10 Октябрь 2018

Родителей погибшего при исполнении служебных обязанностей военнослужащего, проходившего военную службу по призыву, необходимо отнести к членам его семьи

oboznik.ru - Родителей погибшего при исполнении служебных обязанностей военнослужащего, проходившего военную службу по призыву, необходимо отнести к членам его семьи

Наверное, нет ничего страшнее в нашей жизни как потеря близких людей. Труднее всего осознавать гибель родных людей родителям погибших военнослужащих. Такая категория граждан, потерявших своих сыновей, должна иметь, на взгляд автора данной статьи, особый социальный статус. И особенно важно, чтобы они могли практически реализовать социальные гарантии, обусловленные их социальным статусом. Отмеченные в последние годы высокие темпы законотворчества по широкому спектру вопросов социального обеспечения таких граждан свидетельствуют о некоторой стабильности и проработанности действующих законодательных норм. Однако справедливости ради следует признать и другое: назрела необходимость серьезного пересмотра мер социальной защиты, предоставляемых родителям погибших в связи с исполнением обязанностей военной службы военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.

В настоящей статье автор предлагает рассмотреть обстоятельства, при которых в одной ситуации родители погибшего военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеют право на льготы, независимо от того находились ли они на иждивении военнослужащего или нет, и в другой ситуации, чтобы воспользоваться своим правом на определенную льготу у указанной категории граждан существует необходимость быть признанными находившимися на иждивении у сына-военнослужащего. Когда такие ситуации связаны с военнослужащими, проходившими военную службу по контракту, на взгляд автора статьи, все предельно ясно: перечислял денежные средства, приобретал медицинские препараты (и т.д.) своим родителям погибший военнослужащий, проходивший военную службу по контракту, родители в судебном порядке смогут доказать, что они находились на его иждивении. А как быть с военнослужащими, погибшими при исполнении обязанностей военной службы и проходившими военную службу по призыву, которые в силу своего маленького денежного довольствия не могли оказывать действенную помощь своим родителям? Ведь совершенно ясно, что здесь у родителей возникнут огромные трудности при представлении в суд доказательств, что они находились на иждивении у военнослужащего. Не каждый из родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, способен при таком горе, постигшим его семью, обратиться в суд за защитой своих прав.
Например, совершенно непонятно почему родители погибшего при исполнении служебных обязанностей военнослужащего, проходившего военную службу по призыву в районе боевых действий, не отнесены федеральным законодателем к членам семьи военнослужащего пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих"? Родители, воспитавшие достойных сыновей своего Отечества, которые с оружием в руках до последней капли крови защищали свою Родину, не имеют права быть признанными членами его семьи? Это не только не логично, но и социально необоснованно. Молодые граждане мужского пола от 18 до 27 лет, призванные на военную службу, не успев создать свои семьи, зачастую не имея своих детей, погибая на поле брани, защищая свое Отечество, уже не могут обеспечить достойную старость своих родителей, принося своей гибелью лишь вечное горе и чувство несправедливости в этом мире. И не отнести родителей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших при исполнении служебных обязанностей, к членам его семьи не просто не разумно, а на взгляд автора, и социально опасно для общества и социального государства в целом.

В частности, пунктом 2 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" родители военнослужащего отнесены к членам семьи, имеющим право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) военнослужащего; пунктом 4 статьи 24 этого Закона родителям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, предоставлено преимущественное право на социальное и медицинское обслуживание. Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлены льготные условия назначения пенсии по случаю потери кормильца родителям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения службы по призыву.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации. Например, 26 июня 2008 года был издан Указ Президента Российской Федерации N 996 "О дополнительных социальных гарантиях родителям военнослужащих", предоставивший родителям погибшего (умершего) военнослужащего право на бесплатный проезд к месту его захоронения и обратно один раз в год независимо от даты гибели (смерти) военнослужащего и независимо от использования этого права другими лицами, указанными в абзацах шестом-десятом пункта 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Напомним, что в указанных абзацах к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" относятся:
супруга (супруг);
несовершеннолетние дети;
дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В частности пункт 2 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не изменяет перечень лиц, относящихся к членам семей военнослужащих. В этом Законе, как и в других федеральных законах, отсутствуют нормы, распространяющие социальную льготу по ремонту индивидуальных жилых домов на родителей, не находившихся на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего.
В тех случаях, когда граждане перестали находиться на иждивении военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) определение их статуса членов семьи возможно только на основе отношений, существовавших при жизни военнослужащего. Особого внимания заслуживает позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в решении от 13 марта 2008 г. N ГКПИ07-1650. В частности, Верховный Суд указал, что пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и определен перечень этих мер. Ремонт индивидуальных жилых домов за счет средств федерального бюджета не упомянут в названной статье, такая мера социальной защиты предусмотрена другим федеральным законом и для иной категории граждан - для членов семей военнослужащих, потерявших кормильца.
Из указанной правовой нормы следует, что родители военнослужащего, не состоящие на его иждивении, не отнесены к числу членов семей военнослужащих, на которых распространяются установленные социальные гарантии и компенсации, если иное не предусмотрено федеральными законами применительно к конкретным социальным льготам.*(1)
В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки, предусмотренные этим Законом, предоставляются:
1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Исходя из правового смысла этого пункта и его места в системе норм права, закрепленное в нем положение распространяется на те категории граждан и относится к тем мерам социальной поддержки, которые указаны в пункте 1 этой же статьи, и не может применяться в отношении социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных иными федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и определен перечень этих мер. Ремонт индивидуальных жилых домов за счет средств федерального бюджета не упомянут в названной статье, такая мера социальной защиты предусмотрена другим федеральным законом и для иной категории граждан - для членов семей военнослужащих, потерявших кормильца.
По мнению автора, изложенное свидетельствует о том, что родителям погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, не предусмотрен полный пакет социальных гарантий, который предоставляется членам семей указанных военнослужащих.
Это актуализирует настоятельную необходимость внесения серьезных корректив в законодательство о социальной защите членов семей погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.
Представляется целесообразным дополнить пункт 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" абзацем следующего содержания: "родители погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих".
Указанное дополнение позволит распространить предусмотренные указанным Законом социальные гарантии на родителей погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих, как проходивших военную службу по призыву, так и по контракту.

А.В. Ефремов,
начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики

"Право в Вооруженных Силах", N 2, февраль 2011 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) См. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N КАС08-225

Другие новости и статьи

« Роль авторитета и личного примера командира (начальника) в предупреждении нарушений уставных взаимоотношений между военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации

Формирование личности Ф.Ф. Ушакова »

Запись создана: Среда, 10 Октябрь 2018 в 18:33 и находится в рубриках Новости, Современность.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика