Система материальной подготовки и использование отраслей народного хозяйства воевавших стран для нужд войны

Для успешного ведения войны огромное значение имеет своевременное и наиболее полное обеспечение войск предметами вооружения, снаряжения и другими видами военного снабжения. В этом отношении при составлении планов материального обеспечения вооруженных сил на время войны определяющее значение имеют следующие факторы: 1) правильная оценка размаха и длительности предстоящей войны; 2) установленные на военный период нормы снабжения предметами военного довольствия, вытекающие из правильной оценки характера предстоящих боевых операций и возможного расхода материальных средств в ходе войны.
Составляя планы материального обеспечения вооруженных сил на время предстоящей войны, генеральные штабы европейских стран, во-первых, ориентировались на краткосрочную войну, во-вторых, слепо опирались на опыт войн второй половины XIX и начала XX в. без надлежащего учета тех изменений, которые произошли за последние десятилетия в области экономики и военной техники.
Неправильно оценивая характер предстоящей войны, генеральный штаб каждой страны все свое внимание сосредоточил на подготовке вооруженных сил, а материальное обеспечение армии ограничивалось созданием запасов в мирное время и подготовкой военной промышленности, транспорта и финансов в масштабе, обеспечивающем нужды армии на несколько месяцев войны.
В основе системы боевого снабжения армии лежал принцип: война ведется за счет накопленных в мирное время запасов вооружения и боеприпасов, пополнение их во время войны должно происходить за счет продукции кадровых военных заводов. Гражданская промышленность как база боевого снабжения армии совершенно не учитывалась.
Исходными данными для определения запасов боевого снабжения служили численность армии, нормы пополнения расхода и износа вооружения и намеченная длительность войны. Нормы боевого снабжения определялись главным образом на основе опыта последних войн. Развитие же производительных сил и рост военной техники перед началом войны учитывались в недостаточной степени.
К началу войны запасы боевого снабжения во всех армиях вместе с намечавшейся текущей продукцией военных заводов были рассчитаны на срок, близкий к одному году.
Однако вследствие напряженности боев и огромного размаха операций расход материальных средств оказался слишком большим уже в первые месяцы войны и значительно превзошел установленные до войны нормы. В результате накопленные в мирное время запасы оружия и боеприпасов были израсходованы в первые два — три месяца войны.
Так как запасы боевого снабжения были израсходованы, а продукция немногочисленных военных заводов [64] не могла удовлетворить требования фронта, в сентябре 1914 г. начался кризис боевого снабжения. К этому времени французская артиллерия израсходовала свыше 60% всех своих боевых запасов и была вынуждена ожидать пополнений. Поэтому французскому командованию пришлось отказаться от непосредственного развития успеха боев на р. Марна.
Трудности в снабжении боеприпасами в начале войны выявились и в германской армии. В своих записках Людендорф отмечает: «С сентября 1914 г. мы стали перед лицом тяжелой катастрофы в деле боевого снабжения… Нужды могли быть покрыты только частично; сверх того, они значительно варьировались в зависимости от времени года и общего оживления операций, тогда как фабрикация, пережив кризис осени и зимы 1914 г., увеличивалась постепенно и небольшими скачками. В результате… приходилось или отказаться от желательных операций или понуждать войска соблюдать экономию».
Вследствие затруднения в области боевого снабжения во всех воевавших странах остро встал вопрос о срочном привлечении всех отраслей промышленности для производства предметов военного снабжения. Однако мобилизация промышленности растянулась на продолжительный срок, что не соответствовало темпам нарастания потребностей фронта.
Первоначально выявился недостаток в артиллерийских снарядах, винтовках, пулеметах, порохе и взрывчатых веществах. Прогрессивно нарастали потребности в артиллерийских орудиях, аэропланах, средствах транспорта и связи, фортификационном имуществе и других предметах военно-технического снабжения. Затем, когда появились новые средства борьбы — отравляющие вещества и противогазы, траншейные орудия, танки и др., потребовалось их массовое производство.
Потребность в боеприпасах во время войны достигла колоссальных размеров. Так, например, русской армии ежемесячно требовалось 200 тыс. винтовок и 200 млн. винтовочных патронов. В германской армии расход патронов достигал 250 млн. штук в месяц.
Еще более показательны данные о расходе артиллерийских снарядов. Месячная потребность русской армии в снарядах для орудий малых калибров определялась в 1916 г. в 16 млн. штук. На франко-германском фронте [65] расход снарядов значительно превышал и эти высокие показатели. Так, в боях под Верденом в 1916 г. французы за 16 дней израсходовали 10,6 млн. малокалиберных снарядов; германская артиллерия за 90 дней выпустила 17 млн. снарядов преимущественно крупных калибров. В наступлении 1918 г. на французском фронте было израсходовано 33 млн. снарядов. Расход боеприпасов на отдельных участках фронта в период наступления 1918 г. превышал 500 тыс. выстрелов в день.
Расход снарядов всех калибров за 1918 г. выражается в следующих цифрах (см. табл. 4){29}.
Таблица
За 10 месяцев | Среднемесячный расход | |
Французская армия | 81 070 тыс. | 8 100 тыс. |
Английская армия | 71 445 « | 7 400 « |
Американская армия | 8 100 « | 800 « |
Германская армия | 90 000 « | 9 000 « |
За все время войны французская армия израсходовала 163,6 млн. снарядов 75-мм калибра, английская армия на Европейском театре — 170,4 млн. снарядов всех калибров, германская армия — 285,2 млн. снарядов разных калибров.
Война же, как известно, поглощает не только снаряды, патроны и средства вооружения; ее потребности охватывают весьма разнообразный ассортимент предметов военного снабжения. Так позиционная война для производства оборонительных работ потребовала огромное количество инженерных средств. Переброска войск, подвоз в армию необходимого имущества и эвакуация излишнего потребовали большого количества всех видов транспорта. Для обеспечения потребностей миллионных армий в обмундировании и снаряжении потребовалось колоссальное количество соответствующих средств.
Номенклатура военных потребностей по наименованию превышала десятки тысяч предметов военного снаряжения, и фронт поглощал решительно все, что могло дать народное хозяйство; в этом смысле военный спрос носил универсальный характер. [66]
Война 1914–1918 гг. предъявила колоссальные требования к промышленности и поставила ее на первое место в общей системе материального обеспечения вооруженных сил.
В России с начала войны по 1 сентября 1917 г. военные расходы, слагаемые из расходов на снаряжение и снабжение армии и флота, на помощь семьям солдат и беженцам, на постройку новых и усиление существующих железных дорог и т. п., составили сумму в 41 392,7 млн. рублей. Из этой суммы на содержание армии и флота приходится 33092,5 млн. рублей, то есть около 80%. Если принять во внимание, что на заготовку для армии сельскохозяйственных продуктов было израсходовано 2473,7 млн. рублей, то есть около 6% от общей суммы военных расходов, а денежное довольствие составляло 8–10% к общей сумме, то расходы на предметы артиллерийского, химического, инженерного и других видов военно-технического снабжения армии составят в среднем около 65% от общей суммы расходов на содержание армии и флота. Расходы на содержание армий в иностранных государствах составили около 75% от всей суммы непосредственных расходов на войну.
Это свидетельствует об огромном удельном весе стоимости промышленной продукции в общей сумме расходов на войну и о степени использования промышленности для обеспечения потребностей современной войны.
В условиях огромных потребностей войны 1914–1918 гг. каждая отрасль промышленности обслуживала фронт, изготовляя те или иные предметы военного снабжения. Выступая в роли основного источника материального обеспечения фронта, промышленность обеспечивала потребности армии в огнестрельном оружии, в артиллерии, снарядах, танках, радиотелеграфном имуществе и тому подобных средствах, являющихся основными элементами в системе военного снабжения.
Современная война поглощает огромное количество различных видов сырья, превращаемого в предметы вооружения и снаряжения. Страна, располагающая достаточным количеством основных видов военно-стратегического сырья, при всех других благоприятных условиях может обеспечить воспроизводство военной техники и наладить [67] бесперебойное и материальное снабжение вооруженных сил. Именно поэтому проблема сырья тесно связывается с проблемой материального обеспечения фронта и тыла и в известной мере с планами военных операций. Именно поэтому в каждой стране так остро ставится вопрос об обеспечении промышленности сырьем в условиях военного времени.
В первую мировую войну затруднения в снабжении промышленности сырьем возникли во всех воевавших европейских странах. Германия и Австро-Венгрия были лишены возможности импортировать сырье из заокеанских стран в результате блокады, Англия сократила импорт сырья вследствие недостатка морского транспорта. Что касается сырья внутреннего происхождения, то его заготовка уменьшилась в Германии, Франции и других странах вследствие падения производства. Заготовка сельскохозяйственного сырья значительно сократилась в воевавших европейских странах вследствие сокращения посева технических культур и уменьшения поголовья скота.
Вопрос снабжения промышленности сырьем наиболее остро стоял в Германии. Блокада, вызвавшая прекращение импорта цветных металлов, серного колчедана, чилийской селитры, хлопка, шерсти, кожи и других видов сырья, создала крайне тяжелые условия для снабжения германской промышленности сырьем. Правда, это способствовало развитию заменителей дефицитного сырья. Однако производство заменителей восполняло недостаток сырья лишь по некоторым его видам. Резкое несоответствие между спросом и предложением сырья вынудило германское правительство стать на путь жесткого регулирования сырьевого снабжения и замены дефицитного сырья другими видами материалов.
Вооруженные силы предъявили сельскому хозяйству большие требования на продовольствие и фураж.
Табл. 5 показывает расход продовольствия и фуража русской армией в 1914–1917 гг. (в тыс. т).
Суточный расход русской армии в октябре 1917 г. составлял (в т): муки — 10 000, крупы — 2000, мяса — 2000, жиров — 1000, овса — 9000, сена — 25 000. Для доставки этого количества продовольствия и фуража на фронт необходимо было ежедневно более 60 поездов по 50 вагонов.
Таблица
Годы | Мука | Крупа | Мясо | Жиры | Овес и ячмень | Сено |
1914 | 390 | 56 | 225 | 25 | 877 | 2080 |
1915 | 1970 | 258 | 850 | 108 | 2570 | 3550 |
1916 | 3530 | 583 | 1364 | 191 | 4910 | 5630 |
1917 | 3750 | 500 | 1300 | 187 | 2910 | 8330 |
9640 | 1397 | 3739 | 511 | 11267 | 19590 |
Годовое потребление мяса русской армией в 1915 г. составило 60% довоенного потребления мяса всем населением России. В 1916 г. в армию шло до 45–50% товарного хлеба, что значительно сокращало потребление хлеба гражданским населением.
Легкая промышленность, изготовлявшая предметы военного снабжения, нуждалась в большом количестве текстильного сырья. Потребность в этом виде сырья во время войны была велика и определялась количеством обмундирования, обуви и снаряжения, необходимых для многомиллионной армии.
В первую мировую войну для снабжения русской армии потребовалось 50 млн. шинелей, 65 млн. пар обуви, 12 млн. полушубков, 15 млн. пар валенок, 21 млн. телогреек и фуражек, 30 млн. ватных брюк. Производство этих предметов вещевого довольствия было связано с громадным расходом сельскохозяйственного сырья. Достаточно сказать, что на изготовление одной шинели в среднем нужен настриг шерсти с 1,8 овцы, а для пошивки 12 млн. армейских полушубков, при среднем расходе шесть овчин на один полушубок, необходимо около 72 млн. овчин; для изготовления 15 млн. пар армейских валенок, при среднем расходе до 2,5 кг шерсти на одну пару, требуется до 37 500 т шерсти.
Для удовлетворения потребностей вооруженных сил в первую мировую войну широкие размеры приняла реквизиция скота, лошадей, повозок и т. п. для непосредственных нужд армии. Реквизиции производились преимущественно у трудового населения.
Во время войны 1914–1918 гг. огромная роль принадлежала железнодорожному транспорту, связывающему фронт с тылом страны. Если промышленность и [69] сельское хозяйство являлись базой производства предметов военного снабжения (промышленность — преимущественно военно-технических средств, сельское хозяйство — предметов питания), то своевременная подача материальных ресурсов и людских пополнений на фронт и эвакуация больных и раненых зависела от бесперебойной работы железнодорожного транспорта. Транспорт обеспечивал также проведение мобилизации вооруженных сил и сосредоточение армий в зоне стратегического развертывания. Транспорт позволял производить массовую переброску войск с одного участка фронта на другой и сосредоточивать в соответствующих районах боевые резервы.
Наиболее напряженную работу по военным перевозкам железнодорожный транспорт выполнял в период мобилизации и сосредоточения войск на театре войны. Перевозки в связи с мобилизацией и сосредоточением вооруженных сил характерны своей массовостью и срочностью. Необходимо было в считанные дни перевезти миллионы людей, сотни тысяч лошадей, десятки тысяч повозок, огромное количество орудий, боеприпасов и других материальных средств в назначенные места. Железнодорожный транспорт в этот период явился ускорителем процесса мобилизации и сосредоточения.
Железнодорожный транспорт играл огромную роль и в оперативных перевозках. Во время войны каждая крупная боевая операция строилась с учетом использования железных дорог. При разработке и осуществлении планов боевых операций всегда ставился вопрос: в какой зависимости от провозоспособности железных дорог и наличных ресурсов гужевого транспорта находится план боевых операций. Крупные наступательные операции требовали сосредоточения в направлении главного удара новых стрелковых дивизий, артиллерийских и авиационных частей, многочисленных войск вспомогательного назначения (связи, инженерных и т. п.). Перевозка войск в район наступления вызывала значительное напряжение всех видов транспорта.
Для успешной боевой деятельности войск необходимо беспрерывное снабжение. Фронт требовал систематически продовольствие, одежду, упряжь, боевые припасы и т. д. Все это должно было быть своевременно и в достаточном количестве подвезено из тыла страны и сосредоточено на театре военных действий в соответствующих [70] складских помещениях для того, чтобы непрерывно поддерживать питание армии и этим обеспечивать боевую мощь войсковых частей. Эта весьма важнейшая задача осуществлялась железными дорогами в сочетании с гужевым транспортом. Непрерывно работающие железные дороги нормальной колеи с мощным подвижным составом являлись основным средством переброски военного снабжения из тыла страны в действующую армию.
Войска на фронте несли ежедневно большие потери в людях, для пополнения убыли необходимо было регулярное комплектование войсковых частей. Эта задача осуществлялась также при помощи железнодорожного и гужевого транспорта.
Железнодорожный транспорт обеспечивал перевозку больных и раненых с фронта в тыл страны. Такого рода перевозки во время войны составляли весьма значительную долю в общей массе воинских перевозок.
Все это говорит об огромном значении железнодорожного транспорта в области военных перевозок. Железные дороги во время мировой войны являлись важнейшим фактором стратегии, орудием оперативного маневра и органом снабжения.
Таким образом, грандиозный масштаб и затяжной характер первой мировой империалистической войны, крайнее напряжение вооруженной борьбы и обусловленные ими колоссальные материальные потребности вооруженных сил привели к обращению «всех производительных средств на служение делу войны…»Эта война впервые в истории человечества «поставила себе на службу все народное хозяйство воюющих стран, создав бронированный кулак государственного капитализма». В военных целях были использованы не только материальные ресурсы воюющих стран, но и материальные средства значительного числа нейтральных государств. Следовательно, материальной базой первой империалистической войны 1914–1918 гг. явились почти все производительные силы мирового капиталистического хозяйства.
См. также Продолжительность войны и обширность театров военных действий
Развитие военной техники и изменение способа вооруженной борьбы
Шигалин Г. И. Военная экономика в первую мировую войну
Другие новости и статьи
« История советского военного космоса
Горная бригада стала самым южным форпостом Вооруженных сил России »
Запись создана: Среда, 29 Июнь 2011 в 18:48 и находится в рубриках Новости.
метки: диссертация, война, военная экономика
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика