14 Февраль 2019

Англия в в XVII — XVIII вв. она была сильнейшей торгово-капиталистической державой, захватившей обширные колониальные владения во всех частях света

oboznik.ru - Англия в в XVII — XVIII вв. она была сильнейшей торгово-капиталистической державой, захватившей обширные колониальные владения во всех частях света
#экономика#история#военная экономика#анелия#общество#промышленность

В конце XVIII в. изобретение паровой машины, текстильных машин и современных методов получения железа создали условия для развития в Англии крупной машинизированной промышленности.

За счет колоний, захваченных во всех частях света, Англия усиливала свою промышленность. В течение первых трех четвертей XIX в. английская промышленность давала больше продукции, чем промышленность всех остальных стран, вместе взятых. Вследствие этого Англия была основным поставщиком товаров, «фабрикой мира», мировым денежным и торговым центром.

С 70-х годов XIX в. в Англии заметно обнаруживается замедление темпа роста промышленности. Однако английская промышленность продолжала занимать значительный удельный вес в народнохозяйственном производстве. В промышленности и торговле Англии перед войной 1914–1918 гг. было занято 73%, а в сельском хозяйстве лишь 8,5% самодеятельного населения. По мощности промышленных двигателей (10,5 млн. лошадиных сил) Англия занимала второе место в мире после США (23,3 млн. лошадиных сил). Разница между этими данными колоссальная, но необходимо учитывать то обстоятельство, что в США были учтены двигатели всей промышленности, а в Англии лишь обрабатывающих отраслей индустрии.

По добыче каменного угля Англия занимала второе место в мире после США. В 1913 г. в Англии было добыто 292 млн. т угля. Этого количества было достаточно не только для удовлетворения внутренних потребностей, но и для экспорта, который в 1913 г. составил 75 млн. т.

По добыче железной руды Англия стояла на четвертом месте в мире после США, Германии и Франции. В 1913 г. в Англии было добыто 16,2 млн. т железкой руды. Этого количества не хватало для внутреннего потребления, вследствие чего 7,6 млн. т руды ввозилось из-за границы. По выплавке чугуна и производству стали [78] Англия стояла на третьем месте в мире после США и Германии.

Англия являлась крупным потребителем цветных металлов. Однако лишь небольшое количество она добывала на своей территории. Олово в Англии производилось лишь в размере 10–15% потребности, да и то главным образом из руды, привозимой из Боливии, Нигерии и других стран. Но британский капитал контролировал % мирового производства олова. Английские капиталисты являлись собственниками предприятий по добыче олова в Британской Малайе, Австралии и Нигерии. Свинцом Англия была обеспечена за счет собственных ресурсов в размере 5–6% потребления, цинком в размере 10%. Однако она имела возможность полностью покрывать потребность в этих цветных металлах за счет Австралии и Канады. Внутреннее производство меди в Англии обеспечивало около 5% потребления. Но потребность в меди Англия могла целиком покрыть за счет Австралии, Канады и Чили. Следовательно, Англия по цветным металлам хотя и зависела от импорта, но возможность получения любого из цветных металлов из заокеанских стран освобождала английскую промышленность во время войны от необходимости прибегать к всевозможным сплавам и заменителям цветных металлов.

Машиностроительная промышленность Англии стояла на высокой ступени развития. Она специализировалась преимущественно на высококачественных и дорогих изделиях. Важнейшими видами машиностроения являлись судостроение, производство котлов, паровых машин, паровозов, текстильных машин, портового оборудования.

Судостроение являлось важнейшей отраслью машиностроения Англии. В начале 90-х годов прошлого столетия на английские верфи падало 90% мирового пароходного строительства. В начале XX в. удельный вес английской судостроительной промышленности стал падать вследствие роста американской, германской и японской судостроительной индустрии. Однако в 1913 г. Англия по количеству выстроенных судов стояла на первом месте в мире.

Обладая мощной машиностроительной промышленностью, Англия могла не только полностью обеспечить потребности своего народного хозяйства, но и экспортировать огромное количество машин. В 1913 г. из Англии [79] было экспортировано машин на 37 млн. фунтов стерлингов.

Английская текстильная промышленность по степени своего развития стояла на первом месте в мире. В 1913 г. в ней было веретен больше, чем в США, Германии и «Франции, вместе взятых. Общая сумма капитала, вложенного в английскую текстильную индустрию перед войной, достигала 250 млн. фунтов стерлингов. Экспорт хлопчатобумажных тканей в 1913 г. составил 6334 млн. м.

Однако по текстильному сырью Англия находилась в полной зависимости от внешнего мира. Хлопок она получала из своих африканских колоний (Кения, Уганда, Квинсленд), Англо-Египетского Судана и Египта. Шерсть Англия в основном ввозила из Австралии, Новой Зеландии, Южно-Африканского Союза и Аргентины, лен из России, джут из Индии. Кожевенное сырье Англия получала главным образом из Аргентины и Уругвая, так как собственное животноводство обеспечивало лишь 15% потребности промышленности. Все это свидетельствует об огромной зависимости легкой промышленности Англии от внешних источников сырья.

Сельское хозяйство Англии начиная с 70-х годов XIX в.. находилось в состоянии хронического кризиса, сопровождаемого разорением и вытеснением мелких фермеров и сокращением обрабатываемой площади.

Одной из основных причин, тормозящих увеличение сельскохозяйственного производства, являлось то, что огромные, пригодные для обработки земельные владения дворянско-буржуазной касты использовались как парки, спортивные площадки, ипподромы, угодия для охоты и т. д.

Сильным тормозом для развития сельского хозяйства Англии и одной из важнейших причин высоких цен на сельскохозяйственные продукты являлась высокая земельная рента, служившая основой обогащения земельных магнатов. Большую часть сельскохозяйственной продукции давали крупные капиталистические, фермы, владевшие участками земли от 20 до 120 га. На каждую ферму в среднем приходилось два — три рабочих. Рабочие составляли основную массу сельского населения Англии.

Дороговизна земли и конкуренция более дешевого импортного хлеба заставляли английских фермеров заниматься [80] преимущественно животноводством, огородничеством и садоводством.

Сельское хозяйство Англии лишь частично обеспечивало потребности населения в продовольствии. Вследствие этого страна находилась в зависимости от ввоза основных видов продовольствия, что являлось слабым местом в ее экономике.

Несмотря на недостаток продовольствия и сырья, следует считать, что довоенная экономика Англии представляла собой сравнительно мощную материальную базу, которая в военное время могла удовлетворить потребности многомиллионной армии.

Однако экономика Англии оказалась не подготовленной к ведению длительной войны, так как план материального обеспечения вооруженных сил предусматривал использование в военное время лишь кадровой военной промышленности.

Англия располагала крупными государственными и частными военными заводами. Государственные заводы — орудийный завод в Вульвиче, оружейные заводы в Вульвиче, Энфильде и Квебеке — по своей производительности имели относительно небольшое значение по сравнению с частными заводами, которые до расцвета германской фирмы Круппа снабжали почти весь мир оружием. Из числа частных английских военных заводов огромную роль играли фирмы Виккерс и Армстронг-Виттворт. Последняя располагала до войны акционерным капиталом в 140 млн. фунтов стерлингов, на ее предприятиях работало 25 тыс. рабочих.

Однако гражданская промышленность не рассматривалась как база материального обеспечения вооруженных сил в военное время. Вследствие этого Англия в первые годы войны не могла обеспечить в полной мере потребности даже своей немногочисленной сухопутной армии.

Но высокий уровень развития английской промышленности дал возможность развернуть военное производство в стране в последующий период войны до огромных размеров, что позволило удовлетворить не только потребности своей армии, но частично и нужды армий союзников.

Франция вступила на путь усиленного развития капитализма в период с 1852 по 1870 г. За это время стоимость промышленной продукции увеличилась почти в три раза. Длина железных дорог возросла с 3685 до 17 440 км. [81]

В последней четверти XIX в. темпы экономического развития Франции значительно замедлились. По уровню промышленного производства в 60-х годах XIX в. Франция занимала второе место в мире после Англии, а в 80–90-х гг. XIX в. она оказалась позади США, Англии и Германии.

В начале XX в. Франция переживала промышленный подъем. Усилились темпы развития металлургии: с 1900 по 1913 г. добыча железной руды увеличилась в четыре раза, производство стали — более чем в три раза. Быстро росли новые отрасли промышленности — электротехника, химия, автомобилестроение. В связи с усилением концентрации производства появились мощные концерны — Шнейдера, Кюльмана и др. Тем не менее по темпам индустриального развития Франция продолжала отставать от молодых капиталистических стран — США и Германии. Во Франции все еще велика была доля мелких промышленных предприятий: в 1906 г. она составляла 58,1%. По мощности промышленных двигателей Франция занимала четвертое место в мире после США, Англии и Германии.

По добыче угля Франция также отставала от этих стран, добывая лишь 41 млн. т (включая бурый уголь). Собственного угля для удовлетворения потребностей Франции не хватало, и она ввозила из-за границы около 25 млн. т.

По добыче железной руды Франция стояла на третьем месте в мире после США и Германии. В 1913 г. во Франции было добыто 21,5 млн. т железной руды. Несмотря на то, что этого количества руды вполне хватало для металлургической промышленности, по выплавке чугуна и производству стали Франция находилась на четвертом месте в мире. В 1913 г. в стране было выплавлено 4,9 млн. т чугуна и 4,3 млн. т стали.

Машиностроительная промышленность была развита сравнительно слабо. Однако автомобильная и авиационная промышленность достигла сравнительно высокого уровня. Накануне войны во Франции было свыше 100 тыс. легковых автомобилей, но производство грузовых автомобилей, имеющих важное значение для армии, было развито слабо и составляло всего лишь 200 штук в месяц.

Химическая промышленность включала главным образом заводы по переработке фосфатов, мыловаренные, [82] содовые, сернокислотные заводы и многочисленные небольшие парфюмерные фабрики. В области красящих веществ Франция зависела от Германии. Наблюдался также недостаток серы и азотистых соединений (селитра).

Текстильная промышленность Франции была развита сравнительно недостаточно. Так, хлопчатобумажная отрасль насчитывала в 1913 г. 7,4 млн. веретен, в то время как в Германии их было 11,4 млн., а в Англии 56 млн. веретен.

Военная промышленность была развита хорошо. Накануне войны во Франции было 6 арсеналов и 23 государственных военных завода, в том числе: 10 пороховых, три оружейных, четыре снарядных, один патронный, один трубочный и четыре орудийных. На перечисленных заводах и арсеналах до войны работало 57 тыс. человек. Из частных военных заводов наиболее крупную роль играли заводы Шнейдер и Сен-Шамон.

Однако в мобилизационно-экономическом отношении Франция оказалась не подготовленной к большой войне. В процессе подготовки к войне французский генеральный штаб, рассчитывая на короткий срок, предполагал снабжать свою армию за счет запасов, накопленных в мирное время.

Мобилизационный запас 75– и 175-мм снарядов был установлен в 5 млн. штук, то есть 12,5 тыс. снарядов в день, запас винтовочных патронов — в 1338 млн. штук, то есть 3345 тыс. патронов в день. Для пополнения боеприпасов было предусмотрено ежедневное изготовление 14 тыс. 75-мм снарядов и 2600 тыс. винтовочных патронов. Изготовление этого количества боеприпасов было возложено на государственные военные заводы, для обеспечения производственной программы которых необходимые кадры специалистов и рабочих были освобождены от мобилизации. Что же касается гражданской промышленности, то ни одно предприятие не было включено в мобилизационный план и ни за одним из них не была забронирована рабочая и техническая сила

Следовательно, и Франция оказалась не подготовленной к ведению большой войны. [83]

См. также Продолжительность войны и обширность театров военных действий

Развитие военной техники и изменение способа вооруженной борьбы

Система материальной подготовки и использование отраслей народного хозяйства воевавших стран для нужд войны

Германия накануне первой мировой войны по уровню индустриального развития стояла на втором месте после США

Шигалин Г. И. Военная экономика в первую мировую войну

Другие новости и статьи

« Сильвестр и Алексей Адашев: парадигма жизни российских реформаторов в действии

Экономика Северо-Западного региона накануне войны с белофинами (1939-1940 гг.) »

Запись создана: Четверг, 14 Февраль 2019 в 0:11 и находится в рубриках Новости.

метки: , , , , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика