18 Апрель 2020

Частые перемещения по службе и дефицит военных кадров были порождены не столько репрессиями, сколько техническим переоснащеннем. организационным совершенствованием и форсированным развертыванием новых частей и соединений Красной Армии

oboznik.ru - Частые перемещения по службе и дефицит военных кадров были порождены не столько репрессиями, сколько техническим переоснащеннем. организационным совершенствованием и форсированным развертыванием новых частей и соединений Красной Армии

#дивизион#кадры#история

Как отмечает Ю. А. Горьков. именно это привело к частым перемещениям офицеров на новые должности. Как показывают материалы Наркомата обороны, этот процесс нарастал как минимум с 1935 г.. когда начался перевод советских вооруженных сил на кадровую систему комплектования. При этом основные организационные мероприятия пришлись на 1937-1938 гг.

Именно в этом время завершился перевод стрелковых войск на кадровую систему. в 1938 г. было осуществлено переформирование бронетанковых войск, в которых вместо моторизованных создавались оснащенные большим числом боевых машин танковые корпуса и бригады. К началу 1939 г. в Красной Армии имелось 4 танковых корпуса. 24 отдельные легкие. 4 тяжелые и 3 химические танковые бригады.

В 1939 г. в Красной Армии было развернуто 4 фронтовых. 8 армейских управлений. 19 управлений стрелковых корпусов. 111 стрелковых дивизий. 16 танковых бригад. 12 запасных стрелковых бригад. 42 военных училища. 52 курса усовершенствования начсостава запаса. 85 запасных полков. 137 отдельных батальонов (дивизионов) и значительное число тыловых и санитарных учреждений. Только эти мероприятия потребовали привлечения 117 188 человек начсостава (40. 8% к численности начсостава на 1 января 1939 г. ).

Во время войны с Финляндией общая численность офицерского корпуса еще более возросла, составив к 1 апреля 490 640 человек32. После частичных демобилизаций в мае-июне 1940 г. штатная численность комсостава вновь несколько снизилась. Однако во второй половине 1940 - первой половине 1941 г. было сформировано 18 управлений армий. 16 управлений стрелковых корпусов. 29 управлений механизированных корпусов. 5 управлений воздушно-десантных корпусов. 86 стрелковых. 61 танковая. 31 моторизованная дивизии. 16 воздушно-десантных бригад. 10 противотанковых артиллерийских бригад и т. д. Были полностью переформированы на дивизионную структуру ВВС и продолжалось развертывание новых авиаполков.

Естественно, столь широкомасштабный процесс создания новых воинских формирований не позволил решить проблему дефицита военных кадров. По данным В. П. Бородина, некомплект комсостава изменялся следующим образом: 1935 г. - 17. 9%. 1936 г. - 18, 7. 1937 г. - 21. 7. 1938 г. - 34. 4. 1939 г. - 31. 6. 1940 г. - 19. 7. 1 января 1941 г. - 13%. При том. что только за 1938-1940 гг. армия получила 271. 5 тыс. офицеров4, подобный дефицит нельзя объяснить ничем иным. Проанализировав расходы на содержание армии и флота. В. И. Ивкин пришел к выводу, что «Красная Армия была "отягощена" средним, старшим и высшим командно-начальствующим составом», составлявшим 15. 5% штатной и 13. 3% списочной численности советских Вооруженных Сил.

Другими словами, в Красной Армии 1 офицер приходился на 6 солдат и сержантов, тогда как в английской армии этот показатель был равен 1: 15. в японской - 1: 19. во французской - 1: 22, а в вермахте - 1: 2935. Дальнейшее изучение этого аспекта поможет прояснить вопрос о реальной нехватке комсостава в РККА.

Оценивая репрессии. Д. М. Проэктор высказал наиболее распространенную точку зрения: "это был удар, который подорвал Вооруженные Силы страны перед самой войной. Новые неопытные, малоподготовленные «выдвиженцы» должны были осваивать все сначала. На их плечи легла непосильная задача подготовки к войне… " Ему вторит Л. М. Спирин, который отметил, что в результате репрессий "Красная Армия лишилась подготовленного командного состава и прежде всего его высшего звена, сильно затормозилось развитие военной науки".

А. Филиппов оспаривает версию об устранении наиболее опытных офицеров, отмечая, что они в лучшем случае имели опыт Гражданской войны, а служба в территориально-кадровой Красной Армии 20-х — начала 30-х гг. вряд ли способствовала получению опыта современной войны. По его мнению, подготовленные в стенах Академии Генерального штаба командиры и штабные работники высшего звена были "грамотной, перспективной когортой высшего комсостава, достойно восполнившей потерю репрессированных высших командиров-практиков". Ю. Ю. Юмашева считает, что "высший командный состав Советских Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны представлял собой новую, молодую (средний возраст 43 года), созданную и воспитанную за годы советской власти высокопрофессиональную военную элиту, занявшую руководящее положение в военной сфере в конце 30-х гг.

В это время на командные должности в РККА пришли не "зеленые лейтенанты" (как утверждает общепринятая точка зрения), а опытные (хотя и молодые) военачальники"3 . Наличие диаметрально противоположных оценок свидетельствует прежде всего о слабой изученности этой проблемы, об отсутствии у исследователей четких критериев для выводов и доступного документального материала для изучения.

Популярным мотивом историографии являются утверждения о наличии к 1 января 1941 г. 12. 4% комсостава, не имевшего военного образования. Авторы новейшего обобщающего труда по истории войны отмечают, что в сухопутных войсках было 15. 9% офицеров, не имевших военного образования. Однако В. П. Бородин указывает, что большая часть этих офицеров находилась на политических, военно-хозяйственных, административных и военно- юридических должностях, а командные должности занимали лишь 4% из них. Причем на должностях от командира батальона до командира корпуса таковых было всего 0. 1%40. Данные, приводимые В. Д. Даниловым, показывают, что. несмотря на расширение сети военно- учебных заведений, значительно повысить образовательный уровень комсостава не удалось, так как в условиях нехватки людей приходилось использовать офицеров запаса, в основном не имевших высшего военного образования41. Поэтому число офицеров с высшим и средним военным образованием снизилось с 79. 5% (на 1 января 1937 г.) до 63% (на 1 января 1941 г. )42. Правда, в абсолютных цифрах при

увеличении офицерского корпуса в 2. 8 раза число офицеров с высшим и средним военным образованием возросло в 2. 2 раза - с 164 309 до 385 136 человек43. Как справедливо отмечают авторы книги "1941 год - уроки и выводы", на невысоком образовательном уровне офицерского корпуса РККА не могло не сказаться увольнение из армии бывших царских офицеров, в результате чего произошел определенный разрыв в процессе формирования комсостава вооруженных сил44. Ю. Ю. Юмашева, анализируя сведения о 321 высшем военачальнике периода войны, отмечает, что 72. 3% из них имели высшее военное образование, причем 94 человека получили его еще в дореволюционное время. 12 имели ученую степень к 1941 г.. 165 владели иностранными языками. Именно этот достаточно высокий, по мнению автора, образовательный уровень являлся одним из критериев, от которого в то время зависела военная карьера45. Д. М. Проэктор. В. А. Анфилов. А. М. Самсонов. Л. А. Киршнер. В. М. Кулиш считают, что репрессии сказались на уровне военно-научных разработок, и это повлекло отказ от многих положений военной теории, разработанных в конце 20-х - 30-е гг. Так. Д. М. Проэктор полагает, что репрессии способствовали отказу от теории "глубокой наступательной операции", к которой вновь вернулись лишь в 1940 г.

Автор не только не объясняет, почему произошел этот поворот, но и не приводит никаких доказательств тому, что он вообще имел место. Ведь если бы это действительно случилось, армия получила бы новые воинские уставы и наставления, кардинально отличающиеся от принятых до 1937 г.. и в 1940 г. этот процесс пошел бы в обратном направлении. Однако ничего подобного не происходило, поэтому версия Д. М. Проэктора повисает в воздухе. Столь же надуманной представляется версия А. Н. Мерцалова и Л. А. Мерцаловой. считающих, что после репрессий в РККА у Советского Союза не было военной доктрины.

Поскольку военной доктриной называется "принятая в государстве в данное определенное время система взглядов на сущность, цели и характер будущей возможной войны, на подготовку к ней страны, вооруженных сил и на способы ее ведения", устранение части командного состава отнюдь не отменяет ее наличия, так как ее принципы закреплены в воинских уставах и наставлениях вооруженных сил.

Мельтюхов М.И.

См. также

К теме репрессий в Советском Союзе вообще и в Красной Армии, в частности, впервые обратились отечественные историки в середине 50-х - начале 60-х гг. в период критики “культа личности”

Основной причиной уничтожения руководства армии явились опасения, что оно может попытаться играть самостоятельную политическую роль, угрожая тем самым положению Сталина как единственного вождя армии и народа

Другие новости и статьи

« Сталин и начало Великой Отечественной войны

Особенности нынешнего мирового кризиса и войны »

Запись создана: Суббота, 18 Апрель 2020 в 3:00 и находится в рубриках Новости.

метки: , , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика