Способы выявления хищений денежных средств, совершаемых должностными лицами воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации



Способы выявления хищений денежных средств, совершаемых должностными лицами воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации

oboznik.ru - Способы выявления хищений денежных средств, совершаемых должностными лицами воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации

В последние годы в научных исследованиях в связи с изучением природы коррупционных проявлений и разработкой мероприятий по противодействию коррупционным правонарушениям в Вооруженных Силах Российской Федерации большое место отводится разработке общей характеристики хищений денежных средств, совершаемых должностными лицами воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, которая вооружает командование, органы военного управления, сотрудников органов военной прокуратуры и следователей военных следственных органов информацией о методах выявления источников хищений денежных средств, позволяет спланировать работу по противодействию хищениям денежных средств и устранению обстоятельств, способствующих совершению хищений.

Применительно к хищениям денежных средств в воинской части, совершаемым должностными лицами, важнейшими для успеха расследования составными элементами криминалистической характеристики будут:
а) виды и способы хищений денежных средств;
б) обстоятельства, влияющие на выбор способа хищения денежных средств расхитителями;
в) характеристика личности преступника;
г) наличие у преступника статуса должностного лица.

Следственной практике известны два основных вида хищений денежных средств: учтенных и неучтенных по документам.

В свою очередь, выделяются три вида хищений учтенных денежных средств:
1) хищение денежных средств при начислении и выплате денежного довольствия военнослужащим, заработной платы работникам и других выплат;
2) хищение денежных средств, предназначенных для приобретения материальных ценностей;
3) хищение денежных средств, предназначенных для перечисления по принадлежности через счета в учреждениях Банка России и органах федерального казначейства.
Хищения денежных средств при начислении и выплате денежного довольствия, зарплаты и других выплат осуществляются следующими способами:
а) необоснованно начисляется денежное довольствие военнослужащим, а затем излишне начисленные суммы изымаются и присваиваются. Так, например, в раздаточную ведомость вместо вакантных должностей вписываются вымышленные фамилии, подписи за получение денег подделываются начальником финансовой службы либо другим лицом по его просьбе. Возможно и так, что включенные в раздаточную ведомость подставные лица сами получают денежные средства под роспись у должностного лица финансовой службы, который в хищении может и не участвовать. Полученные таким образом денежные средства они полностью или частично передают организатору хищения.
В целях сокрытия хищения, совершаемого путем включения вымышленных фамилий офицеров, прапорщиков и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в раздаточные ведомости, расхитители прилагают к ведомостям вторичные контрольные документы - контрольные талоны из расчетных книжек, на основании которых производится выплата денежного довольствия конкретному военнослужащему. Контрольные талоны являются документами строгого учета и поэтому могут похищаться по договоренности с лицом, ответственным за их выдачу в довольствующем финансовом органе, либо "утрачиваются" кем-либо из расхитителей. Возможны такие случаи использования контрольных талонов из расчетных книжек уволенных в запас военнослужащих или талонов из обревизованных дел.

При включении в раздаточные ведомости фамилий вымышленных военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, приложения контрольных талонов к раздаточным ведомостям не требуется. Поэтому отсутствие контрольных талонов в значительной степени облегчает совершение хищения денежных средств указанным способом;
б) с ведома конкретных военнослужащих в раздаточных ведомостях завышаются суммы должностных окладов, окладов по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет, надбавки за квалификацию, боевое дежурство, ученую степень и ученое звание и др. Такие начисления выплачиваются этим лицам, а они за соответствующее вознаграждение передают их организатору хищения.

Хищения денежных средств указанным способом совершаются, например, путем завышения выплат водолазам за спуски под воду, десантникам за прыжки с парашютом, военнослужащим офицерского состава, прапорщикам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, полевых денег за время пребывания их в лагерях, а военнообязанным запаса суточных денег, когда они фактически там не находились или находились меньше времени.
Хищения указанными способами могут совершаться как с ведома лиц, которым начисляются суммы, - тогда они сами расписываются в раздаточных ведомостях за получение денег, так и без их участия, - тогда расхитители должны подделывать подписи в раздаточных ведомостях;
в) завышаются итоги в раздаточных ведомостях при суммировании денег, подлежащих выплате. При этом, фактически выплаченная сумма оказывается меньше, чем сумма, полученная в итоге раздаточной ведомости. Разница между итогом и фактически выплаченной суммой по раздаточной ведомости присваивается расхитителями.
Хищения неучтенных денежных средств, так же как и учтенных, могут быть трех видов:
1. Хищение денежных средств, подлежащих оприходованию на определенные параграфы и статьи сметы Министерства обороны Российской Федерации, при поступлении в воинскую часть.
2. Хищение денежных средств, подлежащих оприходованию на определенные виды внебюджетных средств.
3. Хищение денежных средств, подлежащих оприходованию на определенные виды переходящих сумм.
К средствам, подлежащим оприходованию на определенные параграфы и статьи сметы Министерства обороны Российской Федерации, относятся возвратные подотчетные суммы, которые отдельные финансовые работники воинской части получают от подотчетных лиц, не оприходуют их полностью или частично по денежному журналу и книге подотчетных сумм и присваивают. При этом, квитанция о принятии подотчетной суммы либо не выдается совсем, либо в копии, а также в авансовый отчет подотчетного лица вносятся подлоги. Такой способ хищения может совершаться как в соучастии с подотчетным лицом, так и самостоятельно работниками финансовой службы.
Аналогично могут похищаться денежные средства, вырученные воинской частью при продаже генералам, офицерам, прапорщикам и т.д. продовольствия, а также денежные средства, получаемые за оказание медицинской помощи населению и подлежащие оприходованию.
К денежным средствам, подлежащим оприходованию на определенные виды внебюджетных средств, относятся средства, поступающие за игру воинских оркестров, от подсобных предприятий, от родителей на содержание детей в детских яслях, садах, пионерских лагерях, за пользование жилым фондом воинской части и т.д.

Расхитители заранее создают резервы денежных средств для последующего хищения. Это делается при планировании внебюджетных средств воинской части. В приходной части годовых смет-расчетов указываются заведомо заниженные суммы предстоящих поступлений, а затем суммы, превышающие плановые, не оприходуются по учетным документам и присваиваются.

Конкретно механизм преступных действий расхитителей может быть следующим. Как известно, финансирование детских учреждений (ясли, сады, детские дома отдыха) осуществляется из двух источников: взносы родителей и дотация довольствующего органа. Расхитители при планировании на последующий период превышают необходимую сумму дотации по соответствующей статье и уменьшают поступление взносов от родителей. Часть необоснованно истребуемой суммы финансирования изымается и присваивается, а поступившие взносы от родителей сверх плана, как уже было сказано, не оприходуются и также присваиваются. В этих целях вносятся материальные подлоги в квитанции, в которых указывается меньшая сумма по сравнению с поступившей от родителей фактически.
Расхитители обычно действуют в группе, используя для сокрытия хищения нерегулярность посещения детьми детских учреждений. В целях сокрытия хищения фабрикуются также справки о доходе родителей, вносятся соответствующие изменения в книгу учета детей детского сада, в табель ежедневной посещаемости детей.
Хищение денежных средств, поступающих за пользование жилыми фондами, осуществляется также путем их неоприходования и выдачи недостоверных квитанций плательщикам.
Хищение денежных средств, подлежащих оприходованию на определенные виды переходящих сумм, таких как налоги и другие поступления для перечисления по принадлежности, осуществляется путем внесения подлогов в расходные ведомости, в которых уменьшаются фактически взысканные суммы по налогам и сборам и соответственно уменьшаются общие итоги суммы налогов в раздаточных ведомостях, а затем в денежном журнале фиксируется меньшая сумма по налогам и сборам и большая сумма выплаченной зарплаты и денежного довольствия. Часть средств, поступающих в возмещение причиненного материального ущерба, расхитители похищают путем уменьшения денежных сумм в книге взысканий и начетов, а при получении их от виновных в полном размере вносят подлоги в квитанции.
Анализ уголовных дел, расследованных в районах вооруженных конфликтов, контртеррористических операций за последние несколько лет, позволяет сделать вывод о том, что основными видами хищений денежных средств, совершаемых должностными лицами воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации в районах вооруженного конфликта, в зависимости от способа хищения были следующие:
1) получение должностным лицом денежных средств путем обмана за сокрытие перед правоохранительными органами, вышестоящим командованием проступка (преступления), совершенного военнослужащим.
Так, С., являясь должностным лицом, будучи по роду служебной деятельности осведомленным об опоздании лейтенанта Б. из отпуска, решил обманным путем получить от последнего денежные средства в сумме 60 000 руб. якобы за решение в военной прокуратуре вопроса о прекращении в отношении его уголовного преследования, которое в действительности не осуществлялось*(1);
2) внесение должностным лицом инженерно-саперных подразделений, подразделений, выполняющих инженерно-саперные (минно-взрывные) работы, заведомо ложных сведений в обосновывающие документы - акты о результатах выполненных работ по обнаружению и обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов.
В соответствии с приказами командира воинской части на территории Гудермесского района Чеченской Республики, а также на территории "винхоз Барт" и "винхоз Кошкельдинский" инженерно-саперной группы, возглавляемой подполковником М., было обнаружено и уничтожено 4 000 взрывоопасных предметов. В последующем подполковник М., преследуя корыстную заинтересованность - получение денежных средств за уничтожение боеприпасов, будучи должностным лицом, умышленно внес заведомо ложные сведения в обосновывающие документы - акты о результатах выполненных работ по обнаружению и обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов. На основании представленных актов М. в кассе войсковой части получил денежные средства, причитающиеся за уничтожение взрывоопасных предметов, которые присвоил себе, после чего распорядился ими по своему усмотрению;
3) хищение денежных средств, зачисленных на вкладные книжки военнослужащих путем предоставления в полевые учреждения Банка России, органы федерального казначейства подложных документов (доверенности и т.д.) в целях получения денежных средств, причитающихся этим военнослужащим.
В результате указанных действий воинской части причиняется крупный ущерб, поскольку образуется задолженность по выплатам данным военнослужащим и военнослужащим, уволенным с военной службы, по чьим вкладным книжкам были получены денежные средства.
Так, капитан П. при помощи неустановленных следствием лиц оформил у старшего нотариуса Надтеречной ГНК А. фиктивную доверенность на получение от имени военнослужащих его части - К., М., У. и У. денег по их вкладным книжкам, после чего, действуя с определенной ему М. ролью, по полученной от П. фиктивно нотариально заверенной доверенности получил в полевом учреждении Банка России денежные средства, причитающиеся этим военнослужащим*(2).
Производство по делам указанной категории зачастую приостанавливается в связи с неустановлением лица, совершившего преступление, производством оперативно-розыскных мероприятий;
4) хищение денежных средств из касс воинских частей и комендатур путем составления ведомостей на выплату денежной компенсации за санаторно-курортное лечение на основании соответствующих медицинских справок на военнослужащих, которые уволены в запас.
В период с апреля по сентябрь 2003 г. врио помощника командира по финансово-экономической работе капитан Р., вступив в преступный сговор с полковником Ф. и действуя по предварительному сговору, при пособничестве помощника военного коменданта КТГ (комендантской тактической группы) и фельдшера, в период с апреля по сентябрь 2003 г. совершил 10 эпизодов хищений денежных средств на общую сумму 985 893 руб. 20 коп. из касс военной комендатуры Старопромысловского района г. Грозного и КТГ путем составления ведомостей по выплатам денежной компенсации за неиспользованное военнослужащими комендатуры и группы санаторно-курортное лечение и включения в указанные ведомости военнослужащих, уволенных в запас;
5) хищение денежных средств посредством получения неположенных денежных сумм за участие в контртеррористических операциях путем представления в суды исковых заявлений о взыскании денежных средств за участие в контртеррористических операциях по фиктивным документам. В последующем суды выносили неправосудные решения о взыскании выплат за участие в контртеррористических операциях.
7 июля 2005 г. были удовлетворены исковые требования прапорщика М., а также его жены, М., о взыскании с войсковой части денежного вознаграждения в размере 250 794 руб. 36 коп. за участие в контртеррористических операциях. В период прохождения военной службы прапорщиком М. на основании приказа командира части о фактическом участии в проведении контртеррористических операций за период с марта 2002 г. по сентябрь 2005 г. включительно в кассе части было получено денежное вознаграждение в размере 150 614 руб. 82 коп.
В октябре 2005 г. М., имея умысел на хищение денежных средств путем мошенничества, подготовил и представил в Ленинский районный суд г. Владикавказа исковые заявления от своего имени и имени своей жены М. о повторном взыскании с войсковой части денежных средств за участие в контртеррористических операциях за весь период их службы. Факт получения денежного вознаграждения по предыдущему решению суда М. скрыл, не указав его в исковых заявлениях.
Хищения денежных средств, предназначенных для различных выплат, приравненных к денежному довольствию и зарплате, возможны при выплатах пособий по временной нетрудоспособности, подъемного пособия, выходного пособия военнослужащим при увольнении с военной службы, при оплате командировочных денег, премиальных сумм, вознаграждений за изобретения и рационализаторские предложения, пошивочных денег за обмундирование и т.п. Так, при выплатах пособия по временной нетрудоспособности оно начисляется повторно за один и тот же платежный период или же необоснованно увеличивается его размер. Известны случаи использования подложных и старых архивных листков нетрудоспособности, чтобы на основании их начислять и присваивать денежные средства. В раздаточных ведомостях за необоснованно начисленные денежные суммы обычно расписываются расхитители либо иные лица по их просьбе.
При хищении подъемного пособия, выплачиваемого при перемещении военнослужащего по службе с переездом в другую местность, расхитители повторно начисляют денежные суммы на имя военнослужащего или членов его семьи, которым подъемное пособие уже выплачено. Чтобы тщательно и надежно завуалировать совершенное присвоение производится полное документальное оформление повторной выдачи пособия первичными оправдательными документами. Расхитители под каким-либо предлогом вторично истребуют у военнослужащего справки о проживании совместно с ним жены, детей и иных родственников, являющиеся основанием для повторной выплаты подъемного пособия. Составляется раздаточная ведомость, подделывается подпись, а начисленные денежные средства присваиваются. Хищение возможно также с участием лица, которому повторно начисляется пособие.
Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате" от 27 декабря 2007 г. N 51 действия, состоящие в противоправном получении социальных выплат и пособий, денежных переводов, банковских вкладов или другого имущества на основании чужих личных или иных документов, подлежат квалификации по ст. 159 УК РФ как мошенничество путем обмана.
Если виновным указанные документы были предварительно похищены, то его действия должны быть дополнительно квалифицированы по ч. 1 ст. 325 УК РФ (если похищен официальный документ) либо по ч. 2 этой статьи (если похищен паспорт или иной важный личный документ).
Также как хищение чужого имущества в форме мошенничества надлежит оценивать действия, состоящие в получении социальных выплат и пособий, иных денежных выплат (например, предусмотренных законом компенсаций, страховых премий) или другого имущества путем представления в органы исполнительной власти, учреждения или организации, уполномоченные принимать соответствующие решения, заведомо ложных сведений о наличии обстоятельств, наступление которых, согласно закону, подзаконному акту и (или) договору, является условием для получения соответствующих выплат или иного имущества (в частности, о личности получателя, инвалидности, наличии иждивенцев, участии в боевых действиях, наступлении страхового случая), а также путем умолчания о прекращении оснований для получения указанных выплат*(3).

При хищении единовременного пособия, выплачиваемого военнослужащим при увольнении с военной службы, пособие может выплачиваться в меньшем размере либо начисляться лицу, которому это пособие при увольнении не положено. В случае если пособие выплачено в заниженном размере, в раздаточной ведомости фактически выплаченная сумма исправляется на сумму, которую положено было выплатить уволенному в запас военнослужащему либо составляется новая раздаточная ведомость.

Хищение может совершаться как в соучастии с лицом, которому начисляются денежные средства, так и без него. При хищении денежных средств, предназначенных для оплаты служебных командировок, расхитители прибегают к нескольким способам, например:
- оформляют подложные командировочные удостоверения, по которым начисляют и изымают деньги;
- вносят в подлинные предписания подлоги в сторону увеличения продолжительности командировки, составляют и пересоставляют авансовые отчеты на подотчетных лиц;
- одновременно оформляют несколько командировочных предписаний на одну командировку (на одно лицо).
Хищения денежных средств вышеуказанными способами могут совершаться начальником финансовой службы, бухгалтером и иными должностными лицами бухгалтерии. Если в хищении участвуют командированные лица, то они делают отметки в пунктах следования сразу на нескольких командировочных предписаниях.
Чаще расхитители изымают денежные средства, хранящиеся в денежном ящике (кассе) воинской части. В денежный журнал воинской части вносятся изменения, связанные с бездокументальной проводкой по графе денежного журнала "расход кассы". Хищение может производиться также путем бездокументального списания изъятой денежной суммы с денежного ящика в графу "подотчетные суммы" с соответствующей разноской в книге подотчетных сумм. Для вуалирования такого хищения расхитители производят дальнейшее запутывание учета в делах финансовой службы. Материально ответственное лицо, похитившее денежные средства, обычно объясняет образовавшуюся недостачу наличных денег как следствие кражи, халатного отношения к приему, хранению, выдаче денежных сумм. Иногда организуется поджог кассы или инсценировка хищения архива с документами.
При выявлении хищений наличных кассовых денежных средств в воинских частях необходимо учитывать следующее. Казначейское исполнение бюджета основывается на принципе единства кассы, что определяет безналичную форму бюджетных средств: они находятся на едином счете федерального бюджета в Банке России и учитываются на лицевых счетах воинских частей*(4). Наличные денежные средства воинские части получают с лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства*(5).
Для обеспечения воинских частей и учреждений наличными денежными средствами орган федерального казначейства получает в подразделении расчетной сети Центрального банка Российской Федерации, а в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций - в определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации кредитной организации, необходимое количество денежных чековых книжек для получения наличных денег со счета, открытого органу федерального казначейства в банке на балансовом счете N 40116 "Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям" (далее - счет органа федерального казначейства N 40116).
Таким образом, при выявлении фактов прямого изъятия денежных средств следует учитывать, что выдача наличных денег кредитными организациями, органами казначейства воинским частям производится только по именным денежным чекам, т.е., получить деньги из кредитной организации, органа казначейства могут только лица, на которых оформлен чек (начальник финансовой службы воинской части, казначей или другое лицо, на имя которого заполнен чек).
Указанные работники получают по чекам наличные деньги, но в кассу (денежный ящик) иногда их не сдают и не приходуют, т.е. эти деньги не учитываются по денежному журналу. Для сокрытия совершенного хищения расхитители уничтожают корешок чека, изменяют записи в денежном журнале, составляют подложные платежные поручения о якобы переведенных денежных средствах различным организациям, в доход государству и т.п. на сумму, равную сумме, полученной со счета в кредитной организации, органе казначейства, но неоприходованной. В итоге подобная операция по учету воинской части отражается в виде перечисления денег безналичным порядком соответствующим организациям или в учреждение Банка России, орган казначейства с тем, чтобы при ревизии финансовой службы воинской части третий экземпляр платежного поручения, хранящийся в делах части, соответствовал якобы законно произведенной операции.
Напротив, в отличие от хищения чужого имущества с использованием служебного положения злоупотребление должностными полномочиями из корыстной заинтересованности образуют такие деяния должностного лица, которые либо не связаны с изъятием чужого имущества (например, получение имущественной выгоды от использования имущества не по назначению), либо связаны с временным и (или) возмездным изъятием имущества.
Основным способом выявления хищений и злоупотреблений в финансовой службе воинской части является назначение документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности воинской части.
Ревизии и проверки проводятся начальниками финансовых инспекций, штатными инспекторами (ревизорами). Для проведения ревизий и проверок могут привлекаться другие должностные лица, имеющие достаточный практический опыт, хорошо знающие войсковое (корабельное) хозяйство, руководящие документы, регламентирующие хозяйственную деятельность. В этих случаях они выполняют обязанности штатных инспекторов (ревизоров) и пользуются правами, установленными для них.
К участию в ревизиях и проверках хозяйственной деятельности привлекаются члены внутренних проверочных комиссий и органов общественного контроля.
Основным методом проведения документальной ревизии является проверка законности и достоверности совершенных хозяйственных операций по подлинным учетным документам за весь период, прошедший с начала проведения предыдущей ревизии или за больший срок, установленный должностным лицом, назначившим ревизию, а также проверка соответствия наличия материальных средств учетным данным. На проверенных в процессе ревизии приходно-расходных документах обязательно ставится специальная печать (штамп) инспектора (ревизора).
Проверка законности и достоверности операций по службе производится в сочетании с проверкой фактического наличия материальных средств и бланков строгого учета, анализом целесообразности произведенных хозяйственных операций и общего состояния хозяйственной деятельности.

При необходимости законность и достоверность совершенных хозяйственных операций может быть установлена методом встречной проверки, когда операции, отраженные в документах воинской части (соединения, службы), сопоставляются с взаимосвязанными операциями поставщиков, вышестоящих органов управления или других воинских частей (соединений).
В целях более глубокой и всесторонней ревизии и проверки хозяйственной деятельности, объективной оценки степени обеспеченности ревизуемого органа управления объединения, соединения, воинской части, береговой базы, корабля, учреждения, военно-учебного заведения, предприятия и организации Министерства обороны Российской Федерации материальными средствами инспектор (ревизор) в начале ревизии (проверки) знакомится с особенностями их организационной структуры, условиями размещения и полнотой обеспеченности, а также планом хозяйственной деятельности, планом боевой подготовки, бюджетной сметой, сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности и отчетами об их исполнении, другими плановыми документами, регламентирующими хозяйственную деятельность.
При проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации организуется проверка по следующим вопросам:
- правильность составления и выполнения бюджетной сметы, сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности и полнота составления отчетов по их исполнению, планов по снижению издержек и др.; обоснованность установления и применения цен на промышленную продукцию, тарифов на перевозки и услуги, соблюдение действующего порядка ценообразования;
- правильность расходования денежных средств и материальных ценностей, законность их использования строго по целевому назначению; соблюдение экономии в расходовании средств, сокращение расходов, правильность расходования фондов заработной платы; соблюдение действующих схем должностных окладов;
- правильность, эффективность и целевой характер использования капитальных средств воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, выполнение заданий по вводу в действие мощностей и основных фондов;
- постановка контроля за сохранностью денежных средств, материальных ценностей, бланков строгой отчетности, в частности: правильность ведения складского хозяйства, осуществление необходимых мероприятий по предотвращению порчи, потерь и хищений денежных средств и материальных ценностей; своевременность и правильность проведения инвентаризации материальных ценностей и расчетов с учреждениями, организациями и отдельными лицами; правильность списания с баланса материальных ценностей;
- состояние собственных средств и правильность их использования; соответствие наличных запасов товарно-материальных ценностей установленным нормативам, соблюдение норм амортизационных отчислений, правильность использования амортизационного фонда; правильность образования специальных фондов; целесообразность и законность их использования;
- полнота и своевременность оплаты реализованной продукции, товаров, выполненных работ и услуг, выполнение договорных обязательств, постановка претензионной работы; своевременность и правильность расчетов с финансовыми органами по платежам в бюджет;
- соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, трудовой дисциплины;
- выполнение Положения о ведении кассовых операций и соблюдение кассовой дисциплины;
- правильность организации и ведения бюджетного учета и достоверность отчетных данных; применение передовых форм и методов бюджетного учета на основе широкого использования техники и средств механизации.
Основными методами проведения ревизий являются: фактическая проверка, документальная проверка и экономический анализ, осуществляемые в их взаимосвязи, а также встречная проверка.
В процессе ревизии указанные методы дополняются ознакомлением ревизующих на месте с состоянием и использованием зданий, вооружения и военной техники, медицинского и производственного оборудования, технологическим процессом, складским хозяйством, занятостью личного состава и т.д. В необходимых случаях лица, осуществляющие ревизию, должны требовать объяснения от отдельных военнослужащих и работников по вопросам, касающимся ревизии, а также при разборе жалоб и заявлений.
Задача фактической проверки заключается в том, чтобы проверить правильность денежной наличности, находящейся в кассе и у подотчетных лиц, имеющих наиболее значительные денежные и товарно-материальные ценности, а также наличие материальных ценностей, хранящихся на складах и в кладовых учреждений, предприятий, организаций. Проверка сохранности материальных ценностей осуществляется путем сличения фактического наличия этих ценностей с данными бюджетного учета и выведения результатов проверки.
Задача документальной проверки сводится к тому, чтобы проверить законность и хозяйственную целесообразность произведенных финансово-хозяйственных операций и правильность бюджетного учета на основании подлинных, надлежаще оформленных документов и записей в учетных регистрах.

Экономический анализ имеет своей задачей изучение состояния финансово-хозяйственной деятельности, выполнения планов и смет и определение оценки результатов деятельности воинской части, учреждения, предприятия и организации Министерства обороны Российской Федерации. Этот анализ осуществляется путем сопоставления фактических показателей с плановыми заданиями и сметными ассигнованиями, сличения фактических данных с нормами, проектными расчетами и т.п., а также путем изучения статей бухгалтерского баланса.
Фактическая проверка начинается с проверки денежной наличности в кассе. Она производится незамедлительно после предъявления руководителем ревизионной группы (ревизором) своих полномочий командиру войсковой части, руководителю ревизуемого учреждения, предприятия, организации. В начале ревизии с соблюдением фактора внезапности осуществляется проверка наличия товарно-материальных ценностей, находящихся у материально ответственных лиц на складах, в кладовых и у подотчетных лиц. При проверке этих средств и ценностей соблюдаются установленные правила проведения инвентаризации.
До проведения фактической проверки товарно-материальных ценностей выясняются все места их хранения и намечаются виды ценностей, подлежащие проверке. В первую очередь должны быть проверены те склады и кладовые и те ценности, учет которых запущен или которые давно не проверялись. Проверка производится при ревизии не по всей номенклатуре ценностей, а выборочно, в объеме по усмотрению руководителя ревизионной группы (ревизора), однако при этом непременно проверяется наличие дефицитных и дорогостоящих предметов и тех, по которым получены сигналы о злоупотреблениях.
На довольствующих складах, на торговых и снабженческих предприятиях и в организациях проверка производится по более широкой номенклатуре, а в необходимых случаях - всех ценностей, находящихся на складах или у подотчетных лиц.
Проверка наличия денег в кассе и ценностей на складе и в кладовой выполняется ревизующим в обязательном присутствии материально ответственного лица (кассира, заведующего складом, кладовщика и т.д.) и главного бухгалтера или другого заменяющего его бухгалтерского работника.
В случае необходимости для проведения проверки по требованию руководителя ревизионной группы (ревизора) приказом по учреждению, предприятию, организации создается инвентаризационная комиссия, которая под контролем ревизующих проводит проверку наличия всех ценностей, проверяет правильность выявленных результатов и свои заключения и предложения отражает в протоколе.
По всем излишкам и недостаткам, выявленным при фактической проверке, должны быть получены письменные объяснения от каждого материально ответственного лица в отдельности.
Выявленные при ревизии кассы излишки наличных денег должны быть немедленно оприходованы, а недостачи отнесены на счет кассира и в течение трех дней погашены. Квитанцию о погашении недостачи кассир обязан предъявить ревизору.
Выявление факта хищения денежных средств всегда следует связывать с установлением места совершения хищения. При этом, необходимо не только установить финансовый орган воинской части, где было совершено преступление, но и тщательно исследовать обстоятельства совершения всех эпизодов преступной деятельности в службах воинской части, на подсобных предприятиях, в продовольственной службе (прикухонном, подсобном хозяйстве) и в других структурных подразделениях. Эти обстоятельства помогают точнее определить круг лиц, причастных к совершению хищения, а также способ его совершения.
Основным при проведении проверки, ревизии или административного расследования является установление фактов хищения денежных средств, так как это не только связано с выяснением способа хищения, но и является, пожалуй, самым трудно выявляемым обстоятельством. Это обусловлено тем, что деятельность расхитителя, прежде всего, направлена на вуалирование преступного события, представление его в ином свете, чем оно есть на самом деле (как халатность, злоупотребление служебным положением, не связанное с хищением, и др.). При исследовании вопроса о времени совершения хищения важно установить, когда была совершена каждая преступная операция. Это позволяет определить, кто мог участвовать в конкретном эпизоде хищения денежных средств.
Установление времени совершения хищений необходимо также для выяснения вопроса о том, не было ли попустительства со стороны отдельных должностных лиц воинской части в совершении хищения. Для этого необходимо выяснять следующие вопросы:
- с какого времени командиру воинской части либо должностному лицу финансовой службы воинской части стало известно о хищении, сразу ли им было сообщено о факте хищения по команде или в военную прокуратуру;
- сколько времени прошло от совершения хищения до его обнаружения.
Важным средством подтверждения отдельных эпизодов преступной деятельности является установление характера действий расхитителей с точки зрения образования документальных следов (подлоги в финансовых документах, учетной документации и др.).
Событие преступления не может быть признано в полной мере исследованным без установления способа хищения. Нами уже рассматривался вопрос о том, как расхититель, выбирая тот или иной способ хищения, соотносит форму и характер своей деятельности с наличной обстановкой: своим должностным положением, характером финансово-хозяйственной деятельности воинской части, особенностями ее структуры, выполнением ею задач по боевой и воспитательной подготовке и др. Все эти обстоятельства имеют важное значение в процессе повседневной деятельности командования воинской части и внутрипроверочных комиссий по выявлению хищений в финансовых органах воинских частей, так как дают возможность уяснить весь комплекс обстоятельств, влияющих на действия расхитителей и обусловливающих выбор ими способа совершения хищения.
Важное значение придается установлению субъективных факторов, влияющих на способ совершения хищения. Такими факторами могут являться, например, знания в области компьютерной техники, что иногда обусловливает совершение хищения с преступным использованием методов механизированного учета.
Прежде всего следует выяснить условия финансово-хозяйственной деятельности воинской части и ее финансового хозяйства, способ совершения хищения, особенности структуры воинской части, семейную обстановку виновного, окружающую его среду и др. Затем исследуются характерологические особенности личности расхитителя, его мотивационно-потребностная сфера и их связь с совершенным хищением. В частности, необходимо:
а) исследовать качества личности расхитителя, способствовавшие совершению хищения, опыт работы, умение руководить и осуществлять возложенные на него функции, чувство ответственности, небрежность, халатность в выполнении служебного и воинского долга, пристрастие к употреблению спиртных напитков, желание выделиться из общей массы военнослужащих, жадность и стяжательство, иные отрицательные черты личности;
б) выяснить, чем объясняет должностное лицо обнаруженные у него недостачи, каковы мотивы его деяний (жадность, карьеризм, неопытность, низкая заработная плата, неправильно понятые интересы службы, материальные затруднения в семье, привычка к благополучию в жизни).
Кроме того, следует выяснить:
1) отношение расхитителя к содеянному, в связи с чем проверяются его доводы, в которых он приводит оправдывающие его факты;
2) в чью пользу были обращены результаты совершенной недостачи (незаконные выплаты премиальных сумм, оказание помощи посторонним лицам и т.п.), не скрывается ли здесь корыстный или какой-либо иной личный интерес.
В числе обстоятельств, характеризующих личность должностного лица - расхитителя, необходимо установить социально-демографические (анкетные) данные о личности: пол, возраст, образование, семейное положение, должность, воинское звание, наличие судимости, государственные награды, ученые и почетные звания, занятие выборных должностей, выслуга лет и т.п., а также:
- отношение должностного лица к выполнению своих служебных обязанностей (на сколько активно и добросовестно исполнял обязанности, относился халатно, небрежно, дорожил работой, с обязанностями справлялся и т. д.);
- отношение к общественной работе (относился формально, не принимал участия вообще, выполнял отдельные поручения, вел большую общественную работу, проявлял к ней большой интерес);
- взаимоотношения с командованием воинской части и сослуживцами (строго служебные, выполнял требования устава, в повседневной жизни доверительные, чуток к нуждам или напротив, построенные на недоверии к товарищам по работе, неприязненные, замкнут в себе);
- поведение должностного лица в коллективе, где он работал (не было ли с его стороны нарушений воинской дисциплины, появления в нетрезвом состоянии; совершение им аморальных поступков, нечестность, грубость, злоупотребления по службе или, напротив, выполнение служебных обязанностей и поведение было в целом положительным);
- поведение должностного лица в семье и быту, его связи и взаимоотношения (проводил время с женой и детьми, занимался воспитанием детей, вел домашнее хозяйство или, наоборот, дома практически не бывал, ночевал изредка, пропадал по нескольку дней, бил жену, детей не воспитывал, пьянствовал);
- общение с друзьями (на базе интересов: положительных - литература, искусство и т.п., отрицательных - употребление спиртных напитков, азартные игры, ведение разгульного образа жизни и т.д.);
- общение на профессиональной основе с лицом одной специальности, одинакового должностного и служебного положения, равного воинского звания, с вышестоящими должностными лицами - командиром воинской части, командиром вышестоящего соединения и другими "выгодными" людьми, совместное с ними времяпрепровождение - охота, рыбалка, иные формы;
- проявление черт характера (своенравие, беспринципность, корысть, жадность, стяжательство, властность, безволие, нечестность, рвачество, стремление выслужиться или, напротив, честность, добросовестность, принципиальность, рачительность к государственным средствам, бережливость и т.п.).
Установление причастности должностного лица к совершению хищения денежных средств в процессе внутрипроверочной деятельности тесно связано с выяснением мотивов и целей его деятельности. Для полноты и всесторонности установления такой причастности необходимо исследовать, наряду с другими, вопрос: являлась ли сложившаяся объективная обстановка способствующей совершению хищений и как она соотносилась с мировоззрением и мотивационно-потребностной сферой личности.

А.В. Коваль,
преподаватель кафедры криминалистики
Военного университета,
кандидат юридических наук

"Право в Вооруженных Силах", N 6, июнь 2010 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Архивные материалы Главной военной прокуратуры Российской Федерации за ноябрь 2007 г.
*(2) Архивные материалы Главной военной прокуратуры Российской Федерации за июнь 2005 г.
*(3) Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации 2008. N 2.
*(4) См.: ст. ст. 215.1, 216, 238, 243, 244 БК РФ; ст. 23 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями); пп. 2, 5 Руководства об особенностях организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации.
*(5) Руководство о финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации 2008 г. N 250дсп.


Другие новости и статьи

« Проблемы предупреждения воинской преступности

Как проводился отбор преподавательского состава для военных академий императорской России »

Запись создана: Четверг, 26 Май 2011 в 13:21 и находится в рубриках Новости, Современность, Финансовое.

Метки: , , ,



Плазмолифтинг
spa-akvamarin.ru

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы