8 Июль 2011

Правительство сократило расходы, чтобы в 2012 году хватило на силовиков

oboznik.ru - Правительство сократило расходы, чтобы в 2012 году хватило на силовиков

На заседании правительства будут рассмотрены основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. В проектировках бюджета, с которыми ознакомился “Ъ”, нет ни снижения бюджетного дефицита, ни роста резервного фонда, ни большой приватизации, ни финансирования инноваций, ни даже резкого роста социальных расходов. В бюджете растут траты на военно-правоохранительную деятельность при сокращении всех остальных расходов — от здравоохранения и образования до межбюджетных трансфертов. В год президентских выборов силовики начнут получать то, что, по мнению правительства, все остальные уже получили раньше.

Одновременно с основными характеристиками бюджета сегодня правительству предстоит одобрить еще несколько ключевых бюджетных вопросов — основные направления налоговой и таможенно-тарифной политики и предельные объемы бюджетных ассигнований на 2012-2014 годы. Как следует из материалов Минфина, направленных вице-премьером и министром финансов Алексеем Кудриным в Белый дом 5 июля (имеются в распоряжении “Ъ”), никаких намеков на снижение бюджетного дефицита до нулевого уровня не присутствует. В ближайшие два года Минфин планирует дефицит на уровне 2,7% и только в 2014 году снижает его до 2,3%.

Источник в правительстве, комментировавший вчера бюджетные расчеты, но пожелавший остаться неизвестным, объяснил: “При таком уровне цен на нефть дефицит должен был быть еще ниже. Но поставленные задачи, главным образом связанные с проведением реформы денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих, решения по сокращению ставок социальных взносов, на данный момент привели к другим характеристикам”. Ситуацию не спасли даже принятые решения по акцизам на табак и алкоголь и налогам “Газпрома”. В бюджетных документах нет и следов “большой приватизации”: в 2012-2014 годах от продажи госимущества предполагается получить порядка 0,9 трлн руб., что с призывами президента с 1 августа представить ему планы снижения госпакетов в АО ниже контрольного пакета согласуется плохо.

Но и в отсутствие приватизационных доходов жесткого бюджета у правительства не получилось. В правительстве уже признают, что в 2015 году не удастся перейти на нулевой дефицит, “но этот вопрос сейчас находится вне рамок обсуждения”, сказал правительственный источник. По его словам, бездефицитный бюджет был бы возможен при цене нефти в $125 за баррель, но бюджет посчитан исходя из среднегодовой стоимости нефти Urals в $93 за баррель в 2012 году. Предполагается, что резервный фонд будет пополняться в 2012 году на 164 млрд руб. и в 2013 году — на 51 млрд руб.: на этом взносы в фонд прекратятся.

Вместо бездефицитного бюджета Минфин представит сегодня вполне военно-правоохранительный бюджет. В нем уже на раннем этапе подготовки бюджета снижены практически все расходы на национальную экономику, образование, ЖКХ и межбюджетные трансферты. Сократив финансирование национальной экономики, правительство намерено в следующем году продолжить наращивать расходы на национальную оборону (20,5% к 2011 году), нацбезопасность и правоохранительную деятельность (37,2%) и, в меньшей степени, на социальную политику (20,4%). Еще в мае Минфин утверждал, что бюджет не сбалансируется на 536,6 млрд руб. в 2012 году. Вчера в правительстве объяснили “Ъ”, что необходимая оптимизация расходов состоялась — но “оптимизировалось только дополнительное увеличение расходов, а действующие обязательства не трогали”.

Само по себе снижение ставок соцплатежей с 34% до 30%, включенное в конструкцию бюджета, немного усугубило проблемы бюджета на 2012-2014 годы, но ее характер не определило. В 2011 году трансферты в Пенсионный фонд составляют 2,34 трлн руб., в бюджете-2012 они вырастают до 2,62 трлн руб., а в 2014 году увеличиваются до 3,15 трлн руб. Однако на покрытие собственно дефицита ПФР в 2012 году пойдет 1,06 трлн руб. и 1,36 трлн руб. в 2014 году — остальное является расходами самого государства, администрируемыми фондом, и стоимостью многочисленных инициатив Белого дома по соцобеспечению — от валоризации пенсионных прав до софинансирования пенсионных накоплений.

Социальные акценты в бюджете сохраняются, но также в милитаристском варианте. Так, расходы на “публичные нормативные и иные социально значимые обязательства” растут с 454 млрд. руб. в 2011 году до 646,5 млрд. руб. в 2012 году (рост на 42%) и нарастают до 700 млрд руб. в 2012 году. Однако это в основном те же военные траты: основные растущие статьи — увеличение пенсий военнослужащим (это половина обязательств, рост расходов по ним в 2012 году в сравнении с 2011 годом — 79%), пособия и компенсации им же, военная накопительно-ипотечная система, выплаты ветеранам и, в меньшей степени,— финансирование борьбы с безработицей, расходы на которое падают на 40% в 2012 году, а затем еще вдвое в 2014 году.

Пиетета к модернизации и инновационным инициативам президента Дмитрия Медведева Минфин не испытывает — с этими расходами в 2012-2014 годах будет происходить то же самое, что и с остальными. Финансирование фонда “Сколково” упадет с 27,1 млрд руб. в 2012 году до 17,1 млрд. руб. в 2014 году, проекты президентской комиссии по модернизации в 2012 году получат 10 млрд руб., в 2013 году — 6,3 млрд руб., в 2014 году — 3,6 млрд. руб. Минфин дает то же самое объяснение снижению трат, что и в случае, например, федеральных целевых программ,— эти расходы целевые, рано или поздно цели должны быть достигнуты, и как раз на 2012-2014 годы приходятся формальные сроки завершения большинства крупных госпроектов, начатых в 2002-2007 годах.

Эта логика объясняет и очевидную милитаризацию бюджета на 2012-2014 годы. Именно в военной и правоохранительной сферах до 2009 года крупных реформ (и, соответственно, расходов) не было, и основной тезис бюджетных проектировщиков — “теперь дошли руки и до военных, остальные получили свое раньше”. Этой логике подчинен практически весь бюджет на 2012-2014 годы. Так, рост расходов на военные исследования и НИОКР будет сопровождаться сокращением расходов на гражданскую науку: в 2012 году федеральный бюджет потратит на нее 255 млрд руб., в 2013 году — 245 млрд руб., в 2014 году — 199 млрд руб.

Реальный характер бюджета на 2012-2014 годы прекрасно осознается и в Минфине, и в правительстве — об этом свидетельствует в документах к заседанию таблица “Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета в реальном выражении к уровню 2008 года”. К уровню самого благополучного года в финансовой истории России доходы федерального бюджета в 2012 году составят 84,8%, в 2014 году — 91,1%. В это же время расходы бюджета в 2012 году будут на 16% больше, а в 2014 году — на 26,2%: потеряв за шесть лет десятую долю доходов и истратив резервный фонд, правительство нарастит траты на четверть, в основном на военно-полицейские цели. Какими бы ни были убедительными объяснения обстоятельств того, как именно это случилось, именно в этом смысл бюджетной конструкции.

Петр Нетреба, Дмитрий Бутрин, Газета "Коммерсант"

Другие новости и статьи

« Арсеналы и хранилища возьмут под жесткий контроль

«Дядя Толя, пусти лифт!». Что для военного ведомства значит быть эффективным собственником? »

Запись создана: Пятница, 8 Июль 2011 в 20:15 и находится в рубриках Новости, Современность, Финансовое.

метки: , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика