехватки алюминия и хрома. Он надеялся путем рационализации производства на американский манер и путем улучшения работы заводов обеспечить повышение уровня производства при том же количестве рабочей силы, сырья и тех же производственных мощностях. Мильх считал, что промышленность должна покончить со старыми методами производства, и указывал, что на 75 % предприятий работа ведется допотопными способами, а главное, отсутствует конкуренция. Специалисты военновоздушных сил считали, что при соответствующей перестройке промышленности имеется возможность увеличить производство на 25 %.
Мильх же утверждал, что рост может составить 40 %. Правда, он, как и Томас, видел политические, экономические и социальные трудности осуществления новой концепции авиационного производства, но считал, что они могут быть в будущем быстро преодолены. И всетаки перестройка не могла проводиться быстро, а значит, не могло быстро повышаться и само производство. В этой беседе с Томасом Мильх не стал проводить детальный анализ положения с сырьем, а строил только какието глобальные прогнозы. Вместе с тем в программе распределения сырья на 1942 год планировалось увеличение поставок ВВС алюминия при одновременном сокращении поставок меди, свинца, цинка и хрома. В документе под названием «Предпосылки для осуществления программы Геринга» от 10 ноября 1941 года командование ВВС признало, что в настоящих условиях, если не будет определенного увеличения квоты сырья и рабочей силы, программу во всех ее звеньях, в том числе и в области производства зенитных орудий и боеприпасов, придется сократить.
Генерал-фельдмаршал Мильх детально указал в этом документе на причины, приведшие к негативным выводам. 95 «Уже сегодня нельзя не видеть, что дополнительная потребность в специальных станках для производства коленчатых валов не может быть удовлетворена, а это не дает возможности увеличить поставку самолетов по программе на 1942 год». Но не только увеличение поставок самолетов было невозможно, ставилась под сомнение возможность выполнения программы в целом. Основанием для этих сомнений являлась нехватка сырья. Для выполнения программы Геринга в первые месяцы 1942 года следовало исходить из ежемесячной потребности в 18 тыс. т алюминия (то есть 52 % всего производимого алюминия), а в конце 1942 года даже в 22 700 т (то есть 54 %). Этого количества могло хватить только на производство самолетов, но не для выполнения всей программы строительства ВВС. В связи с нехваткой алюминия ОКВ уменьшило объем поставок на четвертый квартал 1941 года, а поэтому возник вопрос, можно ли вообще за счет сокращения поставок сухопутным войскам и военноморскому флоту выделить для ВВС такое количество алюминия, которого хватило бы на самолеты.
Так как в первом квартале 1942 года предполагалось сократить поставки меди на 30 % по сравнению с ранее предусмотренным количеством, медь стала также дефицитным сырьем. Но сильнее всего ощущалась нехватка хрома. В связи с этим потребности сталелитейных заводов, выполнявших заказы по программе ВВС, могли быть удовлетворены только на 90 %. Но это означало, что поддержание производства самолетов даже на прежнем уровне невозможно.
Что касается расширенной программы строительства ВВС в целом, то и ее выполнение было сомнительно без увеличения квот сырья, выделяемого авиационной промышленности,, и пополнения предприятий рабочей силой. Количество сырья, которым мог располагать германский рейх, становилось впоследствии не больше, а меньше, так как накопленные резервы были израсходованы, а получение новых запасов было невозможно. При рассмотрении возможностей выполнить программу Геринга совершенно не были учтены данные о потерях ВВС на фронте, хотя в ноябре понадобилось все произведенные авиационной промышленностью самолеты направить на Восточный фронт для частично 96 го восполнения больших потерь.
Создать резерв самолетов для программы на период после «Барбароссы» было уже невозможно. Военновоздушные силы Германии начали кампанию на Востоке, имея 2500 самолетов. Сохранялась надежда, что авиационные соединения должны будут оставаться на Восточном фронте только короткое время. Предполагалось, что они быстро покончат с русской авиацией, а затем их можно будет перебросить снова на Запад для действий против Англии. Эта идея боевого использования военновоздушных сил нашла свое отражение в директиве № 21 «План "Барбаросса"» от 18 декабря 1940 года. В ней говорилось: «Задача военновоздушных сил — высвободить такие силы для поддержки сухопутных войск при проведении восточной кампании, чтобы можно было рассчитывать на быстрое завершение наземных операций… Однако такое сосредоточение усилий ВВС на Востоке должно быть ограничено требованием, чтобы все театры военных действий и районы размещения нашей военной промышленности были надежно прикрыты от налетов авиации противника и чтобы наступательные действия против Англии, особенно против ее морских коммуникаций, отнюдь не ослабевали».
Но боевые действия в России вынуждали усиливать применение авиации, в связи с чем быстро росли и потери. К тому времени, когда Милъх констатировал, что программа Геринга неосуществима, потери немецких ВВС составили уже 5180 боевых самолетов, в том числе 2966 машин, уничтоженных на аэродромах и сбитых в бою. В период с 22 июня по 10 ноября 1941 года для восполнения этих потерь на фронт было поставлено 5124 самолета. Резерв ВВС составляли на 10 ноября только 40 самолетовразведчиков, а других типов самолетов не было совсем.
Это касалось прежде всего истребителей, потери в которых на Восточном фронте до 31 октября составили 1527 машин, в то время как в период с июля по октябрь было произведено всего 1079 истребителей. Из этого совершенно ясно, что создание резерва самолетов для последующих операций было невозможно.
Текущего производства не хватало даже на покрытие потерь в самолетах на фронте. Поэтому можно, подводя итоги, констатировать, что в конце октября осуществление одного из главных 97 военных факторов, обеспечивавших проведение операций по плану на период после «Барбароссы», а именно — строительство сверхмощных военновоздушных сил, было больше невозможно.
К. Рейнгардт. Поворот под Москвой.
См. также
Цели Гитлера и мероприятия по проведению русской кампании
Операция “Тайфун”: подготовка немецких войск
Другие новости и статьи
« Почти половина ВВС охвачено приказом № 400
Наркомовский обоз (о фронтовых «100 граммах») - часть 1 »
Запись создана: Воскресенье, 15 Май 2011 в 19:04 и находится в рубриках Вторая мировая война.
метки: мильх, ввс, геринг, строительство
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика